Каждый из нас, коммунистов и сторонников нашей партии, должен в нынешних условиях как можно глубже осознать суть ленинского завета «Учиться коммунизму!». По-моему, само время обязывает борцов за коммунистическую идею именно эту задачу поставить, что называется, во главу угла.
Позволю себе начать вот с чего. Известно, К. Маркс и Ф. Энгельс пришли к выводу, что капиталистические отношения, как и все предшествующие им типы производственных отношений (первобытнообщинный, рабовладельческий и феодальный), рано или поздно перестанут стимулировать развитие производительных сил и превратятся в тормоз на пути их дальнейшего прогресса. Результатом станет замена их качественно иными отношениями.
И это время наступило в 1917 году, подтвердив вывод классиков марксизма-ленинизма, что дальнейшее существование капиталистических производственных отношений, основанных только на рыночной взаимосвязи между производством и обращением материальных продуктов и рабочей силы — с одной стороны и их потреблением (использованием) — с другой, с неизбежностью ставит под угрозу само бытие человека и человеческого общества. Тем самым тормозится процесс расширенного общественного воспроизводства в целом. В какой бы форме он ни осуществлялся — экстенсивной или интенсивной.
В силу этого перед миром встала альтернатива: либо уйдёт в небытие капитализм, но сохранится человечество, либо какое-то время капитализм продолжит своё существование, ставя под угрозу жизнь на Земле. Желает того кто-то или нет, но сейчас капитализм находится в состоянии системного краха, все признаки которого налицо. Отсюда окончательная ликвидация этой системы, замена её более прогрессивной — веление времени, которое неумолимо.
Следовательно, вопрос «Что значит учиться коммунизму?» не является ныне умозрительным и надуманным. Он практически очень важен, особенно для настоящего момента, когда перед человечеством встаёт вопрос: если капитализм действительно обречён, то что дальше?.. Может ли человечество продолжить мирно существовать без утверждения на Земле нового, принципиально иного общественного строя — коммунистического? Тем более что стараниями либералов, находящихся под покровительством западного финансово-олигархического капитала, Россия, вскочив в 1990-е годы в капиталистический поезд, оказалась здесь не в вагоне класса «люкс» и даже не в купейном или плацкартном вагонах, а в одном из прицепленных к этому поезду товарняков. Теперь перед нашей страной стоит задача вырваться из него, но не с тем, чтобы пересесть в плацкартный или купейный вагон, а для того, чтобы не погибнуть вместе с поездом, следующим под откос.
Но что ждёт человечество на станции «Коммунизм»? Напомню, как отвечал на этот вопрос И.В. Сталин в беседе с американской рабочей делегацией, которая состоялась 9 сентября 1927 года. «Если дать вкратце анатомию коммунистического общества, — сказал тогда вождь, — то это будет такое общество: а) где не будет частной собственности на орудия и средства производства, а будет собственность общественная, коллективная; б) где не будет классов и государственной власти, а будут труженики индустрии и сельского хозяйства, экономически управляющиеся как свободная ассоциация трудящихся; в) где народное хозяйство, организованное по плану, будет базироваться на высшей технике как в области индустрии, так и в области сельского хозяйства; г) где не будет противоположности между городом и деревней, между индустрией и сельским хозяйством; д) где продукты будут распределяться по принципу старых французских коммунистов: «от каждого по способностям, каждому по потребностям»; е) где наука и искусство будут пользоваться условиями достаточно благоприятными для того, чтобы добиться полного расцвета; ж) где личность, свободная от забот о куске хлеба и необходимости подлаживаться к «сильным мира», станет действительно свободной».
«Ясно, что до такого общества нам ещё далеко», — заключил Иосиф Виссарионович.
Та беседа состоялась 97 лет назад. Но остаётся ли актуальным высказанное И.В. Сталиным представление о коммунизме? Безусловно. И не только потому, что всякое знание по своей природе исторично. Сталин обладал разносторонними знаниями, глубоко постиг историю, хорошо понимал, что деятельность людей непременно опирается на опыт предшествующих поколений. Различные же идеологические представления, разные мировоззрения выступают лишь неодинаковым пониманием (или толкованием) истории.
Понятно, что К. Маркс и Ф. Энгельс совсем не случайно заявили в «Немецкой идеологии»: «Мы знаем только одну-единственную науку, науку истории».
Ведь здесь классики ведут речь о науке не как о системе знаний про закономерности развития природы, общества и мышления, а как о поучительной роли самой истории, свидетельствующей, что «настоящее есть результат прошедшего и указание на будущее». Это высказывание А.М. Горького.
Таким образом, учение о коммунизме выросло из переработки основоположниками марксизма-ленинизма всей суммы идей, развитых в общественных науках самыми передовыми мыслителями предшествующих эпох. То, что для утопических социалистов Сен-Симона, Фурье, Оуэна и других было конечным пунктом, для Маркса и его многочисленных последователей (прежде всего В.И. Ленина и И.В. Сталина) послужило лишь исходной точкой исследования. Для этого было необходимо, взяв из утопического социализма его прогрессивную, революционную сторону, преобразовать её вплоть до научного обоснования главной тенденции общественного развития — тенденции революционной замены капиталистического способа производства социализмом и коммунизмом. И, главным образом, «найти ту общественную силу, которая способна стать творцом нового общества».
Отсюда учиться и научиться коммунизму означает, на мой взгляд, не только сформировать в себе нестандартное мышление, а умение мыслить многосторонне. Кроме того, овладеть знанием законов общественного развития. Дойти до понимания того, что не существует ни одного предмета, который бы не был внутренне противоречив и что противоречие — это «ядро диалектики», выступающей одновременно теорией и методом познания явлений действительности в их развитии, самодвижении. По словам В.И. Ленина, диалектика — это «учение о всестороннем и полном противоречий историческом развитии». Именно в таком значении это понятие употребляется в марксистской философии, построенной на логике синтеза материализма и диалектики.
Только освоив эту логику, а также посредством интеллектуального, эмоционально-волевого и деятельно-практического саморазвития можно достичь целостного восприятия мира, что, по существу, и является мировоззрением, которое принято называть коммунистическим.
Здесь подчеркну особо: то или иное мировоззрение имеется у всех людей. Только у одних оно складывается стихийно (так называемое обыденное мировоззрение), а другие вырабатывают его у себя сознательно, стремясь осмыслить свою собственную жизнь и жизнь общества, своё отношение к миру. Возникает вопрос: как этого достигнуть? Только путём освоения исторического опыта и изучения конкретных наук, прежде всего марксистско-ленинской философии. А мы располагаем теперь и колоссальным опытом построения в СССР социалистического общества — как первой стадии коммунизма.
В конечном итоге характер (отличительное свойство, особенности) мировоззрения определяется уровнем общественного развития, состоянием науки и образования в обществе. Но сами по себе знания, как таковые, ещё не есть мировоззрение, если они не стали убеждениями, воплощёнными в поступки, в практическую деятельность. Отсюда решающим условием формирования научного, а значит и коммунистического мировоззрения является активное участие каждого в жизни общества, в воссоздании всего богатства человеческой и отечественной культуры. «Я хочу направить все науки к одной цели, — давным-давно заявил философ-материалист Спиноза, живший в ХVI веке, — а именно к тому, чтобы мы пришли к высшему человеческому совершенству. Поэтому всё то, что в науках не подвигает нас к нашей цели, нужно будет отбрасывать как бесполезное…».
Коммунизм как общество завершённого гуманизма — это исторически высшая ступень развития общества, на которой невиданно разовьются производительные силы и будут созданы условия для всестороннего развития способностей людей, для достижения ими высшей степени духовной красоты и физического совершенства. Созидание такого общества — закономерный и постепенный процесс. В нём происходит не ломка (как при революционном переходе от капитализма к социализму), а дальнейшее совершенствование принципов социализма. В этом процессе решаются три внутренне интегрированные задачи: создание адекватной этому обществу материально-технической базы; установление нового типа общественных отношений; формирование нового человека.
Надо сказать, что в истории человеческой культуры выдающимся явлением стала теория научного коммунизма. Какие бы оттенки ни принимали спекулятивные построения самых разных философов (включая тех постсоветских «суспильников», т.е. обществоведов, кто отказался от марксизма, деформировав тем самым своё сознание), их объединяет одно: неисторичность мышления, доктринёрство (узость мысли, упорное нежелание считаться с фактами действительности) и догматизм (порочное приспособленчество). Трагедия этих мыслителей состоит в том, что их теории в лучшем случае отражают действительность, но никак не могут за ней угнаться. Они, в отличие от марксизма-ленинизма, не обращены в будущее. Жизнь же, повинуясь скрытым законам диалектики, неумолимо движется вперёд. А значит, теория коммунизма отражает не сами по себе факты действительности, не те или иные преходящие явления, а развитие этой действительности, её вечное, беспрестанное и бесконечное движение и изменение.
Поэтому, если попытаться предельно коротко определить существо коммунистического мировоззрения, представляющего собой систему научно обоснованных взглядов на природу, общество и социальную эволюцию, то это его последовательный антидогматизм и последовательный историзм.
Человеческий гений задолго до К. Маркса, В.И. Ленина и их последователей научно истолковал многие явления и закономерности природы, но вот в области общественных отношений мыслители прошлого блуждали в потёмках. Марксизм-ленинизм отбросил всякие пустые претензии дать окончательное объяснение всех социальных явлений. Однако он дал надёжный и верный ключ к их изучению, что, как мне кажется, является главным и что непременно должен усвоить тот, кто учится коммунизму.
И ещё. Учиться коммунизму — это значит по-настоящему осознать, казалось бы, явное — что основой жизни общества, всех живущих в нём людей является труд, а вовсе не развлечения и безудержное потребительство. Совсем не случайно предки оставили нам массу мудрых пословиц и поговорок, в которых возвеличивается труд и осуждается безделье: «Без труда не вынешь и рыбку из пруда», «Горька работа, да сладок хлеб», «Кто первый в труде, тому слава везде», «Терпенье и труд всё перетрут», «Хочешь есть калачи, так не сиди на печи», «Человек от лени болеет, а от труда здоровеет» — и великое множество других.
Ведь и учиться чему-нибудь без труда невозможно! К тому же труд, кроме того, что он является целесообразной деятельностью человека, направленной на «видоизменение вещества природы» (Ф. Энгельс), представляет собой взаимодействие людей друг с другом. С трудом связано сознание — способность человека мыслить, рассуждать и определять своё отношение к действительности. Сознание зарождается, развивается вместе с трудом и объективируется в его продуктах. «В конце процесса труда, — сделал вывод К. Маркс в «Капитале», — получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, то есть идеально». Следовательно, необходимо обязательно иметь в виду как материальный, так и идеальный компоненты труда. Осмысливая соотношение этих компонентов, следует в полной мере учитывать различие онтологического, то есть по способу своего существования, и гносеологического (познавательного) аспектов рассмотрения сознания.
Онтологическое сознание возникло и развивается в ходе эволюции человека. Оно объективно связано с материей в виде головного мозга и органов чувств человека, ничем не отличается от других свойств материи и, значит, не является её антиподом, а выступает одним из свойств материи. Однако сознание человека имеет отличительную особенность. Состоит она в том, что сознание способно порождать совокупность идей, благодаря чему мир, в котором живёт человек, раздваивается на материальный и идеальный.
И человек (желает он того или нет) вынужден задаваться вопросом о взаимосвязи этих миров.
Выступая творением человеческого сознания, идеальный мир не является самостоятельным миром. Но он остаётся особым моментом материальной деятельности людей и существует в той мере, в какой существует мыслящий субъект. Сопоставляя созданный сознанием идеальный мир с материальным миром, проверяя на практике степень соответствия идеального мира (в данном случае нашего представления о коммунизме) с реальным материальным миром, мы точнее и глубже можем познавать материальный мир, вносить коррективы в нашу деятельность и благодаря этому более эффективно приспосабливать его к своим нуждам и желаниям.
Таким образом, чтобы построить коммунизм, необходимо обладать знанием, которое всегда было и останется производительной силой человека. «Чтобы действительно знать предмет, — подчёркивал В.И. Ленин, — надо охватить, изучить все его стороны, все связи и «опосредствования». Мы никогда не достигнем этого полностью, но требование всесторонности предостережёт нас от ошибок и от омертвения».
Вовлекая знание в свою деятельность, осваивая его, человек тем самым развивает свои духовные способности, формирует себя как активного творца. Это побуждает его размышлять об этических, эстетических и о познавательных ценностях, о путях и тенденциях развития человечества. Следовательно, знание выступает не только результатом абстрактно-теоретической деятельности, но и выражением ценностных установок любого из нас. Как говорят социологи, оно определяет и утверждает ценностные ориентации.
Мне отчётливо помнятся 90-е годы ушедшего в прошлое ХХ века. Те, которые разваливали Советский Союз, по существу пытались лишить человечество первого исторического примера организации жизни в условиях неподдельного оптимизма, неприятия и осуждения всякого страдания, вызванного главным образом социально-экономическими причинами. Тогдашние либералы, называя себя демократами, всячески высмеивали коммунизм и жаждали вбить «последний гвоздь» в крышку его гроба. Не получилось! И вряд ли у кого когда-либо получится. Идеи, рождённые творческой силой истории, не умирают. Возникнув на основе глубокого обобщения и критической переработки всего культурного наследия человечества, они продолжают не только развиваться, но и воплощаться в практику, впитывая в себя лучшие достижения смелой, творческой, ищущей мысли человеческого гения. Они помогают сделать жизнь на всей Земле достойной Человека!