13 августа исполняется 94 года со дня рождения вождя кубинской Революции, а затем и социалистической Кубы Фиделя Кастро.
Фидель Кастро ещё при жизни занял место среди наиболее выдающихся общественных и государственных деятелей ХХ века – в одном ряду с Лениным и Сталиным. Он сумел, начав с создания небольшой группы борцов, поднять народ на революцию, придать ей социалистический характер, а потом в исторически ничтожный срок добиться поразительного преображения своей страны.
Напомню, что Фидель получил «в наследство» от Батисты одну из самых отсталых стран Латинской Америки, а за три-четыре десятилетия поднял Кубу по многим важнейшим социальным показателям на уровень наиболее развитых государств. Вот несколько конкретных примеров, подтверждающих это.
— До победы Революции примерно четверть трудоспособного населения не имела работы – в начале XXI века уровень безработицы составил 3,3%.
— До победы Революции на Кубе было 3 тысячи врачей – в начале XXI века их число приблизилось к 70-и тысячам. Детская смертность сократилась за это время на порядок, средняя ожидаемая продолжительность жизни выросла почти на 20 лет.
— До победы Революции школы в сельской местности посещали менее половины детей школьного возраста; людей с полным средним образованием на Кубе было 140 тысяч, с высшим – 53,5 тысячи – в начале XXI века 100% детей поступали в школу, 98,8% заканчивали девять классов. Полное среднее образование имели 5,7 миллионов кубинцев, высшее – 712 тысяч. На Кубе функционируют более 130 научных центров – вещь совершенно немыслимая в прежние времена
Суммируя эти, а также ряд других показателей, можно сказать, что по качеству жизни (а это не число гамбургеров на душу населения, а возможность развития личности человека и реализации его духовного потенциала) Куба стала одним из мировых лидеров.
Но Фиделя Кастро роднит с Лениным и Сталиным не только это. Все они проявили себя как выдающиеся мастера гибких тактических решений, при которых нередко шли на серьёзные компромиссы; но при этом никогда не теряли из виду стратегических ориентиров развития общества. Развития, которое должно было привести к созданию такой социально-экономической системы, которая, по Марксу, ««производит как свою постоянную действительность человека со всем богатством его существа». Эти ориентиры определялись коммунистической идеологией.
Приоритетными направлениями развития с первых лет после победы Революции руководство Кубы сделало образование, здравоохранение и идеологическую работу – работу по формированию в сознании людей важнейших принципов и приоритетов подлинно человеческого бытия.
60-70-е годы – это время формирования в капиталистических странах потребительского общества. Советские идеологи не смогли увидеть в проникновении этой тенденции и в жизнь советской страны смертельной угрозы для социалистического строя.
А Фидель ясно видел и трезво оценивал угрозу, исходящую от потребительской идеологии: «Из всех зол, порождённых капитализмом, самым пагубным является, пожалуй, потребительский образ жизни и привычки»… «Отсутствует воспитание человека на основе реалистической модели потребления и распределения, включающего в себя неиссякаемое культурное и духовное богатство, которое наряду с питанием, жильём и другими основными материальными ресурсами действительно может быть доступно человеку. Делается как раз обратное… Эгоизм, властолюбие, зависть, соперничество, низменные инстинкты насаждаются повсюду».
С первых лет Революции правительство Кубы целеустремлённо вело воспитательную работу по преодолению потребительской психологии и утверждению коммунистических принципов и ориентиров бытия, среди важнейших из которых как раз приоритет духовных богатств. В частности, в стране было полностью и категорически запрещено то, что прежде играло весьма существенную роль в её экономике – игорная индустрия: чтобы искоренить стремление к быстрому и лёгкому, не добытому трудом, материальному успеху. Была резко повышена планка нравственности СМИ. Теперь они не апеллировали к обывательским запросам, а были нацелены на воспитание в людях подлинно человеческих качеств, активной гражданской позиции, патриотизма. На это же и на духовное развитие народа были нацелены художественная культура социалистической Кубы, воспитательная работа в школах, деятельность общественных организаций, прежде всего, молодёжных.
В 1984 году на митинге в честь 25-летия победы Революции, Фидель констатировал: «У нас есть бесценное сокровище, неизвестное капиталистическому обществу, — новый человек с новыми духовными ценностями и новыми взглядами на жизнь, для которого нет невыполнимых задач». Тогда никто и подумать не мог, что через семь лет этому утверждению предстоит пройти предельно жёсткую проверку на истинность. И жизнь полностью подтвердит, что слова лидера Революции не были преувеличением…
Где-то со второй половины 70-х годов в нашем обществе стало исподволь распространяться мнение, будто все успехи социалистической Кубы – это всего лишь плоды советской материальной помощи. Однако ход событий в начале 90-х доказал, что это чрезвычайно сильное преувеличение. Другое дело, что 80% всего товарооборота Кубы приходилось на страны Восточной Европы и СССР. И разрыв (а он произошёл практически мгновенно) этих экономических связей нанёс Кубе тяжелейший экономический удар. Как говорил бывший член Политбюро ЦК КПСС В.И. Воротников, «почти разом прекратились поставки горючего, сырьевых материалов, компонентов машин и промышленных предприятий». Положение усугублялось ещё и тем, что власти США тут же предприняли ряд шагов по ужесточению экономической блокады Острова свободы. Наступил «особый период» в развитии Кубы.
В жизни народа возникло множество проблем, с которыми после Революции кубинцы не сталкивались, — с электроэнергией, с топливом, с горючим; резко снизился уровень питания населения. Можно ли представить себе, чтобы люди, в сознании которых достаточно сильно укоренились потребительские приоритеты, приняли бы такое существование? И, действительно, число эмигрантов в начале 90-х резко увеличилось. Но их оказалось порядка 200 тысяч человек. А миллионы кубинцев сплотились под призывом, который провозгласил в этот момент Фидель: «Социализм или смерть!».
Очень большое значение для такого единения имело то, что в трудное время ни о каких привилегиях для партийных и государственных работников и речи не было. Как отметил Фидель, «то немногое, что у нас было, распределялось с соблюдением максимального равенства». При этом стоимость минимально необходимого для жизни набора продуктов, который распределялся по карточкам, была доступна каждому. Голодно жили все, но не было таких, перед которыми бы встала проблема физического выживания.
Но ещё более важную роль сыграло сохранение главных ориентиров развития общества. Верность принципам коммунизма, с позиции которых общественное благо выше личного, стимулировала людей, встать выше возникших трудностей жизни и ещё более энергично трудиться на благо страны. И кубинцы не просто выстояли, но за 90-е годы продвинули развитие страны далеко вперёд!
В сущности, именно «особый период» Кубы ещё раз вслед за «Русским чудом» явил миру великую силу идей коммунизма. Тому, кто не понимает этого, невозможно понять и того, каким образом во время очень больших материальных трудностей были достигнуты такие свершения.
Взять здравоохранение. В упоминавшемся выступлении 1984 года Фидель говорил, что сейчас на Кубе уже почти 20 тысяч врачей, «и в последующие 16 лет мы выпустим ещё 50 тысяч». И, несмотря на все тяготы «особого периода», эта программа была выполнена – в начале XXI века на Кубе было уже почти 70 тысяч врачей. Значительно совершенствовались и система здравоохранения, и медицинские технологии. В результате за 90-е годы детская смертность сократилась с 10,7 до 6,4 промилле, а средняя ожидаемая продолжительность жизни выросла до 76 лет.
Не менее впечатляют достижения в сфере образования. С учётом проблем с электроэнергией, школы оснащались солнечными батареями – в том числе и такие школы в труднодоступных районах, где было по одному (!) ученику (можно представить себе такое в условиях капиталистической борьбы за «экономическую эффективность» образования в России?). И в результате по целому ряду показателей образования Куба вошла в группу мировых лидеров – в том числе и по числу учеников на учителя, которое во всем мире, за исключением России считается так: чем меньше, тем лучше. В годы «особого периода» разрабатывались и внедрялись новые программы культурного развития – и не только молодёжи, но и взрослых людей. Одна из таких программ — «Воспитай своего ребёнка», нацеленная на усиление развивающего начала в домашнем воспитании. А поскольку предварительно нужно было подготовить к этому родителей, с ними занимались 30 тысяч консультантов – педагогов, медиков, инструкторов культуры и спорта. В 1999 году был проведен анализ хода реализации этого проекта, и он показал, что в 62% семей, участвующих в нём, стали значительно чаще слушать серьёзную музыку, в 52% начали посещать театры и музеи, в 64% семей стали покупать и читать детям книги…
Выступая в 2006 году на митинге в честь 50-летия штурма казарм Монкада, Фидель Кастро имел все основания заявить: «Решающим было его (народа) героическое поведение, его упорство, его непоколебимая твёрдость, когда исчез социалистический лагерь и распался Советский Союз. Страница, написанная тогда, войдёт в историю как один из самых великих когда-либо свершённых подвигов. Народ совершил его, не нарушая ни одного из этических и гуманитарных принципов Революции».
Подчеркну: «не нарушая принципов Революции». Этому правилу Фидель, принимая решения, следовал неукоснительно.
Для выхода из экономического кризиса, возникшего по упомянутым причинам в начале 90-х годов, потребовалась определённая либерализация экономики. В частности, была отменена уголовная ответственность за обладание валютой; были открыты сельскохозяйственные и промтоварные рынки; происходила кооператизация государственных ферм; экономика была открыта для зарубежных инвесторов…
Но при этом Фидель не пошёл по пути «перестройщиков», объявивших введение капиталистических механизмов в социалистическую экономику развитием социализма. Он, как за семь десятилетий до того Ленин при введение НЭПа, чётко определил, что это не пересмотр основополагающих принципов социализма, а вынужденное отступление. «Мы не пытались совершить такой глупости – приспособить Кубу к нынешнему хаотическому миру и его философии», — говорил кубинский лидер.- «Особый период вынудил нас сделать несколько шагов назад по пройденному пути». При этом V съезд Компартии Кубы подчеркнул, что необходимо «корректировать искажения, свойственные рыночным механизмам, в целях ослабления их негативного действия и, прежде всего, учитывать тот факт, что их присутствие предполагает определённые опасности». Как тут не вспомнить ленинские слова: «Если мы усвоим всю громадную опасность, которая заключается в НЭПе, и направим все наши силы на слабые пункты, то тогда мы эту задачу решим».
И, как и Ленин, Фидель прямо сказал, что нужно определить границы, до которых допустимо это отступление. В частности, были чётко определены отношения социалистической страны с капиталистическими инвесторами: «Принципами Революции мы не торгуем», «ни одно международное финансовое учреждение или иностранный капитал не определяют нашу судьбу», «приватизация природных богатств и ресурсов в обмен на иностранные инвестиции является преступлением.., что ведёт к новой форме колонизации». И категорически и безусловно исключались политические уступки мировому империализму в обмен на посулы благодеяний. «В лице Кубы они найдут страну, которая не подчиняется хозяевам, не приемлет угроз, не принимает подачек», — заявил Фидель Кастро.
Ещё один из принципов Революции, которым руководство Кубы сохранило верность и в «особый период» — интернационализм. Об этом можно говорить очень много, но ограничусь одним примером, который имел отношение к нашей стране. В начале 90-х годов на Кубе проходили лечение и реабилитацию дети бывших советских республик, пострадавшие от Чернобыльской катастрофы. Согласно справке, составленной украинским фондом «Дети Чернобыля», за 1991-1993 годы, в условиях крайней нехватки валюты, Куба выделила на лечение «чернобыльцев» 200 миллионов долларов.
Отстаивая завоевания кубинской Революции, Фидель понимал, что это имеет огромное значение не только для его страны, но и для всего мира. Он видел, что уничтожение главного противовеса капитализму – Советского Союза – имеет катастрофические последствия для человеческой цивилизации. «Система вместо того, чтобы при поддержке науки, техники и культуры воспитывать массы в качестве основного элемента для продвижения вперёд, тратит триллионы долларов ежегодно на отчуждающую потребительскую пропаганду… Разрушает национальные культуры посредством монополии на средства массовой информации и сеет яд потребительства во всех уголках земли».
Выступая на международных форумах в конце ХХ – начале XXI века, обращаясь к кубинскому народу, Фидель всегда был последователен и честен в оценках положения в мире. Он не употреблял утешительных ссылок на то, что раз капитализм исторически обречён, то рано или поздно человечество неизбежно придёт к социализму; нет, он не раз прямо говорил, что угроза гибели всей цивилизации в не столь отдалённом будущем вполне реальна. Но при этом он не сеял пессимизм, а, напротив, нацеливал народы на борьбу, которая только и может привести к цели: «Никто не станет бороться за нас, которых огромное большинство, — убеждал он, обращаясь к народам «третьего мира». – Только мы сами при поддержке миллионов людей физического и интеллектуального труда в самих развитых странах, которые тоже видят, как на их народы надвигается катастрофа, мы, сея идеи, формируя сознание, мобилизуя общественное мнение в мире, сможем обрести способность спасти человечество».
И пример Кубы Фидель считал чрезвычайно важным для такой борьбы. «Мы хотим доказать, — говорил он, — что лучший мир возможен». И какое будущее ни ожидало бы Кубу (а, будем объективны, после смерти Чавеса, который много делал, чтобы объединить антиимпериалистические силы, и прихода к власти проамериканских сил в большинстве латиноамериканских стран она вновь почти в одиночку противостоит миру капитала), кубинский народ уже это доказал. А Фидель Кастро всегда будет оставаться вдохновляющим примером для тех, кто не оставил надежды этот лучший мир создать.