Обычный день врача. Обычный пациент. «Я работаю на вакцинации, — рассказывает московский терапевт Елена. — 21.20, талон номер 155. Педагог, 70 лет, которая орала, что учит детей, осыпала проклятиями меня, мою семью, детей, написала жалобу. Причина: не дала медотвод по её требованию. На приём ещё человек пять стояли и слушали эти дикие вопли…»
Увы, уже привычная ситуация для наших медиков. Понимаю, что сейчас на мою голову обрушится шквал упрёков. Мол, врачи сами виноваты, они равнодушны, они малокомпетентны, порой корыстны… Да, многие нарекания со стороны пациентов к медикам справедливы. Но давайте зададимся вопросом: а отчего так получилось, что наши врачи действительно с каждым годом становятся всё черствее и необразованнее?
Напомню, что в 2014 году, в самом начале массовой оптимизации здравоохранения, медицинские работники выходили на митинги с требованием прекратить уничтожать бюджетное здравоохранение, предупреждали, что продолжение этого процесса будет способствовать вымыванию всего самого лучшего, честного, компетентного из российской медицины. Они не были услышаны ни властями, ни обществом. Наоборот, самым популярным в то время ответом было: «Не нравится — уходи!» Попытки понимающих людей объяснить, что хорошие врачи на дороге не валяются и если они уйдут, заменить их будет некем, а система медобразования настолько деградировала, что уже не способна выпускать кадры для замены уходящих, встречались откровенным смехом: «Да куда они денутся!»
А они «ушли» и «делись». Наглядно вижу это, когда вспоминаю тех людей, с которыми почти семь лет назад мы стояли под красными знамёнами холодным ноябрьским днём на Суворовской площади столицы и требовали: «Остановите развал медицины!» Из знакомых мне врачей, замечательных профессионалов своего дела, терапевтов, кардиологов, неврологов, в бюджетной медицине не осталось с тех пор ни одного! Большинство работают в частных клиниках, кто-то ушёл из профессии, а некоторые уехали лечить граждан в другие страны, где профессия врача уважается и очень высоко ценится.
Конечно, и в российском бюджетном здравоохранении остаются последние могикане, отличные врачи. Но, поверьте, они находятся уже на пределе своих физических и психических сил. Бездушных и плохообразованных становится всё больше. Так что вообще-то нарастающее раздражение пациентов понять можно.
Но сможет ли вал хамства, угроз, даже физического рукоприкладства по отношению к медикам сделать нашу медицину лучше, профессиональнее, цивилизованнее?
Слушая рассказы врачей, создаётся впечатление, что некоторые недовольные пациенты готовы просто напалмом уничтожить всё, что не понравилось, на своём пути. Развитие в интернете социальных сетей дало им по-настоящему смертоносное оружие против своих мнимых и настоящих обидчиков. Сети постоянно потрясают волны безобразной травли то одного, то другого врача. Причём здесь не действует ни презумпция невиновности, ни какие-либо нравственные ограничения, в ход идут и клевета, и самые грязные оскорбления, и угрозы, в том числе членам семей, детям… Сейчас врач абсолютно не защищён ни от чего!
Изобретательность и накал ненависти, похоже, неистощимы и приобретают просто уму непостижимые формы. Приведу в пример только одну, может быть, не самую жёсткую, но очень изощрённую историю такого нравственного уничтожения врача, которая происходит прямо сейчас.
Напомню, если кто-то не в курсе, что мы сейчас переживаем эпидемию. И это не «просто ОРВИ» и не «лёгкий грипп». Болезнь уносит из жизни много людей. И единственной препоной на пути тяжело заболевшего человека между жизнью и смертью стоят именно эти мужественные люди — врачи, медсёстры, фельдшеры. И на самом последнем рубеже находятся те, кто пытается не дать порваться тоненькой ниточке жизни, — реаниматологи. Да, больные, увы, в реанимации часто умирают, несмотря на то, что врачи делают все возможное… Конечно, мы все сочувствуем родственникам и даже отчасти можем понять, если они не хотят верить, что врачи всё сделали для спасения их близкого. Но о правильности поведения медиков могут судить только эксперты и решать только суд! Сегодня в народе существует, и порой вполне оправданно, недоверие к суду. Но другого пути у нас нет, если мы хотим хоть когда-нибудь стать цивилизованным государством и вообще остаться людьми.
То, что происходит сейчас с врачами одной из московских больниц, в которой уже второй год медики самоотверженно борются с ковидом, просто не укладывается в голове. Заведуюшая реанимацией ГКБ №15 уже несколько месяцев получает письма с угрозами от сына одной из скончавшихся на ИВЛ больной. Напомним, в России выживаемость на ИВЛ коронавирусных больных составляет 13 процентов. Неудивительно, что почти за два года эпидемии родственников умерших больных осталось немало. А среди них нашлись люди, готовые «мстить» врачам. В соцсетях они создали группы, в которых обвиняют и оскорбляют врачей, угрожают им и их семьям. В десятки ведомств — от министерства здравоохранения до прокуратуры — пишутся жалобы. Причём самые нелепые. Например, некто написал заявление на врача высшей категории, кандидата наук, завотделением, сутками спасающую умирающих, что она якобы бродит по ночам и якобы из мести оцарапывает машины родственников бывших пациентов. И вот врач, вместо того, чтобы заниматься больными, вынуждена ходить по инстанциям, общаться со следователями, писать многочисленные объяснения, давать показания. И это в то время, когда реанимации забиты под завязку тяжелейшими больными и каждая пара рук на счету. Врач после всех этих допросов возвращается невыспавшаяся, нервная, морально убитая и спасает людей…
Но гонители в своей ненависти не знают устали, их изобретательность не ведает границ. Последнее их «творчество»: им удалось заблокировать страницу врача в Фейсбуке как умершей! Человека, профессионала просто морально, духовно убивают. Никто не думает о судьбах тех, кто сейчас лежит в реанимации и чьи родственники молят бога о жизни для своих родных. Помогут ли всевышние силы, если земных «ангелов в белых халатах» покинут душевные и физические силы?
И это показательный, однако, к сожалению, совсем не единичный случай того, что уже принято именовать «пациентским терроризмом».
При всём сочувствии к потерявшим родственников, что мы хотим, чего добиваемся? Вы хотите не оставить камня на камне от нашей бюджетной медицины, которая ещё как-то скрипит благодаря отдельным честным энтузиастам? Вы хотите уничтожить последних врачей? Вы считаете, что всем нам, нашим детям и внукам будет лучше лечиться у знахарей и шаманов?
К сожалению, умирают пациенты даже в самых элитных европейских клиниках. Врачи — не боги. Но они могут помочь нам выжить и выздороветь. Только нужно создать условия, чтобы лучшие из них могли работать в нормальных — моральных и материальных — условиях. Необходимо возрождать медицинское образование и взаимоуважение пациентов и врачей. Другого пути нет.