В белорусском парламенте состоялись слушания, посвящённые развитию национальной системы образования. О её состоянии, законодательном регулировании и путях совершенствования рассказал министр образования Игорь Карпенко.
В Белоруссии образование — самая крупная отрасль. В более чем 7 тысячах учреждений образования обучаются свыше 3 миллионов детей, занято около 400 тысяч работников. Остаются неизменными основные принципы: господдержка, справедливость и равный доступ к качественному образованию, целевой набор, гарантия первого рабочего места, образование через всю жизнь. В проекте Кодекса об образовании закреплён переход к всеобщему среднему образованию.
По показателям в сфере образования Белоруссия прочно закрепилась в группе наиболее развитых стран мира. О престижности и качестве образования свидетельствует рост экспорта образовательных услуг: более 27 тысяч иностранных граждан из 109 стран выбрали для обучения вузы республики.
«Все сводные и целевые показатели госпрограммы «Образование и молодёжная политика» на 2016—2020 годы выполнены, а реализация программы признана высокоэффективной. Однако происходящие в мире глобальные экономические и социальные изменения ставят перед национальной системой образования новые задачи», — отметил И. Карпенко.
Основные направления эволюционных преобразований в отрасли заложены в проекте Концепции развития системы образования Беларуси до 2030 года. Документ размещён на сайте минобразования для широкого общественного обсуждения. Во всех регионах организованы диалоговые площадки. К обсуждению Концепции подключились педагогические коллективы и общественные организации. В августе она будет рассмотрена на республиканском педсовете.
Сегодня белорусской молодёжи предоставлен достаточно большой выбор форм деятельности — от студенческого самоуправления, волонтёрского движения до оказания содействия в открытии собственного дела. Сейчас минобразования работает над созданием фонда молодёжных инициатив — информационной сети в интернете, через которую будет информировать новое поколение о новых проектах и мерах господдержки, оказывать грантовую помощь интересным инициативам.
Важнейшей задачей является налаживание теснейшего сотрудничества с семьёй. Осуществить его помогают проект «Родительский университет» и ряд инициатив. Эти аспекты отражены в Программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи в Беларуси на 2021—2025 годы, проекте Стратегии развития государственной молодёжной политики в Беларуси до 2030 года и проекте Госпрограммы патриотического воспитания населения, соразработчиком которой является минобразования.
С нового учебного года в 5—6-х классах школ будут организованы факультативные занятия по основам духовно-нравственной культуры и патриотизма. Сейчас разрабатывается учебно-методический комплекс по данному курсу, содержание которого направлено на побуждение учащихся к духовному саморазвитию и нравственному самосовершенствованию, осознанию себя гражданином и патриотом родной страны.
В 2020 году обновлено и переиздано учебное пособие «Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны)», которое в комплексе с музейной и экскурсионной работой значительно расширило содержательные возможности уроков истории в изучении партизанской и подпольной деятельности на оккупированных территориях, вклада белорусского народа в победу над фашизмом. Вопросы, связанные с разъяснением сущности оккупационного режима, преступного характера оккупационной власти, коллаборационизма и политики геноцида нашли отражение в новом учебнике по истории Беларуси для 11 класса.
Учитывая важность исторических знаний в формировании мировоззрения молодёжи, мин-образования предложило сделать экзамен по истории Беларуси обязательным при поступлении в вузы.
В учреждениях образования налажена работа клубов и школ актива «Лидер», деятельность которых позволяет формировать у детей гражданскую активность, развивать лидерские качества, накапливать опыт социальной деятельности через ученическое и студенческое самоуправление, а также открывает новые социальные лифты для молодёжи.
С сентября в школах вводится новая должность — руководителя по военно-патриотическому воспитанию, который будет заниматься организацией не только допризывной подготовки, но и экскурсионно-туристической деятельности, вопросами безопасности и пр.
Что касается дошкольного образования, то в республике обеспечена практически стопроцентная его доступность. Сейчас решается задача обеспечения местами шаговой доступности, для чего в соответствии с пятилетними планами и программами развития национальной системы образования планируется строительство и открытие дошкольных учреждений разных видов и форм собственности.
Планируется создать национальную систему оценки качества дошкольного образования. Предполагается, что детские сады будут реализовывать программы дополнительного образования детей и молодёжи. Это обеспечит раннюю социализацию ребёнка, формирование начальных ключевых компетенций, необходимых для последующего развития личности.
В системе общего среднего образования в нынешнем году произойдёт полный переход на новые учебные планы и программы. Для учащихся базовых 10—11-х классов в рамках трудового обучения реализуется образовательная программа профподготовки рабочих по актуальным для республики профессиям, по завершении освоения которой можно сдать квалификационный экзамен и получить разряд. В будущем квалификационный экзамен должен стать обязательным для всех учащихся базовых классов.
Подготовлена к утверждению концепция допрофильной подготовки и профильного обучения на основе STEM-подхода. Его реализация позволит ориентировать учащихся на осознанный выбор инженерно-технических специальностей.
В Концепции развития системы образования и в новой редакции Кодекса заложена возможность использования дистанционных технологий на всех уровнях образования. На основе изучения опыта соседних стран и собственных разработок создан единый информационно-образовательный ресурс для индивидуального обучения (с контентом), уже работающий в тестовом режиме с января текущего года.
По мнению министра, повысить качество образования должно введение лицензирования на большее количество видов учреждений образования. Сейчас из-за его отсутствия любой желающий может зарегистрировать детский сад или школу, причём без должной материально-технической базы и даже без педагогов. Достаточно подать заявление, представить устав и документ об уплате госпошлины.
ВБелоруссии создана эффективная система выявления и раскрытия способностей и талантов учащихся через конкурсы, смотры, фестивали и другие социально значимые мероприятия. Площадкой для ранней профориентации и реализации интеллектуальных и творческих способностей детей в прорывных образовательных направлениях является Национальный детский технопарк, где разработаны индивидуальные образовательные траектории по 15 направлениям.
Успешно развивается система профессионально-технического и среднего специального образования. Хороший импульс популяризации рабочих профессий в обществе и повышению привлекательности профессионального образования по традиционным и перспективным специальностям и профессиям будущего дало движение WorldSkills. Участие в нём помогает осваивать новые современные технологии, материалы и оборудование, совершенствует образовательный процесс, активирует модернизацию производства.
Для подготовки квалифицированных кадров, внедрения новых форм и методов организации образовательного процесса создан 51 центр компетенций по 9 видам экономической деятельности. В планах — создание центров коллективного пользования учебным и научным оборудованием, в том числе для обучения лиц с особенностями психофизического развития. Для этого широкое распространение получит сетевая форма взаимодействия. Учащиеся одного учреждения образования смогут осваивать образовательную программу с использованием ресурсов другого учреждения.
Подготовка специалистов с высшим образованием обеспечена по всем направлениям экономики и социальной сферы с учётом структуры и потребностей рынка труда. Вместе с организациями — заказчиками кадров усилена её практико-ориентированная направленность в сочетании с фундаментальной подготовкой.
Создана сеть субъектов инновационной инфраструктуры: отраслевые лаборатории, научно-технологические парки, центры трансфера технологий, центры коллективного пользования уникальным научным оборудованием и приборами, центры международного научно-технического сотрудничества. В планах — развитие площадок для профессионального общения научных работников, преподавателей и учащихся по отраслям науки, переориентация научных исследований в вузах на потребности конкретного производства и регионального развития. Прорабатываются механизмы организации деятельности вузов в форме сетевых инновационных объединений (кластер, консорциум).
Для решения перспективных задач экономики в вузах реализуется проект «Университет 3.0», направленный на развитие у студентов компетенций и навыков, необходимых для ведения инновационной, изобретательской и предпринимательской деятельности, создание инновационной инфраструктуры для коммерциализации результатов научных исследований. Этот проект — стартовая площадка для перехода к следующей модели — «Университет 4.0», подразумевающей, что вуз выполняет не только образовательные, научные и коммерческие задачи, но и формирует новые, быстрорастущие отрасли, перспективные технологические рынки, лидирующие административно-территориальные пространства.
В области высшего образования обновится содержание учебных дисциплин социально-гуманитарного цикла с акцентом на формировании гражданских и патриотических позиций специалистов вне зависимости от специальности. Так, обязательной для изучения станет дисциплина «История белорусской государственности».
Министр отметил, что продолжится работа по улучшению условий труда педагогов, повышению социального статуса и имиджа учительской профессии. Вместе с тем повысятся и требования к педагогам. Уже утверждены правила педагогической этики. Будут внедрены профессиональные стандарты педагогической деятельности, независимая оценка и сертификация педагогических квалификаций.