Величайшим творческим достижением К. Маркса и Ф Энгельса стало научное мировоззрение диалектического материализма, точкой зрения которого является «человеческое общество, или обобществившееся человечество» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т.3, с.4). Следуя человеческому идеалу, материалистическая диалектика выступает теоретической и методологической основой науки, играющей ведущую роль в историческом прогрессе человечества. Естественная природа и всемирная история развиваются по всеобщим объективным законам диалектики единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные сдвиги, повторения пройденных ступеней на более высоком уровне. Поэтому диалектическим материализмом увенчалась в середине XIX века величайшая всемирно-историческая революция в развитии человеческого мышления, общественного сознания людей.
Крылатая фраза К. Маркса «революции – локомотивы истории» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т. 7, с. 86) основывается на открытом им диалектико-материалистическом понимании истории. Объективные законы социальной революции К. Маркс и Ф. Энгельс обнаружили в способе материального производства – диалектике взаимодействия производительных сил и производственных отношений общества. Об этом К. Маркс писал: «На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или – что является только юридическим выражением последних – с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т. 13, с. 7). Социальная революция обеспечивает соответствие характера производственных отношений общества уровню развития его производительных сил, чего требует основной объективный закон общественного развития. Поэтому в мировом историческом процессе наблюдается взаимодействие между производственными и социальными революциями.
Могущественную силу социальной революции К. Маркс направил на освобождение человека. Сформулированный им категорический императив требует «ниспровергнуть все отношения, в которых человек является униженным, порабощенным, беспомощным, презренным существом» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т. 1, с. 422). На основе этой революционной установки К. Маркс определил главный принцип коммунистического гуманизма: «человек – высшее существо для человека» (Там же). Это означает, что человек представляет собой высшую социальную ценность в обществе. Свободное развитие человеческой личности является условием свободного развития общества. Все революционные преобразования жизни общества следуют к становлению человечества обобществившемся людским коллективом, за судьбу которого ответственен каждый человек.
Изучив сущность и закономерности развития капиталистического способа общественного производства, К. Маркс пришел к выводу, что «капиталистическое производство порождает с необходимостью естественного процесса свое собственное отрицание» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т. 23, с. 773). По мнению К. Маркса, «централизация средств производства и обобществление труда достигают такого пункта, когда они становятся несовместимыми с их капиталистической оболочкой. Она взрывается» (Там же, с. 772-773). Содержанием этого социального взрыва является «превращение капиталистической частной собственности, фактически уже основывающейся на общественном процессе производства, в общественную собственность» (Там же, с. 773). Все эти научно-теоретические открытия К. Маркса основывались на всеобщем объективном законе диалектики – законе единства и борьбы противоположностей, выступающем в исторической действительности ядром социальной революции.
К особому типу социальных революций относятся социалистические революции, обеспечивающие переход человечества от классово-антагонистического жизнеустройства к коллективистскому и гуманистическому общественному укладу социальной свободы и равенства. Именно социалистическая революция производит превращение частной собственности в общественный тип собственности на средства производства. Осмысливая эту закономерность, К. Маркс обнаружил, что «буржуазные производственные отношения являются последней антагонистической формой общественного процесса производства» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т. 13, с. 7), так как «развивающиеся в недрах буржуазного общества производительные силы создают вместе с тем материальные условия для разрешения этого антагонизма» (Там же, с.8). В итоге, по убеждению К. Маркса, «буржуазной общественной формацией завершается предыстория человеческого общества» (Там же). Перспективу столь радикального революционного скачка в мировом историческом процессе Ф. Энгельс квалифицировал в качестве «величайшей революции всех времен» (Там же, с. 491).
Содержание величайшей социальной революции во всемирной истории Ф. Энгельс обозначил как «скачок человечества из царства необходимости в царство свободы» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т. 19, с. 228). По его мнению, в процессе этой радикальнейшей революции «объективные, чуждые силы, господствовавшие до сих пор над историей, поступают под контроль самих людей» (Там же, с. 227). Первостепенную роль при этом играет научное мировоззрение диалектического материализма в соответствии с положением К. Маркса, что «теория становится материальной силой, как только она овладевает массами» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т. 1, с. 422). Поэтому, приступая к организации международного коммунистического движения, в 1848 году в «Манифесте коммунистической партии» К. Маркс и Ф. Энгельс заявили: «Коммунисты могут выразить свою теорию одним положением: уничтожение частной собственности» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т. 4, с. 428). Отменой частной собственности и установлением общественной собственности на средства производства во всемирном масштабе всеобщая социалистическая революция преодолевает стихийное, слепое, хаотическое развитие населения земного шара и открывает возможности для сознательного, планомерного, гармонического развития общества. Это требует от людей научного обоснования организации жизни общества и научного управления её развитием в соответствии с действием всеобщих объективных законов диалектики. С полного торжества социализма на планете, по словам Ф. Энгельса, «люди начнут вполне сознательно сами творить свою историю» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т. 19, с. 228).
Первым вопросом социальной революции выступает вопрос о политической власти, решение которого позволяет осуществить коренное преобразование всего общественного жизнеустройства народов. Прогнозируя политическую стратегию исторического движения человечества вперед путем общественного прогресса, К. Маркс писал: «Между капиталистическим и коммунистическим обществом лежит период революционного превращения первого во второе. Этому периоду соответствует и политический переходный период, и государство этого периода не может быть ничем иным, кромекак революционной диктатурой пролетариата» (Там же, с. 27). Революционная диктатура выступает воплощением в жизнь общества всеобщих объективных законов диалектики в качестве основополагающих экономических и социальных закономерностей. Диктатура всеобщей социалистической революции снимает действие каких-либо иных общественных законов, так как революционный кризис всех социальных слоев и революционная ситуация во всех сферах жизни общества не поддаются произвольному управлению господствующими «верхами» планеты. Диктатура социалистической революции подавляет контрреволюционную диктатуру капитала ради созидания коммунистического общества социальной свободы и равенства.
Диалектико-материалистическая теория всеобщей социалистической революции получила практическое воплощение в исторической действительности в начале ХХ века, когда капитализм достиг высшей, империалистической стадии своего существования. Во всемирной истории наступила эпоха новейшего времени, содержанием которой стал революционный переход человечества от капитализма к социализму. Империализм воплотил в себе общий кризис капитализма, охватывающий все социальные слои и все сферы жизни буржуазного общества, постоянно нарастающий вплоть до общенациональной катастрофы, следующий к гибели капиталистической формации общества и революционному его обновлению на социалистических началах. Раскрывая закономерности существования капитализма на империалистической стадии, В. И. Ленин обобщил, что «основные свойства капитализма стали превращаться в свою противоположность, когда по всей линии сложились и обнаружились черты переходной эпохи от капитализма к более высокому общественно-экономическому укладу» (Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 27, с. 389). Обобществление материального производства в зависимости от роста его научного уровня развития обусловливает превращение частной собственности в общественную собственность на средства производства. Свободную конкуренцию, обеспечившую расцвет капиталистического производства, стало подавлять господство монополий, непримиримая экономическая и политическая борьба между которыми гарантирует неминуемый крах капитализма. Эти тенденции олицетворяют вырождение и саморазрушение капитализма, его революционную замену социализмом.
Вследствие обострения общественных противоречий капитализма на империалистической стадии буржуазное общество поворачивало от политической демократии к насилию, реакции, террору. Неотъемлемой чертой общего кризиса капитализма стали империалистические войны, обостряющие его противоречия до крайних пределов. Выход из катастрофической ситуации капитализма В.И. Ленин нашел во всеобщей социалистической революции. В 1917 году он писал: «Только пролетарская, социалистическая революция может вывести человечество из тупика, созданного империализмом и империалистическими войнами. Каковы бы ни были трудности революции и возможные временные неуспехи ее или волны контрреволюции, — окончательная победа пролетариата неизбежна» (Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 54, с. 483). Политическая реакция империалистической контрреволюции противоположна действию объективных законов исторического прогресса, поэтому завершается неминуемой гибелью капитализма.
Первым во всемирной истории практическим подтверждением правильности диалектико-материалистической теории социалистической революции стала Великая Октябрьская социалистическая революция в России. Она оказала глубинное преобразующее воздействие на общественное развитие всех стран и народов земного шара. Оценивая воздействие Великого Октября на мировой исторический процесс, В.И. Ленин заметил, что «весь мир уже переходит теперь к такому движению, которое должно породить всемирную социалистическую революцию» (Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 45, с. 403). Таким образом, Великая Октябрьская социалистическая революция выступила стартом всемирной социалистической революции. К середине ХХ века она вышла в международное пространство, обеспечивая становление мировой общественной системы социализма, а в дальнейшем и достижение ею равновесия в историческом развитии с мировой капиталистической системой.
Рожденные Великим Октябрем, всемирно-исторические сдвиги в общественном развитии человечества побудили к середине ХХ столетия величайшую производственную революцию во всемирной истории – мировую научно-техническую революцию, которая качественно преобразовала материально-производственный фундамент жизни международного сообщества. Под воздействием научно-технической революции совокупные производительные силы человечества обрели совершенно новый уровень развития и закономерно потребовали соответствующего преобразования характера производственных отношений во всемирном объеме. Научно-техническая революция превратила науку – всеобщую общественную производительную силу – в непосредственную производительную силу общества, что послужило образованию наукоемкого вида производства, гарантирующего возможности для его автоматизации и беспредельного развития вплоть до полного удовлетворения человеческих потребностей всего населения планеты. Под воздействием научно-технической революции концентрация, централизация, интеграция производства стали принимать всемирную степень и глобальный характер, что способствовало становлению единого мирового материально-производственного процесса. Но должное осуществление новейших возможностей технического и технологического совершенствования общественного производства оказалось невозможным в условиях капиталистического способа производства, ограниченного оковами частной собственности на средства производства.
В процессе мировой научно-технической революции капиталистический способ общественного производства полностью исчерпал все свои конструктивные возможности и естественно вступил в исторический этап необратимого прекращения своего существования, так как монополизация капитала достигла максимальной высоты, апогея роста. Качественный скачок в научном прогрессе, вызванной научно-технической революцией, существенно опередил достижения социальной зрелости и умственной развитости буржуазного общества. Частная собственность не только перестала служить основой для формирования производственных отношений общества, но и превратилась в разрушителя производства. Отставание капиталистической системы производственных отношений от возросшего уровня развития производительных сил обернулось очередным обострением в 1970–е годы общего кризиса капитализма и его перерастанием в глобальный кризис всей частнособственнической цивилизации, который оказался самым масштабным и катастрофическим переломом во всемирной истории. Глобальный кризис охватил все социальные слои и все сферы жизни общества во всех странах земного шара, способствовал крайнему обострению всех общественных противоречий на планете, следует к революционному преобразованию жизни общества на социалистический лад первоначально в большинстве, а в дальнейшем и в остальных странах. В итоге империализм охвачен всеобщей агонией. В земном пространстве усилили своё действие объективные законы всемирной социалистической революции.
Агонизирующий империализм оказался необычайно агрессивным и опасным. В 1980-е годы он развязал глобальную агрессию против всех направлений исторического прогресса человечества, нацеленную на контрреволюционное уничтожение мировой социалистической системы и реставрацию безраздельного господства капиталистического общественного строя во всемирном масштабе, что объективно невозможно. Поэтому разрушением Советского Союза в 1991 году и подрывом при этом мировой социалистической системы империалистическая контрреволюция перешагнула критическую грань допустимого в мировом историческом процессе и загнала себя в безвыходную ситуацию, которой она не может овладеть, поэтому обречена на неизбежную гибель. В итоге на планете образовался глобальный хаос, который не поддается произвольному управлению, что равнозначно всемирной революционной ситуации. Соответственно обострилась и усложнилась «война интересов» — всемирная гражданская война, следующая к планетарному социальному взрыву, завершающему существование капитализма.
Глобальный хаос стал хоронить капиталистическую формацию общества на кладбище всемирной истории. Гибнущий капитал не мог не вызвать обвального саморазрушения мировой капиталистической системы, а заодно и всего частнособственнического жизнеустройства человечества. В условиях глобального кризиса, всемирной революционной ситуации, всеобщей агонии империализма, всемирной гражданской войны, разгула империалистической контрреволюции в планетарном пространстве и подобных им тенденций полностью попирается международное право, в мировой политике преобладают диверсии и провокации, в международные отношения ворвались террор и бандитизм, развернулся грабеж общественного богатства народов и природных ресурсов планеты, усилилась криминализация общественных отношений, нравственное разложение вошло в образ жизни населения, политическая идеология превратилась в дезинформацию и демагогию, народные массы оказались в узде идеологического манипулирования и обмана, у подавляющего большинства жителей земного шара отсутствует адекватное восприятие общественной действительности. Победить вакханалию империализма и овладеть глобальным хаосом может только диктатура глобальной социалистической революции, действующая в соответствии со всеобщими объективными законами диалектики.
В современном мире XXI века материалистическая диалектика оказалась единственным учением, которое не поддается разрушительному воздействию глобального хаоса, а способствует научному познанию причин его возникновения и способов преодоления. Материалистическая диалектика обеспечивает адекватное восприятие и научное понимание исторической действительности в мире, содействуя сознательному использованию объективных законов общественного развития в революционной практике. На основе диалектико-материалистического мировоззрения марксистско-ленинские партии рабочего класса разрабатывают свою теорию, стратегию и тактику, что необходимо для решения назревших задач исторического прогресса.
Особое значение диалектического материализма состоит в том, что это марксистско–ленинское учение выступает теоретической и методологической основой научного обоснования организации жизни общества и научного управления общественным развитием, необходимых для революционного выхода из глобального хаоса к созиданию коммунистического общества. Без научного обоснования жизни общества и научного управления ее развитием невозможно освоение наукоемким производством, созданным мировой научно-технической революцией. Согласно научному мировоззрению диалектического материализма, уровень наукоемкости производства определяет степень его обобществления, поэтому выступает исходной позицией при выборе форм общественной собственности на средства производства, налаживании мирового производственного процесса, общественной организации труда на планете, переводе всей жизнедеятельности человечества на научную основу. Вместе с тем, всеобщие объективные законы диалектики действуют в социалистических интересах интернационального пролетариата, к различным слоям которого относятся 99 процентов человечества. Все эти пролетарские и полупролетарские слои трудящихся являют собой движущие силы глобальной социалистической революции. В этих условиях коммунистическое движение современности отстаивает социалистические интересы международного рабочего класса и всего трудового человечества, добивается всемирного торжества социализма, ориентируется к построению коммунистического общества на материальном фундаменте наукоёмкого производства на планете Земля.
Юозас Ермалавичюс, доктор исторических наук, профессор.