«Строить — не ломать». Размышления Виолы Потаповой после теракта в Казани

Размышляю над недавними событиями в Казани. Все обсуждают вопрос «как наказать» террориста, не вернуть ли смертную казнь и т. д. Также спорят о том, кто виноват и как предотвратить повторение подобного. Этот второй вопрос — самый важный, и он не связан с первым, на мой взгляд. Так как люди, вытворяющие такое, едва ли испугаются смертной казни. Ибо основной месседж, смысл их поступка — «а мне не слабо, я круче вас, большинство!». Это послание «слабому и ничтожному» большинству от «сильного и крутого» одиночки.

И вот тут есть с чем разобраться. Эта религия «крутого одиночки», или «крутого меньшинства», доминирующих над большинством, над «серой массой» — разве это не суть сегодняшней идеологии, современный тренд? Выживают и доминируют «сильные и лучшие»: будь то киношные американские супергерои, халки, железные люди и просто не такие как все — «крепкие орешки». Или взять российское кино и реальность: наши артисты, певцы, прочие знаменитости из «телека», а также политическая элита и приближенные к ним. Они – «лучшие», они «сильнейшие», те самые, кто побеждает в гонке за выживание согласно либеральной идеологии. Это они,»лучшие» — поступают в хорошие вузы, имеют потом хорошую работу с хорошей зарплатой, или свой бизнес. Становятся звездами или женятся на звездах. Покупают яхты и дворцы на берегу моря. Их лица — на обложках глянца, на экранах телека. О них пишут, о них спорят, их спрашивают, с ними считаются. Они — существуют. А остальные? Они — большинство, «серая масса», их не видно, не слышно, их – то есть нас — почти что нет.

Что с этим поделать? Это либеральная идеология, и она — везде вокруг нас. Стань звездой, стань «лучшим» — и тебя заметят. А если ты простой рабочий на стройке, или врач, или повар в столовой – ты неудачник, ты живешь от зарплаты до зарплаты и твоя судьба никому не интересна. У тебя нет шансов когда-то мелькнуть в телевизоре и как-то вообще прославиться. Прошли те времена, когда в газетах описывали подвиги героев-стахановцев и других рядовых тружеников. Люди труда сегодня мало кого интересуют.

Зато есть возможность «хайпануть»: сделать что-то шокирующее, вызывающее, неожиданное и об этом заговорят все, и все напишут. Этим живет вся буржуазная «желтая» пресса. Подайте им что-то жареное, и желательно «с кровью». Может быть, здесь надо искать причину того, что в неокрепших умах зарождается болезненное желание прорвать «информационную блокаду», любой ценой? Вырваться из серого «небытия», «заявить о себе», » хайпануть»? Разве не так это работает в обществе, где «не важно, что о тебе пишут, лишь бы написали?». Поступок казанского террориста ужасен и отвратителен. Но самое ужасное, что он попал в этот «тренд», добился своего — о нём теперь все пишут и говорят.

Может, пора менять идеологию, тренды? Писать и прославлять не меньшинство, не одиночек, не «ньюсмейкеров», тех, кто выделился, не важно — чем и как. А начинать ценить и прославлять простых обычных тружеников. Врачей, учителей, строителей. Пусть их фотографии пестрят в модных журналах и на них равняются, как на лучших. Их зарплаты и общественный статус должны указывать, что это они — лучшие. Если быть строителем или сварщиком в нашем обществе станет более престижно, чем эпатажной скандальной звездой, или каким-то ещё выскочкой, тогда, может быть, молодые мальчики захотят строить и созидать. А не взрывать и стрелять, ломая чужие жизни. И всё ради того, чтобы только выделиться из «серой массы» любой ценой.

Но конечно же, при капитализме не получится сменить либеральную идеологию на что-то другое, ведь она — его суть. «Лучших» должно быть мало, а ресурсов, жизненных благ у них должно быть много – на том основании, что они «лучшие». Остальные должны прозябать в бедности и подчиняться этим «лучшим». Только в справедливом обществе, где царит равноправие, где большинство – это сила и власть, а не «серая безвольная масса», не будет почвы для появления «коламбайнеров» и прочих видов террора со стороны одиночек и «меньшинств».