Прошедшая очередная Коллегия Росрыболовства, которая состоялась 23 апреля 2021 года в Светлогорске Калининградской области, вполне заслуживает наименования как «Коллегия победителей разрушения «исторического принципа» и сторонников аукционов».
Все это касается главного вопроса для рыбопромышленников, тружеников рыбной отрасли, да и местных органов власти приморских регионов. И вопрос этот, прежде всего, — наделения пользователей долями-квотами на вылов водных биоресурсов на перспективу.
Как известно «исторический принцип», оправдавшийся себя в течение 15- летней практики подвергся, по выражению одного из главных инициаторов пересмотра — руководителя Росрыболовства И.В. Шестакова — «модернизации».
Если же быть точным, то по существу он разрушен в своей основе и «модернизирован» в «инвестквоты». У одних отняли, других, сторонников «инвестквот», наделили, создав для этого соответствующий законодательный механизм. Одновременно с этим и при тех же инициаторах «успешно» опробованы и аукционные торги долями-квотами на вылов краба. Для придания значимости этих «новшеств» в глазах руководства страны заявлено и осуществляется якобы масштабное строительство современных рыбопромысловых судов на российских верфях и строительство рыбоперерабатывающих заводов.
Всё это, как вытекает из материалов Коллегии, опубликованных в СМИ, признано как оправдавшие на практике меры, которые по заявлению Шестакова: «…мы вместе с судостроителями реализуем новую, масштабную программу реновации рыбопромыслового флота. Безусловно, не без проблем, но это программа должна и будет реализована». Более того весьма оптимистично он заверил, что «…предстоит большая работа по доналадке механизма инвестиционных квот в рамках реализации второго этапа…».
Не трудно предположить в каком направлении будет происходить заявленная «доналадка механизма инвестиционных квот». Смею заверить, что произойдет очередной передел биоресурсов и производственных мощностей в пользу крупных рыбопромысловых частных компаний, которые, пока ещё располагают определенными финансовыми ресурсами в отличие от средних и малых компаний.
Пока этот «второй этап инвестквот и аукционов» будет опробован на рыбопромышленниках и рыбаках Дальнего Востока. Не за горами дойдёт всё это и до Северного, Западного, Азово-Черноморского и Каспийского бассейнов. А затем и до пресноводных объектов промысла доберутся.
Заявив обо всем этом на Коллегии, руководитель Росрыболовства не привел каких-либо убедительных аргументов, экономических или других показателей относительно уже введенных в ходе первого этапа в эксплуатацию по «инвестквотам» судов и рыбоперерабатывающих заводов. Для сведения таких «инвестквотовых» судов введено в эксплуатацию всего 5 (и это за 5 лет?) из которых три были заложены на верфи до введения программы «инвестквот». Построено так же и 19 рыбоперерабатывающих заводов. Справедливости ради отмечу, что по рыбоперерабатывающим заводам Шестаков все же вынужден был признать, что «…не все из построенных предприятий являются высокотехнологичными, эффективными…». Но и здесь не было приведено, каких-либо показателей. Либо их нет, либо они таковы, что не соответствуют ранее заявленным целевым показателям.
Таким образом, руководитель Росрыболовства И.В. Шестаков без соответствующего анализа результатов осуществляемой программы «инвестквот» первого этапа навязывает отрасли новый — второй этап «инвестквот», под который предстоит принять соответствующие законодательные поправки в базовый закон «О рыболовстве и сохранении водных биоресурсов». И здесь не только поправки по «инвестквотам», но и по аукционам.
Вам этот прием, когда, не отчитавшись об итогах первого этапа, стремительно предлагается приступить к новому второму этапу — разве не напоминает что-то из практики строителей недавнего прошлого? Когда строители, допустим жилого дома, не укладывались в заявленные сроки, в смету и срывают сдачу объекта в эксплуатацию, то они, чтобы «втереть пыль в глаза начальству» и перенести сроки строительства, предлагали возвести ещё пару этажей, либо пристроить бытовые дополнительные помещения. Дескать, это отвечает пожеланиям будущих жильцов…но надо перенести сроки и т.д. И начальство принимало перенос главного для строителей – сдачу объекта в эксплуатацию. Именно по этому шаблону навязываются отрасли второй этап «инвестквот и аукционов».
Как ранее заявил глава Росрыболовства: « Мы сейчас готовим изменение в законодательство. Оно должно будет пройти обсуждение со всеми заинтересованными органами федеральной власти, оно будет открытым… Как только законодательство будет готово, как только будет уже окончательно сформирован этот, так скажем, сюжет, то мы сразу же об этом скажем…».
Вот так рыбопромышленники, рыбаки, депутаты всех уровней и губернаторы приморских регионов! Для вас всех это продолжение производственной деятельности рыбной отрасли или разорение, а для Шестакова и К 0 всего то «сюжет».
Откуда такая самоуверенность у всех этих толкателей «инвестквот и аукционов» в своей правоте и непогрешимости?
Полагаю, она основывается на двух опорах.
Первая — это отстраненность основных рыбопромышленных компаний, фирм, предприятий, союзов, ассоциаций, объединений рыбаков и профсоюза от открытого обсуждения идей Шестакова о втором этапе «инвестквот и аукционов». Это, в свою очередь, видимо, воспринимается руководством Росрыболовста, как молчаливая поддержка такого подхода. А как тогда быть с решениями Съезда, да и Конференции рыбаков?
Если же всё, что предлагает руководитель Росрыболовства отвечает интересам рыбопромышленников, рыбаков, отрасли и регионам, то тогда надо провести открытое обсуждение новых «новаций» о втором этапе «инвестквот и аукционов» на специально созванной Конференции или Съезде отрасли и принять соответствующее решение, которым должны все руководствоваться.
Вторая — это то, что на последней аудиенции руководителя Росрыболовства И.В. Шестакова у Президента Российской Федерации В.В. Путина осуществление второго этапа «инвестквот и аукционов» по-видимому было принципиально одобрено президентом». Полагаю, что, если это соответствует действительности, тогда понятна и уверенность руководителя Росрыболовства в своей правоте и непогрешимости. Но и в этом случае, если у большинства представителей рыбной отрасли, руководителей регионов имеется другая точка зрения, она должна быть доведена коллегиально до руководства страны.
И последнее. На Коллегии были приведены показатели работы отрасли в 2020 году. Действительно, руководители корпораций, объединений, фирм, предприятий в условиях меняющихся нормативных актов, в сложной ковидной ситуации и постоянных «угроз» новых изменений законодательства сработали профессионально. Примечательно и то, что аквакультуры без всяких «инвестквот» наращивает производство продукции, которая идет почти полностью на внутренний рынок страны.
В прошедшем году исполнилось 5 лет с момента принятия Решения по результатам рассмотрения на президиуме Госсовета о перспективах развития отрасли. Как они выполняются? И что в итоге? Тишина. А пора бы спросить обо всем этом инициаторов «инвестквот».
И главное. Это потребление рыбопродукции населением страны. Именно в этом интегрированном показателе весь результат работы инициаторов «инвестквот и аукционов». Цифры, прямо скажем, не вдохновляют. Потребление из года в год падает. За прошедший 2020 год этот показатель вряд ли превысит в целом по стране 14-15 кг/чел/год. А надо по рекомендации Минздрава около 22 кг/чел/год. О розничной стоимости рыбопродукции и говорить не приходится — зашкаливает.
Вот над этой главной проблемой, по которой и судит население страны о значимости отрасли и ее вкладе в обеспечении продовольственной безопасности и надо руководству страны, руководству Росрыболовства серьёзно и предметно заниматься, а не выдумывать очередные этапы «инвестквот и аукционов».
Пора останавливать инициаторов второго этапа «инвестквот и аукционов». Иначе отрасль окажется у разбитого рыбного корыта. Делать это надо до выборов в Госдуму. После выборов, как показывает практика прошлых лет, рыбаков и слушать никто не будет.
24.04.2021 год.
В. Зиланов,
член Научно-экспертного совета Морской Коллегии при Правительстве Российской Федерации,
заслуженный работник рыбного хозяйства России.