Эта публикация — важное дополнение к первой части статьи «Последний рукопашный бой генерала Кирпоноса!» [ссылка — внизу статьи].
Вторая (заключительная часть статьи про Кирпоноса еще в процессе написания).
Публикую пока отдельной вставкой аналитическую информацию И.Х. Баграмяна [доклад на 9 страницах], генерал-майора, нач. оперативного отдела штаба ЮЗФ в сентябре 1941.
Стоит упомянуть немного о личности И.Х.Баграмяна. О том, что это военный теоретик, а потом и практик, самородок военного искусства, талантливый ученик, сосед по парте Г.К. Жукова, который блестяще окончил Военную Академию им. Фрунзе, а затем и Генштаба, сразу же получив предложение остаться в Академии для преподавания на кафедре тактики высших соединений!
В ноябре 1940 года Баграмян был переведён на должность начальника оперативного отдела — заместителя начальника штаба Киевского Особого Военного Округа (КОВО) при командующем КОВО Г.К. Жукове, который в 1941 году передал округ М.П. Кирпоносу.
В академической аттестации на И. Х. Баграмяна сказано: «Широкий общий и политический кругозор. Исключительная культурность в работе. Большая военная эрудиция. Волевой характер. Дисциплинированность безупречная. На всех трёх курсах программу освоил хорошо и отлично. Вопросами управления в масштабе стрелковой и кавалерийской дивизий овладел вполне. Курс академии окончил по 1-му разряду. Может быть начальником оперативного отдела штаба кавалерийского корпуса, в дальнейшем — адъюнктом академии».
Согласитесь, что с анализом такого специалиста, как Баграмян, стоит ознакомиться…и наверное, ему можно доверять!
Многие читатели не знакомы с этим историческим документом, ознакомившись с которым, станут понятны некоторые причинно-следственные связи гибели колонны М.П. Кирпоноса в роще Шумейково, а также причины, по которым войска ЮЗФ в сентябре 1941 года утратили возможность к сопротивлению, находясь в окружении!
В немецком котле оказались сотни тысяч человек, включая руководство фронтом, во главе с командующим Кирпоносом, со штабами 4-х советских Армий.
Напомню, что И.Х,Баграмян в составе отряда войск НКВД чудом сумел вырваться из окружения, Кирпонос со штабами Армий и членами военного совета ЮЗФ был блокирован в урочище Шумейково, где трагически погиб [см. первую публикацию на эту тему] .
В этом оригинальном историческом документе Баграмян по военному четко рассказывает о трагических событиях обрушения фронта ЮЗФ, создавшейся панике, деморализации войск, бесполезных попытках сколачивания боеспособных отрядов из разрозненных тыловых соединений, бомбардировке штабных колонн немецкой авиацией, потери связи Комфронта с командованием Армий, последних приказах командующего ЮЗФ Кирпоноса, которые отдавались и тут же отменялись другими приказами, не успев начать выполняться. Рекомендую к прочтению в оригинале. Некоторые интересные моменты будут процитированы. Самая важная информация начинается с 4-5 листа. Описана трагедия в чистом виде, как она есть…
После прочтения документа, как у автора, может сложиться [возможно ошибочное] впечатление, что прорывающаяся из окружения группа Баграмяна, была использована военным советом ЮЗФ, как «последний шанс» для отвлечения на нее немецких сил в заслонах [карта показана ниже] перед подготовкой прорыва из окружения основной группы Кирпоноса. Как будто, группой Баграмяна специально пожертвовали во имя спасения, а получилось все наоборот…
На Листах 1 и 2 приведено положение и состояние Армий: 40-й, 21-й, 5-й, 37-й, 26-й и 28-й.
Ниже представлено положение войск на немецкой карте с 16 сентября 1941 и положение войск к 21-му сентября по дням. Видна отрицательная динамика, когда котел почти замкнулся к 20-му сентября под Миргородом (Полтава).
Зеленым цветом на фрагменте немецкой карты отмечены ключевые н.п., имеющие отношение к теме в повествовании Баграмяна: Пирятин, Лохвица, Сенча, Миргород, Лубны, Городище. Красным цветом на карте показаны части соединений советских войск, находящихся в окружении. Синие полукольца — немецкие заслоны для частей РККА, пытающихся вырваться из окружения.
Карту при просмотре можно увеличить или сохранить на мобильном устройстве, компьютере и рассмотреть в деталях.
Выход в район Городище 18 — 19.9.1941
Основная группа Штаба фронта во главе с Военным Советом с наступлением сумерек направилась из Верхояровка на Пирятин. К этому времени, вся дорога на Пирятин основательно была загружена легковыми и грузовыми машинами, тракторами и повозками, шедшими наперегонки в 3-4 ряда. Вся эта неуправляемая масса хлынула на узкие и немногочисленные улицы Пирятина, стремясь возможно скорее достигнуть переправы через р.Удой на восточной окраине города.
С огромными усилиями автоколонне Штаба фронта /без полка охраны/ удалось пробраться на восточную окраину Пирятин.
В Пирятине после долгих поисков был найден Штаб 289 сд. Эта дивизия, единственная из всех соединений 21 и 5 Армий сохранившая боеспособность…
Узнаем, что надежды штаба на прорыв из окружения возлагались именно на 289 сд!
Военный Совет с частью начсостава Управления фронта, следуя за Штабом 289 сд, последовательно переходил из одного пункта в другой.
Примерно в 9.00 18.9 в воздухе появилось до 15-28 бомбардировщиков противника, которые подвергли весьма сильной бомбежке переправы через р. Удой у Пирятин колонны автомашин, вытянувшихся из города и главным образом скопления автотранспорта в самом городе. В результате этой бомбежки, возникла паника. Огромное кол-во машин было подожжено и еще большее их кол-во было отсечено и продолжало оставаться на месте без движения [см. фото-иллюстрацию к статье выше].
На этом отрезке пути авиация противника безнаказанно производила несколько повторных налетов, громя остатки нашего автотранспорта и сохранившейся матчасти, отдельные орудия на мех.тяге, зенитные орудия, ридиостанции и т.д. [пишет Баграмян].
После Куреньки я лично видел только 6 броневиков из полка охраны Штаба Фронта, несколько пулеметных комплексных установок на грузовых машинах и 2-3 рации.
Движение на восток продолжалось почти непрерывно до утра 19.9, если не считать небольших остановок. К утру 19.9 Военный Совет Фронта, сопровождаемый тремя бронемашинами, прибыл в Городище. Туда же к 13.00 прибыли Военный Совет и Штаб 5-й Армии, Командование и Штаб 31 ск.
В течение 18 и 19.9 сохранившиеся рации Штаба Фронта непрерывно добивались связи с 21, 37 и 26 Армиями. Ни одна из этих Армий не отвечала, в то время как радиосвязь с 40 и 38 Армиями функционировала нормально. Самолетами связи Штаб Фронта с вечера 17.9 не располагал вовсе.
Таким образом, можно сказать, что с момента отдачи приказа на выход из окружение, Штаб фронта потерял управление 21, 37 и 26 Армиями лишь с полудня 19.9 вошел в непосредственное общение со Штабом 5 Армии, не имевшей к этому времени ни одной части…
Ниже приведена схема движения Штаба Фронта во главе с Кирпоносом, которая немного не соответствует описанию маршрута, изложенного в докладной Баграмяна. Видимо планы в Штабе ЮЗФ продолжали меняться уже после прорыва Баграмяна и он о них уже не знал.
К вечеру 19.9 по предложениям Начштафронта Генерал Майора Тупикова и Командарма 5 Генерал Майора Потапова (прим. Р.Я.: Михаил Иванович Потапов — генерал, командующий 5-й армией (попал в плен) наметилось совершенно не отвечавшее обстановке решение — пытаться прорваться из кольца окружения через Чернухи. Мотивировка — противник хорошо знает о нашем намерении прорваться через переправы у Городище и поэтому в течение дня 19.9 постарается крепко запереть это направление. Прорыв через Чернухи носит в себе элемент внезапности и кроме того, у Чернухи легко форсировать верховье р. Многа.
Баграмян был вызван Кирпоносом и назначен командиром роты НКВД, являющейся охраной Военного Совета. Рота должна была следовать во втором эшелоне с Военным Советом.
Не успел Баграмян принять командование ротой, как поднялась паника среди красноармейцев и командиров, находившихся на высотах западнее Городище и в самом Городище. Как выяснилось позднее, до батальона мотоциклистов противника с минометами, переправившись через реку Многа у Мелехи, наступал на Городище с севера.
Вызвавший Баграмяна Кирпонос, поставил новую задачу — немедленно развернуться и, наступая на высоты зап. Городище, занять их, навести порядок. Несколькими минутами ранее Генерал Майор Тупиков указал мне, что моя рота, вопреки первоначальным наметкам, должна наступать в первом эшелоне — эшелоне прорыва.
Далее сделаем небольшое отступление от темы доклада Баграмяна
Ниже на видео, длительностью всего 68 секунд можем видеть уникальные кадры кино хроники, где показан штаб ставки командующего ЮЗФ. Генерал Кирпонос находится пока в ставке под г. Киевом (дата съемки — лето/осень 1941 года, более точно сказать сложно, возможно показан штаб ЮЗФ в г. Прилуки, поскольку Хрущев еще не покинул штаб на безопасное расстояние и командующий не попал в августовскую автоаварию накануне отступления).
События на видео:
1) Командующий фронтом, Герой Советского Союза генерал М.П.Кирпонос моет руки под рукомойником во дворе здания ставки [одноэтажного дома], беседует с офицером на крыльце, входит в здание.
2) В кадре присутствуют штабные офицеры.
3) Затем ко двору штаба подъезжает легковой автомобиль Н.С.Хрущева. Виден дом на противоположной части улицы. Возле дома на посту стоит часовой. Член военного совета Юго-Западного направления Н.С. Хрущев спешно проходит по двору, деловито отдает честь офицерам.https://www.youtube.com/embed/x402KaU66zU?modestbranding=0&controls=1&rel=0&showinfo=1&enablejsapi=1&origin=https%3A%2F%2Fzen.yandex.ru
Внимание! Письменное разрешение на публикацию этого видео были получены лично у представителя [автора кинодокумента] — источник: https://www.net-film.ru/film-20439/ Марины Гридиной, www.net-film.ru 25/01/2021 с условием обязательного указания источника авторства. Все авторские права принадлежат компании @ Net-Film Ltd., 2013–2020.
Продолжаем описание доклада…
Далее идет описание боестолкновения группы Баграмяна с противником. Непонятным моментом остается факт того, что группа не вернулась в Городище для предписанных Тупиковым задач — прорыва в первом эшелоне, а пошла пробиваться из окружения своим ходом. Почему отстала группа Штаба Фронта во главе с Кирпоносом? Это загадка!
Выше Баграмян описал картину болотистой местности, немецкие заслоны и засады и невероятное везение своей группы в 50 человек, которой удалось прорываться из окружения в ночь на 21.9, переправившись через реку Сула и лишь к 24.9 выйти в расположение своих войск. Часть людей прошла через мосты и немецкие кордоны, удерживаемые немцами переодетыми в гражданскую одежду, под видом местных жителей.
Например, приводится описание выхода из окружение Штаба 21 Армии, в лице полковника оперативного отдела Захватаева. В ходе боя у полковника была подбита лошадь и дальнейший выход он делал пешком.
На поле боя немцы делали обход цепью и проездом на машинах и часть бойцов и командиров, из оставшихся на поле боя, была пленена. В момент обхода полковник Захватаев пролежал под пластами сжатой ржи…Немцев было до 60-80 человек и все пьяные…
Ниже представлено фото всех персоналий, участников доклада И.Х.Баграмяна. Постарался представить групповое фото каждой отдельной личности на отрезке 1940-41 годов для максимально большей реальности.
На фото (верхний ряд слева-направо): Кирпонос М.П., Тупиков В.И., Рыков Е.П., Бурмистенко М.А.
(нижний ряд слева-направо): Захватаев Н.Д., Потапов М.И., Алексеев И.И., Баграмян И.Х.
Все личности [командный состав штаба ЮЗФ], представленные на верхнем фото — погибнут [будут убиты] 19-20 сентября 1941 года в роще Шумейково, находясь в окружении.
Захватаев Н.Д., выйдет из окружения и продолжит воевать. Пройдет всю войну, станет Героем Советского Союза. Получит звание генерал-майор с ноября 1941 года. Будет командовать Армиями. Стоит отметить, что с сентября 1939 года Никанор Дмитриевич — старший преподаватель Академии Генштаба и хороший знакомый Баграмяна по Военной Академии.
Потапов М.И. попадет в немецкий плен. После плена будет реабилитирован в ходе спец-проверки НКВД в 1946 году.
Алексеев И.И. попадет в окружение в районе города Лубны. Будет содержаться в лагере военнопленных в Полтаве. Из немецкого плена бежит и в конце октября 1941 года перейдет линию фронта в районе Харькова. Будет арестован и доставлен в Москву, где будет находиться под следствием до 1944 года. Будет уволен из рядов РККА. В 1946 году пройдет спец-проверку НКВД и будет реабилитирован.
Баграмян И.Х. — дважды Герой Советского Союза, пройдет войну и получит звание маршала СССР в 1955 году.
Посмотрим, что далее пишет Баграмян про выход из окружения полковника Захватаева Н.Д. в сентябре 1941-го.
Основной причиной окружения четырех Армий фронта и неспособности 5 и 21 Армий к выходу из окружения, по мнению Баграмяна, является слишком запоздалое принятие решения на оставление Киева и на выход из окружения.
Последние документы штаба ЮЗФ
Ниже публикую последние найденные и доступные нам документы штаба ЮЗФ в бумажном виде (источник ЦАМО, Фонд: 229, Опись: 161, Дело: 11):
1) Боевое донесение №435 штаба ЮЗФ, датированное: 14.09.1941 г.
Авторы документа: ЮЗФ, генереал Кирпонос, Бурмистенко, див. комиссар Рыков. Документ на 2-х страницах (можно листать справа-налево):1 из 2
2) Боевое распоряжение №429 штаба ЮЗФ, датированное: 14.09.1941 г. за подписью Тупикова.
Авторы документа: ЮЗФ, Кирпонос, Бурмистенко, Рыков, Тупиков
Остальные приказы и распоряжения отдавались Штабом Фронта уже в окружении и в устной форме, а бумажные документы были уничтожены, либо захвачены противником.