Недавно я просматривал один достаточно популярный аккаунт в инстаграме, посвященный Сталину, и с удивлением обнаружил там пост о начале войны. В нем приведена цитата из «воспоминаний» Анастаса Микояна:
До сих пор не понятны точные причины отказа Сталина, выступить с речью в первый день войны.
⠀
…Сталин отказался: «Пусть Молотов выступит».
⠀
Мы все возражали против этого: народ не поймет, почему в такой ответственный момент услышат обращение к народу не Сталина — Первого секретаря ЦК партии, Председателя правительства, а его заместителя.
⠀
Нам важно сейчас, чтобы авторитетный голос раздался с призывом к народу — всем подняться на оборону страны. Однако наши доводы ни к чему не привели.
⠀
Сталин говорил, что не может выступить сейчас, это сделает в другой раз. Так как Сталин упорно отказывался, то решили, пусть выступит Молотов.
⠀
Конечно, это было ошибкой. Но Сталин был в таком подавленном состоянии, что в тот момент не знал, что сказать народу.
Публикация собрала больше тысячи лайков; читатели стали выражать в комментариях сочувствие «растерявшемуся» Сталину, стали оправдывать его и говорить, что это не главное, со всеми бывает, и т.п. Одним словом, люди «повелись».
Теперь объясню, почему эта информация — ложь, и почему в сочувствии товарищ Сталин не нуждается.
Во-первых, т.н. мемуары Микояна под названием «Так было» появились спустя 21 год после смерти автора. Кто их писал одному богу (а точнее черту) известно, но уж точно не давно почивший Микоян.
Во-вторых, содержание этой книги не выдерживает никакой критики. Достаточно прочитать несколько глав чтобы понять, что это дешевая подделка, цель которой оклеветать Сталина. Ниже я дам ссылку на статью, в которой подробно об этом написано.
В-третьих, имеется масса свидетельств того, что с первых часов войны Сталин принимал людей в Кремле, составлял приказы и постановления, решал иные неотложные вопросы военного времени. Одним словом, работал, как и полагалось главе государства.
Ну и в-четвертых, решение Сталина не обращаться к народу в первый день войны было вполне обоснованным. Вот как сам Молотов объяснял это писателю Ф.Чуеву:
– Пишут, что в первые дни войны он растерялся, дар речи потерял.
– Растерялся – нельзя сказать, переживал – да, но не показывал наружу. Свои трудности у Сталина были, безусловно. Что не переживал – нелепо. Но его изображают не таким, каким он был, – как кающегося грешника его изображают! Ну, это абсурд, конечно. Все эти дни и ночи, он, как всегда, работал, некогда ему было теряться или дар речи терять…
– Как держался?
– Как держался? Как Сталину полагается держаться. Твердо.
…Далее он [Молотов] рассказал, как вместе со Сталиным писали обращение к народу, с которым Молотов выступил 22 июня в двенадцать часов дня с центрального телеграфа.
– Почему я, а не Сталин? Он не хотел выступать первым, нужно, чтобы была более ясная картина, какой тон и какой подход. Он, как автомат, сразу не мог на все ответить, это невозможно. Человек ведь. Но не только человек – это не совсем точно. Он и человек, и политик. Как политик, он должен был и выждать, и кое-что посмотреть, ведь у него манера выступлений была очень четкая, а сразу сориентироваться, дать четкий ответ в то время было невозможно. Он сказал, что подождет несколько дней и выступит, когда прояснится положение на фронтах.
– Ваши слова: «Наше дело правое. Враг будет разбит, победа будет за нами», – стали одним из главных лозунгов войны.
– Это официальная речь. Составлял ее я, редактировали, участвовали все члены Политбюро. Поэтому я не могу сказать, что это только мои слова, там были и поправки, и добавки, само собой.
– Сталин участвовал?
– Конечно, еще бы! Такую речь просто не могли пропустить без него, чтоб утвердить, а когда утверждают, Сталин очень строгий редактор. Какие слова он внес, первые или последние, я не могу сказать. Но за редакцию этой речи он тоже отвечает.
– А речь 3 июля он готовил или Политбюро?
– Нет, это он. Так не подготовишь. За него не подготовишь.
Знаете, я думаю, что если бы Сталин выступил с речью в первые дни войны, то сегодня его бы критиковали еще больше. Говорили бы: вот, ничего конкретного не сказал, а зачем тогда вообще выступал? И все в таком духе. Просто сейчас время такое, что Сталина критикуют за все.
Ну а если судить объективно, то его решение было политически правильным. Сталин выступил позже, 3 июля, в своей речи подробно разъяснив значение происходящих событий и призвав народ дать отпор врагу. Сама же речь была составлена так, что задела за живое и запала в сердце каждому советскому человеку:
«Товарищи! Граждане! Братья и сестры!.. К вам обращаюсь я, друзья мои!..»
Сталин велик, это ясно. А всем тем, кто использует в своих постах его имя, следует проверять информацию, прежде чем что-то публиковать.