Многие из нас в детстве любили находить и собирать красивые камушки. Кто-то даже складывал их в горку, фантазируя, что строит из них домики или замки. А вот французский почтальон Фердинанд Шеваль уже будучи взрослым мужчиной таким образом соорудил огромный сказочный дворец. Зачем, и главное как он смог соорудить этот шедевр архитектуры? Давайте разберемся вместе.
Жизнь Фердинанда до строительства замка была мало примечательна. Родился он в 1836 году, в небогатой семье. С детства был вынужден заниматься сельским хозяйством. Желая что-то изменить в своей жизни, он выучился на пекаря, однако и эта профессия показалось ему скучной.
Нашел же он себя в роли почтальона. Профессию нельзя назвать очень увлекательной, но Фердинанду очень нравилось ходить по окрестностям. Так он мог полностью погрузиться в свои мысли. Несмотря на то, что он уже не был романтическим юношей, воображение постоянно рисовало ему сказочные пейзажи и невиданных существ.
Хочу отметить, что почтальон не был социофобом и не избегал общества. В силу своей профессии он достаточно много общался с людьми, дважды был женат и имел троих детей. Вот только все они ушли из жизни раньше чем он. А смерть своей последней дочери он воспринял особенно тяжело. На некоторое время полностью ушел в себя и даже не мог работать.
Именно тогда ему приснился сон о чудесном дворце. Сновидение было настолько ярким и реальным, что Фердинанд смог запомнить его после пробуждения во всех деталях. Во сне он строил грандиозный каменный замок, вместо стен которого были странные скульптуры и барельефы.
Первоначально Шеваль не придал этому сну большого значения. Однако, со временем идея реализовать его в жизнь все больше и больше преследовала почтальона. Но этому мешала его постоянная работа и дела. Он регулярно вспоминал о замке, но откладывал его строительство на потом. Так продолжалось целых 15 лет.
И вот в 1879 году, когда почтальон нес очередное письмо в отдаленную деревню, он споткнулся о камень и едва не упал. Присмотревшись к булыжнику, он обратил внимание на его очень необычную форму. Это был песчаник, сформированный водой и укрепленный силой времени. Камень словно изображал карикатуру на животное.
Фердинанд огляделся вокруг и увидел, что таких камней здесь было много. Вся сельская дорога была завалена ими. Тогда он сказал себе: «Если Природа создала эту скульптуру, то я тоже смогу создать что-то подобное в архитектуре».
Почтальон решил взять с собой несколько камней, которые показались ему наиболее интересными.
На следующее утро он вернулся к тому же месту и собрал еще дюжину камней, которые были еще красивее и необычнее вчерашних. Одержимость такого собирательства увеличивалась с каждым днем. Первоначально он заворачивал булыжники в одежду и раскладывал их по карманам. Со временем же он стал брать с собой специальную корзинку, а иногда — и тачку.
Все собранные камни он приносил на свой пустующий земельный участок. Такое странное коллекционирование не очень нравилось его жене. Но в голове у Фердинанда уже родился план. И как только камней стало достаточно, он приступил к строительству «Идеального дворца».
Надо отметить, что работу почтальона он при этом не бросал, и каждый день все также разносил письма. А по вечерам он начинал строить, иногда увлекаясь настолько, что за работой мог встретить рассвет.
Совершенно непонятно, когда Шеваль находил время на сон, но возможно идея построить замок из своего сновидения окрылила его так сильно, что отдых ему не требовался.
Для начала, он выстроил каменный водопад. И хотя опыта в архитектуре или в строительстве домов у Фердинанда не было, он быстро учился. После первых успехов он понял, что ему необходимо больше камней. Ему приходилось нести камни на собственной спине по несколько километров со всей округи.
Следующим действием он выкопал бассейн и создал скульптуры различных животных, которые выставил на публичное обозрение. Почтальона тогда никто не понял из соседей, но это его не останавливало. Он все продолжал строить дворец своей мечты.
33 года ушло у Фердинанда на воплощение идеи из своего сна. Все это время он продолжал собирать камни, скреплять их с помощью цемента, создавая при этом самые причудливые формы.
Наконец, в 1912 году он представил миру свой “идеальный дворец” высота которого достигала 10 метров. Там были, и колонны, и водопады, и причудливые башни, и конечно же огромное количество барельефов с надписями. Одна из которых гласила: “Пусть те, кто думают, что могут сделать лучше, попробуют сделать это».
Замок получился настолько необычным, что искусствоведы до сих пор спорят к какому архитектурному стилю его можно отнести.
Шеваль настолько привык жить своим творением, что не пожелал расстаться с ним даже после смерти, и объявил, что желает быть похороненным посреди дворца. Однако, французские законы этого не позволяли сделать, и тогда почтальону пришлось взяться за старое. Он снова начал собирать камни для того, чтобы создать новое, хоть и не такой масштабное, но не менее удивительное строение — свой мавзолей.
Непризнанный при жизни, он стал легендой после смерти. Его строения были признаны культурной достопримечательностью Франции, а о жизни Фердинанда был снят не один фильм. Но так и остаётся загадкой, как у простого почтальона получилось создать такой архитектурный шедевр? Как ему хватило сил и терпения не бросить это дело за 33 года?