Какова судьба научных новаторов в современной России?

Уже много лет российские власти твердят о необходимости модернизации нашей экономики, о переходе на инновационный путь развития. Ещё в феврале 2008 года (12 лет назад!) на заседании Госсовета президент Путин потребовал от правительства к 2020 году сменить экономическую модель России с сырьевой на инновационную. Затем об этом же говорил и президент Медведев, являющийся по совместительству ещё и лидером правящей партии «Единая Россия». И вот уже почти прошёл 2020 год, но, увы, отечественная экономика по-прежнему не инновационная и держится, как всегда, на двух трубах: нефтяной и газовой.

В ОСНОВЕ инновационной экономики, как известно, лежат внедряемые новые идеи, которые генерируются учёными, инженерами и изобретателями. Неужели в космическо-ядерной стране нет по-настоящему прорывных технологий, которые обеспечили бы экономике рывок и рост? Они есть. Но, увы, почему-то никому не нужны. В подтверждение этого приведём пару вполне характерных примеров.

…Жил и творил в Смоленске доктор технических наук, профессор Иван Фёдорович Ефимов. Ранее он работал в Научно-исследовательском институте высоко-молекулярных соединений (НИИВМС) в Нальчике. Занимался полимерами и обслуживал советскую космическую программу, автор 98 изобретений и 200 опубликованных научных работ.

Одно из изобретений Ефимова — новый способ хранения продуктов без использования холодильника. Продукты, обработанные новым способом, могут храниться до двух лет без изменения своих вкусовых качеств при температуре от +8° до +20°С! Хранить можно любые скоропортящиеся продуты! Хлеб, молоко, фрукты, овощи, ягоды и т.д.

Простая и небольшая по размерам установка позволяет решить извечную проблему доставки скоропортящихся продуктов на большие расстояния. К тому же в ней не используется фреон, то есть не страдает экология. Такой технологии нет нигде в мире! Однако несколько лет Ефимов абсолютно безрезультатно пытался внедрить своё уникальное изобретение в нашей стране. Удивительно, но эта по-настоящему революционная технология оказалась никому не нужна!

Было у Ивана Фёдоровича и другое не менее перспективное изобретение. Он сконструировал новый, принципиально отличный от существующего, двигатель внутреннего сгорания, который специалисты уже окрестили «двигателем XXI века». В этом двигателе нет поршней и цилиндров, нет клапанов, нет коленчатого и распределительного валов. Этому двигателю не нужно дорогостоящее масло. Мотор имеет небольшой вес и объём, большую мощность, он очень экономичен и может работать на любом виде топлива, включая водород!

Неоднократно к Ефимову обращались специалисты из «Крайслера» и других известных зарубежных автомобильных фирм с просьбами продать им патент на изобретение. Но Иван Фёдорович хотел сделать двигатель в нашей стране…

Он так и не дождался внедрения своих изобретений: умер от инсульта в своей квартире на первом этаже дома послевоенной постройки. Его здоровье и нервы были сильно подорваны бесконечными и бесплодными походами по инстанциям и ведомствам. И теперь никто не знает, что будет с творческим наследием великолепного русского учёного-изобретателя.

Другой талантливый учёный — доктор медицинских наук, профессор Смоленского государственного медицинского университета (СГМУ) Владимир Александрович Глотов 25 лет занимался актуальной для России и для всего мира научной работой на стыке двух наук: микробиологии и микроэлектроники. Он пытался создать искусственные саморазвивающиеся сети микрососудов, которыми пронизаны все биологические ткани.

Эта работа позволит осуществить настоящий биотехнологический прорыв и выйти на совершенно фантастические рубежи. Ведь можно будет серьёзно говорить о появлении технологических предпосылок для получения в неограниченном количестве искусственных биологических тканей (биомассы) с заранее заданными свойствами. Это ведёт к созданию полноценной искусственной пищи, всевозможных лекарственных препаратов и биологических строительных материалов, биопротезов органов человека и даже кибернетических организмов.

Вообще подобные исследования в любой нормальной стране были бы давно признаны стратегическими. Ибо речь идёт о создании неограниченного источника биоресурсов. Кстати, американцы разрабатывают сходную технологию в Университете Мэриленда (University of Maryland). Успешно работают над этим и японские учёные.

Увы, сегодня смоленский профессор Глотов уже не ведёт никаких исследований в этой области. Все его экспериментальные работы остановлены из-за отсутствия финансирования. Значит, спустя какое-то время мы будем закупать эту технологию (а скорее всего, продукты, сделанные по этой технологии) за рубежом. Если, конечно, нам это позволят «западные партнёры».

Мимо России в очередной раз проходит крупнейшее научное направление исследований, связанное с решением ряда фундаментальных биологических, медицинских, экономических и военных проблем.

Подобные истории абсолютно типичны для нынешней российской жизни. Таких примеров — тысячи. К сожалению, в них как в капле воды отражается реальное, а не показушное отношение наших властей к отечественной инженерной и научной мысли. А также и к инновационной экономике, которая, как выясняется, олигархическому режиму не нужна.

За годы псевдореформ уничтожено почти 2/3 промышленного потенциала России. Ликвидированы тысячи крупных промышленных производств — фабрик и заводов. Почти полностью уничтожены целые наукоёмкие отрасли: гражданское авиастроение, судостроение, приборостроение, электроника, машиностроение и другие. Серьёзные проблемы начались и в космической отрасли, которая в последнее время держалась в основном за счёт советского запаса прочности.

Получается, что изобретения, новые научно-конструкторские разработки и передовые технологии уже некуда внедрять? Приплыли?

Великий российский учёный-физик Пётр Леонидович Капица в 1946 году (то есть сразу после разрушительной войны) написал Сталину письмо, в котором были такие строки: «Обычно нашей технической пионерной работе развиваться и влиять на мировую технику мешали организационные недостатки. Многие из этих недостатков существуют и по сей день, и один из главных — это недооценка своих и переоценка заграничных сил. Ясно чувствуется, что сейчас нам надо усиленным образом подымать нашу собственную оригинальную технику. Успешно мы можем это делать только тогда, когда будем верить в талант нашего инженера и учёного, и уважать его, и когда мы, наконец, поймём, что творческий потенциал нашего народа не меньше, а даже больше других и на него можно смело положиться. Что это так, по-видимому, доказывается и тем, что за все эти столетия нас никто не сумел проглотить».

В советское время, при всех ошибках и недостатках, умели ценить пророков в своём отечестве, потому советская наука и техника и достигли мировых высот. У нынешней же власти в цене только две трубы.