Глобальный кризис 2020 года предоставил возможность россиянам на практике убедиться в том, насколько эффективно могут функционировать правительство и региональные администрации в экстренных условиях, используя свой интеллектуальный потенциал и возможности существующей в России системы хозяйствования. Ведь у органов власти на протяжении всего года было достаточно времени и средств, чтобы стабилизировать ситуацию в экономике и оказать ожидаемую от своего государства миллионами жителей материальную помощь, многие из которых так ее и не дождались.
Какие бы красивые речи не звучали изо всех уст, все-таки каждый здравомыслящий человек осознает, что в условиях глубочайшего экономического спада основными мерами поддержки для большинства россиян должны быть не какие-то отсрочки платежей по кредитам и налогам, а гарантированное государством трудоустройство и базовый социальный пакет для малообеспеченных и потерявших работу граждан. Также государство просто обязано создать условия и среду, позволяющие жителю любого уголка страны пройти бесплатную переквалификацию и получить востребованную в будущем профессию с набором различных компетенций и навыков (например, в области информационно-коммуникационных технологий). Вдобавок, учитывая реальную и измеряемую десятками процентов инфляцию, правительству следовало бы повысить в два раза МРОТ и минимальный размер пенсии. А отмена или существенное понижение стоимости некоторых видов платных услуг, тарифов, налогов, штрафов и прочих поборов, позволило бы миллионам россиян сохранить крохи и так скудного домашнего бюджета, поскольку только по официальной статистке Росстата в России около 20 миллионов граждан проживают за чертой бедности (прожиточный минимум — 11468 рублей).
В дополнение необходимо заметить, что значительная часть общества вообще пока не осознает степень угрозы для большинства людей со стороны надвигающейся полномасштабной цифровизации во всех сферах жизнедеятельности человека и роботизации промышленного производства. Уже давно запущены необратимые процессы по развитию и внедрению цифровых технологий в основополагающих секторах экономики, которые поэтапно полностью переформатируют отечественный рынок труда, оставив в ближайшие 10 лет десятки миллионов россиян без работы. Следовательно, одна из важнейших национальных целей для Российской Федерации – это создание централизованной государственной системы по устранению существующих и будущих проблем в социальной сфере, в рамках которой уполномоченные операторы совместно с центрами занятости и при помощи искусственного интеллекта в течение многих лет должны будут результативно решать задачи по трудоустройству безработных граждан. Параллельно, профильным ведомствам и депутатам Государственной Думы надо разработать долгосрочные государственные программы и дополнить нормативно-правовую базу положениями, в соответствии с которыми государство сможет осуществить свои обязательства в виде регулярных социальных выплат жителям Российской Федерации, оставшимся без работы по причине их увольнения из-за повсеместной активизации инновационной деятельности на множестве отечественных предприятий. Конечно, подобные меры господдержки должны быть увязаны с планами по социально-экономическому развитию государства, предусматривающие создание новых видов деятельности и дополнительных рабочих мест, в том числе и для россиян старшего поколения.
Многие эксперты согласятся, что продуктивно реализовать подобные форматы государственной поддержки жителей страны и экономики в целом возможно только при более справедливом распределении между всеми гражданами общенациональных богатств и государственных доходов, с вовлечением в данные процессы множества уважаемых в обществе представителей разных социальных групп. Исходя из этого, коренным народам России необходимо пересмотреть само значение словосочетания – «меры поддержки», напоминающее мантру рабов, которая вошла в повсеместный обиход речи и зачастую неосознанно применяется налогоплательщиками при общении с высокопоставленными сотрудниками в органах власти, которых они временно наняли в принадлежащие народу институты власти для управления государственными ведомствами. И тут возникает вопрос: А почему это народ и коммерческие организации, формирующие своими платежами основную часть бюджетов всех уровней, должны унизительно выклянчивать у сотрудников органов власти какую-то поддержку за счет принадлежащих народу денег? Федеральные и региональные бюджеты принадлежат исключительно всему народу! А значит, только все общество вправе распоряжаться народными деньгами и коллегиальными решениями определять, на какие цели сотрудники органов власти имеют право расходовать бюджетные средства, реализуя меры государственной поддержки отраслей экономики в интересах большинства граждан.
Поэтому, следовало бы предусмотреть общенациональным планом восстановления экономики и доходов россиян, разработку дополнительных положений в нормативной правовой базе, обязывающих представителей органов власти согласовывать основные направления расходных и доходных статей бюджетов всех уровней со всем обществом и экспертными Советами.
Далее можно ознакомиться с небольшим перечнем конструктивных мер поддержки, при реализации которых миллионы россиян в действительности бы ощутили реальную поддержку и улучшили благосостояние своих семей.
Перечень мер поддержки россиян, которые следовало бы оказать:
1. Необходимо оказать материальную помощь врачам, сотрудникам медицинских учреждений и представителям других профессий, которые рискуя своей жизнью, непосредственно взаимодействовали и взаимодействуют с больными COVID-19. Поддержать семьи погибших врачей путем предоставления государственных субсидий для льготного ипотечного кредитования под 0% годовых. Дополнительно, повысить зарплаты на 200% представителям разных профессий, непосредственно задействованных в процессах, связанных с лечением и оказанием медицинской помощи и больным COVID-19.
2. Обеспечить граждан Российской Федерации бесплатными масками, перчатками и прочими средствами индивидуальной защиты, которые должны производиться отечественными предприятиями, на 100% принадлежащих государству. Нормативным правовым актом установить порядок, обязывающий сотрудников органов власти все доходы государства от штрафов за нарушения режима самоизоляции целевым способом направлять на закупку оборудования и средств защиты от коронавируса, которые должны бесплатно выдаваться россиянам.
3. Отменить налог на самозанятых в 4%, который они начали платить только с 2019 года. Обеспечить каждого самозанятого, не имеющего работы и доходов, ежемесячным пособием в размере минимальной оплаты труда.
4. Повысить в каждом регионе МРОТ до 25000 рублей в месяц.
5. Отменить подоходный налог (НДФЛ) в 2020-2021гг. году для граждан, у которых ежемесячный совокупный доход на семью с одним и более ребенком составляет менее 80 000 рублей.
6. Переформатировать программу ипотечного кредитования. Для россиян с доходами менее 150 000 рублей в месяц, проживающими на территории Российской Федерации не менее 15 лет, установить процентную ставку по кредиту в размере 0-2% годовых.
7. Отменить индексацию и понизить тарифы естественных монополий в 2020-2021гг., в том числе на энергоресурсы, транспортные перевозки и в сфере ЖКХ.
8. Понизить налог на недвижимость на 50%.
9. Понизить в два раза взносы в фонд капитального ремонта жилых домов.
10. Законодательно запретить финансовым учреждениям взимать проценты при переводе денежных средств по безналичным расчетам за некоторые виды услуг. Для физических лиц.
11. Федеральным законом запретить взимать плату с россиян за проезд по всем автомобильным дорогам на территории Российской Федерации.
12. Отменить в 2020-2021гг. плату в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн (по системе Платон»). Отменить систему «Платон» или рассмотреть возможность ее функционирования, но законом запретить собирать поборы с водителей, и если она на 100% будет принадлежать государству.
13. Понизить стоимость полиса ОСАГО на 50%.
14. Отменить в 2020-2021гг. транспортный налог на автотранспорт, находящийся в личной собственности у физических лиц и субъектов МСП.
15. На период восстановления экономики в российских городах ограничить величину стоимости платных парковок за размещение транспортных средств на платных городских парковках. К примеру, в Москве и Московской области ограничить стоимость до 30 рублей в час.
16. Отменить плату за нахождение автомобилей на штрафстоянках.
17. Снизить стоимость штрафов за несоблюдение правил дорожного движения. К примеру, уменьшить на 50% штраф за превышение скорости или другие нарушения при передвижении на автотранспорте.
18. Ограничить рост цен на товары первой необходимости путем ввода системы государственного регулирования.
19. Депутатам, общественным организациям и сотрудникам органов власти сформировать Совет из независимых экспертов, в рамках которого коллегиальным решением будет определена и установлена сумма истинного прожиточного минимума для каждого россиянина и семьи в целом, по всем регионам, основанного на реалистичных ценах. Поручить сотрудникам исполнительных органов власти взять за основу заключение экспертного Совета и установить именно такую величину прожиточного минимума. Поднять размер ежемесячного детского пособия для каждой семьи с низкими доходами до реального уровня прожиточного минимума, установленного экспертным Советом, на постоянной основе. Также в Совет должны войти представители профсоюзных организаций, профессиональных объединений, экономисты, юристы, общественные деятели и прочие специалисты.
20. Объявить кредитную амнистию для социально уязвимых категорий граждан: матери-одиночки, многодетные семьи, инвалиды, граждане с доходом менее двух МРОТ и прочие социальные группы.
21. Провести реформирование сферы ЖКХ и изменить принципы, в соответствии с которыми формируются доходные и расходные статьи бюджетов всех уровней, с целью решения задачи по снижению стоимости тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Необходимо создать условия, когда плата за услуги ЖКХ не будет превышать 10% от совокупного дохода семьи.
22. Национализировать сферу ЖКХ. Закрепить в нормативно-правовой базе положение, в соответствии с которым вывозом твердых бытовых и прочих отходов — мусора смогут заниматься только организации, принадлежащие на 100% государству. Доходы, полученные государством от оплаты гражданами услуг по вывозу мусора, нужно целевым способом использовать для текущего ремонта многоквартирных жилых домов.
23. Реализовать государственную программу адресной социальной помощи для определенных категорий граждан, увязанную с мерами государственной поддержки некоторых отраслей экономики. Перечень некоторых категорий граждан: многодетные семьи, матери-одиночки, ветераны и инвалиды ВОВ, труженики тыла ВОВ, ветераны боевых действий, инвалиды всех групп, россияне с доходами менее двух МРОТ, уволенные в связи с распространением коронавирусной инфекции и прочие категории граждан.
24. Ввести продуктовые карточки для определенных категорий граждан, на которые в 2020-2020гг. и на период восстановления экономики государство ежемесячно и безвозмездно будет зачислять по 25 000 рублей. Россияне смогут израсходовать денежные средства только на экологически чистые продукты питания и товары первой необходимости от определенных отечественных поставщиков, в соответствии с утвержденным списком, которые можно будет приобрести в специальных магазинах и торговых точках, или заказать в интернете с помощью специализированных онлайн-платформ. Государство нормативно-правовыми актами установит порядок, регулирующий все взаимодействия между участниками и организаторами данной программы.
25.1. Профильные министерства должны создать определенную систему, в которой смогут зарегистрироваться исключительно российские сельхозпроизводители, крестьянские фермерские и личные подсобные хозяйства, а также некоторые производители продовольственных и прочих товаров. Все товары, приобретаемые через продовольственную карту, должны быть произведены только в Российской Федерации. Государство установит разумное ограничение цен на предлагаемую продукцию, соответствующую определенным стандартам качества, где обязательным условием будет следующее: запрет на наличие и использование лишнего количества пальмового масла, хлора, канцерогенов, глицидола, антибиотиков, пищевых добавок, антиоксидантов, химикатов и прочей гадости.
25.2. Федеральным законом установить порядок, согласно которому потребительская корзина должна индексироваться не реже, чем один раз в 6 месяцев и только на основании заключений экспертного Совета, который будет использовать различные информационные источники и собственные методики, необходимые для определения реальной стоимости потребительской корзины.
25. Установить единое пособие по безработице в размере одного МРОТ для каждого гражданина Российской Федерации, оставшегося без работы и дохода, вне зависимости от величины его прежней заработной платы и от того, где россиянин осуществлял свою трудовую деятельность. В первую очередь реальную поддержку в виде прямых выплат должны получить: уволенные с предприятий и организаций рабочие и сотрудники, малый бизнес, микропредприятия, бывшие индивидуальные предприниматели, самозанятые и прочие граждане, а не только работники бюджетной сферы.
26. Перераспределить средства национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости» и обеспечить ежемесячным пособием в размере одного МРОТ всех россиян, потерявших работу, которые не были задействованы в бюджетной сфере.
27. Изменить законодательство в части регулирования порядка предоставления субсидий из федерального бюджета на мероприятия по обеспечению жильем очередников и госслужащих. Дополнить нормативно-правовую базу положениями об институтах общественного контроля – Народный контроль, являющихся автономными и независимыми от ведомств организациями, обладающих определенным уровнем полномочий, подотчетных напрямую избирателю, которые будут их формировать и распускать. Необходимо предоставить полномочия институту общественного контроля осуществлять контрольно-надзорную деятельность над департаментами и управлениями, курирующими реализацию государственных программ по предоставлению льготного жилья очередникам. Утвердить новые положения и методологии, согласно которым администрации городов и губерний будут обязаны предоставлять отчетность о реализации подобных программ Народному контролю, защищающему интересы очередников. Необходимо ликвидировать практику различных махинаций представителями городских администраций с бюджетными средствами на рынке недвижимости, в результате чего жилье получают не рядовые граждане, ожидающие очереди десятилетиями, а высокопоставленные сотрудники всех ветвей власти, или представители других профессий, обслуживающие интересы сотрудников органов власти.
28.1. Планом по восстановлению и развитию экономики предусмотреть реализацию мер по созданию новой системы предоставления социального жилья очередникам, где важным звеном должен стать институт общественного контроля, сформированный из тех же очередников. По закону ордера на новые квартиры сотрудники исполнительных органов власти смогут выдать только по итогам всех согласований с Народным контролем.
28. В рамках реализации мер поддержки отечественной экономики запустить различные программы по субсидированию потребительского спроса, как обобщенные, так и целевые для отдельных отраслей экономики, и видов деятельности.
29. Создать централизованную систему планируемых государственных закупок лесных ягод, меда, трав, грибов, груш, яблок, вишни и прочей продукции у жителей регионов, с последующей их переработкой и производством пищевой продукции для нужд бюджетных учреждений, организаций с государственным участием и всех россиян.
30. Осуществить план мероприятий по экономии бюджетных средств. Запретить в 2020-2021гг. производить государственные закупки товаров и услуг не первой необходимости региональным администрациям, бюджетным учреждениям, подведомственным структурам и прочим организациям с государственным участием. Высвободившиеся средства целевым способом направить на поддержку граждан и социальные проекты.
31. Федеральным законом в 2020-2021гг. запретить индексацию зарплат (в различных форматах) высокопоставленным чиновникам.
32. Установить в стране справедливый уровень соразмерности зарплат между разными социальными группами россиян. Федеральным законом закрепить принцип, в соответствии с которым должны быть установлены новые и более справедливые правила по определению размера заработной платы для каждого вида деятельности в бюджетной сфере и организациях с государственным участием. По закону зарплаты и пенсии шахтеров, рабочих заводов и месторождений, учителей, медиков, водителей, инженеров, ученых и прочих категорий граждан, не должны сильно отличаться по размеру (в пределах 10-15%) от сотрудника городской администрации или избирательной комиссии; государственной корпорации и банка; депутата, прокурора, судьи, высокопоставленного правоохранителя и представителей прочих госструктур. Ведь с позиции здравой логики не должны представители рабочих профессий (например, трудящиеся на Самотлорском нефтяном месторождении, которое кормит пол страны, работающие зимой под 40-градусными морозами), получать около 40 000 рублей и мизерные пенсии, а какой-нибудь кабинетный работник, зачастую бездельник, около 200 000 рублей и до бесконечности….
33. Использовать политику протекционизма и установить заградительные барьеры в виде высоких пошлин на готовую продукцию из Азии – медицинские маски, респираторы и разные средства индивидуальной защиты, которые необходимые для борьбы с коронавирусной инфекцией. Доходы государства от штрафов за различные нарушение режима самоизоляции целевым способом направить на создание в каждом регионе отечественных предприятий по производству средств индивидуальной защиты, которые должны раздаваться всем местным жителям бесплатно.
34.1. Отменить пошлины и НДС на импорт оборудования и комплектующих, используемых отечественными предприятиями при производстве средств индивидуальной защиты.
34. Обеспечить каждого россиянина бесплатными средствами индивидуальной защиты от коронавирусной инфекции, которые должны производиться отечественными предприятиями, на 100% принадлежащих государству. Федеральным законом обязать региональные власти перераспределить доходные и расходные статьи бюджетов, оптимизировать расходы госаппарата и направить высвободившиеся средства целевым способом на запуск предприятий по производству средств индивидуальной защиты. Дополнительно наладить производство масок, перчаток, антисептиков и прочих товаров первой необходимости в исправительно-трудовых колониях, обеспечив доход заключенным и низкую стоимость продукции.
35. Следственные изоляторы обеспечить тестами от коронавируса, а заболевшим предоставить качественное лечение в таких же условиях и больницах, как и остальным гражданам.
36. В федеральном законодательстве закрепить норму об обязательстве государственных организаций, при проведении тендеров на выполнение дорожно-строительных работ и благоустройства, подписывать контракты только с теми подрядными организациями, у которых в штате числится не менее 70% граждан Российской Федерации.
37. Основным законом установить возраст выхода на трудовую пенсию в Российской Федерации у женщин с 55 лет, а у мужчин с 60 лет. Обществу необходимо рассмотреть вопрос о целесообразности отмены некоторых законодательных актов, закрепленных федеральным законом ФЗ-350, а именно восстановить в Российской Федерации порядок выхода на трудовую пенсию мужчинам с 60 лет, а женщинам с 55 лет.