Я уже пять лет не имею никакого отношения к телевидению, то есть время от времени вел какие-то программы на разных местных каналах. А официально не работаю на телевидении с 2008 года. Но «телевизор» прочно сидит во мне. Поэтому я периодически пишу о телевидении. Так будет и на этот раз. Мысль, что об этом я уже писал, сидит во мне, но если даже это и так, то тем хуже для телевидения.
В среду, 4 ноября, в России был общегосударственный праздник — День народного единства. Накануне всевозможные СМИ проводили многочисленные опросы, пытаясь выяснить, что нас объединяет. Ответы мы давали самые разные и, порой, противоречивые. От борща и салата «Оливье», до победы в Великой Отечественной войне и старых советских кинофильмов. Вот эти самые кинофильмы и заставили меня написать нижеследующее.
Ведь если у нас государственный праздник, то и праздновать его надо с государственным размахом во всем и везде. Хорошо, я понимаю, что пандемия отложила отпечаток на все на свете, и праздник нам был предложен, так сказать, в виртуальном формате. Когда-нибудь про этот самый виртуальный формат я напишу отдельно. Он того стоит.
Сегодня же о том, что и без всякой пандемии представлено нам виртуально. Я имею в виду телевизор. Точнее, телевизионную программу, которую явили нам труженики камеры и микрофона в этот светлый и радостный день государственного праздника.
Итак, начнем по порядку. Первый канал в праздник не напрягался и крутил нам с утра старые советские фильмы. Как то, «Будьте моим мужем», «Укротительница тигров», «Полосатый рейс», «Свадьба в Малиновке», «Весна на Заречной улице». Глядишь, день и прошел. Вечером показали праздничный концерт и программу «Время», и на этом сочли свою праздничную миссию выполненной. Поэтому перешли к «Голосящему КиВиНу» и к не менее голосящей программе, посвященной выборам президента США. Да и вообще у меня сложилось впечатление, что именно выборы заморского лидера стали главной темой Дня народного единства.
Телеканал «Россия» тоже не заморачивался и с полудня до пяти вечера крутил криминальный сериал «Абриколь». Потом показал программу «Вести» и снова ушел в художественное кино — показал фильм «Холоп». Это прошлогодняя фантастико-реалистическая комедия, как сынок-мажор угодил из современности в русскую деревню 1860 года. На первый взгляд — фантастика, но потом, когда узнаешь, что все подстроил папаша-олигарх, комедия из фантастической превращается в реалистическую. Поучительно и нравоучительно. Но глуповато. Думают, что для нас сойдет.
«Пятый канал Санкт-Петербург» не заморачивался проблемой всенародного праздника ни одной минуты. Ребята преспокойно прокрутили нам с половины восьмого утра и до полуночи шестнадцать серий сериала «Мама Лора». Сериал, естественно, тоже детективный. Только сыщик в ней любитель.
Остросюжетными и детективными сериалами отделался телеканал «НТВ». Правда, отделил один от другого показом «Белого солнца пустыни». А ближе к полуночи на экран вылез с очередными «Уроками русского» Захар Прилепин.
Пожалуй, наиболее праздничной оказалась сетка вещания телеканала «Культура». Они прямо с утра показали нам документалку «Царица небесная» о Казанской иконе Божией Матери, а потом подкрепили это показом художественного фильма «Минин и Пожарский». Браво, «Культура»!
Телеканал РЕН-ТВ устроил нам мультяшное утро, которое сначала плавно перешло в мультяшный день, потом вечер, а потом и ночь. За это время труженики РЕН-ТВ явили нам следующие шедевры: «Иван Царевич и Серый Волк», «Иван Царевич и Серый Волк-2», «Иван Царевич и Серый Волк-3», «Иван Царевич и Серый Волк-4», «Алёша Попович и Тугарин Змей», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Илья Муромец и Соловей-Разбойник», «Три богатыря и Шамаханская царица», «Три богатыря на дальних берегах», «Три богатыря: Ход конём», «Три богатыря и Морской царь», «Три богатыря и Принцесса Египта». Продолжалась эта мультяшная вакханалия (или пиршество?) с половины седьмого утра, а завершилась за полночь.
Двумя сериалами отделался и «ТВЦ». Наверняка, тоже детективными. Судя по названиям. Один — четырехсерийный — назывался «Сережки с сапфирами», а второй — тоже четырехсерийный — «Комната старинных ключей». Глядишь, денек и проскочил.
Думаю, достаточно. Пересказывать телепрограмму остальных нет никакого смысла, поскольку она мало отличается от вышеупомянутых. А вот выводов можно наделать множество, причем диаметрально противоположных. Например, наше Государство решило больше не пичкать нас идеологией, дав возможность в выходной день выбрать телеканал наиболее подходящий вашим вкусам. Или, Государство само еще пока не определилось, что же нас на самом деле объединяет, поэтому и предложило нам выбрать самим. И выбор был!
Нас объединяют старые советские фильмы, детективные и остросюжетные сериалы, мультики и Захар Прилепин. Телеканал «Культура» я с негодованием из списка совсем вычеркиваю. Он позволил себе слишком много — иметь собственное мнение.
А еще, может быть, принимая во внимание наше разгильдяйство и головотяпство, Государство просто позабыло дать телеканалам ценные указания что, как и в каком порядке показывать нам в праздничный день. Вот они и составили сетку по принципу «Как бы чего не вышло». А в итоге, что имеем, то и имеем.
Фотография Татьяны Кудряшовой.