Доклад Пленуму (ноябрьскому) ЦС РУСО

Доклад Пленуму ЦС РУСО: «Юбилейные даты: 150 лет со дня рождения В.И. Ленина и 200 лет со дня рождения Ф. Энгельса. Марксизм-ленинизм – теоретическая основа революционного преобразования мира».

Товарищи! В этом году мы отмечаем целый ряд знаменательных и юбилейных дат, очень важных, чтобы еще раз обратиться к истории страны и партии, истории коммунистического движения, чтобы попытаться заглянуть в будущее этого движения.

В ряду юбилейных дат мы отмечали 150-летие В.И. Ленина, 75-летие Великой Победы над фашизмом, 250-летие основоположника диалектики Гегеля, другие юбилейные даты. 28 ноября исполняется 200 лет со дня рождения одного из основателей марксизма, друга и соратника Маркса — Ф. Энгельса.

Наша история богата выдающимися и трагическими событиями, забывать о которых непозволительно. Будет уместным сегодня отметить одну из трагических дат. В этом году исполнилось тридцать лет со дня проведения XXVIII съезда КПСС, принявшего программное заявление «К гуманному, демократическому социализму». Ревизионизм и предательство проявились уже в самом наименовании документа, ибо именно социализм и базируется на принципах гуманизма, справедливости, братства и дружбы, демократии и уважения человека труда.

Горько об этом говорить, но факт остается фактом, на XXVIII съезде КПСС коммунисты проиграли в классовой борьбе с противниками социализма. В Программном заявлении съезда «К гуманному, демократическому социализму» разрушение социализма было узаконено. Документ утверждал: «Партия (заметим, не Горбачёвы с Яковлевыми, а партия!) считает необходимым создать условия для формирования и развития многообразных и равноправных форм собственности, их интеграции и свободного соперничества». Отдельно подчёркнуто, что в системе форм собственности должна наличествовать и частная собственность. Путь к реставрации капитализма был открыт. И всё это было подано под лживыми заверениями о политическом, экономическом и идеологическом обновлении социализма.

В.И. Ленин учил: «На каждом шагу рабочие сталкиваются лицом к лицу со своим главным врагом — с классом капиталистов. Борясь с этим врагом, рабочий становится социалистом, приходит к сознанию необходимости полного переустройства всего общества, полного уничтожения всякой нищеты и всякого угнетения. Становясь социалистами, рабочие с беззаветной отвагой борются против всего, что стоит им поперёк пути».

От этой борьбы мы устранили рабочий класс, ушли от диктатуры пролетариата, заполонили партию балластом партбилетчиков, заросли формализмом, обеспечив тем самым воскрешение капитализма.

В этом повинны не только Хрущев, оболгавший Сталина, и все последующие генсеки, но и мы, рядовые коммунисты.

Так называемая «перестройка», как форма ползучей контрреволюции, осуществлявшаяся группировкой М. Горбачёва, которая началась еще до XXVIII съезда КПСС, в частности с принятием известного Закона СССР от 26 мая 1988 г. «О кооперации в СССР», послужила базой для формирования второго её потока, либерал-радикального, агрессивно-буржуазного, который постепенно стал главным. В 1991 – 1993 годах либерал-радикалы полностью осуществили захват власти, уничтожили СССР, Советскую власть, развернули криминальный делёж государственной, общенародной собственности.

В указанном ряду юбилеев, сколько бы мы его не дополняли, для нас, коммунистов, безусловно самым значимым является ленинский юбилей, рождение величайшего мыслителя и революционера ХХ века. И важность, значимость этого события относится не столько к весне далекого 1870 года, сколько к перспективам развития нашего коммунистического движения в направлении восстановления социализма в ХХI веке в России и во всем мире. Ленин — это не только набор неких свойств конкретного, родившегося 150 лет назад человека, это вопрос об актуальности идеи, с которой он прожил свою жизнь – идеи революции. Прав был И.В. Сталин, когда утверждал, что «ленинизм есть марксизм эпохи империализма и пролетарской революции». Т.е. учение Ленина направлено в будущее, к завоеванию пролетариатом политической власти и уничтожению всякой эксплуатации. На этом пути мы должны твердо усвоить ленинские уроки решения этой задачи, о которых порой мы забываем, являющиеся бесценным вкладом в сокровищницу марксизма и которые и сегодня столь же актуальны, как и сто лет назад.

О некоторых из них можно вспомнить сегодня.

Ленин придавал важное значение для завоевания власти субъективному фактору в лице авангарда рабочего класса — его партии. Планка ленинских требований к партии чрезвычайно высока. В докладе на II конгрессе Коминтерна, кстати, 100-летие которого тоже отмечается в этом году, говоря, что партия всегда является меньшинством класса, вождь Великого Октября добавил: «Если меньшинство не умеет руководить массами, тесно связаться с ними, то оно не является партией и вообще ничего не стоит, хотя бы оно называло себя партией…». При этом очень важно, чтобы во главе партии стоял вождь, владеющий марксизмом и умело применяющий марксизм в организационной и революционной практике.

Надо отметить и отношение Ленина к парламентским методам борьбы. Он учил, что конкретному состоянию общества должны соответствовать и конкретные формы политической борьбы. Если явно отсутствует революционная ситуация, то ее необходимо готовить. Надо своей деятельностью будить революционное сознание и революционную решимость пролетариата. И это время является временем максимального использования парламентских методов борьбы за интересы трудящихся. Но такая тактика не может доминировать, когда классовые противоречия обостряются, когда активность масс становится очевидной. Доминирование парламентских методов борьбы в такой ситуации, по словам Маркса, превращается в «парламентский кретинизм». Это остается актуальным и сегодня в нынешней ситуации всеобщего обнищания народа России, когда низы в подавляющей своей массе не хотят жить по-старому, а кризисные явления в экономике создают серьезные проблемы для власти удержать эту власть.

Ленин говорил, что только та революция заслуживает уважения и чего-либо стоит, которая способна себя защитить, как от внешних, так и от внутренних врагов. Поэтому с первых же дней Советской власти Ленин уделял неослабное внимание созданию вооруженных сил Республики — ее Красной Армии и Флота, органов ВЧК. Пренебрежение этим ленинским уроком привело к предательству в том числе и органов госбезопасности СССР, а один из ее клятвопреступников, некто Путин, сегодня возглавляет буржуазную власть России.

Ленин учил нас, о чем ярко изложено в работе «Государство и революция», что пролетарское государство может существовать и развиваться при переходе от капитализма к социализму только в форме диктатуры пролетариата до полного исчезновения классов. Забегание в этом вопросе вперед, совершенное во времена Хрущева, отмена диктатуры пролетариата в итоге привели к лишению пролетариата ведущей роли в жизни советского общества и к гибели самого государства — СССР.

Напомню слова Ленина из его работы «Три источника и три составные части марксизма»: «Люди всегда были и всегда будут глупенькими жертвами обмана и самообмана в политике, пока они не научатся за любыми нравственными, религиозными, политическими, социальными фразами, заявлениями, обещаниями разыскивать интересы тех или иных классов». Сегодня эти слова особенно актуальны, когда мы пытаемся объединить левые силы, когда вдруг появляются разного рода «защитники» народа, его интересов под красивыми лозунгами, разного рода строители «нового» социализма и др., когда в привлекательной упаковке социальных запросов, можно сказать и при нашем участии, власть протащила поправки в конституцию, закрепляющие диктатуру олигархии, лишив народ и без того куцых его прав.

Ленин был убежден, что такая многонациональная страна как Россия может существовать и развиваться только на базе дружбы и равенства народов, уважения их культуры и языка. Именно эти принципы сплотили народы России в могучий Союз Советских социалистических республик — СССР, сумевший выстоять в тяжелей войне с фашизмом и победить. Фундамент этой победы в дружбе и братстве народов СССР, сплоченных патриотической любовью к родной земле, к Советской власти. Ее истоки не в христианской морали, не в церковных лживых догмах, а в коммунистических идеалах. Интернационализм, равенство всех наций и народов СССР были всегда нашим идейным знаменем. Вряд ли может быть плодотворной мысль о большей значимости кого-то из народов, населяющих современную Россию. Проблему любого народа можно решить только в единстве. Мы не вправе забывать об этом. У нас есть яркий негаснущий маяк в этом вопросе, который в состоянии не допустить схождения с верного пути. Им является Ленин и его учение интернационализма.

Мы прекрасно понимаем, что Ленин смог достичь поразительных результатов в преобразовании общества, твердо усвоив и творчески развив уроки свои учителей – Маркса и Энгельса. Образно выражаясь, можно сказать, что он стоял на плечах этих гигантов, поэтому мог видеть дальше и больше.

Наш Пленум посвящен 200-летие одного из учителей В.И. Ленина – Ф. Энгельса. Насколько современны и востребованы сегодня идеи и выводы этого замечательного ученого и учителя пролетариата во всем цивилизованном мире?

Маркс и Энгельс первые показали, что рабочий класс с его требованиями — это порождение экономического порядка, что не благожелательные попытки отдельных благородных личностей, а классовая борьба организованного пролетариата избавит человечество от гнетущих его бедствий.

Они первые разъяснили, что социализм не выдумка мечтателей, а конечная цель и необходимый результат развития производительных сил. Вся история — это история классовой борьбы, результатом которой была смена господства и побед одних общественных классов над другими. И это будет продолжаться до тех пор, пока не исчезнут причины классовой борьбы и классового господства — частная собственность и эксплуатация человека человеком. Интересы пролетариата требуют уничтожения этих причин, и потому против них должна быть направлена сознательная классовая борьба организованных рабочих. А всякая классовая борьба есть борьба политическая.

Эти взгляды Маркса и Энгельса остаются актуальными и сегодня для современного российского пролетариата. Усвоить их рабочим должна помочь Коммунистическая партия, возглавив борьбу пролетариата за свое освобождение.

Уже в «Манифесте Коммунистической партии» отношение к частной собственности К. Маркс и Ф. Энгельс однозначно формулируют в известном тезисе: «… коммунисты могут выразить свою теорию одним положением: уничтожение частной собственности». Важно заметить, что речь здесь идет об уничтожении именно буржуазной частной собственности.

Для Маркса и Энгельса уничтожение частной собственности на средства производства тождественно уничтожению эксплуатации, т.е. неправомерного присвоения результатов чужого труда.

Практически это было решено в СССР, первом в истории человечества пролетарском государстве, после победы героического русского пролетариата в Великой Октябрьской социалистической революции под руководством партии большевиков Ленина-Сталина. Освобождение человека от эксплуатации, как и предвидели классики марксизма, дало огромный импульс развития производительных сил, обеспечившего небывалый взлет достижений во всех сферах жизни советского общества. В кратчайшие исторические сроки были созданы мощная промышленность и сельское хозяйство, наука, образование, здравоохранение, инфраструктура. Все это позволило советскому народу 75 лет назад победить в жесточайшей битве с немецким фашизмом, а за тем восстановить разрушенную страну, создать мощный ракетно-ядерный щит, освоить атомную энергию и первыми шагнуть в космос. Вот что значит свободный труд свободного от эксплуатации человека! Большая часть этих успехов была совершена или заложена непосредственно под руководством И.В. Сталина, которого смело можно назвать основоположником реального социализма.

СССР предательски разрушен, народ снова оказался в плену грабежа, нищеты, угнетения и жестокой эксплуатации, а значит, уничтожение частной собственности снова стоит в повестке дня борьбы русского пролетариата за свое освобождение. Вот почему нам, нынешним коммунистам, так важно не забывать уроков классиков марксизма, чаще обращаться к ним, чтобы избежать тех трагических ошибок, которые были допущены при строительстве социализма в нашей стране.

Сегодня от разного рода критиков и хулителей марксизма можно услышать, что, дескать, он устарел, его основатели в своих выводах исходили из реалий времени, в которых они жили и, дескать, эти выводы неприменимы в современную эпоху научно-технического прогресса, высоких технологий и т.п., когда многое изменилось, в том числе и сам характер труда. Это касается и такого понятия, как рабочий класс.

Но, давайте, обратимся к самим К. Марксу и Ф. Энгельсу.

В «Проекте Коммунистического символа веры» и в «Принципах коммунизма» Энгельс дает принципиально важное определение того, что такое пролетариат, рабочий класс, трудящийся в отличие от класса капиталистов.

В «Проекте Коммунистического символа веры» он пишет: «Пролетариат – это тот класс общества, который живет исключительно за счет своего труда, а не за счет прибыли с какого-нибудь капитала…»

В примечании к английскому изданию «Манифеста Коммунистической партии» Энгельс повторяет аналогичное определение: «Под пролетариями понимается класс современных наемных рабочих, которые, будучи лишены своих собственных средств производства, вынуждены, для того, чтобы жить, продавать свою рабочую силу».

В 1893 году, выступая на Международном конгрессе студентов-социалистов, Энгельс вводит понятие «пролетариат умственного труда». Он сказал: «Пусть ваши усилия приведут к развитию среди студентов сознания того, что именно из их рядов должен выйти тот пролетариат умственного труда, который призван плечом к плечу и в одних рядах со своими братьями рабочими, занятыми физическим трудом, сыграть значительную роль в надвигающейся революции.

Буржуазным революционерам прошлого от университетов требовались только адвокаты, как лучшее сырье, из которого формировались их политические деятели; для освобождения рабочего класса понадобятся, кроме того, врачи, инженеры, химики, агрономы и другие специалисты, ибо дело идет о том, чтобы овладеть управлением не только политической машиной, но и всем общественным производством, а тут уж нужны будут отнюдь не звонкие фразы, а солидные знания».

Итак, «пролетариат умственного труда» по определению Энгельса – это врачи, инженеры, химики, агрономы и другие специалисты, работающие по найму в производственной сфере. Сегодня к ним можно добавить офисных работников, как принято говорить, офисный планктон, работающие по найму в производственной сфере, программистов, операторов станков и оборудования с компьютерным управлением, наладчиков сложной техники и приборов, авиадиспетчеров и т.д. Рабочий класс никуда не исчез, ни во что не выродился, как считают некоторые нынешние опровергатели Маркса и Энгельса. Да, изменился характер труда, усложнилась, стала более разнообразной специализация, повысился его интеллектуальный уровень, но рабочий, вынужденный продавать свои физические и интеллектуальные способности ради выживания, будь то шахтер или сталевар, тракторист или агроном, инженер или менеджер, был и остается главной производительной силой, подвергающейся в капиталистическом обществе жестокой эксплуатации. 

В целом, как видим, классики марксизма дали четкое определение рабочего класса во всей совокупности его многообразия.  В то же время, в сочетании с концепцией Энгельса о возрастании роли общественного сознания в жизни общества, а, соответственно, и с возрастанием роли того, что Маркс и Энгельс называли духовным производством, что наглядно продемонстрировано современной научно-технической и информационной революцией, учитывая диалектический характер развития и познания, представления Маркса и Энгельса о рабочем классе нацеливают нас на теоретические предпосылки для дальнейшего их развития, в равной степени как и концепции его политического господства в переходный период к коммунизму.

Отмечая юбилеи великих людей, мы снова обращаемся к их гениальным идеям. Одной из таких является идея диктатуры пролетариата. При этом очень важно, как появилась эта идея, что вкладывали авторы в ее смысл.

Учение о диктатуре пролетариата впервые было разработано Марксом и Энгельсом и занимает центральное место в марксизме-ленинизме. Своё учение о государстве вообще и учение о диктатуре пролетариата в особенности Маркс и Энгельс создали на основе анализа законов развития общества на всех его этапах и, прежде всего, на основе анализа законов развития капитализма и обобщения опыта международного рабочего движения эпохи домонополистического капитализма. Этому посвящена гениальная работа Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства».

Заслуга Маркса и Энгельса в разработке формационного развития общества. Они установили, что развитие общества определяется в конечном счёте «развитием материальных условий существования общества, изменениями способов производства материальных благ, необходимых для существования общества, изменениями взаимоотношений классов в области производства материальных благ, борьбой классов за роль и место в области производства и распределения материальных благ», в результате чего одна общественно-экономическая формация сменяет другая, более прогрессивная, характеризующаяся определённой ступенью развития производительных сил общества и соответствующим этой ступени историческим типом экономических производственных отношений.

Государство, учат Маркс и Энгельс, служит орудием господства одного класса над другими классами общества. Вместе с разделением общества на антагонистические классы рождается и государство; вслед за уничтожением классов оно неизбежно отомрёт.

Классом, который призван положить конец разделению общества на классы и обеспечить построение бесклассового, коммунистического общества, является пролетариат. Свою всемирно-историческую роль как созидателя бесклассового, коммунистического общества рабочий класс может осуществить лишь путём насильственного, революционного ниспровержения господства буржуазии, слома аппарата буржуазного государства и установления диктатуры пролетариата.

В «Манифесте Коммунистической партии» есть знаменитые слова: «… первым шагом в рабочей революции является превращение пролетариата в господствующий класс, завоевание демократии.

Пролетариат использует свое политическое господство для того, чтобы вырвать у буржуазии шаг за шагом весь капитал, централизовать все орудия производства в руках государства, т.е. пролетариата, организованного как господствующий класс…»

Здесь мы видим в высшей степени интересное определение государства как организованный в господствующий класс пролетариат.

Следовательно, как и все предшествовавшие ему классы, стремившиеся к господству, пролетариат, чтобы использовать своё господство для уничтожения «старой общественной формы и господства вообще», должен прежде всего завоевать политическую власть, т. е. установить диктатуру пролетариата.

Маркс и Энгельс считали, что буржуазную государственную машину не удастся использовать для целей пролетариата, ее необходимо сломать. В письме к Кугельману Маркс пишет: «…не передать из одних рук в другие бюрократически-военную машину, как бывало до сих пор, а сломать её, и именно таково предварительное условие всякой действительной народной революции…»

Первую попытку такого слома буржуазного государства сделала Парижская Коммуна в 1871 г.

В «Критике Готской программы» (1875) Маркс писал:

«Между капиталистическим и коммунистическим обществом лежит период революционного превращения первого во второе. Этому периоду соответствует и политический переходный период, и государство этого периода не может быть ничем иным, кроме как революционной диктатурой пролетариата».

Мы должны быть благодарны основоположникам марксизма что они вооружили рабочий класс научной теорией и за много десятилетий вперёд правильно определили основную линию общественного развития. Можно только восхищаться тем, с какой гениальной прозорливостью Маркс и Энгельс предвидели общий ход развития в отдалённом будущем.

Опыт строительства социализма в СССР показал, к каким трагическим последствиям может привести отступление от выработанных классиками марксизма положений о диктатуре пролетариата. Именно отказ от диктатуры пролетариата, волюнтаристские забегания вперед руководителей КПСС в вопросах отмирания социалистического государства, в частности Н. Хрущева, в итоге и привели к гибели самого пролетарского государства и развалу союза братских народов. Вот почему так важно для каждого коммуниста внимательно изучать и твердо усвоить основы марксистской теории, включая и теоретические вопросы роли и значения диктатуры пролетариата в построении социалистического общества. Коммунистам надо твёрдо осознать, что знание категорий марксизма-ленинизма нужно не для того, чтобы щеголять своей учёностью, а чтобы использовать их как надёжный метод осмысления и применения в практике революционной борьбы за социализм. Эта борьба может быть мирной или немирной, но она, безусловно, будет революционной, коренным образом меняющей всю систему отношений между людьми.

В современной России государство фетишизировано, внушается мысль, что без государства люди тотчас же пропадут, что без вот этой машины насилия, принуждения они никогда не договорятся друг с другом — и поэтому задача общества обеспечить вечное существование государственной машины. Но у Маркса, Энгельса, Ленина были другие представления, для них цель революции — построить общество, где государство отмирает за ненадобностью, потому что нет классов — и не нужна машина насилия, которая подавляет одни классы в пользу других.  Для Маркса, Энгельса, Ленина революции так же естественны, как любые природные явления, даже если они и воспринимаются как катастрофы. И сколько бы ни вдалбливали в телевизоре, что любая революция — это зло, что единственная инстанция, которая всё за вас сделает, — это само государство, и главное ему не мешать, наступает момент, когда справедливость кажется людям важнее, чем «стабильность», при которой общество разделилось на нищих и олигархов. У людей есть представления о справедливости, и, если они удовлетворяются, — вот тогда и бывает стабильность. Везде, где есть классовые противоречия, — а в России они запредельные, здесь государство — это в чистом виде машина для подавления одних классов в интересах других, — не может быть не актуальной идея революции. Естественно, любая власть пытается внушить своим подданным, что революции как метод политического действия неприемлемы — есть парламенты, выборы и так далее. В благополучные времена эти мантры работают, а в момент кризиса, конечно, нет.

Сегодня в России буржуазные идеологи и разного рода оппортунисты пытаются убедить ее народ, что демократическая республика есть наилучшая из возможных политических оболочек общества. Но при этом замалчивается, что капитализм и потому капитал, овладев этой «наилучшей оболочкой» и прикрываясь всесилием всеобщего избирательного права, закрепляет свою власть настолько надежно, настолько верно, что никакая смена ни лиц, ни учреждений, ни партий не колеблет этой власти.

Надо отметить, что Энгельс с полнейшей определенностью называет всеобщее избирательное право орудием господства буржуазии. Дать большее оно не может и никогда не даст в буржуазном государстве. Но мелкобуржуазные демократы, вроде наших эсеров из Справедливой России, а также их родные братья оппортунисты ждут именно «большего» от всеобщего избирательного права. Они разделяют сами и внушают народу ту ложную мысль, будто всеобщее избирательное право «в теперешнем государстве» способно действительно выявить волю большинства трудящихся и закрепить проведение ее в жизнь. Сегодня мы с вами свидетели, как извращено это право нынешней властью, позволяющее олигархии удерживаться у власти и безраздельно, нагло грабить народы России. Прямо на наших глазах в России развернулась беспрецедентная, и при том рукотворная, деградация электоральных процедур. Теперь они превращаются в церемониальную декорацию, призванную продлить жизнь существующей системы, обеспечить вечную несменяемость власти. Градус общественного напряжения меж тем повышается. Народ России все в большей степени осознает, что ему нужны народовластие и социализм.

Принятие поправок в Конституцию несколько трансформирует политическую систему России. Но она остается продолжением ельцинского наследия, а вовсе не преодолевает его. Конституционный триумф высшей бюрократии и олигархической верхушки отнюдь не имеет целью поворот к нуждам трудящихся и национальным интересам России. В их прицеле – «заморозка» политической ситуации и укрепление правящего режима. Природа буржуазно-авторитарного государства не меняется. Оно не становится ни «демократическим», ни «социальным». Ждать иного и не стоит. Глубинная связь власти с народом в таком государстве не возможна в принципе. Запредельное влияние чиновников и олигархов на жизнь страны не имеет ничего общего с народовластием.

Среди работ Энгельса были и работы на военную тематику. Энгельс применил материалистическое понимание истории к этой специфической области. Он показал, что подобно тому, как в сфере материального производства производительные силы определяют способ производства и производственные отношения, так в сфере военного дела оружие определяет способ ведения войны и военные отношения (отношения между армиями и внутри армий). В нынешнее время идет активное наращивание вооружений — прежде всего, ракетно-ядерного оружия. С одной стороны — гонка вооружений увеличивает количество рабочих мест, а с другой – ведет к обнищанию народа и вероятности развязывания новой мировой войны.

Товарищи! Фридрих Энгельс — и, наверное, справедливо — называл себя «второй скрипкой» по отношению к Карлу Марксу, но, когда дело касается рабочего класса, несправедливости его положения, — тут он, безусловно, был первой скрипкой. Можно даже утверждать, что он пришёл к коммунизму через рабочий класс, который был им не только понят, но и прочувствован. Энгельс не уставал объяснять рабочим классовый характер социальной справедливости. Наиболее концентрировано это нашло отражение в его статье «Справедливая заработная плата за справедливый рабочий день», написанной в 1881 году. Эта статья — удивительно глубокий очерк о капиталистической эксплуатации труда капиталом, обличение с позиций пролетариата несправедливости жизнеустройства в условиях господства частной собственности.

Энгельс был блестящим популяризатором марксизма, труды его по большей части написаны простым, живым, доходчивым языком. Содержание этих книг ничуть не устарело, это не какой-то духовный антиквариат, не лавка древностей, это бурление наших же сегодняшних, а то и наших завтрашних проблем. Мы призываем сознательных коммунистов поменьше жаловаться, будто у нас «нет теории», смелее доставать с дальних полок и вытирать пыль с того же «Анти-Дюринга», с «Людвига Фейербаха», с других классических произведений Маркса и Энгельса, раскрывать их, изучать – ничего кроме удовольствия и заряда оптимизма вы от этого не получите, – пропагандировать их, нести, как говорится, их идеи в массы.

В. И. Ленин подчеркивал, что «нельзя понять марксизм и нельзя цельно изложить его, не считаясь со всеми сочинениями Энгельса». Итогом глубокого изучения общественной жизни и борьбы английского пролетариата явилась книга Энгельса «Положение рабочего класса в Англии» (1845 г.), ставшая ужасным обвинением капитализма и буржуазии» и названная В.И. Лениным «одним из лучших произведений в мировой социалистической литературе». В одном из своих главных произведений «Диалектика природы» Энгельс написал горькую сатиру на людей, когда он доказал, что свободная конкуренция, борьба за существование, прославляемая экономистами как величайшее историческое достижение, является всего лишь нормальным состоянием мира животных. Лишь сознательная организация общественного производства с планомерным производством и планомерным распределением может поднять людей над прочими животными в общественном отношении.

Уроки классиков надо знать каждому, кто устремлен в социалистическое будущее. Невыученные уроки марксизма чреваты тяжелыми последствиями, увлечением ложными целями, выдвижением бессмысленных или дезоргранизующих лозунгов. Как говорил Сталин: «Необходимо, чтобы партия вырабатывала лозунги и директивы не на основе заученных формул и исторических параллелей, а в результате тщательного анализа конкретных условий революционного движения, внутренних и международных, при обязательном учёте опыта революций всех стран.Необходимо, чтобы партия проверяла правильность этих лозунгов и директив в огне революционной борьбы масс». Например, мы часто можем услышать на наших митингах призывы «Вся власть Советам!» Каким Советам? Советских советов уже давно нет, и других тоже нет. Более того, такая и задача не стоит. Никто этим не занимается. Или другой пример: «Вернем власть народу!» Кто вернет? Т.е. подразумевается, что есть некто добрый дядя, который, помимо народа, вернет ему власть? А народ пусть ждет, когда эта власть на него свалится? Но власть завоевать для себя может только сам народ под руководством Коммунистической партии. Помните, «никто не даст нам избавленья…» Отчего это происходит? От элементарной политической безграмотности. От незнания азов марксизма. И это ни где-нибудь, а в нашей среде. Это говорит только об одном, о существенных недостатках в нашей просветительской, пропагандисткой и агитационной работе. Вот почему наша с вами задача, задача всего РУСО, каждого ее члена в центре нашей работы должно стоять постоянно внимание к распространению идей марксизма-ленинизма, вооружению ими как партийного актива, коммунистов, так и широкого круга трудящихся.

Надо отметить, что РУСО многое для этого делает. Все это время, начиная с марта месяца, РУСО, как и все другие организации, работало в условиях изоляции, в условиях так называемой пандемии. Это, конечно, внесло определенные коррективы в реализацию намеченных планов и мероприятий. Мы планировали в частности проведение двух крупных конференций, посвященных юбилейным датам – 150-летию В.И. Ленина и 75-летию Победы, к которым мы серьезно готовились не только в центре, но и на местах, на уровне региональных организаций РУСО.

Но это вовсе не значит, что мы сидели, сложив руки, и ничего не делали, уповая на коронавирус. Организация активно работала, используя другие формы, другие направления. За это время опубликованы десятки статей в СМИ – в газетах (Правда, Советская Россия, Правда Москвы), в журналах, на сайте КПРФ и на сайте РУСО. Особенно активно в этой части работали члены Президиума ЦС РУСО И.М. Братищев (д.э.н., академик РАЕН), Н.В. Сычев (д.э.н.), В.Я. Гросул (д.и.н., академик Славянской АН), В.А. Попович (к.и.н.), М.Б. Чистый (к.и.н.), М.С. Костриков (к.и.н.), Г.Н. Змиевской (к.ф-м.н.), А.А. Ковалев (д.э.н.), А.А. Брагин и другие. В этой работе активно участвовали и региональные организации РУСО – Воронежа, Нижнего Новгорода, Рязани, Челябинска, Белгорода, приходили материалы и из Дальнего Востока, и из других районов страны. Темы публикаций были посвящены актуальным проблемам марксистско-ленинской теории, а также темам, связанным с 150-летием В.И. Ленина, 75-летием Победы, с 250-летием Гегеля, с 200-летием Ф. Энгельса. Все эти материалы, юбилейные темы дали и дают возможность еще раз обратить внимание и на тот вклад в мировую сокровищницу мысли, который внесли классики марксизма, и на тот героизм и решающий вклад в победу над фашизмом, который внес советский народ в годы войны и который сегодня стараются принизить, а то и замолчать на Западе, пытаясь все лавры приписать себе.

Активно работало московское городское отделение РУСО, в том числе его секция Научного социализма и коммунизма, члены этой секции Леонов В.В., Кочетков А.Е., Голубев М.К., Пашинин С.А., рассматривая актуальные вопросы марксистской теории в свете текущих событий в жизни страны. Членами секции в 2020 г. выпущены книги и статьи:          Гурджиев Л.К. «Ленин. Вождь и его тайны.», Катков В.И. «Спасите Россию», Козельский А.Г.  статьи «О невменяемых, несменяемых, возомнивших о себе убийцах-экспериментаторах-администраторах», «Испорченный телефон или…?»

Отдельно надо отметить активную деятельность члена Президиума ЦС РУСО, к.и.н. В.А. Поповича, который ведет большую общественную работу. Им в течении года издано 3 книги и 4 книги переиздано, напечатано 4 статьи в газете «Ветеран», 6 статей в «Пятой газете», 3 статьи в журнале «Охрана труда и социальное страхование», более 10 выступлений на сайте КПРФ и РУСО. Вышли статьи в сборниках в честь юбилейных дат: 140 лет со дня рождения И.В. Сталина, 150 лет со дня рождения В.И. Ленина, 75- лет Великой Победы, 2 статьи, посвященные 75 летию Парада Победы в рамках Института философии РАН. Установлены связи с музеем Ю.А. Гагарина в деревне Клушино Гагаринского района, Смоленской области. Он посетил ряд мест сражений с выступлениями перед военными с вручением книг и наград.

Активизировалась и работа московского областного отделения РУСО.

Еще одно из направлений нашей работы в это время – стала издательская деятельность. За это время РУСО подготовило и издало несколько монографий и сборников. Вышло из печати уникальное издание первого тома в двух книгах автора, члена Президиума ЦС РУСО Н.В. Сычева «Логика «Капитала» Маркса», (это уже второе издание, исправленное и дополненное), им же подготовлен и сдан в печать второй том этой работы «Диалектика капитала: К марксовой критике политической экономии». Издана книга Г.Н. Змиевского «Эхо Порт-Артура», посвященная актуальным проблемам наших дальневосточных территорий, проблеме Курильских островов, сборник материалов под редакцией А.А. Ковалева «Куда ведут на либералы», сборник материалов исторической секции РУСО под редакцией В.Я. Гросула, сборник работ И.В. Сталина «Вопросы ленинизма», посвященный 140-летию Сталина и которая должна быть настольной книгой каждого коммуниста, сборник материалов, посвященных 150-летию Ленина и сборник материалов, посвященной 75-летию Победы, сборник материалов, посвященных 200-летию Ф. Энгельса, в котором в качестве приложения размещено несколько статей, посвященных 250-летию Гегеля. А.А. Брагиным подготовлено и издано пособие «Начальный курс марксизма», в котором в доступной, популярной форме, но без принципиальных упрощений изложены основные положения марксизма-ленинизма. Очень нужное пособие для всех, кто решил познакомиться с марксистской теорией. Особенно это будет полезно для наших комсомольцев и молодых членов партии. Мы ведь достаточно много сегодня принимаем в ряды КПРФ молодежи.

Пользуясь случаем, хочу от имени РУСО выразить огромную благодарность ЦК партии, лично Г.А. Зюганову, Д.Г. Новикову за оказанную помощь в издании этой литературы.

Сделаны первые два выпуска молодых слушателей школы молодых марксистов совместно с ГК КПРФ г. Москвы с вручением удостоверений. Это во многом инициатива А.А. Брагина, которая заслуживает внимания и поддержки.

Много внимания мы уделяли налаживанию работы нашего сайта. Напомню его адрес, он легко запоминается цсрусо.ру. Сайт активно заработал. На нем много публикаций, ведутся активно дискуссии. На страницах сайта можно найти ответы на многие вопросы как в текстовом варианте, так и в форме видеофильмом, документальных и даже художественных фильмов. Сайт становится по-настоящему трибуной ученых социалистической ориентации. Он обратил на себя внимание не только у нас в стране, но и за рубежом. В частности, китайские товарищи из АОН обратились с просьбой к нашим ученым поделиться материалами по интересующих их вопросам. Ими приняты к публикации две наши статьи Никитчука и Гросула. Так что мы выходим и на международный уровень сотрудничества. Но работы здесь, что касается содержательности размещаемых материалов на сайте, еще много. Он может стать намного содержательнее и действеннее, если каждый член РУСО примет участие в его работе, направляя свои материалы для публикации, участвуя в дискуссиях на страницах нашего сайта.

Выполняя решение IX съезда РУСО, Президиум ЦС РУСО усилил связь с региональными организациями посредством кураторства. За каждым членом Президиума закреплено по нескольку региональных организаций, что позволяет быть в курсе текущей работы и оказывать необходимую поддержку этим организациям.

Необходимо отметить и оказание нами поддержки трудящимся братской Белоруссии в их борьбе с попыткой контрреволюционного переворота. Обращение к трудящимся Белоруссии, подготовленное членом Президиума ЦС РУСО, д.э.н. Ковалевым А.А., нашло поддержку у Администрации Президента А.Г. Лукашенко и было опубликовано местной прессой.

Конечно, мы продолжим работу по всем другим направлениям нашей уставной деятельности, выполняя одну из основных задач РУСО – внедрение в сознание людей идей социализма и коммунизма, оказывая им всемерную поддержку в их борьбе за осуществление этих идей.

Товарищи! Возвращаясь к юбилейным датам, мы обязаны сделать все, чтобы как можно больше людей осознали жизненную важность для их будущего идей Маркса, Энгельса, Ленина, важность этих идей в их борьбе за свое освобождение, за социализм.

Нам повезло на таких учителей, как Маркс и Энгельс. Нам повезло с Лениным. Прежде всего потому, что это был наиболее компетентный, образованный и одарённый руководитель России. Ленин — воплощение идеи справедливости. Его социальный и политический проект преобразования общества, если говорить совсем в двух словах, — это справедливость через просвещение.

Этот принцип должен быть главным и в работе РУСО. 

Спасибо!