Президиум ЦК КПРФ утвердил «Примерную тематику политзанятий, бесед, лекций, докладов, «круглых столов», дискуссий, научных и научно-практических конференций на 2020/21 учебный год». Документ включает в себя 7 разделов и 50 тем.
Темы первого раздела предполагают тщательное изучение документов и материалов съездов партии и пленумов ЦК КПРФ. Освоение этих разделов обязательно для всех коммунистов и сторонников партии, так как позволит глубже понять сущность общественно-политических и экономических процессов, происходящих в современном мире, уяснить задачи, формы и методы партийной работы.
Приступая к анализу партийных документов, следует сделать акцент на изучении материалов первого и второго этапов XVII съезда КПРФ. «Политический отчёт Центрального Комитета», а также доклад Председателя ЦК Г.А. Зюганова на втором этапе съезда содержат ценный идейно-теоретический и обширный фактический материал, позволяющий с позиций классового подхода вскрыть сущность и характер современного российского капитализма, понять истинную природу экономического кризиса и пути его преодоления.
В материалах XVII съезда КПРФ даны принципиальные оценки современных тенденций и явлений оциально-экономической и политической действительности, определены цели и задачи партии на ближайшие годы. Следует подчеркнуть, что выводы и обобщения, сделанные партией на XVII съезде в 2017 году, не утратили своей актуальности и значимости в настоящее время. В особенности это обстоятельство применимо к Антикризисной программе КПРФ.
В ходе политзанятий рекомендуется подробно охарактеризовать основные меры КПРФ по выводу страны из кризиса. Следует обратить внимание на то, что Антикризисная программа КПРФ, вопреки утверждениям либеральных экономистов, не является «утопичной» и популистской, она абсолютно реализуема на практике. Наша программа борьбы с кризисом капитализма подтверждена успешным опытом народнохозяйственного развития СССР, а также опытом КНР и других стран, идущих по пути построения общества социальной справедливости.
Обязательны для вдумчивого и внимательного изучения и материалы партийных пленумов. Отдельное внимание необходимо уделить документам VIII (июньского) и IX (октябрьского) 2019 года пленумов Центрального Комитета, а также юбилейному докладу Г.А. Зюганова на X (мартовском, 2020 г.) пленуме ЦК «Идейное наследие Ленина и борьба трудящихся за социализм в XXI веке». В данных материалах затрагиваются принципиальные вопросы идеологической, агитационно-пропагандистской и организационной работы партии на современном этапе.
Важнейшими задачами, от успешного решения которых зависит само существование партии, являются необходимость укрепления идейных и нравственных основ, борьба с партийной аристократией, карьеризмом и бюрократией. Существенное значение для успеха партии в борьбе за социальные преобразования имеют поиск новых форм агитации и пропаганды, активное освоение современных коммуникационных технологий, планомерная работа в интернет-сообществах и группах.
Следует обратить отдельное внимание учащихся, что в 1917 году с необходимостью использования новых форм партийной работы в изменившихся политических условиях столкнулись большевики. Этот вопрос был успешно решён Лениным. Ленинское учение о стратегии и тактике, о формах и методах партийной борьбы по-прежнему актуально и нуждается в глубоком современном осмыслении.
Сформировать представление о непреходящей ценности идей В.И. Ленина и об их жизненности на современном этапе борьбы за социализм молодым коммунистам поможет ознакомление с докладом Г.А. Зюганова «Идейное наследие Ленина и борьба трудящихся за социализм в XXI веке». При изучении данного документа следует обратить внимание на злободневность ленинских идей об империализме, о роли пролетариата в борьбе с капиталом, значении теории в революционном движении, рабочей партии «нового типа», её организационных принципах и дисциплине.
Второй раздел «КПРФ — ведущая оппозиционная сила российского общества» посвящён характеристике КПРФ как политической организации. При изучении данного раздела следует обратиться к детальному анализу двухтомника Г.А. Зюганова «На службе народу». В нём содержатся уникальные документы: статьи, обращения, тексты выступлений лидера КПРФ за период 1991—2019 годов. Изучение данных материалов позволяет сделать вывод о том, что на протяжении последних десятилетий КПРФ является крупнейшей и подлинно оппозиционной партией, последовательно и принципиально отстаивающей интересы людей труда.
Итогом изучения тем второго раздела должно стать формирование у учащихся твёрдого знания о содержании основополагающих документов партии: Устава и Программы, об идейных и организационных основах КПРФ, её структуре, руководящих и контрольных органах. Очень важно, чтобы молодые и недавно вступившие в партию коммунисты имели ясное представление об азах марксизма-ленинизма, о стратегических и тактических целях, задачах партии, формах и методах политической борьбы и идеологической работы.
Третий раздел «Вклад В.И. Ленина в теорию и практику революционного движения» продолжает изучение начатого в 2019/20 учебном году ленинского революционного наследия. Тематический план данного раздела составлен так, чтобы в процессе обучения у учащихся формировалось представление о неразрывной связи теоретического наследия Ленина с развитием Коммунистической партии и общественно-политическими и экономическими изменениями в России в первой четверти ХХ столетия.
Идеи В.И. Ленина — великая сокровищница революционной мысли и революционного опыта. Основатель большевизма показал блестящий образец творческого развития марксизма в новых исторических условиях, дал ответы на вызовы общественного развития целой исторической эпохи — периода перехода от капитализма к социализму.
Идейное наследие В.И. Ленина — наше могучее оружие в современной идеологической и политической борьбе. Изучая ленинские труды, важно понять и усвоить принцип партийности, классовый подход к явлениям общественной жизни, научиться «за любыми нравственными, религиозными, политическими, социальными фразами, заявлениями, обещаниями разыскивать интересы тех или иных классов». Опыт Ленина учит творческому пониманию революционной теории, революционной диалектике марксизма, несовместимой с догматизмом и оппортунизмом. Главная задача коммунистов — глубоко освоить его и грамотно использовать в партийной работе, в общественной и политической деятельности. Изучение ленинского наследия в системе партийно-политической учёбы КПРФ призвано помочь этому.
С третьим разделом «Примерной тематики политзанятий» содержательно связаны четвёртый и пятый разделы. При их подготовке были использованы методические наработки кандидата философских наук, доцента Р.Р. Вахитова и доктора экономических наук, профессора П.А. Покрытана.
Темы четвёртого раздела «Марксистско-ленинская философия в СССР» позволяют учащимся ознакомиться с преломлением идей Маркса, Энгельса, Ленина в области философского знания и генезисом особого направления материализма — марксистско-ленинской философии.
Изучая данный раздел, молодые коммунисты и сторонники партии смогут уяснить для себя этапы становления и развития отечественной традиции марксистско-ленинской философии, сформировать представление о её проблемно-содержательном по-ле, творчестве её главных представителей, научных школах и дискуссиях. Познание марксистско-ленинской философии коммунистам необходимо не только для личного идейно-теоретического роста и пополнения багажа марксистско-ленинских знаний. Марксистско-ленинская философия вооружает партийцев и в практическом отношении, позволяя им искусно вести идейные споры с противниками, политическую, общественную и агитационно-пропагандистскую работу.
Творческое изучение отечественной традиции марксистско-ленинской философии необходимо для восстановления её истинного научно-исторического значения. В настоящее время советскую философию объявляют псевдофилософией, набором заблуждений, лозунгов и идеологических штампов, пытаясь вычеркнуть период марксизма-ленинизма из истории отечественной философии. Зачастую это делают те же самые люди, которые ранее пели ей дифирамбы и сурово осуждали других за отклонения от «единственно верного учения». Объективный взгляд позволяет утверждать, что марксистско-ленинская философия — научная традиция, которая тесно связана с отечественной интеллектуальной историей и в не меньшей мере выражает национальный дух России, чем, например, русский идеализм Серебряного века.
Марксистско-ленинская философия — это не свод идеологических догм, извлечённых из голов гениев в завершённом виде. Это живая философская традиция, становление и развитие которой происходило, с одной стороны, в ходе дискуссий между сторонниками марксизма, а с другой — в острых спорах с его противниками.
Взглянуть на марксизм-ленинизм в аспекте экономических проблем современной России участники политучёбы смогут при ознакомлении с тематическим планом пятого раздела: «Марксистско-ленинская политэкономия и современность».
Темы раздела выстроены таким образом, чтобы изучение классических положений политической экономии марксизма выводило учащихся на осмысление экономического развития современного капитализма в России и мире. Усвоив материалы раздела, учащиеся узнают, чем политическая экономия отличается от функциональной теории «экономикс», как связаны политэкономия и экономическая политика, в чём заключаются основные законы и противоречия капитализма, какова сущность капиталистического накопления, какую роль в этом накоплении играет эксплуатация наёмного труда.
Разделы шестой и седьмой знакомят учащихся с актуальными проблемами отечественной политологии и истории. При освещении политологических тем главное внимание уделено современному политическому и государственному устройству Российской Федерации. Слушателям предлагается поразмышлять над содержанием и сущностью последних крупных реформ: пенсионной и конституционной.
При раскрытии вопросов истории Отечества в тематическом плане главное внимание уделено ключевым событиям ХХ столетия. Это Великая Октябрьская социалистическая революция, Гражданская война и интервенция, индустриализация, коллективизация и культурная революция, Великая Отечественная война, восстановление народного хозяйства СССР в послевоенные годы, социально-экономическое развитие СССР в 60—80-х годах ХХ столетия, причины и следствия разрушения Советского государства, а также государственный переворот 1993 года.
При изучении тем данного раздела рекомендуется использовать работы В.И. Ленина, И.В. Сталина, документы и материалы ЦК КПСС и ЦК КПРФ, книги Г.А. Зюганова, многочисленную научную и публицистическую литературу, изданную при поддержке ЦК КПРФ. Подробный список источников и литературы представлен в конце раздела.
Особое внимание стоит уделить такой важной теме, как борьба КПРФ с многочисленными фальсификациями истории СССР. При изучении этой темы рекомендуется использовать документы партийных съездов и пленумов Центрального Комитета, а также работы Р.Р. Вахитова, Ю.В. Емельянова, В.С. Кожемяко, А.В. Огнева, И.С. Ратьковского, Е.Ю. Спицына, В.В. Трушкова и других учёных, стремящихся к объективному освещению исторических событий.
Значительный объём фактов, изобличающих лживые интерпретации исторических событий, содержится в статьях и заметках газет «Правда» и «Советская Россия», журнала «Политическое просвещение». Изучение материалов данных изданий обязательно на каждом политзанятии. Значительная база аргументов и фактов в защиту советской истории содержится на ресурсах партийного телеканала «Красная Линия». В особенности это касается программ «Точка зрения», «Специальный репортаж», «Бренды советской эпохи» и целой серии документальных фильмов. Помимо этого, на интернет-сайте телеканала «Красная Линия» (https://www.rline.tv/) содержится ряд других сюжетов, посвящённых актуальным вопросам социально-экономического, политического, культурного развития нашей страны. Необходимо регулярно следить за новыми выпусками программ и ежедневной программой канала «Темы дня».
Подробный список видеопродукции «Красной Линии», рекомендуемый к использованию в рамках политучёбы, приведён в отдельном документе «Перечень видеоматериалов телеканала «Красная Линия», рекомендуемых к использованию в системе партийной учёбы и политического просвещения КПРФ в 2020/21 учебном году».
Используя утверждённую Президиумом ЦК «Примерную тематику политзанятий», организаторы партийной учёбы на местах вправе выбрать для себя из этого списка наиболее перспективные темы, адаптировать их с учётом региональных потребностей, наличия кадров лекторов, научной и методической литературы, специфики обучаемого контингента и других условий.
Определяя формы политучёбы, необходимо исходить из существующей образовательной инфраструктуры, накопленного опыта и пожеланий местных и первичных партийных отделений, пропагандистов и слушателей.
При организации образовательного процесса следует уделить особое внимание методике преподавания. Она играет исключительно важную роль в эффективности восприятия учебного материала и в повышении качества обучения. Крайне желательно, чтобы организаторы политзанятий были знакомы с достижениями советской педагогики и психологии, с требованиями, предъявляемыми к формам и методам преподавания, способам и средствам решения образовательных и воспитательных задач.
При изложении материала общественных дисциплин рекомендуется следовать нескольким базовым принципам. Прежде всего это принцип историзма, согласно которому исторические события, факты должны изучаться не изолированно друг от друга, а во всей их совокупности и взаимосвязи с учётом конкретной исторической обстановки. В.И. Ленин в своих работах активно использовал этот метод: «Самое надёжное в вопросе общественной науки, — писал он, — не забывать основной исторической связи и смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление в истории возможно, каковы главные этапы в своём развитии это явление проходило и с точки зрения этого его развития чем эта вещь стала теперь».
Другим важнейшим правилом марксистско-ленинского обществознания выступает принцип партийности, о котором уже упоминалось выше. Принцип партийности, предполагающий строго классовый подход в анализе проблем современного общества, требует от коммуниста вести систематическую и бескомпромиссную борьбу против антисоветизма, антикоммунизма и буржуазной фальсификации истории.
При изучении общества следует применять и принцип органической связи марксистско-ленинской теории с общественным бытием. Этот приём требует умения связывать ключевые положения и выводы марксизма-ленинизма с насущными задачами, современными тенденциями социально-экономической, политической и идеологической жизни. Необходимо, чтобы такая связь носила естественный, а не абстрактный или же формальный характер. В практической реализации этого принципа преподавателю могут оказать помощь материалы периодической печати, телевидения, сетевые медиаресурсы.
Ещё одно правило, которое следует применять в деле партийной учёбы, — это гармоничное сочетание научности и популярности в изложении материала. В.И. Ленин подчёркивал, что «максимум марксизма равно максимуму популярности и простоты». То есть организатор партийной учёбы должен уметь излагать теоретические положения ясно и просто, доступным аудитории языком, избегать чрезмерного использования научной терминологии и других понятий и терминов, малознакомых слушателям. Но при этом важно, чтобы простота, яркость и доходчивость в изложении теоретического материала не приводили к его выхолащиванию и упрощению.
Преподаватель при изложении сути вопроса должен избегать длительного пересказа «общих мест» или давно известных истин, так как это, говоря словами В.И. Ленина, вызывает у слушателей «тошноту, скуку, злобу против жвачки». Именно от умения преподавателя грамотно подать учебный материал напрямую зависит успех партийной учёбы.
В современных условиях, когда возможности системы партийно-политического просвещения ограничены, преподаватель обязан не только уметь грамотно донести до слушателя материал, но и «научить его учиться», то есть овладевать навыками самообразования. В настоящее время самостоятельная работа выступает основным методом глубокого усвоения марксистско-ленинской теории. Коммунист должен освоить приёмы и способы исследовательской работы с источниками, с научной, с энци-клопедической, справочной литературой, образовательными интернет-ресурсами. Систематическая самостоятельная работа коммуниста позволит ему хорошо ориентироваться в постоянно увеличивающемся объёме научных знаний, стремительно растущем информационном потоке.
В заключение отметим, что партийно-политическая учёба, опирающаяся на выверенные педагогические методы и принципы, дифференцированные формы обучения, сможет пробудить в каждом коммунисте живой интерес к марксистско-ленинской теории и стремление постоянно повышать уровень своих собственных знаний, расширять круг практических навыков и умений, необходимых для успешной партийной работы.