Тревожен современный период жизни народов не только нашей страны. Особенно актуально для нашей страны ответить на вопрос «Что делать?». При ответе на вопрос высказано обилие панацей, проявляющих абсолютный разброд мнений. Поскольку современники не приходят к консенсусу, то поищем идеи у наших основоположников науки. Одним из них является Фридрих Энгельс, 200-летие которого приближается. Воспользуемся его юбилеем с тем, чтобы найти его мысли, которые помогут нам объединиться и определить с чего начать для того, чтобы по крайней мере выжить. Актуальность такого обращения к духовному наследию Энгельса важна и потому, что современники игнорируют главную его идею и марксизма вообще, что разъединяет его последователей потому, что они, по Энгельсу, не марксисты.
Пользуясь юбилеем Ф. Энгельса для осмысления его идей, не следует игнорировать негативность юбилей-мании вообще и осмысления ее причин. Юбилеи повседневны и их обычно используют как средство пиара. В результате на них господствуют пересказы фактов жизни юбиляров как основания собственного пиара. Юбилеи служат их организаторам, а не обществу, их научная прагматичность обычно равна нулю. Чаще всего они не содействуют, а противодействуют решению проблем общества и не укрепляют, а подрывают авторитет юбиляров. Так это было в ХХ веке по отношению к идейным вождям страны, что и стало одной из причин, произошедших у нас негативных процессов. Данный факт лучше осмыслить с помощью повести о кошачьем городе китайского сатирика Лао ШЭ, объяснившего в 1930-е годы то, что у нас произошло 60 лет спустя. Примечателен ряд изображенных им событий кошачьего города — поклонение образу вождя, идеи которого они не понимают и тем более не живут в соответствии с ними, а поэтому и гибнут; и скудоумие солдата бегущей армии, не способного понять главное в жизни и соответственно действовать.
Говоря об Энгельсе, не следует пересказывать его биографию, формирование его миропонимания, пересказывать его произведения, конкретизировать факты его сотрудничества с Карлом Марксом и т.д. Все это достойно представлено в литературе, что знают не только специалисты. Достаточно констатировать тот факт, что его идеи помогли прогрессу общества, которое ему обязано многим. В то же время следует осознать тот факт, что главная идея его духовного наследия не востребована, не служит народу «лучшим орудием труда и острейшим оружием». Данный факт достоин того, чтобы стать объектом осмысления в связи с его 200-летним юбилеем.
Постулат — без Энгельса идеи Маркса не стали бы марксизмом, начиная с того, что многие из них не были бы сформулированы Марксом. Маркс и марксисты констатировали значение Энгельса не только для создания «Капитала». Его вклад в становление марксизма многообразен и осознан в определенной мере его последователями. Но у Энгельса имеются идеи, не воспринятые марксистами, что породило деградацию креативного потенциала марксизма и стало причиной его поражения не только в нашей стране. Именно они могут быть основанием импульса решению современных социально-экономических проблем не только нашей страны, но и мирового общества. Какие его идеи актуальны для преодоления угроз нашего времени и тем более для осуществления перелома негативных его тенденций и для социально-экономического прорыва страны? Содержательный ответ на вопрос требует большого объема комментарий, а поэтому обозначим его кратко
К. Маркс готовился стать юристом и изучал философию как учебный предмет. Во время его молодости в Германии была эйфория классической немецкой философии и ее «обмирщения» по Марксу. На её основе Маркс с юности был убежден в актуальности философии для него. Что же касается Энгельса, то он начал жизнь экономистом, а затем стал фактически философом. При возмужании они поменялись своими юношескими пристрастиями. Всю последующую жизнь Маркс разрабатывал общеэкономическую науку (политэкономию) на основе философии, а Ф. Энгельс обеспечил главным образом философское основание марксизма. Маркс изредка обращался к философии, а Энгельс практически всю жизнь занимался ею. При этом в философии они признавали главным её прагматическую (методологическую) функцию — диалектику как метод мышления, исследования и объяснения реальности, прежде всего анатомии хозяйственной жизни своего времени. Главной философской их новацией следует считать замысел Маркса изложить (после завершения работ над «Капиталом») диалектику в доступной здравому человеческому рассудку форме. Эту идею он высказал в частном письме за четверть века до смерти. После смерти Маркса Энгельс безуспешно пытался найти её в духовном его наследии.
Энгельс объяснял разные аспекты диалектического мышления и его значение для марксизма, признавал отсутствие руководства по его практическому использованию и свою неспособность написать его. Наиболее четко он сформулировал эту идею в беседе с А. М. Воденом в последний год жизни: «А кроме того, Энгельс желал бы, чтобы русские – да и нее только русские — не подбирали цитат из Маркса и его, Энгельса, а мыслили бы так, как мыслил бы Маркс на их месте, и что только в этом смысле слово «марксизм» имеет «raison d’etre». [Воспоминания о Марксе и Энгельсе. – М. 1956, с. 344]. Французская идиома «raison d’etre» («право на существование») использована Марксом в «Капитале».
Для понимания главной идеи Энгельса актуальна следующая его мысль, объясняющая не владение диалектическим мышлением как причину идейного разброда и путаницы: «…имеющая ныне хождение философия не дает абсолютно никакого выхода. И здесь действительно нет никакого другого выхода, никакой другой возможности добиться ясности, кроме возврата в той или иной форме от метафизического мышления к диалектическому» (т. 20, с. 368-369). Вне диалектического мышления закономерен идейный разброд, преодоление которого требует усвоения его технологии. Осознание значимости данного факта возможно только на основе пожизненного исследования проблем философского основания теоретизации наук.
Вне диалектического мышления нет теоретической науки и соответственно нет понимания отражаемого ею объекта реальности. Это особенно актуально для хозяйства, экономики, рынка. Данный факт указал Ленин мыслью о том, что вне освоения диалектики, лежащей в основе «Капитала» Маркса, ни один марксист не понял его пол века спустя его написания.
Диалектический замысел Маркса и отношение к нему Энгельса были восприняты Лениным, породили его неосуществленное намерение написать руководство по диалектике (см. Г А Багатурия, 1929-2020). В связи с этим он высказал наказ марксистам – вычленить диалектику из «Капитала» и с ее помощью теоретизировать науки. Ленинский наказ пытались осуществить многие исследователи 1920-х годов, но только профанировали диалектику как метод мышления. С 1930-х возникло противоречивое отношение к диалектике — призывы к её использованию и отрицание ее как конкретно-научного метода познания. Бесплодными оказались и попытки решения данной проблемы философами академии в1950-е гг. В результате не произошло развития марксизма, и он сменил свою функцию – из средства идейного объединения его последователей стал средством их разобщения. Это не позволило обеспечить адекватность идеологии потребностям развития нового общества, что и стало причиной краха реального социализма не только в нашей стране. Безыдейность наших народов привела к катастрофе. То же самое было основанием демонической силы майданщины Украины, а сейчас проявляется в Белоруссии. Все это разные феномены одной и той же «катастрофы безыдейности», саркастически описанной Лао Шэ и названной так недавно академиком С. Глазьевым применительно к Белоруссии. Это действительно так в виду того, что марксизм не стал обыденным сознанием народа в силу своей недоступности людям со здравым рассудком. Поэтому и происходят цветные революции на просторах бывшей мировой системы социализма. Немарксизм марксистов по Энгельсу породил невообразимый идейный их разброд. Чего только не предлагают они, но все это лишь скудоумие и условие господства постнауки как главного идеологического оружия зла. Диалектика не стала «лучшим орудием труда и острейшим оружием» по Энгельсу, а поэтому марксизм оказался неадекватным потребностям не только развития нового социально-экономического строя, но и самосохранения. А поэтому и начинать надо с осмысления оснований эвристического могущества идей Маркса и Энгельса – диалектического мышления как метода теоретизации наук и выполнения их диалектического замысла – сделать диалектическое мышление обыденным сознанием народа.
Проблемы диалектического мышления невозможно решить в рамках только марксизма-ленинизма потому, что оно возникло задолго до него. Для этого нужно выявить и обобщить мысли основоположников науки о сущности и формах науки и о проблеме диалектического основания её теоретизации. При этом необходимо понять и преодолеть много подводных камней науки – догму о порождении науки философией, подмену философии филодоксией, становление постнауки как основания идеологических войн и т.п. Вне уяснения объективации диалектики в экономической науке невозможно спасение философии как науки о науке и её креативной функции. Эту мысль высказал Э В Ильенков в своем письме в ЦК КПСС в 1960-е гг. Только содержание философии не может быть основанием успеха в этом деле, что доказали бесчисленные произведения её институциональных профессионалов, но и вне философии проблемы не решить.
Осмысление подмены философии филодоксией и перерыва её преемственности с классической философией требует пожизненных исследований проблем метода «Капитала», когнитивного потенциала диалектики и логики, и многого другого, начиная с мыслей древних египтян. Они предполагают осмысление множество парадоксальных истин марксизма-ленинизма, отторгаемых его ортодоксами. Необходимо начинать с истоков философии, в том числе диалектики. Диалектика создана Платоном и только его диалога «Пир» достаточно для усвоения диалектического мышления. Аристотель разработал руководство по диалектическому мышлению, названное им аналитикой и переименованное его последователями в логику. Р. Декарт и Лейбниц синтезировали диалектику и логику в диалектическую логику (ДЛ). Немецкая классическая философия не только развивала ДЛ, но и мистифицировала её – сделала её не практичным инструментом познания. Со временем философия теряла креативный потенциал, что стало основанием роста её подмены филодоксией (постфилософией) и обскурантизма постнауки. Этот процесс усилило обмирщение (религия делит общество на «мир», т.е. народ, и «клир») философии по Марксу как орудия социализации общества, и тем более опора марксизма на неё. Сейчас в мировом обществе господствует филодоксия и соответственно постнаука. Без преодоления филодоксизации философии не спасти марксизма как идеологии эмансипации народа.
Маркс не был философом и не вел философских исследований, а поэтому нет марксистской философии. Он использовал классическую философию предшественников и их диалектический метод мышления. Его использование Марксом проявляется в композиции «Капитала», что он назвал триумфом немецкой науки, а Ленин — «скелетом» «Капитала». На этой основе сформировалось их завещание последователям – сделать диалектическое мышление доступным людям со здравым рассудком (по Марксу) как «лучшее орудие труда и острейшее оружие» (по Энгельсу) с тем, чтобы теоретизировать науки (по Ленину) как основание их превращения в идеологию социализации общества.
Пожизненные исследования проблемы метода «Капитала» позволили выйти на его основания, выявить мысли основоположников науки, обобщить их и сформулировать гипотезу решения названных замыслов Маркса, Энгельса, Ленина. Все это опубликовано, проэкспериментировано и апробировано, но отторгается филодоксами как научное жульничество. Выявление диалектических и логических идей основоположников науки и их синтез позволяют 1) дать импульс философской, интеллектуальной, научной революции, аналогичной тому, что произошло с математикой тысячу лет назад при переходе к десятичной системе исчисления, и 2) стать нормой обыденного сознания народа как «лучшее орудие труда и острейшее оружие» по Энгельсу. Решение этой проблемы послужит развитию духовности, менталитета народа, который воспользуется могуществом диалектического мышления даже без его осознания ввиду развития на его основе языка. Тем более оно будет полезно народу в меру усвоения его технологии как инструмента теоретизации наук, что не увеличит усилий и времени на развитие когнитивных и креативных способностей.
Общепризнана непрактичность, бесплодность современной философии, фактически ею не являющейся. Нужен перелом в судьбе философии — возврат к классической ее форме как науке о науке, которая учит могуществу логического мышления. Все это возможно осуществить на основе публикаций и уроков логического мышления. Его азы можно усвоить за пару часов, а содержательнее за ≈ 4 часа на основе «Уроков логического мышления» на Ютубе.
Азы логического мышления легко объяснить на трех уровнях: шаблоны → парные категории → ступени познания
А) ШАБЛОНЫ (ПРИЕМЫ) ЛМ: пятое правило Р Декарта, перспективный принцип Канта, сориты, ряды (генетические, эволюционные, кумулятивные), лесенка Аристотеля, график развития, модель Порфирия, кладограммы, круги Эйлера
Б) ПАРНЫЕ КАТЕГОРИИ известны с древности и общепризнаны, но их объясняют не теоретически: объекты → субъекты, количество – качество, явления → сущности (3 версии), простое → сложное, форма → содержание, индукция → дедукция, анализ → синтез, абстрактное → конкретное.
В) СТУПЕНИ ПОЗНАНИЯ: объект → опознание → обозначение → определение → описание → объяснение → обоснование → объективация.
Видеокурс уроков логического мышления учит не знанию логики, а умению логически мыслить. Он разработан на основе философии как науки о науке и её прикладной дисциплины «Диалектическая логика».
На основе предложенного объяснения проблемы философского основания марксизма, его развитие начнется с усвоения ДЛ как метода «Капитала». И рационально превращение юбилейных торжеств, в т. ч. 200-летия со дня рождения Ф Энгельса РУСО, в мероприятие по усвоению азов ДЛ с тем, чтобы сделать всех истинными марксистами в соответствии с резондэтром марксизма по Ф Энгельсу. Реально овладение ДЛ всеми людьми со здравым рассудком по Марксу как лучшим орудием туда и острейшим оружием с помощью Уроков логического мышления на Ютубе с целью теоретического объяснения проблем современного развития и объединения марксистов на основе идейности. Тем самым возникнет возможность решения исходной проблемы социалистического переустройства общества по Ленину — убеждения народа и идеи станут материальной силой в ввиду овладения ими массой народа. Тем самым будет преодолена опасность катастрофы безыдейности….
Энтузиасты логического мышления: изучите названные его уроки, участвуйте в их развитии, объединимся в интернетовскую группу по его превращению в «лучшее орудие труда и острейшее оружие» людей со здравым рассудком и метод теоретизации всех наук
Овладение могуществом диалектической логики и теоретической наукой позволит воспользоваться древним принципом и для организации марксистских юбилеев, утвердив принцип: «Не участвовать тем, кто не овладел диалектической логикой и не стал марксистом по резондэтру Ф Энгельса»
20.10.2020 Войтов Александр Георгиевич
В этот день умер ведущий философ страны, декан ФФ МГУ ВВ Миронов (1953-2020). Все мы смертны, но истинная философия бессмертна. Уверен в том, что она возродится и спасет общество третьего тысячелетия. Философские труды марксистов по резондэтру Энгельса дадут импульс ренессансу философии как «лучшему орудию труда и острейшему оружию».
Войтов Александр Георгиевич, к.э.н., доцент.