С назначением В.В. Путина 20 лет назад ельцинским наследником и избранием его в последующем Президентом Российской Федерации он автоматически продолжил во взаимоотношениях с соседними с Россией государствами, а таких у нас 18, политический курс, определенный ранее Б.Н. Ельциным. Подобный подход был обречен на провал. О чем свидетельствуют сегодняшние взаимоотношения с Украиной, Грузией, Эстонией, Латвией, Литвой и другими соседними государствами. Более наглядно это проявилось на днях во взаимоотношениях с Японией. Именно с Японией Президент В.В. Путин последовательно следовал ельцинскому курсу на заключение между Россией и Японией «мирного договора в увязке с решением территориальных японских притязаний на российские южные Курильские острова».
И действительно до недавнего времени тема «мирный договор между Россией и Японией – территориальные японские притязания на русские южные Курилы» была одной из основных на встречах Президента Российской Федерации В. Путина с Премьер-министром Японии С. Абэ. Таких встреч только за последнее пятилетие проведено по одним подсчетам 26, по другим 27. И все они на одну и ту же тему: «Даешь, Япония, для России мирный договор, в обмен Россия передает Японии острова южных Курил». Эта тема интенсивно и остро обсуждалась в российских и японских СМИ в обнадеживающих позитивных тонах. Не завтра, так послезавтра или в самое ближайшее время будет все же заключен мирный договор и решены (как — неизвестно) японские притязания на российские южные Курилы.
Сами участники этой многолетней курильской «мирной» шахматной партии С. Абэ и В. Путин, а также их постоянные секунданты бессменный Министр иностранных дел Российской Федерации С. Лавров и сменяемые более 10, очередной Министр иностранных дел Японии Т. Мотэги демонстрируют готовность и далее продолжать эту нескончаемую для них партию.
Возникший же перерыв во встречах-переговорах относительно «мирного договора — южные Курилы» между Абэ и Путиным обе стороны ссылаются на продолжающую эпидемию короновируса. И что после завершения эпидемии состоится очередная уже 28 встреча – переговоры между С. Абэ и В. Путиным по старой теме «мирный договор в обмен на российские южные Курилы». Полагаю это очередной «дипломатический туман» для общественности и для российского и японского народов.
Фактическая же ситуация совершенно иная и обе стороны, оказавшись, по существу, в тупике вынуждены поспешно искать приемлемые для них (надо спасать лицо) и для общественности своих стран объяснения причин не возможности достичь оговоренных ранее целей.
А что же в действительности просматривается за «дипломатическим туманом»?
Просматривается и довольно определенно то, что под влиянием, по крайне мере двух обстоятельства, состоялось завершение этой «увлекательной» курильской партии. И судя по сложившимся на шахматной доске, а точнее на столе переговоров положению «фигур-аргументов» сторон, создался классический ПАТ. А этим термином, как известно, в шахматах обозначают такую ситуацию, когда у одного из партнеров, чей очередной ход отсутствует возможность для такого хода. Все поля на шахматной доске перекрыты. В таких случаях образуется патовая ситуация и объявляется ничья. Дальнейшее продолжение игры становиться невозможно. И этому способствовали, как упомянуто мною выше, два следующих обстоятельства.
Первое — это критическая масса протестного патриотического движения в России против передачи Японии каких-либо островов, даже оговоренных ранее по Декларации 1956 года, достигла такой массы, что вынудила Президента Российской Федерации В.В. Путина считаться с этим. Смею предположить, что японская сторона, была проинформирована об этом. В ответ Япония резко заявила о неизменности ее позиции относительно японской принадлежности всех островов южных Курил. В свою очередь и Россия подчеркнула о своем суверенитете над всеми Курильскими островами в соответствии с итогами Второй мировой войны и международным правом. Другими словами стороны вернулись на свои «исходные позиции» конца XX века до горбачевской перестройки.
Второе — это принятие таких поправок в Конституцию Российской Федерации, в соответствии с которыми: «Российская Федерация обеспечивает защиту своего суверенитета и территориальной целостности. Действия …направленные на отчуждение части территории Российской Федерации, а также призывы к таким действиям не допускаются. (часть 21 статьи 87; пояснение автора)». И далее Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации и «В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он (Президент РФ; пояснение автора) принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности…(часть 2 статьи 80; пояснение автора)».
Исходя из этих поправок российская сторона и даже Президент Российской Федерации не имеет права и не может вести, какие-либо переговоры с любым государством, которое заявляет претензии на ту или иную часть суверенной территории Российской Федерации. В случае же с Японией российская сторона с вступлением поправок в Конституцию Российской Федерации в силу, обязана прекратить какие либо ранее начатые переговоры на эту тему и привести существующие ранее договоренности с японской стороной (по безопасному рыбному промыслу в наши территориальном море, совместной хозяйственной деятельности на южных Курилах и т.д.) в соответствии с положениями новой Конституции Российской Федерации.
Любое другое решение Президента Российской Федерации В.В. Путину на японском направлении будет означать нарушение принятых им же поправок в Конституции Российской Федерации со всеми вытекающими последствиями. И нет ни какого сомнения в том, российская общественность и особенно население Сахалинской области ее депутаты, сенаторы будут пристально отслеживать насколько слова Путина о территориальной целостности России, будут соответствовать его практическим делам.
Знает ли обо все этом японская сторона и ее Премьер-министр С. Абэ постоянный партнер по встречам-переговорам с президентом В. Путиным, относительно заключения «мирного договора в увязке с японскими претензиями на российские южные Курильские острова». И если знает, то каковы ее намерения по этой, несомненно, уже завершенной партии переговоров?
Судя по заявлению официальных лиц японского Премьер-министра, японская сторона внимательно отслеживает положение дел по этому направлению и продолжает все же считать, что поправки в Конституцию Российской Федерации «это внутреннее дело российской стороны» и что переговоры между Абэ и Путиным, либо их представителями, будут и далее продолжены по ранее оговоренному направлению. А это: «мы японцы вам России мирный договор, а вы нам Японии южные Курильские острова».
Что это японская дипломатическая наивность или неверный анализ сложившейся ситуации на российско-японских переговорах? Сомневаюсь, зная из своей переговорной практике с японской стороной, правда в области рыболовства, о высоком профессионализме японских дипломатов и тех, кто занимается повседневным анализом не только хода переговоров, но и тех обстоятельств, которые могут оказать на них влияние.
Смею предположить, что надежды японской стороны о возможности и далее вести торг «мирный договор – южные Курилы» основаны на неких посланных скрытых дипломатические сигналы с российской стороны. Либо на неверно истолкованных японской стороной последних заявлениях МИД-а России о том, что переговоры возможны о разработке и заключении с Японией договора о мире и добрососедстве, но без увязке с территориальными притязаниями Японии. В этом случае МИД обязан публично еще раз разъяснить, о каком это «мироном договоре» вновь решили вести переговоры с японцами? Что разве отменен пункт1Совместной декларации СССР и Японии от 19 октября 1956 года, где черным по белому зафиксировано: « Состояние войны между Союзом Советских Социалистических Республик и Японией прекращается со дня вступления в силу настоящей декларации, и между ними восстанавливаются мир и добрососедские дружественные отношения». Нет, он не отменен! Действует вот уже почти 65 лет и именно им и надо неукоснительно руководствоваться кремлевским властям и мидовским дипломатам приведении переговоров с японской стороной и не юлить перед ними.
Таким образом, российско-японские отношения вновь находятся, как и много лет назад, перед дилеммой: вернуться на путь жесткой конфронтации или принять новый прагматический курса двухсторонних отношений. Им может быть только курс на добрососедство, основанного на доверии. Создание климата доверия, а также широкого взаимовыгодного сотрудничества, без каких-либо территориальных претензий, в самых разных областях политики, экономики и культуры. Свести накопленное столетием недоверие к нулевой отметке и начать двигаться к доверию с плюсом — залог успеха мирного соседства и спокойствия в приграничных морских районах России и Японии. Сумеют ли выработать такую долгосрочную стратегию сотрудничества и реализовать эту возможность нынешние политики России В. Путин и Японии С. Абэ? Или оставят это на решение будущих поколений политиков наши соседних строн? Покажет самое ближайшее время.
05.07. 2020 года Вячеслав Зиланов – член научно-экспертного совета Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации, заслуженный работник рыбного хозяйства России, почетный гражданин Мурманской области