Сергей Мозговой: «Стопроцентные «олимпиадники»

Главное – не победа, а участие (Пьер де Кубертен).
Образовательная платформа «Сферум» регулярно радует перлами. Днями, довелось увидеть следующиее сообщение «от-сферум» (пунктуация сохранена):
«27 сентября.
Анна Владимировна Пинчук.
10.53.
Коллеги, в ВсОШ (Всероссийская олимпиада школьников – С.М.) должны принять участие 100% детей (4-11 классы по соответствующим предметам). В протоколы вносить ВСЕХ участников (победители, призеры и ВСЕ остальные участники).
11.00.
Сразу после появления результатов по каждой роимпиаде необходимо разбирать задания на уроке (обсуждать в классах все ответы). По прошедшим олимпиадам в ближайшее время провести уроки.
11.01.
Установка из Управления».
Данную «установку», конечно, можно рассматривать в качестве частного случая бюрократического идиотизма и волюнтаризма. Поскольку нарушается принцип добровольности участия в мероприятии и совершенно бессмысленным делом кажется стремление вкупе и оптом «загонять» на олимпиады кого ни попадя. Ведь такая форма учебной деятельности, как школьная олимпиада, заведомо рассчитана на учеников сознательно желающих учавствовать в «учебной олимпийской деятельности» и на детей достаточно интеллектуально развитых. Впрочем, для бюрократов от образования перечисленные особенности не значат ничего и доказывать что-либо чугунным бюрократическим головам — бессмысленно.
Важно другое. Подобное добровольно-принудительное привлечение к похожим мероприятиям отнюдь не редкость и совсем не частность. Это одна из принципиальных особенностей современной российской социальной организации.
Рутинная российская общественная организация основана на двух началах:
  1. Послушание начальству и столь же безукоризненное, сколь не допускающее рассуждения и обсуждения, исполнение самых абсурдных и нелепых указаний;
  2. Деление общества на избранных-привилегированных и иных, остальных. Последние обязаны сплачиваться во имя интересов привилегированных и для обслуживания интересов таковых.
Российская школа вполне адекватно отражает названные социальные начала. Данный общественный институт отличают стремления сегрегировать учащихся, разделив тех на привилегированные классы («кадетские», «казацкие» и т.п.) и сплотить массу непривилегированных, навязав тем некие правила послушания, подчинения и «нерассуждения».
Навязывание поголовного участия в олимпиадах, на первый взгляд, уравнивает интеллектуально развитых и весьма среднеразвитых. На «второй взгляд», для учащихся не стремящихся к ментальному самовыражению, «олимпиад-обязаловка» превращается в пустой и тягостный ритуал. Его смысл не в развитии умственных спобностей учеников, а в привитии им навыков простого исполнения всего, что скажет начальник. В данном случае – учитель. Одновременно, исподволь формируется отвращение к умственной деятельности, как деятельности ненужной, скучной и  бесполезной. К тому же пресекается сама возможность выбора любимого предмета.
Участвуют все и по всем предметам. И точка!
Кстати, занимается значительная часть планового учебного времени на обсуждение всех вопросов олимпиад.
Как видно, бюрократический произвол, здесь, не является лишь «благоглупостью», но носит вполне целенаправленный характер. Страна господ и рабов начинается в школе.