Лев Сорников: «Как общественное бытие определяет сознание людей»

Это утверждение – вывод К.Маркса из формационного подхода к истории, стало расхожей и лишённой содержания фразой на сайте РУСО, а теперь и на сайте «Город солнца». Необходимо, чтобы научная абстракция понятия «общественное бытие» (ОБ) наполнилась конкретным содержанием.

Во-первых, ОБ – это жизнь общества во всём её противоречивом многообразии, имеющем в своей основе господствующие на данной ступени производственные отношения (ПО), то есть отношения в обществе по поводу производства.

Господствующий в данном обществе в данную эпоху класс, владея основными средствами производства, навязывает обществу нужные ему отношения и взгляды, выстраивая над своим экономическим базисом политическую, юридическую и идеологическую (от слова идеи) надстройку.

Что касается понятия «идеал» (от слова идеальный), то правящий класс его имеет и преследует. В этом отличие его от прошлого правящего класса, имевшего свой идеал жизни.

Идеал есть представление о том, как надо жить, чтобы всё было правильно, и у каждого человека он свой. У члена родовой общины иделом является благополучие рода. У члена соседской общины идеалом является благополучие его семьи, невозможное без общего благополучия общины.

У ханов, князей, королей и прочих деспотов идеалом является господство над миром, а пока всевластие над подданными, война с соседями и жизнь в праздности (презрение к труду), роскоши в атмосфере восхваления и угодливости.

У буржуазии свой  идеал, с которым мы все хорошо знакомы – деньги и власть над быдлом, пусть и в одёжках демократии или расизма. Или того и другого.

Немногие передовые члены общества мечтают о справедливости и равенстве для всех, но не понимают, как проложить к этом идеалу Однако большинство людей мечтают перейти в правящее сословие или класс, привилегии которого выглядят извечными и поэтому привлекательными. Крепостной крестьянин хочет разбогатеть и выкупиться на свободу. Наёмный рабочий хочет иметь хорошего хозяина, чтобы хорошо платил за труд, и хорошие условия труда. Мелкий буржуа – мечтает стать крупным, а то и магнатом, разорив конкурентов. И почти никто, пока способ производства ещё прогрессивен, не мечтает о «странном» — о жизни без всяких «хозяев заводов газет, пароходов».

Однако в процессе труда труженики совершенствую орудия и средства труд, изобретают новые орудия и технологии, совершенствуются сами, меняются их взгляды на себя, общество, власть. Люди всё больше хотят перемен, при которых они смогут жить лучше, жить так, как им хочется в данное время..

В недрах господствующего способа производства начинают формироваться новые производственные отношения, неприемлемые для класса, который у власти. И общество начинает отторгать имеющиеся ПО в пользу новых. А передовые члены класса господ, осознавшие необходимость перемен, формулируют лозунги, с которыми народ пойдет на штурм своей бастилии.

Рано или поздно складывается революционная ситуация и происходит революция. Её участники вначале получают то, к чему стремились, и ПС устремляются вперёд в своём развитии.

И почти одновременно класс новых господ, который руководил борьбой, выдавая свои интересы за общие, приступает к откату революции, начинает отбирать у революционных масс то, что было ими завоёвано в тяжелой борьбе. Этому классу не нужны перемены, и он им противится. ПС снова отрываются от уровня развития ПО, являющихся их оболочкой, но всё больше мешающих движению общества вперед

Как только разрыв между ПО и обогнавшими их развитие ПС становится критическим, начинается процесс подготовки революционных перемен, который заканчивается революцией.

Таким образом вся история кассового общества предстает перед нами как история смены способов меньшинства присваивать  индивидуальную собственность большинства. Одна форма эксплуатации сменяется другой. Деспоты (АзСП) силой отнимают у общины и общинников их имущество и свободу и облагают общины данью, действуя точно также, как современные рэкетиры.

Рабовладельцы превращают общинников в рабов, но ограничивают насилие Власти над собой со стороны высшей власти рамками закона

Феодалы–землевладельцы, по праву силы присвоившие себе общинные земли, наделяют ограбленных соплеменников земельными участками, что превращают их в экономических рабов, обязанных нести барщину, платить оброк, производить барину новых рабов и не иметь права даже на жалобы!

Капиталист покупает себе экономических рабов на рынке труда, где их всегда избыток и поэтому они дёшевы.

Капиталистический способ присваивать результаты чужого труда (прибавочный продукт, произведённый в прибавочное время) – это конец! Но конец предыстории и начало истории подлинной, за которое рабочий класс должен вступить с капиталистами в жестокую борьбу.

Предыстория, как показано выше, есть смена форм насилия меньшинства над трудящимися массами, которые вынуждены помогать очередным господам над собой отнять власть у прежних. Дальше слою господ ехать некуда, так как новых форм обмана народных  масс, добившихся свободы, демоократических прав и т.д. не существует. Дальше только социализм как первая фаза коммунизма, ибо верно сказано В. Лениным ещё в сентябре 1917 г.  «Нельзя идти вперёд, боясь идти к социализму».

Вперёд нельзя. А назад можно?

Практика, сама жизнь уже в конце 19-го века намекнула Марксу и Энгельсу, что правящему классу назад идти можно!

А Ленин в начале ХХ века пришёл к выводу, что рабочий класс Европы может при определённых условиях проводить буржуазную политику! И это вскоре подтвердила сама жизнь.

В 1922 году в Италии Бонитета Муссолини на практике показал, как этого добиться, очаровав рабочий класс идеями и практикой фашизма.. Эстафету подхватили в 1932 году в разных формах Адольф Гитлер в Германии, внедрив в сознание широких масс идеи  национал-социализма.

И Ф.Д.Рузвельт, изобрётший «Новый курс» в США..

После Второй мировой войны в странах золотого миллиарда утвердился в более приемлемом для элиты «сводного от совести!) мира рузвельтовский вариант движения общества вспять. В Европе «новый курс» помог погубить компартии, заразив их еврокоммунизмом. Рабочий класс там лишился качества революционности. И исправно, эффективно проводит не свою классовую политику, а буржуазную, угодную ТНК. И результаты такой политики нам каждый день показывает ТВ в сообщенях о ходе СВО.

.И вот вопрос! Не грозит ли наша позиция безальтенативности социализма катастрофой из-за того, что коллективный Запад, ВКЛЮЧАЯ РАБОЧИЙ КЛАСС. не хочет с ней согласиться даже под страхом всеобщей гибели?

Не правильнее ли открыть Западу приемлемую для него перспективу? Перспективу элитарного сохранения себя у власти ценой обеспечения рабочему классу, народным массам приемлемых для них условий и образа жизни?

Не сошедшие с ума идеологи стран Запад этого и хотят. «Ах, вам не нравится капитализм с безработицей? Нам тоже он уже  не по нраву, т.к грозит нам большими неприятностями. Тогда мы перейдем к пожизненному найму, будем даже платить вам здесь, у нас за труд тем, кто будет иметь работу хорошие деньги, а вы будете в благодарность за это работать на нас усердно и качественно.

Но это же новое крепостное право!

Вам не нравится ваше бесправие? Пожалуйста, вот вам демократия, защита прав личности, политические свободы, социальный контракт, многопартийность, всеобщие, прямые, равные выборы при тайном голосовании, даже возможность вашим  партиям (кроме коммунитических!) побеждать на выборах и формировать правительство!  Но это при условии, что частная собственность 1% населения на большую часть общей собственности страны незыблема.

Чем не рабовладельческий Древний Рим с его патрициями, рабовладельческим хозяйствами, разоряющими мелких и средних рабовладельцев, превращая их в охлос —  толпу, желающую и получающую дешёвую жратву и гнусные зрелища и развлечения?

Следует понять и признать, что в длительной перспективе коллективный Запад способен и дальше отравлять нам жизнь, пятясь назад по ступеням  пройденных ПО. Это надо принять как данность, чтобы не допустить худшего.

На Земле накопилось столько проблем, что на их решение потребуются колоссальные усилия и расходы. Так что и могучие ТНК Запада могут получать прибыли, сравнимые с военными заказами, если сказать им так, чтобы поверили: « Развязать нову мировую войну мы вам не позволим. Вам придется разоружиться. И тогда идите своим путём.

Пусть время, сам ход истории, покажет выход из тупика и этим странам.

***

Жить согласно своему идеалу можно только при условии, что всё необходимое для жизни есть в наличии – производится имеющимися производительными силами  (ПС) – людьми, в распоряжении которых есть средства производства  и умение ими  пользоваться – работать.

ПС вместе с производственными отношениями (ПО), о которых сказано выше, составляют диалектчекое единство  потивоположностей– СПОСОБ ПРОИЗВОДТВА. Диалектика их взаимодействия понятна: ПС и ПО могут отождествляться, могут вступать в борьбу друг с другом и могут меняться местами. Удобнее всего это рассмотреть на примере последнего в цепи капиталистического СП. Его осново явлтся единство и взаимодействие класс наемных рабочих (пролетариат – неимущие) и буржуазии. На этапе становления какпит. СП эти два класса отождествляются друг с другом при полной противоположности экономических интересов. Рбочие ведут лишь экономическую борьбу, не ставя под сомнение власть над ними хозяев фабрик, заводов и т.п.

Затем переходят к политчесской форме борьбы – к борьбе за демократию, за право участвовать в выборах в парламент, мечтая завоевать там большинство, чобы получить право сформировать своё правительство и заставить хозяев соблюдать не только свои интересы.

На этом этапе рабочий класс всё ещё отождествляет себя с классом буржуазии, так как не ставит вопроса об отказе от частной собственности в ползу общественной.

Марксисты вносят свои идеи в сознание рабочего класса. Эти идеи охватив его, станут материальной силой, и позволит рабочему классу поменяться для начала местами с буржуазией: установить над ней свою власть, вынудить её соблюдать законы чуждого ей, уничтожающего его общества! И как только социалистический уклад полностью вытеснит из жизни общества остатки ПО капиталистического СП, начнется борьба за вытеснение остатков рабовладельческого, системы всяческой регламентации.

Отличие социализма как первой фазы коммунизма от всей миллионолетней предыдущей эпохи, справедливо и точно названной К.Марксом предысторией, в том и состоит, что сознание людей начнёт формироваться не господствующими ПО, а сознательным и продуманным процессом превращения имеющихся ПО в производительную силу  общества.