Данные размышления – реакция на материал популярного на сайте Ю. Антонова «Диалектика и ход времени» (РУСО, 8 июня 2024), начиная с первого его предложения: «Диалектика начинается с противоречий. Еще Гегель считал противоречия источником всех движущих сил как в природе, так и в обществе». Данное его положение истинно с точки зрения доктрины Гегеля и господствующей трактовки диалектики в марксизме-ленинизме. Именно его считаю одной из идейных причин краха второго «штурма неба» (по Марксу). Я не признаю марксистами (по резондэтру Энгельса) последователей Маркса в виду игнорировании ими его диалектического замысла и присущего им противоречия – признания ими диалектики при практическом ее неприменении и даже отрицании (название научным жульничеством трактовку диалектики как конкретно-научного метода познания \см. 2. С. 137\). Это следствие неадекватности объяснения законов диалектики, бесплодности «кавалерийской атаки» диалектики в 1920-е гг. при попытке выполнения диалектического замысла Маркса-Энгельса-Ленина и других фактов её судьбы…
Банально изложение автором господствующей догмы, признаваемой за истину и служащей основанием борьбы с попытками осмысления проблем подготовки социалистического преобразования общества. Критика этой догмы базируется на пожизненном исследовании диалектики как «нашего лучшего орудия туда и острейшего оружия» по Ф. Энгельсу, в том числе ее законов как основания конкретно-научного метода теоретического познания. В обоснованности утверждения можно убедиться с помощью моей версии диалектической логики как самоучителя мышления, изданной в 1999 году (см. 1, вышло 7-е изд.) и других работ. Альтернативная концепция – не собственные умозрения, а обобщение мыслей прошлых и современных исследователей.
Постижение реальности позволяет выявить наиболее актуальную форму состояния её элементов – развитие и её фундаментальные свойства, называемые законами диалектики. На их основе обобщаются приемы ДМ как метода теоретической науки.
Оценка субъектом рассуждений как пустословия проявляет его неготовность к теоретическому познанию объекта, что ведет к возникновению у него мнения о пустословии там, где выявляются фундаментальные аспекты понимания реальности. Это применимо и к трактовке законов диалектики. Диалектика как ДМ существует 25 веков, а ее законы системно сформулированы полтора века назад. Им учили в советской школе и признавали, но практически не применяли в виду неадекватного их объяснения и не умения показать их прагматичность как метода теоретического познания реальности. Постулирую гипотезу альтернативного господствующей догме кредо диалектики
- Этимология слова «диалектика» показывает его возникновение от слова «диалог», но его смысл никак не связан с ним. Им называют: А). универсальные законы развития и Б). уровни их практического использования (т.е. ДМ):
― диалектическое мышление (может быть стихийным, например, кладистика),
― диалектический метод мышления (сознательное применение на основе фрагментарной трактовки его приемов),
― диалектическая логика (на основе теоретической трактовки технических приемов, адекватных универсальным законам развития).
- Диалектику как метод мышления создал Платон. В его трудах объяснены приемы ДМ, практически использованные им при объяснении ряда объектов. Наиболее последовательно ДМ им применено в диалоге «Пир». Исследователи признают данный диалог Платона шедевром ДМ. В нем нет мыслей о противоречиях, противоположностях и т.п., а ведется речь о любви посредством диалектического ее объяснения от простого к сложному. Только данного диалога достаточно для усвоения ДМ, что испытал в 1991 году.
- Исходной проблемой диалектики как учения о развитии следует считать определение сущности развития. Её осознал Гегель (см. его цитату 1, с. 462 или Гегель ГВФ\\Соч. т, IX, — М 1935 с 26), а исследователи обычно игнорируют, используя разные слова без их соотнесения с развитием. Теоретическое объяснение развития требует систематики однородных с ним понятий на основе 5 правила для руководства ума Р Декарта. В соответствии с последним развитие следует определить с помощью кумулятивного ряда: состояние → изменение → процессы (движение) → круговороты → развитие → прогресс (содержательнее см. 1, с. 378). Возможны версии ряда, в частности указание диалектики как развития мысли и кладограмм, как наиболее последовательное, практичное применения приемов развития для объяснения реальности.
- Установление развития как наиболее сложной формы состояний объектов зависит от соотнесения фундаментальных свойств всех форм состояний. При этом констатируем – фундаментальные свойства развития называют законами диалектики. О них имеются идеи у предшествующих авторов, а системно их сформулировал Энгельс посредством обобщения доктрины Гегеля.
- Общепринятые в марксизме-ленинизме (в господствующих в мире доктринах их нет) три закона диалектики объясняют не только развитие, но и все формы состояний объектов. Первый закон характеризует все формы состояний, второй – все формы изменений, а третий – развитие. Они стали общепринятыми в диамате, обыденным сознанием образованной части народа в виду того, что им учили в школе, но все это не вело к их практическому применению – к ДМ и соответственно теоретическому пониманию объектов. А поэтому актуально осмыслить формулировки законов диалектики с тем, чтобы они стали основанием техники ДМ и теоретического понимания реальности. Второй закон диалектики не проблематичен, как первый и третий.
- Три десятка лет назад осмысливал актуальность интерпретации третьего закона диалектики – отрицания отрицания. Гегель сформировал эту идею применительно к круговороту (почка → цветок → плод), а не развитию. Проблематичны его трактовка такого процесса и визуальная его наглядность – спираль (последняя предложена Гегелем и стала нормой в марксистских трудах. Интересны мысли исследователей о ее становлении на основе прямой линии прогресса и круговорота \см. 3, с 157\). Господствующая интерпретация данного закона соответствует гегелевскому «ходу мысли» – тезис-антитезис-синтез, но не практична как метод познания. Последнее привело к отказу Сталина от признания его законом диалектики. Осмысление двух субстанций господствующей его трактовки исследователями позволило заменить его двумя законами диалектики – сохранение исходных форм развивающегося объекта как пережитков и преемственность новых форм объекта с их предшественниками. Сложные формы объекта возникают в виду их преемственности с исходными, простыми формами объектов, что в законе отрицания отрицания названо «снятием» или «возвратом к исходному на новом уровне» и визуально выражено спиралью. В развитии исходные формы объекта не исчезают как в круговороте, а сохраняются как пережиток. Все это легко уяснить и практически применить при познании объектов на основе визуальной наглядности как когнитивного инструмента объяснения прогресса.
- А теперь проблема трактовки первого закона диалектики, к которому часто её сводят. Её осознал в последнее время и не завершил её осмысления. Многообразие аспектов его трактовки представлено в версии диалектической логики (см. 1, с. 397). Прежде всего, неприемлемость широко распространенного названия закона «противоречием». Данное слово Гегеля адекватно его доктрине объективного идеализма, но не приемлемо для материализма. Противоречия – категория логики потому, что существуют только в идеях (идеосфере) и порождаемой ими социальной практике (социосфере). Противоречий нет в природе (физиосфере) и в жизни (биосфере), но они актуальны в ноосфере (идеосфере и социосфере). В виду противоречий идей возникают противоположности интересов людей и их борьба. А поэтому важно иметь их в виду при теоретическом познании общественных явлений, но не исходить из них, а приходить к ним при уяснении проблем. При разработке теоретической науки об обществе актуальна логика как руководство диалектического мышления (по Минто) и её категории, в том числе противоречие. При теоретическом объяснении артефактов на основе ДМ, скажем системы парковок автомобилей, можно абстрагироваться от противоречивости их форм.
- Отказываясь от признания противоречий субстанцией первого закона диалектики, определим его содержание и название. Таковым можно признать общепринятое его определение – «единство противоположностей» познаваемого объекта. В этом названии данного аспекта реальности проблематичен смысл второго слова – различия форм объекта познания (их инаковость) не обязательно противоположны. Инаковость форм объекта проявляет их неоднородность (гетерогенность, многообразие), что и следует считать сущностью первого закона диалектики. Слово «гетерогенность» называет самое фундаментальное свойство реальности – ее неоднородность и вытекающие из неё различия, в т. ч. единство противоположных её элементов. Оно точнее называет субстанцию первого закона диалектики, предполагающую единство и противоположность форм объекта, порождающую в обществе противоречия. Такое объяснение закона позволяет применить его как инструмент познания объектов реальности.
- При осмыслении первого закона диалектики важно учесть содержание самого трудного диалога Платона – «Парменид». В нем Платон соотносит единое и многое. Каждого из них нет без другого: единое существует потому, что оно многое; многое является таковым потому, что оно едино – имеется нечто одинаковое, тождественное на разных уровнях обобщения. Основанием соотнесения единого и многого является неоднородность (гетерогенность) объектов реальности. В связи с этим каждый элемент многого проявляет единство противоположного, что обычно и называют содержанием первого закона диалектики. Фундаментальным основанием такому соотнесению форм объекта является его неоднородность (гетерогенность), что рационально назвать первым законом диалектики. В результате законами диалектики можно назвать:
- гетерогенность реальности,
- возникновение качественно новых форм объекта на основе количественных изменений исходных форм,
- сохраняемость в развитии исходных форм объекта,
- преемственность новых форм с их предшественниками.
- Аристотель разработал руководство ДМ, назвав его аналитикой и топикой, переименованных его последователями в логику. Субстанцией логики являются силлогизмы, строящиеся на основе парных когнитивных приемов: индукция-дедукция, анализ-синтез и др. Непонимание этого было основой противоречивого соотнесения понятий диалектики и логики и их непрактичности. Ф. Бэкон преодолел игнорирование индуктивного метода, а Р. Декарт (особенно 5 правило для руководства ума), Лейбниц (мысли о соритах и др.), Дж Локк синтезировали диалектику и логику в диалектическую, которая и представляет собой технику силлогического объяснения сущности объектов или эссенциализм.
- ДМ исходит из неоднородности в определенной мере одинаковых форм объекта. Объект един и в нем нет форм без их определенного различия. Их единство не исключает их различия, они различаются на простые и сложные формы объекта. Простые формы объекта признаются исходными и сохраняются в развитии как пережитки, а сложные формы объекта преемственны с простыми его формами. Иными словами, сложным формам объекта присущи конституирующие свойства простых их предшественников и отличающая от них их специфика. Все это визуально выражено шаблонами ДМ или матрицами системного объяснения приемов техники ДМ – соритами (кумулятивными рядами) на основе 5 правила для руководства ума Р. Декарта, лесенкой Аристотеля, графиком развития, дихотомной моделью Порфирия и их кладистической системой. При объяснении объектов на основе шаблонов происходит практическое применение когнитивных парных категорий – анализ-синтез, индукция-дедукция и др., на всех ступенях ДМ: объект → опознание → обозначение → определение → описание → объяснение → обоснование → объективация. Все это объяснено содержательно в работах и на сайте, а поэтому опускаю их объяснение здесь.
- При теоретическом объяснении объектов на основе ДМ забудьте о противоречиях. Постулируйте неоднородность их форм, их различия на основе сложности и переходы от простого к сложному, сохранение исходных форм объекта и преемственность сложных форм с простыми. Все это рационально объяснять не только текстами, но и названными визуальными моделями приемов силлогистики, предложенных основоположниками науки. Студенты усваивают их за одно занятие, что делает доступным им теоретическое объяснение реальности, в том числе политэкономию как общеэкономическую науку.
Литература
- Войтов А.Г. Диалектическая логика. Самоучитель мышления. 6-е изд., – М., ИТК «Дашков и Ко», 2022.
- Волков Г.Н. Сова Минервы. – М, 1985
- Звездкина Э.Ф. и др. Теория философии. – М, 2004