И с этими словами В.И. Лебедева-Кумача трудно не согласиться. Они из «Марша весёлых ребят», прозвучавшего впервые в кинофильме Г. Александрова «Весёлые ребята». Музыку к нему написал И. Дунаевский. Этот марш сразу полюбили советские люди и его запела вся страна, да и сегодня он продолжает звучать в рядах патриотической оппозиции. Слова и музыка отвечали их настроениям и чаяниям.
По большому счёту поэт в стихах создал обобщённый портрет молодёжи юности коммунизма (термин А.А. Зиновьева). От их имени поэт провозглашает:
Шагай вперед, комсомольское племя,
Шути и пой, чтоб улыбки цвели.
Мы покоряем пространство и время,
Мы — молодые хозяева земли.
Они действительно были готовы «всё добыть, понять и открыть: холодный полюс и свод голубой» и «если страна прикажет быть героем» им может стать любой, потому что «песня строить и жить помогает, она на крыльях к победе ведет», да и «такими родились на свете, что не сдаются нигде и никогда»:
И если враг нашу радость живую
Отнять захочет в упорном бою,
Тогда мы песню споем боевую
И встанем грудью за Родину свою.
И время показало, что молодёжь тридцатых годов прошлого столетия вместе со старшими товарищами превратили страну во вторую экономику в мире и, встретив грудью ненавистных захватчиков, разгромили их в ихнем же логове.
В этом же фильме прозвучали две очень нежные песни о «сердце в груди», которое «бьётся как птица» (Песня Анюты) и которому «не хочется покоя», поэтому «спасибо, сердце, что ты умеешь так любить!» (песня Кости). И ещё две шуточные про утюг, который разгорелся и про то, как «скачут минуты целый год». Такое песенное разнообразие говорит о разносторонней одарённости авторов.
В то время в мире было не спокойно, человечество вползало в новую мировую войну, империалисты капиталистических стран бряцали оружием и только СССР был оплотом интернационализма. Передовые мастера кино и литературы, коими несомненно были Г. Александров, И. Дунаевский, В. Лебедев-Кумач, в фильме «Цирк» попытались рассказать человечеству об интернационализме советских людей и о их любви к своей стране. Яркой вестью об этом стала прозвучавшая в этом фильме «Песня о Родине» (Широка страна моя родная), помните:
Наше слово гордое «товарищ»
Нам дороже всех красивых слов.
С этим словом мы повсюду дома,
Нет для нас ни черных, ни цветных,
Это слово каждому знакомо,
С ним везде находим мы родных.
Песня сразу завоевала сердца советских людей, и она зазвучала не только «от Москвы до самых до окраин», но и за рубежом. 22 июня 1941 года, когда У. Черчилль выступал по радио о поддержке СССР, «Би-би-си» (не желая исполнять гимн СССР — «Интернационал»), выпустила в эфир песню «Широка страна моя родная».
Эту песню на английском и русском языках исполнял лауреат Сталинской премии «За укрепление мира между народами» Поль Робсон, на немецком языке – антифашист, участник интернациональных бригад в Испании Эрнст Буш.
В Советском Союзе, да и сейчас песен о Родине много, но «Широка страна моя родная» — одна и как прежде она звучит и сегодня на торжественных мероприятиях. Начиная с 1939 года первые аккорды песни, исполняемые на вибрафоне, использовались в качестве позывных Всесоюзного радио. Её предлагали утвердить в качестве Гимна СССР.
После принятия Конституции 1936 г. в песне был дописан куплет о «всенародном Сталинском законе», который перестали исполнять в 50-е гг.
За столом никто у нас не лишний,
По заслугам каждый награжден.
Золотыми буквами мы пишем
Всенародный Сталинский Закон.
Этих слов величие и славу
Никакие годы не сотрут:
Человек всегда имеет право
На ученье, отдых и на труд.
И это право до августовской 1991 года контрреволюции неукоснительно обеспечивалось государством.
В фильме звучат и другие песни, которые оставляют на сердце след, особенно колыбельные «Сон приходит на порог» и «Спи, мой мальчик» (Sleep, my baby). В них столько тепла, нежности и любви к ребёнку.
В кинофильме «Волга-Волга», который очень нравился И.В. Сталину, поэт и композитор подарили зрителям богатую палитру песен. В нём звучат и «Вступление к фильму», в котором представляют главных героев и артистов. И «Куплеты водовоза», утверждающего, что «без воды и не туды, и не сюды». И «Я моряк, бывал по всюду», посадившего пароход на мель, и «Квартет поваров», и «Куплеты официанта». И, конечно же, песня влюблённых «Дорогой широкой», как много желаний у них:
Нельзя нашу радость в словах передать,
Мы хотим с тобой весь мир обнять!
Высокие горы,
Большие поля,
Степные просторы,
Родная земля!
И плыть легко,
И петь легко!
А вот и «Молодёжная»… Уже в стихах поэт задаёт ритм песни, как отражение ритма жизни молодёжи того времени. Вдумайтесь в эти слова:
Что мечталось и хотелось – то сбывается,
Прямо к солнцу наша смелость пробивается.
Всех разбудим, будим, будим!
Все добудем, будем, будем!
Славно колос, наша радость наливается!
Вот такую жизнь советская власть предоставила молодёжи, ей, действительно, «хорошо в стране Советской жить» было. Эта тема наиболее полно раскрыта в песне о «красавице народной» — в «Песне о Волге», которая
Как море, полноводная,
Как Родина, свободная,-
Широка,
Глубока,
Сильна!
В этой песне автор вспоминает, что много веков «слезами катилась Волга», но не сдавалась «цепям и обманам», по ней вожди крестьянских бунтов «водили челны, и вот «Разорвали мы серые тучи,// Над страною весна расцвела»:
Наше счастье, как май, молодое,
Нашу силу нельзя сокрушить,
Под счастливой советской звездою
Хорошо и работать и жить.
Пусть враги, как голодные волки,
У границ оставляют следы—
Не видать им красавицы Волги,
И не пить им из Волги воды!
Для фильма Ивана Пырьева «Богатая невеста» Лебедев-Кумач и Дунаевский написали три песни прославляющие советских женщин – «Марш женских бригад» (А ну-ка, девушки), труд трактористов «Марш трактористов» (Ой, вы, кони, вы, кони стальные) и «Про любовь» (Тёплыми стали синие ночи).
Тридцатые годы прошлого столетия время, когда женщины уверено становились вровень с мужчинами в хозяйственной, социальной и политической жизни общества, осваивали мужские профессии, создавались женские тракторные бригады, по призыву Валентины Хетагуровой тысячи девушек уехали осваивать Дальний Восток. Стране, строящей социализм, были «нужны заботливые руки»,
«хозяйский, тёплый женский глаз».
Да, это были женщины уже социалистического общества, свободные от домостроевских норм жизни. Они знали, что для них «пути открыты все на свете» и мечтали «звонкой песнею прославиться» среди героев. Всё, что есть в стране это их «родной и милый дом», и они готовы его защищать и «берегут походные шинели, чтобы сменить и мужа, и отца», страстно желая:
Расти, страна, где волею единой
Народы все слились в один народ.
Цвети, страна, где женщина с мужчиной
В одних рядах свободная идёт!
И спустя несколько лет в годину грозных испытаний советские женщины и воевали на фронте, и в партизанах, на их плечи легла вся тяжесть работы в тылу, и они с честью с ней справились.
В годы первых пятилеток в село пришла техника. И уже не сивка тащится пашней-десятиной, а трактор – «конь стальной», «конь чудесный» землю пашет на бескрайних колхозных полях:
Широко ты колхозное поле…
Кто сумеет тебя обскакать?
Ой, ты волюшка, вольная воля-
В целом мире такой не сыскать!
Да, но такая воля была в стране Советов, где люди были свободны от эксплуатации и их труд стал «делом чести, доблести, и подвигом славы» и они могли с гордостью заявлять:
Мы с чудесным конем
Все поля обойдем,
Соберем и посеем и вспашем,
Наша поступь тверда,
Никому, никогда
Не гулять по республикам нашим!
И хотя через несколько лет западноевропейский обыватель пришёл на нашу землю на борьбу с ним поднялся:
Не пуглив, справедливый и строгий,
Наш хозяин — советский народ!
А ещё для этого фильма авторы написали изумительно нежную песнь «Про любовь» (Тёплыми стали синие ночи…). Советскому человеку ничто человеческое было не чуждо.
Лебедевым-Кумачом и Дунаевским были написаны романтические песни для приключенческих фильмов, которые сразу же полюбились советским людям. «Песенка Роберта» (ныне её название «Весёлый ветер») из кинофильма «Дети капитана Гранта», задорная, жизнеутверждающая, зовущая к глубокому познанию мирозданья, к стремлению «догнать и перегнать отцов» и с боевым призывом быть уверенным в своих желаниях, не бояться трудностей:
Кто привык за победу бороться,
С нами вместе пускай запоет:
Кто весел — тот смеется,
Кто хочет — тот добьется,
Кто ищет — тот всегда найдет!
Эта же мысль прослеживается и в шуточной «Песенке о капитане», который выдержал столько невероятных испытаний судьбы, а вот влюбившись растерялся и забыл свою любимую победную песню:
«Капитан, капитан, улыбнитесь,
Ведь улыбка — это флаг корабля.
Капитан, капитан, подтянитесь,
Только смелым покоряются моря!»
Что ж смелость нужна и в общении с любимыми.
Ощущая приближение войны, Лебедев-Кумач совместно с Н. Богословским для фильма «Остров Сокровищ» написали песню «Я на подвиг тебя провожала». Девушка, предчувствуя жаркую битву, оберегом для уходящего на бой друга обещает свою любовь:
Там, где кони по трупам шагают,
Где всю землю окрасила кровь,
Пусть тебе помогает,
От пуль сберегает
Моя молодая любовь.
Но она и сама выражает готовность в грозном бою встать рядом со своим любимым
Я в дело любое
Готова с тобою
Идти, не боясь ничего.
Если ранили друга,
Сумеет подруга
Врагам отомстить за него.
Если ранили друга,
Перевяжет подруга
Горячие раны его.
Несомненно, эта песня с началом Великой Отечественной войны подвигла многих девушек и женщин уйти добровольцами в народное ополчение, в группы разведчиков и диверсантов в тылу врага, медсёстрами в Действующую армию.
Нельзя обойти песню «Москва майская», слова которой принадлежат Лебедеву-Кумачу, а музыка братьям Дмитрию и Даниилу Покрасс. Она была написана к двадцатилетию Советской власти, и показывала гордость и радость освобождённого от оков капитализма советского народа:
Погляди! Поет и пляшет
Вся Советская страна…
Нет тебя светлей и краше,
Наша красная весна!
Эта песня широко известна, в советское время в Первомай она звучала по всей стране, да и сегодня ни одно первомайское мероприятие патриотической оппозиции не обходиться без неё.
В это же время Лебедев-Кумач совместно с братьями Покрасс пишет песню для одноимённого фильма «Если завтра война», тогда она была воспринята как песня предупреждение, что к завтрашней войне, которая в окружении империалистических стран неизбежна, надо быть готовым сегодня. С другой стороны — это предупреждение и тем, кто рвётся напасть на нашу страну, и уверенность, что в этом случае
Как один человек, весь советский народ
За свободную Родину встанет
…………………………………………
Всколыхнется страна, велика и сильна,
И врага разобьем мы жестоко!
Последующие события показали, что поэт был прав в своём предвидении, а вот из следующего посыла:
И на вражьей земле мы врага разгромим
Малой кровью, могучим ударом!
подтвердилась только его первая часть, к большому сожалению, кровушки пролилось очень много и на своей земле. Но это не вина поэта.
Поэтическое наследие Лебедева-Кумача очень велико, рассказать о нём в короткой статье не представляется возможным, но есть одна песня, которая стала вершиной его творчества и которая будет жить века. Это – «Священная война». В своих стихах Лебедев-Кумач постоянно призывал любить Родину и быть готовым защищать её от иноземных захватчиков. Когда же враг вторгся в просторы нашей Родины он обратился к ней с призывом
Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой!
Стихи были написаны в ночь с 22 на 23 июня 1941 года, а 24 июня они были опубликованы на страницах газет «Красная звезда» и «Известия». Композитор А. Александров, прочитав стихи в газете, написал музыку и 26 июня 1941 на Белорусском вокзале «Священная война» впервые была исполнена Краснознаменным ансамблем красноармейской песни и пляски СССР перед войсками, уезжающими на фронт. Эта песня звучала как набат, как вечевой колокол, говорила о страшной опасности, нависшей над страной, над советским народом, она призывала всех сплотиться и дать
… отпор душителям
Всех пламенных идей,
Насильникам, грабителям,
Мучителям людей!
и вселяла уверенность в победе:
Гнилой фашистской нечисти
Загоним пулю в лоб,
Отребью человечества
Сколотим крепкий гроб!
Эта песня по праву считается гимном Великой Отечественной войны, войны народной, войны священной. И сегодня она должна нас вдохновлять на борьбу с попытками постЗапада духовно и нравственно уничтожить русский народ и, прежде всего, активно выступать против внутренней «пятой колонны», насаждающей западные нравственные ценности.
Иван Стефанович Бортников, публицист, г. Ленинград, февраль 2024 года