Эссе по поводу статьи «Владимир Бровкин о философе Эвальде Ильенкове. РУСО, 20 февраля 2024»
Грозящая опасность самоубийства современного общества инициирует поиск противодействующих идей. И многие, но не все, возлагают надежду на философию, превратно считая ею господствующую сегодня филодоксию. Практически не слышно голосов профессиональных защитников философии и нет уверенности в том, что они существуют вообще. Её защищают не институциональные профессионалы, а приверженцы и просто нравственные исследователи, показывающие перерождение институциональной философии, прежде всего её метафорической головы – ИФ РАН (например, Гончаров А. «Троянский конь». Чем занимается Институт философии РАН? Сайт РУСО, 26 сентября 2022 г). В целом, происходит изгнание философии из жизни общества и отторжение её от народа. Можно утверждать, что сегодня ни один человек ею не интересуется – она не востребована народом, абсолютно ему не нужна. Социум не воспринимает ее как то, что только и спасет его. Общераспространен принцип «Обойдемся без философии». В то же время филодоксы не дремлют и обнуляют, как популярно говорить сегодня, любые проблески понимания сущности и актуальности философии для современного общества. В частности, примером последнего считаю позицию В. Бровкина в его прежних высказываниях об Ильенкове на сайте и тем более в специальной статье о нем.
На публицистически ернический текст автора не могу ответить аналогично потому, что не силен в таком жанре – осмысление проблем философии не приучило к этому. А поэтому противопоставляю своё понимание философских идей Э. Ильенкова
Бровкин воюет с Ильенковым, а убивает истинную философию и тем самым угрожает обществу. А поэтому не могу молчать, утверждая парафразом век тому назад произнесенной истины «идеологический бой по спасению философии абсолютно неизбежен»
Ильенков не нуждается в моей защите, но без понимания его вклада в философию, ее не спасти. И значение имеют не только осмысление его истинных мыслей и заблуждений, но и проявленную им позицию когорты философов, ставшую причиной краха СССР. Во многих своих работах я пытаюсь постичь данный факт его идей – их достоинства и ограниченности и не буду их воспроизводить здесь. Основные из них еще смутны и не сформулированы вербально, а многие в памяти компьютера в виду того, что не просто их понять на основе тренда всей 25 вековой истории философии и переоценки давно догматизированных её трактовок, в том числе основоположниками марксизма-ленинизма.
Нет ни одного автора, которые изрекает только абсолютные истины. Присуще это и Ильенкову. Мне не понятно его увлечение идеями Спинозы и др. И не просто выявить все это на основе истинного понимания субстанции философии, которой давно нет в трудах ее профессионалов.
Ильенков не избежал заблуждений Маркса, Энгельса и Ленина в понимании философии в их время. Защищая актуальность философии для науки, они фактически разделяли господствовавшее ложное ее понимание как метафизики — наднаучных, общих рассуждений, называемых мировоззрением. Маркс имел основания назвать такую философию онанизмом и фактически игнорировал ее, сведя ее к диалектике (диалектическому мышлению). Он не выявил собственную сущность философии как самопознания науки и технику диалектического мышления Платона, вклад в неё средневековых философов, а поэтому оказался приверженцем гегельянства, которое стало причиной краха и философии, и диалектики. Все это причина невыполнения им его диалектического замысла за последние 25 лет жизни. Его позиция была перенята Энгельсом и Лениным, а потом Ильенковым. И стоит ли Ильенкова обвинять в этом, игнорируя его усилия по спасению философии и диалектики, ложно понимаемых им. Он не первый, а последний в этом деле. И если этого не осознать, то философию не возродить и печальна судьба общества. А поэтому следует изучать философское наследие Ильенкова с тем, чтобы осмыслить сущность философии, ее значение и направление её онаучивания и обмирщения.
Важность философских идей Ильенкова можно уподобить идеям парадоксальной и проблематичной статьи Чаадаева середины XIX века. Почитайте её оценки Герценом. Нечто аналогичное феномен Ильенкова в середине ХХ века. Только с помощью его подхода к философии можно породить востребованность истинной философии у современного мирового общества. Если этого не сделать, то обществу ничто не поможет. Ильенковская судьба, даже его уход из жизни, аналогичны идеям статьи Чаадаева, но понять этого не могут люди со здравым рассудком и тем более филодоксы. А поэтому все это не станет объектом обсуждения, скажем на готовящемся Х юбилейном съезде РУСО, не говоря уже о только что прошедшем третьем форуме АСИ, о котором знают только его участники.
Понять судьбу Ильенкова и значение в ней философии можно в меру осмысления онаучивания и обмирщения философии. Это оказалось доступно труженикам, долгожителям райских для философии условий на земле в ХХ веке. Все это позволило сформулировать гипотезу истиной философии как самопознания науки или науки о науке Платона и осмыслить перипетии ее судьбы, версий её изложения и дидактики усвоения ее любителями мудрости, жизнелюбами, трудоголиками. Без усвоения идей Ильенкова этого бы не произошло.
Обилие современных работ по «философии» сосуществует с фактическим отсутствием истинных её трудов. Онаучивание философии не завершилось потому, что её подменили филодоксией или постфилософией в виду того, что истинная философия является исходным началом развития коммунистической идеологии (КИ), особенно ее ядра, каковым является марксизм-ленинизм (М-Л), против которых ополчилась власть. Идеологическая функция философии породила социальный заказ господствующих в обществе сил на ее убийство с тем, чтобы обеспечить стабильность созданного ими социального образа жизни, выгодного им. Данный факт современного общества осознан Марксом – в обществе господствуют идеи господствующего класса, которые убивают оппонирующие им идеи всеми способами, увеличивая тем самым значение идеологического основания борьбы в горячих, экономических и иных войнах.
Ернический стиль изложения Бровкиным философии Ильенкова воспринимается мной как танец на могиле предков. Он проявляет абсолютное непонимание философии и ее подмену филодоксией и значение всего этого для современного общества. Для меня это проявление барской его прихоти, утверждающей абсолютную свободу поведения — «что хочу, то и ворочу». И все это по поводу попытки спасти философию, проявившей антифилософскую сущность единения ее профессионалов. Четверть века держал этот фронт бывший фронтовик Ильенков и мне не просто уразуметь эту его судьбу виду того, что только в последние годы издано его духовное наследие… Имеет значение и 87–летний возраст, практически лишающий возможностей на адекватное его изучение на фоне всей истории философии.
Судьба Ильенкова в некоторой мере аналогична судьбе Сократа сознательным уходом из жизни из-за философии. Такое деяние на пользу филодоксам и в этом можно укорить Ильенкова.
Вопреки Бровкину философия ставит на первое место познание как основу практики общественной жизни, в которой «слово → дело», не отрицающей истины «бытие → сознание». Но филодоксам не понять этой диалектики
Мне не дано понять всю глубину философских мыслей Бровкина, но абсолютно не приемлю общепринятое среди филодоксов отвергание позитивизма истинной философии, заложенной Платоном мыслью «наука о науке», обеспечивающей самопознание науки.
Лингвистическое искусство Бровкина проявляет неприемлемость им функции обмирщения философии как основы М-Л. Вдумайтесь в его мысль: «Причем, и это он отчетливо всюду намекал, а последователи его это четко выпячивают при всяком удобном случае вперед, с (о???) главной задачей философии — поменять вектор социально-экономического движения». Только философия может быть ключом к М-Л как ядру КИ и творческому их развитию для спасения общества от самоубийства теми, кто пилит сук, на котором держится общество. Без этого «не поменять вектор социально-экономического движения» по Бровкину, а поэтому и надо следовать мысли Ленина «без боя не обойтись»
Только философская революция, преодолевающая отказ филодоксов от классической философии как когнитивной науки и утверждающая сциентизм, интеллектуализм и позитивизм философии обеспечит интеллектуальную и вообще научную революцию, которые спасут общество третьего тысячелетия. Философская судьба Ильенкова свидетельствует об актуальности упорства против Бровкина по защите философии и формулированию адекватных её «изысков». Выявленные и опубликованные мысли ее основоположников достаточны для овладения философией как самопознанием науки и основанием теоретизации всех наук для превращения их в высшую форму мудрости, без которой не «возможны светлые дали будущего» (по Бровкину) и современное общество не выживет в третьем тысячелетии. Кредо такого подхода означено в брошюрах «Слово сильнее оружия», «Манифест научной идеологии» (- М, 2017), «Методология теоретической науки. Популярное издание», — М , 2024 и др.