Надо помнить и чтить подвиг речников….

27 января  2024г.  наш народ отметил 80 лет полного снятия блокады Ленинграда, а  2 февраля отмечается День воинской славы  — День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943г.).  Скорбно, что этих двух Городов – героев нет на карте России.  И несмотря на просьбы патриотов  восстановить справедливость, историческую правду,  ельцинисты  игнорируют  просьбы народа. В  победу Советского  народа в Ленинградской и Сталинградской битвах огромный вклад внесли Военные речные флотилии и речники гражданского флота. Их подвиг отмечали многие государственные и военные деятели,  Советские полководцы Великой Отечественной войны – маршалы Советского Союза Г.К. Жуков, В.И. Чуйков, А.И. Ерёменко. К сожалению, на мой взгляд, последние годы подвиг речников уходит на второй план.  Между тем эти люди мужественно и стойко сражались и трудились приближая нашу долгожданную победу. Не слышен голоса —  пропаганды подвига речников и представителей Московской государственной академии водного транспорта (МГАВТ),  где  в былые годы велась большая патриотическая работа с теми кто громил врага на реках и озёрах. Между тем речники были и остаются большими патриотами совей Родины.

В предвоенные годы протяжённость водных  путей Союза, эксплуатировавших  речной транспорт составлял 106,3 тыс. км. В систему Народного комиссариата речного флот СССР входили 39 речных пароходств, 20 бассейновых управлений пути, сотни портов и пристаней, более 210 судоремонтно-судостроительных заводов, верфей и мастерских.  В годы войны  большой вклад в  деятельность  речного флота  в интересах  обороны страны  внёс Народный комиссар речного флота  СССР (с 1939 по 1946гг.), к.т.н., профессор   З. А. Шишков. 

        С началом  фашистской агрессии тысячи тружеников речного транспорта ушли на фронт, а суда выполняли перевозки в интересах флота.  Так, только за три первых месяца войны численность работников речного транспорта сократилась на 48 тыс. чел. Основные причины — уход на фронт; передача судов вместе с экипажем военным флотилиям; гибель экипажей и судов в фронтовой полосе и другие.  Проблема комплектования судов, портов и заводов новыми специалистами  решался за счет привлечения  женщин, молодежи, пенсионеров.   Благодаря принятым мерам речники центральных бассейнов успешно справились с задачей по перевозке эвакуируемого в глубь страны населения и грузов. Наркомат речного флота  принял  решения по защите водных преград. Река Волга стала той границей, самостоятельный переход за которую был равносилен поражению.    Географическое положение основных рек — с севера на юг определило их важнейшую роль, как путей сообщения и крупных рубежей обороны.    На реках Дунай, Днестр, Пина,  Дон, других  реках, на  Чудском, Псковском, Ладожском, Онежском озерах развернулись активные военные действия.  В первые  дни войны ряд пароходств: Выборгское, Нямунское, Западно-Двинское, Чудское, Днепро-Двинское оказались в полосе наступления вражеских войск и к ноябрю 1941 г вынуждены были  прекратить свою деятельность. В тоже время около тринадцати пароходств (Северо — Западное. Шекснинское, Беломорско-Онежское. Московско-Окское, канала Москва – Волга, Верхне-Волжское, Средне-Волжское, Нижне-Волжское «Волготанкер», Днепровское, Доно-Кубанское и др.) находились в зоне боевых действий и принимали участие в них. Они пополняли боевой состав флота. По данному поводу бывший начальник Главного Штаба ВМФ СССР адмирал флота Н. Д. Сергеев писал: «В пополнении флотилий, в особенности вновь сформированных, судами и комплектовании их личным составом значительная роль принадлежала речникам. Без преувеличения можно сказать, что многие успешные операции, проводившиеся на речных и озерных театрах военных действий, было бы невозможно или крайне трудно выполнить без транспортных средств… Речной флот страны в годы войны передал около тысячи транспортных судов для переоборудования их под боевые корабли и вспомогательные военные суда».

Большой  вклад в подготовку специалистов для боевого состава  флота внесли  спасательные подразделения Союз ОСВОДа. Так, с принятием постановления ГКО СССР от 13 июля 1941г. в первые дни агрессии было сформировано, укомплектовано и передано в войска 10 спасательных катеров с личным составом, 10 моторных катеров, 30 шлюпок и 30 водолазов.   Кроме этого спасательные станции и посты Общества спасения на водах  (ОСВОД) передали флоту 139 моторных катеров для обеспечения рейдовой и аварийно-спасательной служб, они  активно готовили специалистов —  водоспасателей, гребцов, водолазов, мотористов, радистов,  сигнальщиков и других.(1). Станции и посты не прекращали работу в самой сложной обстановке. На их базе даже в прифронтовой полосе обучали военному  управлению шлюпкой, спасению людей, проводили учения и тренировки. Такая работа велась повсеместно, включая молодежь призывного возраста.

     Оставшимся в пароходствах судами речники выполняли воинские перевозки, переправляли войска и боевую технику через водные преграды, осуществляли эвакуацию населения и материальных ценностей, участвовали в высадке десантов на побережье, занятое противником. Речной флот сыграл важную роль в переброске войск 9-й армии через Днестр. Военное командование отмечало чёткую, бесперебойную работу переправ, что позволило всю материальную часть и войсковые соединения прикрытия  с правого берега и без потерь перебросить на левый. Вместе с ними  работали водолазы и спасатели.    Управление военных сообщений Южного фронта  высоко  оценило работу речников в период оборонительных боёв 1941г. «Водный транспорт имел огромное значение в воинских перевозках летне-осеннего периода 1941г. Командование предъявляло речному транспорту жесткие требования: в кратчайшие сроки обеспечить переброску войсковых соединений и материальной части. С этой задачей работники речного транспорта на реках Днестр, Южный Буг и Днепр успешно справились. Слабая уязвимость речных судов с воздуха позволила производить перевозки до самых последних минут. Под обстрелом вражеских минометов и артиллерии снимались последние прикрытия с правого берега и перебрасывались на левый. Большая часть материальной части армий на реках Южный Буг и Днепр была перевезена флотом речного транспорта».

В ряде бассейнов воинские и эвакуационные перевозки продолжались с     начала  войны 22 июня 1941г. и до полного ледостава. Интенсивно работали речники на Днестре, Днепре, Дону, Волге, Оке, Москва – реке, Неве, Печере,  Каме, Кубани и других регионов.  «Нельзя было упустить ни одного дня навигации по еще не скованной льдом Оке, — писал генерал Н. А. Антипенко. — Ранние морозы угрожали ледоставом. День и ночь загружались баржи и отправлялись в сторону Горького. Ка¬кое только имущество не проследовала в этом направлении». С июля и до конца навигация 1941 г, речным флотом прифронтовых бассейнов перевезено 870 тыс, т. грузов и более 2 млн. человек, не считая перевозок на переправах, что явилось существенной помощью железным дорогам центра и Поволжья.

   Генерал-лейтенант, доктор военных наук И. В. Ковалев, который был во время войны народным комиссаром пу¬тей сообщения, был начальником Центральное управление военных сообщений (ЦУП ВОСО) Генерального штаба, членом транспортного комитета при Государственном Комитете Обороны, отмечает: «…переправы, созданные речниками во многих пунктах на крупных реках в прифронтовой полосе, существенно помогли эвакуации и сберегли немало человеческих жизней… паромные переправы и наплавные мосты, сооружённые речниками, помогли тысячам советских людей избежать фашистской неволи».

    Эта работа была исключительно трудной, так как флот и береговые устройства по — своему техническому состоянию были мало приспособлены к таким перевозкам. По этому поводу генерал И. В. Ковалев писал: «…первые месяцы войны вскрыли слабую подготовленность резного транспорта к подобному испытанию, и только самоотверженный труд речников компенсировал  недостатки». Исключительно велика роль речного транспорта в героической обороне Ленинграда. В конце августа 1941 г. гитлеровцы перерезали последнюю железнодорожную линию, соединявшую город со страной. Снабжение фронта и населения, эвакуация материальных ценностей и людей стали возможны только через Ладожское озеро. Уже в 1941 г. на речных судах по Ладоге было доставлено в осажденный город более 50 тыс. т грузов, из которых половина — продовольствие, а вывезено 30 тыс. ленинградцев и раненых воинов, 10 тыс. т ценных грузов. В  апреле 1942 г. Государственный Комитет Обороны направил областным и краевым комитетам партии и исполкомам телеграмму с требованием оказать речникам помощь в подготовке навигации. В ней подчеркивалось «исключительное значение речного транспорта в условиях войны» Особенно велико это значение было для блокированного Ленинграда и в период Сталинградской битвы.

                  Так работая  в прифронтовой обстановке, располагая немногочисленным флотом, коллектив Беломорско — Онежского пароходства, которым руководил А.В. Тимофеев за три с половиной месяца эвакуировал более 270 тыс. чел. и около 200 тыс. т  грузов.  За навигацию во второй год войны через   Ладогу  было перевезено 267 тыс. защитников, а также 750 тыс. т   грузов,  в   том   числе 350 тыс. т продовольствия; в обратном направлении эвакуировано 528 тыс. чел. и 270 тыс. т грузов. По водному пути перевезли почти вдвое больше грузов, чем зимой по ледовой «дороге жизни», причем 85%  грузов —  на  судах Северо-Западного речного пароходства.

    Как отмечал командовавший  Ладожской   военной флотилией капитан 1 ранга В. С. Чероков: «Флотилия и пароходство представляли единый боевой и производственный  организм… Сработанность  двух организаций   (военной и гражданской) дала возможность в максимальной   степени  использовать на транспортных   перевозках  как военные, так и торговые суда». Под ударами авиации противника, артиллерийскими   обстрелами, в условиях жестоких   осенних   штормов,   в битом льду, неся потери в судах и людях, речники достойно выполняли свой долг. Политотдел  Ладожской военной  флотилии дал такую оценку боевой работе речников: «Личный состав СЗРП на перевозках   работал  исключительно хорошо, мужественно и самоотверженно.   Большинство матросов,  особенно на буксирах, это молодежь в возрасте 16—18 лет, но за летнюю навигацию они превратились в заправских моряков».

Активные действия авиации противника вынудили прекратить движения судов в светлое время суток. Судоводители проявляли большое искусство, пролагая судам путь ночью по узким фарватерам, вдоль побережья озер при отсутствии световых знаков навигационного ограждения.  Речники трудились не покладая рук, днем и ночью, дабы выполнить поставленную перед ними задачу. Так, на Ладоге за отличные успехи  экипажу речного буксирного парохода «Буй» было вручено Красное знамя, надпись на котором гласила: «От Военного совета КБФ — передовому кораблю СЗРП за самоотверженную работу по перевозке грузов для героических защитников  г. Ленинграда».

    Высокую оценку деятельности речников в годы войны дали многие прославленные полководцы. Так,  Маршал Советского Союза В. И. Чуйков, командовавший 62-й армией, высоко оценивал роль речников.  Он писал: «С утра до темной ночи над Волгой кружили пикировщики, а ночью открывала огонь артиллерия. Причалы и подходы к ним круглыми сутками находились под огнем орудий и шестиствольных минометов. Таким образом, переправа войск и грузов для 62-й армии осложнилась до предела». Далее он отмечал, что к началу октября суда гражданского речного флота «по объему перевозок занимали ведущее положение». Заместитель Верховного Главнокомандующего Маршал Советского Союза Г. К. Жуков отмечал, что  «войска и грузы для Сталинградского фронта перевозились в исключительно сложных условиях осеннего ледохода на Волге». Так было везде. Речники  не щадили себя ради приближения победы  трудились, днем и ночью. Особенно это проявилось в ходе битвы под Москвой, Ленинградом и Сталинградом. 

    «Перевозки продолжались и глубокой осенью, — пишет В. И. Чуйков, — несмотря на сильные ветры, мороз, подвижные льды, удары вражеской авиации, артиллерийский и миномётный обстрел… В эти дни и ночи речники творили истинно героические дела. Я сам наблюдал ночью, как эти суда метр за метром, с разгона, пробивая путь среди льдов, шли от пристани Тумак на север по Волге к берегу, где оборонялась 62-я армия». На это же указывает член Военного совета 64-й армии генерал-майор К. К. Абрамов: «Всю тяжесть переправы вынесли на себе маленькие речные пароходики, колёсные и винтовые, которые невзирая ни на что, застревая среди Волги, до самого ледостава продолжали упорно работать».      В заключении В. И. Чуйков так оценил значение переправ и роль обеспечивавшего их личного состава: «…об их подвигах скажу кратко: если бы их не было, возможно, 62-я армия погибла бы без боеприпасов и без продовольствия и не выполнила своей задачи»  Генерал-лейтенант И. В. Ковалев писал: «Несмотря на прекращение транзитных речных перевозок, речной флот устойчиво обеспечивал переправу людей, вооружения, боеприпасов и других грузов на оба берега, нёс трудную боевую службу, без которой войска не могли бы выполнить возложенные на них задачи. Переправы играли важную роль в течение всего оборонительного периода Сталинградской битвы, но дважды они, без преувеличения, спасли город», доставив подкрепление 62-й армии в критические моменты сражения. Когда в июле 1942 г. коллективу Нижне-Волжского   пароходства    было присуждено переходящее Красное знамя ГКО, Сталинградский горком партии направил ему приветствие, в котором говорилось: «В дни обороны Сталинграда речники — сталинградцы показали замечательные образцы стойкости и организованности… Солдаты, в кровопролитной схватке, разгромившие на берегах великой русской реки полчища, ненавистного врага, никогда не забудут подвига речников».

В  труде речников слился воедино ратный и трудовой подвиг. Они, не щадили  жизни, доставляли на судах на правый берег бойцов, технику, боеприпасы. Тысячи раненых бойцов останутся навсегда благодарны водникам, которые вывезли их из ада невиданной битвы», — так оценил подвиг речников Маршал Советского Союза А. И. Еременко, командовавший Юго-Восточным и Сталинградским фронтами. Высокую оценку работе речного транспорта давали также командиры частей и соединений. В донесении штабу фронта командование 88-го отдельного дорожно — эксплуатационного батальона сообщало, что команда баркаса «Лена» «показала образцы стойкости, смелости и преданности Родине. Только с 23 по 27 августа она сделала 90 рейсов и перевезла 2250 автомашин, более 100 орудий, 867 подвод и около 1500 человек». Одна из листовок, выпущенных в это время, призывала: «Боритесь за победу так, как пятёрка храбрецов с баркаса «Лена»!».

       За время оборонительных боев на сталинградских переправах буксирные пароходы в одиночку и с баржами сделали 9860 рейсов через Волгу, пассажирские суда и катера — 915 рейсов. Для Сталинградского и Донского фронтов на оба берега, по неполным данным, было доставлено 1 млн. 67 тыс. военнослужащих, раненых и гражданских лиц, 95,9 тыс. автомашин, 3 тыс. танков, тягачей и тракторов, 840 орудий, 40 тыс. повозок, около 240 тыс. т боеприпасов, продовольственных и других грузов. Особенно велика и тяжела была эта ноша для  тех, кто возглавил и осуществлял перестройку на военный лад всего транспорта, в том числе и речного, ставшего практически   на всей территории Европейской  части  стратегическим. 

    В последнее время, особенно с началом СВО на Украине много разговоров об активизации патриотической работы среди населения, особенно школьников, студентов и  трудовой молодёжи. Однако многие руководители школ и вузов по прежнему «не рады ветеранам»  войны, армии, флота и труженикам тыла. Видимо продолжает действовать указание «не пущать», как было ранее. Мол начнут вспоминать свою молодость,  вспоминать о  советском  период жизни, а вместе и Советскую власть.  Настало время освободится от таких чиновников на всех уровнях власти, наладить активную работу среди населения, молодёжи, прежде всего школьников и студентов. В каждом вузе должна быть своя студенческая газета, как было ранее. Экономить на патриотическом воспитании подрастающего поколения значит работать на недругов России.

     Бывший профессор кафедры БЖД и ГН Московской государственной академии водного транспорта (МГАВТ), заместитель Главного редактора вузовской газеты «Бригантина, член Союза писателей и журналистов РФ

                                                              В.А. Попович

2.02.2024г.