На минувшей неделе президент Путин высказался за сохранение семейной ипотеки и после 1 июля; по сути он дал обещание, что это будет сделано. Спустя несколько дней Минфин опубликовал свою оценку дополнительных расходов федерального бюджета в случае продления основных программ субсидирования ипотеки. Цифра оказалась внушительной – 1 трлн рублей дополнительных расходов на три года.
Как мы уже неоднократно писали, расходы федерального бюджета на субсидирование ипотеки растут как снежный ком и в настоящее время исчисляются сотнями миллиардов рублей в год. В частности, в статье «Полтриллиона на пузырь» (Правда, №108, 05.10.2023) мы приводили несложный расчет, согласно которому даже если бы выдачи субсидируемой ипотеки полностью прекратились бы прямо в тот момент, то по уже действующим кредитам государство в 2024 году выплатило бы банкам как минимум 600 млрд рублей. В статье «Чем заменить льготную ипотеку» (Правда, №126, 17.11.2023) мы еще раз обосновали эту оценку, проведя расчет несколько иным способом.
Отметим, что объявленное в декабре уменьшение размера компенсации банкам на 1 процентный пункт (из-за которого банки с начала года начали брать комиссию с застройщиков – см. «А банкирам все мало…», Правда, №7, 25.01.2024) касается только новых кредитов и поэтому не влияет на нашу оценку, поскольку мы делали расчеты для случая досрочного прекращения выдач субсидируемой ипотеки «прямо сейчас». А поскольку, как теперь уже ясно, этот случай не реализовался и все программы господдержки ипотеки продолжат действовать как минимум до 1 июля, то и расходы государственного бюджета окажутся еще выше.
Насколько выше? Послушаем нашего президента. В минувший вторник 23 января на встрече с участниками и победителями семейных конкурсов Путин, отвечая на вопрос о возможности распространения программы семейной ипотеки на вторичное жилье, сказал следующее (цит. по kremlin.ru): «Здесь вопрос даже не в деньгах – хотя деньги тоже важны, – потому что с увеличением ключевой ставки расходы бюджета на субсидирование льготных ипотек возрастают. Они у нас в этом году, по данным Минфина, вырастут в два раза – до триллиона рублей».
Триллион рублей – это ожидаемые расходы на субсидирование ипотеки в 2024 году в предположении, что программы субсидирования, как и планировалось, будут действовать до середины этого года. Если же они будут продлены и дальше, то расходы окажутся еще больше – причем не только в этом году, но и на много лет вперед. К сожалению, очень похоже, что все к этому идет.
Так, на уже упомянутой встрече Путин по сути обещал, что по крайней мере одна из двух основных программ субсидирования ипотеки – семейная ипотека под 6% – будет продлена и после 1 июля. «Здесь важно, чтобы эта программа была как минимум продолжена, продолжена льготная семейная ипотека под 6%. И вот это мы точно сделаем», — сказал Путин (цит. по kremlin.ru).
Обратите внимание: здесь ничего не сказано про модификацию условий семейной ипотеки в пользу большей адресности, необходимость которой признают теперь не только все чиновники, но даже и прямые бенефициары программ субсидирования ипотеки. Например, представитель ВТБ, который недавно предложил вернуть прежний, больший, размер субсидий банкам по ипотеке с господдержкой (см. указанную выше статью «А банкирам все мало…»), в том же выступлении призвал сделать эти программы более адресными. Но, похоже, президент думает иначе, и никакой большей адресности в этих программах ожидать не стоит; субсидируемая ипотека останется массовой, а значит, пузырь на рынке жилой недвижимости так и не сдуется.
Обратите также внимание на формулировку «как минимум продолжена». А что тогда «как максимум»? Еще больше расширена? Вы скажете, что это абсурд и «этого не может быть, потому что этого не может быть никогда». И ошибетесь! На самом деле в этом нет ничего невозможного. Ведь такое уже было. Когда программы субсидируемой ипотеки продлевали в прошлый раз (это было год назад), все тоже ожидали, что их условия ужесточатся и они станут более адресными. Но президент Путин тогда фактически единолично (при поддержке лишь прямых выгодоприобретателей субсидируемой ипотеки – застройщиков и банкиров) решил иначе: программа льготной ипотеки была сохранена почти без изменений, а программа семейной ипотеки была даже расширена, причем кардинальным образом (см. «Подсели как на иглу», Правда, №143, 22.12.2022).
Так что не надо думать, что сказанное Путиным – это просто предвыборное обещание кандидата в президенты, которое после выборов будет если и не забыто полностью, то сильно скорректировано (мало ли популистских и безответственных предвыборных обещаний раздают кандидаты на выборах всех уровней и во всех странах?). В данном случае это обещание совершенно серьезное.
Отметим также, что про вторую основную программу – льготную ипотеку на новостройки под 8% –ничего сказано не было. Но это совершенно не означает, что от нее откажутся. О льготной ипотеке для всех под 8% речь в этот раз не зашла просто потому, что эта тема была далека от темы мероприятия – встречи с семьями. Так что совершенно нельзя исключать, что и эта программа будет будет продлена, пусть и в несколько скорректированном виде.
Теперь посмотрим, в какую сумму обойдется нашему бюджету решение о продлении субсидирования ипотеки? Соответствующий запрос РБК направил в Минфин и получил такой ответ: «дополнительные бюджетные средства на 2024–2026 годы на продление льготных ипотечных программ составят около 1 трлн руб.» (цит. по РБК).
Обратите внимание: этот триллион рублей на три года – это дополнительные расходы, то есть расходы государства на субсидии только по тем кредитам, которые будут выданы после 1 июля. Чтобы оценить общие расходы государства на субсидирование ипотеки, эти дополнительные расходы надо будет прибавить к расходам на компенсации по ранее выданным кредитам, которые, как было сказано выше, по итогам одного только 2024 года оцениваются в триллион рублей.
Итак, цена вопроса о продлении субсидируемой ипотеки – триллион рублей на ближайшие три года. Много это или мало?
Для сравнения возьмем бюджет какого-нибудь региона или муниципалитета; пусть это будет Самарская область. Расходная часть областного бюджета на 2024–2026 годы составляет соответственно 278 млрд, 250 млрд и 256 млрд рублей, что в сумме дает 784 млрд рублей за три года. То есть дополнительные расходы федерального бюджета, возникающие в случае продления программ субсидирования ипотеки, значительно превысят весь бюджет Самарской области – довольно крупного и богатого региона, занимающего 11 место в стране по численности населения (3.14 млн человек) и 10 место в рейтинге регионов по качеству жизни за 2023 год.
Отсюда возникает естественный вопрос: может быть этот триллион рублей было бы полезнее направить на что-то другое – например, на поддержку наиболее нуждающихся регионов? Такая дотация помогла бы значительно улучшить качество медицины в регионах, обеспечить дополнительным оборудованием школы, починить находящиеся в плачевном состоянии дороги регионального значения и сделать еще очень много всего полезного для простых граждан. Ведь, как мы видим, в масштабах регионов это очень значительные средства.
Да и жилищную проблему на эти деньги можно было бы решать куда эффективнее: например, возводить муниципальное жилье и давать его наиболее нуждающимся (тем же многодетным семьям) на условиях льготной аренды.