Человек, проложивший дорогу к звездам, или В погоне за мечтой
Немало выдающихся деятелей науки подарила миру русская земля. В длинном перечне выдающихся ученых, чьи имена вписаны золотыми буквами в историю отечественной и мировой науки, особое место по праву занимает Сергей Павлович Королев, выдающийся конструктор-новатор, организатор науки и общественный деятель. Прекрасно осознавая, что о жизни Королева, полной непрерывной творческой работы, великих дерзновений и новаторских решений, можно рассказывать бесконечно, мы бы все же хотели постараться рассказать о наиболее значимых событиях в биографии прославленного ученого, вспомнить его главные достижения и неимоверный вклад в дело покорения и освоения космического пространства, а также поговорить о нем, как о человеке, обладавшем замечательными чертами характера, которые помогали ему решать самые сложные задачи в ракетно-космической области.
Будущий основоположник практической космонавтики появился на свет 12 января 1907 года в Житомире. Его родители развелись, когда Сергей был совсем маленький. Мать его, которая совсем недавно еще сама была подростком, увлекалась приключенческими романами Фенимора Купера и Майн Рида и, пусть и довольно своеобразно, воспитывала в сыне мужество, смелость и бесстрашие. Например, она имела обыкновение намеренно посылать его в дальние темные комнаты или же в ночной сад за какой-нибудь безделицей и ему приходилось, преодолевая страх и робость, выполнять мамины просьбы. Немалую роль в жизни Королева было суждено сыграть второму мужу его мамы, Григорию Михайловичу Баланину, который был очень интересным человеком: помимо того, что он заведовал портовой электростанцией, Григорий Михайлович также вел и педагогическую деятельность — преподавал в Одесском высшем электротехникуме сильных токов. Однажды Сергей поделился со своим одноклассником и хорошим другом Валей Божко тем, сколь многим он обязан своему отчиму: «Он научил меня работать, научил ценить время, знать цену каждой моей минуте в жизни». Тогда же он показал Вале свой небольшой блокнотик из конторской бумаги, в котором был буквально по минутам расписан его день: гимнастика, стройшкола, спортклуб, занятия музыкой. Чем он только не занимался! Конечно же, уже в детские годы в нем проснулась небывалая страсть к авиации. Вставал он с восходом солнца и, наскоро умывшись, осторожно спускался по лестнице, стараясь не разбудить не одобрявшего его слишком бурного увлечения авиацией отчима, и отправлялся в гидроотряд, в котором он выполнял свое на первый взгляд маленькое и незначительное дело: готовил гидросамолеты к полету. Как тоскливо смотрел он в небо, сидя на сваях и поджидая возвращения летчиков из полета, как хотелось ему самому взглянуть на людей, дома, деревья, пароходы сверху, как много он был готов за это отдать. И вот однажды командир отряда Шляпников впервые взял его в полет. Впереди у Королева будут грандиозные свершения, небывалые рекорды и фантастические свершения, но этот день запомнится ему на всю жизнь, и воспоминания об этом знаковом и неимоверно важном для него событии никогда не сотрутся из его памяти.
В августе 1931 года при Осоавиахиме по инициативе Сергея Королева, Фридриха Цандера, Михаила Тихонравова и ряда других энтузиастов межпланетных полетов была основана группа изучения ракетного движения — ГИРД. Королев возглавил идейный центр данной организации, в который вошли специалисты различных наук, внесшие свой вклад в рождение отечественной ракетной техники. При этом получилось это само собой, а приказ по ЦС Осоавиахима, как отмечал А. С. Старостин, автор одной из книг про С. П. Королева, «только зафиксировал установившееся положение». Дело в том, что Королев был тем редким человеком, который даже в самой трудной ситуации мог принять единственно верное решение, всегда был в курсе всех дел, оперативно решал все вопросы и направлял деятельность ГИРДа в сторону реального, а не фантастического. В этом качестве Сергей Павлович проявил чувство ответственности и показал свое серьезное отношение к работе, в огромной значимости которой он, безусловно, отдавал себе отчет. Например, однажды в ГИРД поступил новый, невероятно трудный для обработки материал для силовых элементов будущих ракет, и медники по причине того, что не согласовали свою работу над ним с конструктором, испортили первую деталь. Едва ли не в тот же момент в медницкой появился Королев, который высказал свое крайнее возмущение непредусмотрительностью инженера, особенно же его возмутило то, что напрасно был затрачен большой труд, поскольку Сергей Павлович терпеть не мог бесцельной работы. На наш взгляд данный эпизод очень показателен, поскольку демонстрирует серьезное отношение Королева к своему делу и его справедливую требовательность к своим соратникам. Изначально гирдовцы обосновались в подвале жилого дома, однако, довольно скоро своими шумными и дымными испытаниями они вызвали неудовольствие его жильцов, в связи с чем ученым пришлось искать другое место для испытаний. Королев обратился с просьбой помочь с поиском места к заместителю наркома обороны Михаилу Николаевичу Тухачевскому, который лично посетил ГИРД и, ознакомившись со строившимися в нем ракетами и двигателями, пообещал, что обязательно поможет гирдовцам с новым местом для экспериментов. Свое слово Михаил Николаевич сдержал: таким местом стал инженерный полигон в Нахабино. Помимо этого, Тухачевский также поспособствовал оснащению ГИРДа всем необходимым оборудованием. В августе 1933 года на инженерном полигоне Нахабино состоялось, без преувеличения, историческое событие — запуск экспериментальной ракеты «ГИРД-09», с которой началась летопись советских жидкостных ракет. В заметке, посвященной пуску данной ракеты, Сергей Павлович написал: «День 17 августа, несомненно, является знаменательным днем в жизни ГИРДа, и, начиная с этого момента, советские ракеты должны летать над Союзом Республик!» Вскоре после успешного испытания ракеты к Королеву обратились с предложением вступить в партию, которое он отклонил, аргументировав свое решение следующим образом: «Я всем сердцем с партией <…>. Но я не готов к этому шагу. Мне надо что-то сделать для народа и партии. Не могу так. Вот запустим несколько ракет, поставим их Красной Армии. Тогда. Я делом докажу, что достоит быть членом ВКП(б), чтобы никто больше не упрекал». Этим поступком Сергей Павлович в очередной раз продемонстрировал свою скромность и порядочность.
В годы Великой Отечественной войны, тяжелейшего испытания, выпавшего на долю советского народа, Сергей Павлович Королев, как и все жители Советского Союза, вносил свой посильный вклад в общее дело борьбы с немецко-фашистскими захватчиками. Война застала его в заключении, которое он отбывал в московской спецтюрьме НКВД, обвинен Королев был в необоснованных растратах денег. В роковое воскресенье, 22 июня, Сергей Павлович направился в помещение, в котором размещалось конструкторское бюро А. Н. Туполева, также заключенного, и начал внимательно изучать чертеж крыла бомбардировщика Ту-2. Первый самолет поднялся в небо 29 января, сейчас же шла работа над его доработкой, в связи с тем, что самолет планировалось запустить в серийное производство. В голове Королева складывался более совершенный вариант несущего силового набора всего крыла, чем тот, который был принят еще до него. Вдруг из репродуктора после раздался взволнованный, слегка заикающийся голос Молотова, который сообщил всей стране о вероломном нападении Германии на Советский Союз. Сердце Сергея Павловича учащенно забилось, он побледнел и бессильно прислонился к стене. Сотрудники начали собираться в КБ, ждали прихода Туполева. Когда Туполев появился, он тут же повторил свое ежедневное: «От нас Родина ждет бомбардировщика. И как можно скорее. Время не ждет, надо работать». И люди принялись за работу, работу без перерывов на сон и отдых, работу без громких слов, работу не за награды и звания, работу для Родины и ее Победы. Вскоре конструкторская группа эвакуировалась за Урал и, едва прибыв в Омск, сразу же принялась за монтаж оборудования в цехах еще недостроенного завода сельскохозяйственной техники. Сергей Павлович работал так же, как и все: трудился и грузчиком, и конструктором, и строителем. При этом все первые недели войны его не покидала одна мысль, которой он поспешил поделиться с Туполевым, к тому моменту уже освобожденному из заключения. Королев решил попроситься на фронт, летчиком, потому что он считал, что его место там, только там он может принести настоящую пользу Отечеству. Андрею Николаевичу удалось убедить Королева в том, что он нужен здесь, так как поступил приказ ускорить строительство бомбардировщиков, которые сегодня нужны как никогда. Заканчивая беседу, Туполев жестко бросил: «Иди, работай, наш фронт сегодня в цехах». Андрей Николаевич направил Королева в технологический отдел, и тот с присущим ему энтузиазмом принялся за работу. Он общался о том, как идут дела, с мастерами, рабочими, впитывал в себя все новшества, которые появились в авиастроении за последнее время и не оставлял давно завладевшей им мечты о создании реактивного самолета. Пока же он хотел придать реактивное оружие туполевскому самолету. Вскоре Королев по рекомендации Туполева стал заместителем начальника сборочного цеха, в котором шла работа по Ту-2. Сергей Павлович, как мы уже говорили ранее, всегда очень ответственно относился к порученной ему работе. Было так и сейчас: он подробно вникал во все инженерные дела, быстро решал все вопросы, ежедневно осматривал заготовительные цеха, а, когда полностью во всем разобрался, составил четкий план работы каждого подразделения и установил определенный порядок, неукоснительного выполнения которого требовал от своих подчиненных. При этом он всегда был готов прийти на помощь, если у тех что-то не получалось, и просил их никогда не стесняться рассказывать ему об этом. Самолетостроители работали на износ и все же поспели к установленному сроку: к середине декабря 1941 года начались полетные испытания Ту-2, однако, вскоре после их начала поступило распоряжение заменить на самолете мотор водяного охлаждения Микулина на недавно появившийся менее мощный мотор воздушного охлаждения Швецова. Это обстоятельство, конечно, несколько отодвинуло момент сдачи самолета в серию и его поступления на фронт. Долгожданный запуск Ту-2 в серийное производство произошел в 1942 году: в августе Государственная комиссия приняла самолет к войсковым испытаниям, а несколько позже и к серийному производству. Ту-2 был колоссальным вкладом Сергея Павловича Королева в нашу Победу. Колоссальным, но далеко не единственным. Например, уже после освобождения, в августе 1944 года, Королев был переведен в опытное конструкторское бюро, в котором он занимался испытанием жидкостно-реактивных двигателей, которые должны были поспособствовать увеличению скорости боевых машин в решающие моменты воздушного боя. Так, нетрудно убедиться в том, что в те грозные минуты, когда над нашей страной нависла смертельная опасность, Сергей Павлович Королев, наряду с миллионами советских людей, ковал нашу Великую Победу.
В нашей статье мы намеренно постарались рассказать о не столь широко известных, но от этого не менее интересных фактах из биографии С. П. Королева, однако, рассказ о нем, конечно же, будет неполным, если мы не перенесемся в апрель 1961 года, в тот день, в который произошло одно из важнейших событий в истории человечества. На Байконуре в тот день светило солнце. Ракета, подсвеченная его лучами, походило на настоящее произведение искусства. С. П. Королев встретил Юрия Гагарина на краю стартовой площадки в составе специальной Государственной комиссии. Когда объявили пятиминутную готовность, все причастные к созданию ракеты и корабля испытали небывалые чувства. С. П. Королев внешне старался казаться спокойным и сосредоточенным. Начали неторопливо отдавать команды, Сергей Павлович дублировал их на борт «Востока» Юрию Гагарину. Вот наконец он едва ли не заорал в микрофон: «Подъем!», и ракета сначала медленно, а затем все быстрее и быстрее устремилась ввысь, в глубину неба, в космическое пространство. И вот в бункер донесся счастливый голос космонавта: «Поехали!», и этот гагаринский возглас неимоверно обрадовал Сергея Павловича, он выдохнул: «Настоящий русский богатырь». Впереди были исторические сто восемь минут, благодаря которым имена Юрия Гагарина и Сергея Королева будут навеки вписаны в летопись советской и мировой науки.
Конечно, в рамках небольшой статьи невозможно дать полное представление о столь выдающейся личности, как Сергей Павлович Королев, но нам хотелось хотя бы в общих чертах рассказать о его жизненном пути, выделив в его биографии ряд интересных и значимых моментов. Мы надеемся, нам удалось показать, что Сергей Павлович был не только великим ученым, но и замечательным человеком, который, разумеется, как и каждый человек, не был идеальным и, как и все мы, совершал ошибки. Тем не менее, каждый из нас может у него многому научиться, поскольку его воля, целеустремленность, трудолюбие и многие другие качества, которые он выработал в себе еще в ранней юности, не могут не восхищать. Точно так же не может не восхищать его преданность своей мечте, которая поселилась в его сердце в далеком детстве и сопровождала его на протяжении всей жизни. Именно благодаря ей Королев навсегда вошел в историю, открыв новую эру человеческой цивилизации и проложив людям путь к звездам.