Так какая же нам, простому трудовому народу — коего во всякие веки большинство, в какую историю пальцем не ткни, литература нужна — советская или либеральная?
А за пределами советской вся новая литература, в какие бы одежды она не рядилась — сиречь либеральная, даже если она либеральное начало так критикует, что хоть всех святых выноси.
Встает вновь на страницах дискуссии вопрос.
Какие разные пристрастия в чтении и вкусы, казалось бы у людей, исповедующих одну идеологию.
В чем дело? По моему тут немного сквознячком мелкобуржуазности потягивает во всех пристрастиях.
Что до меня, то Идиота Достоевского читал четыре раза, Преступление и наказание два раза. На несколько раз перечитывал его знаковые рассказы. В том числе Записки из подполья, которые меня первоначально ошеломили, а вторично оставили совершенно равнодушным.
С блеском написан Игрок.
В плане интриги. Ибо он, кто знаком с писательским трудом, видит — он написан на одном дыхании.
Конечно в плане темы — ну это привычный образ жизни буржуазного и никакого иного, в завтрашний день все нам рисующего дорогу, сословия. Пролетарий тут если и играет во что, то в лучшем случе банально в карты.
Перечитал недавно Карамазовых.
Писатель великий.
Как критика обстоятельств общественного развития — хорошо его понимаю.
Критика основ у него — иной Данко ему позавидует с тремя факелами в руках.
А вот с выводами со многими совершенно соглашусь с отзывом о нем Владимира Ильича Ленина. А В. И. Ленин, по терминологии некоторых, как бы и не философ (как и К. Маркс) — он не сочинил свою философскую сказку и тем уже поставил себя за пределами философской науки. Для которой закон перехода количества в качество и скачек как следствие — есть ноль и более ничего.
А в философии ценятся прежде всего у нас сказочники.
Как опять сознание, вы гляньте этот сказочник вознес над бытием!
И все Маркса при этом пытаются уличить с высокодуховных своих позиций в невежестве.
Но сегодня ни у одного великого писателя я, прочтя и перечтя в массе их, ничего не вижу я сверхсовершенного — у всех куча недосказанностей и огрехов.
Но сумерках поисков все забыли великого Николая Островского (Его затмили Булгаковы Михаил и Василий) и великого в подлинном (прогрессивном смысле) писателя — Александра Фадеева.
Как-то пролетарское начало в литературе и философии не модно.
…
Что до Михаила Булгакова — то это и курьез. И проект по доведению диалектической логики до абсурда. Работающий точно и выверено в нужном направлении. И вытравливающей все основополагающие признаки науки.
Написал роман о том, как в преддверие катастрофы, изуитски спроектированной мировым злом и алчной до наживы хеврой с четкой политической и никакой иной подоплекой, голая баба, сиречь ведьма, летала в преддверии феерической запредельной ночной вечеринки над Москвой.
И это как бы наше все?
А по мне у того же Фадеева Последний из удегэ на порядок выше того же Тихого дона Шолохова.
А коли так, то получается, что сегодня как никогда актуален, из всего сказанного выше вопрос о партийности литературы, архитектуры и если хотите, то и балета…
И снова как и вчера реет красным стягом над миллионами масс, очумленных теперь цифровизацией и всем прочим, вопрос Горького: Мастера искусства, с кем вы?
А я добавил бы — читатель, а ты тоже с кем?
Млеешь поди все над пророчествами Валентина Распутина, накануне социализма с человеческим лицом написавшего повести о растратчице и о дезертире.
Или Чингизом Айтматовым, с повестью знаковой, о рыжем псе, все бегавшем краем моря — карикатуру на советскую родину, а потом пребывавшим в дипломатах в НАТО. И все токовавшего с Памирских вершин своих об общечеловеческих ценностях. И восхищавшегося с кремлевских трибун социализмом шведским, духовидец, которого в природе, если честным предельно перед собой быть — в природе нет, а есть банальное общество потребления.
Ребята, давайте четко отодвинем одно от другого. Богу – Богово, а кесарю – кесарево. С твердым пониманием, что в мировоззренческих вопросах на мякине нас не проведешь.
4 января 2024 г.