И.С. Бортников: «Снежное вино» из Красноярска

Под этим названием, являющим заголовком одного из стихотворений Александра  Блока, Литературный театр Красноярска под руководством В.Н. Наговицина недавно поставил спектакль в Доме искусств. В него вошли стихи русских и советских поэтов о зиме, новом годе, Рождестве.

 В начале спектакля Наговицин кратко отметил особенности трёх тесно связанных пространственно и духовно, но в то же время противоборствующих цивилизаций. Так западная цивилизация – это прежде всего приоритет права, приоритет закона. Восточная – живёт по традициям, по обычаям. В русской же цивилизации главенствует словесность, воспитывающая нравственность и духовность общества. Поэзия – вершина словесности.

Наговицин очень удачно выбрал из множества стихотворений на эту тему яркие, проникновенные, зовущие к добру и свету стихи, логически грамотно соединив в единую целостную поэму.

И первым прозвучало, знакомое со школьных лет, аж с самого первого класса:

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл — и вот сама

Идёт волшебница зима.

Этот отрывок из «Евгения Онегина» А.С. Пушкина прочла вдохновенно Надежда Книга. Ей на смену пришли Михаил Титов и Марьяна Новикова. И получился как бы разговор двух влюблённых душ. Михаил прочёл стихотворение Блока, заголовок которого дал название сегодняшнему спектаклю. В нём звучит боль от разлуки с любимой женщиной, в дружбе с которой было столько нежности и романтики, «улыбок невинных, «снежных вьюг», «дивного смеха» и «ветра голубого».  Да как пелось в студенческой песни МГРИ: «С девушкой можно разъехаться. А от себя не уйдёшь». Но всё же как много очарованья в этих словах к любимой женщине

И как, глядясь в живые струи,

Не увидать себя в венце?

Твои не вспомнить поцелуи

На запрокинутом лице?

Ответом на эти признания были строки стихотворения Анны Ахматовой «Словно ангел, возмутивший воду…» с нежной грустью, прочитанные обаятельной Марьяной. Здесь любимого сравнивают с ангелом «взглянувшим в лицо», «возвратившим силу и свободу», и «взявшим на память чуда кольцо». Да чувства любви преображают человека, заставляют его забывать о горестях земных, стремиться в горнии выси и навеки

Памятным мне будет месяц вьюжный,

Северный встревоженный февраль.

Когда она, вероятно, рассталась с любимым. Но всё равно, расставшись у обоих «память, злой властелин» будет «будить минувшее» и «боль незакрывшихся ран останется вечно» с ними. Этим, вероятно, и прекрасна жизнь.

И она «не ждёт», как утверждает в стихотворении «Снег идёт» Борис Пастернак, которое прочитала Н. Книга. И действительно

Снег идёт, и всё в смятеньи,

Всё пускается в полёт…

……………………………

Снег идёт, густой-густой.

В ногу с ним, стопами теми,

В том же темпе, с ленью той

Или с той же быстротой,

Может быть, проходит время?

Может быть, за годом год

Следуют, как снег идёт,

Или как слова в поэме?

И в этом вечная загадка жизни, постоянно заставляющая размышлять зачем живём, так ли мы живём? В продолжении этой темы звучит стихотворение Николая Рубцова

«Выпал снег – и всё забылось», прочитанное Татьяной Дудиной. Как страстно радуется выпавшему снегу поэт, забывая «чем душа была полна» и «сердце проще вдруг забилось», уж такова русская душа, на неё сильно действуют явления природы

Снег летит по всей России,

Словно радостная весть.

Снег летит — гляди и слушай!

Так вот, просто и хитро,

Жизнь порой врачует душу…

Ну и ладно! И добро.

Вот и в стихотворении Сергея Есенина «Берёза», прочитанное Юрием Гавриловым, говорится о том, как прекрасна русская природа зимой. Её виды изгоняют дурные мысли из наших душ. Ну разве можно не восхищаться, не забыть всё плохое при виде такой картины:

И стоит берёза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

Вот поэтому-то на Руси с покон веков

Ах, кто не любит первый снег

В замерзших руслах тихих рек,

В полях, в селеньях и в бору,

Слегка гудящем на ветру!

как пишет Н. Рубцов в стихотворении «Первый снег», прочитанном Т. Дудиной. Но как бы не была прекрасна зима, сколько бы радости она нам не приносила, но всё-таки С. Есенин пишет:

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.

……………………………

А вьюга с рёвом бешеным

Стучит по ставням свешенным

И злится всё сильней.

Наши «братья меньшие»: «воробышки игривые, как детки сиротливые», «озябли пташки малые», они страдают от голода, устало жмутся поплотней

И снится им прекрасная,

В улыбках солнца ясная

Красавица весна.

Да и людям она снится, и они ждут её с нетерпением. Это стихотворение прочитал Ю. Гаврилов.

А вот романс на свою музыку на слова Н. Рубцова «Звезда полей» исполнил под гитару Вадим Наговицын. Как здорово, что «Звезда полей горит, не угасая,// Для всех тревожных жителей земли» и «поэт счастлив, (…)  пока на свете белом// Горит, горит звезда моих полей…». О как это было созвучно всему содержанию спектакля.

А как приятно услышать с детства волнующие слова «Ещё вчера на солнце млея// Последним лес дрожал листом,// И озимь, пышно зеленея,//Лежала бархатным ковром».

Так как детские годы прошли в селе в Воронежской области, то эта картина мне до боли знакома и, слушая Ларису Гайтанову, читающую стихотворение Афанасия Фета, перед моим взором мысленно пронеслись виды родного села и его окрестностей: бескрайних полей янтарно зелёных озимей или чёрной зяблевой вспашки, окружённых со всех сторон опустевшими лесополосами. Глубокие овраги с выгоревшей на солнце травой и гордо зеленеющими соснами на их склонах. Вдали свечки пирамидальных тополей на хуторах.  Свинцово-серая вода Дона, отдающая холодом. Такие же холодные меловые кручи на его противоположном берегу. Облетевшие деревья пойменных лесов. Грусть, и печаль, «на которую зря клевещут», поскольку, как утверждал Илья Сельвинский, «она не может погубить», по уходящему теплу.  А на утро проснувшись и, глянув в окно, с удивлением чувствуешь

Как будто в сизом клубе дыма

Из царства злаков волей фей

Перенеслись непостижимо

Мы в царство горных хрусталей.

И снова родные с детства слова Фёдора Тютчева с чувством произносит Евгения Богданкевич:

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит —

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

И вновь воспоминания и не только о далёком детстве, с его лыжными соревнованиями в сосновом бору. Но в памяти всплыли годы работы в геологии, в заснеженных горн-таёжных местах Алданского нагорья с ослепительно белыми глубокими снегами и одетыми в брильянты и серебро деревьями. И окутанный туманом Якутск с морозом ниже минус пятидесяти градусов и такая же полярная ночь Верхоянья и Анабара.  И всюду всё в серебре и брильянтах искрится и «блещет ослепительной красой» в лучах Солнца или при голубом свете Луны.

И вновь встреча со школьными годами, «чудесными». Анна Дудина читает отрывок из поэмы Николая Некрасова «Мороз, Красный нос» «… Не ветер бушует над бором…» и сразу становится понятно, кто автор чуд, описанного в двух предыдущих стихотворениях.  Это он — Мороз, Красный нос «богат» и «казны не считает», и это у него «не скудеет добро», это он кичится

Я царство моё убираю

В алмазы, жемчуг, серебро…»

А затем на сцену выходит Римма Чучилина и читает своё стихотворение «Зима», в котором восхищается предновогодними «проказами матушки-зимы», жестами и мимикой оживляя их:

Запуржило, закружило

И случилась кутерьма,

Белой стаей опустилась

Долгожданная зима

И пошла обряжать в «снегопады просёлки и поля», «плечи ёлкам в ворот снежно-меховой», «берёзы тонкой серебристую фатой», «растрясла по перелескам белоснежную кудель» и ещё много чего натворила, потому «что скоро праздник – новый Новый год».

А потом Л. Гайтанова читает очень поучительное стихотворение А. Фета, которое призывает людей учиться переносить тяготы зимы «у дуба, у берёзы», и не страшно, что

за сердце хватает холод лютый;

Они стоят, молчат; молчи и ты…

А как прекрасно описал декабрьское утро в одноимённом стихотворении, которое прочла Е. Богданкевич, Ф, Тютчев

А небо так ещё всецело

Ночным сияет торжеством.

Но не пройдёт двух-трех мгновений,

Ночь испарится над землёй,

И в полном блеске проявлений

Вдруг нас охватит мир дневной…

Всё-таки хорошо в советской школе нас учили классической русской литературе. Вот вновь знакомая сцена из поэмы Н. Некрасова «Крестьянские дети», отрывок из неё читает А. Дудина.  Это когда поэт встретил «лошадку, везущую хворосту воз», а вёл её

под уздцы мужичок

В больших сапогах, в полушубке овчинном,

В больших рукавицах… а сам с ноготок!

Правда, в нашем случае за «мужичка с ноготок» слова произносил Ю. Гаврилов, о таких в народе говорят: «коломенская верста». За автора выступал В. Наговицин.

 Очень хорошо, что после этой миниатюры В. Наговицын под гитару исполнил собственный романс на стихи А. Пушкина «Мороз и солнце». Он явился прелюдией к следующему стихотворению.

И вот звучат стихи А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…» Читает их Л. Гайтанова. Первый снег, радость всех деревенских ребятишек, потому что

теперь не будет спору:

За салазки, да и в гору

Весело бежать!

Правда, мама? Не откажешь,

А сама, наверно, скажешь:

«Ну, скорей гулять!»

Стихотворение Елены Благининой «Зима» читает Е. Богданкевич. Оно продолжает тему радости людей первому снегу. Да и как не радоваться, если

 Снежинки вьются и кружатся

И рвутся в комнату мою.

Они летят, легки и ломки

И ослепительнее звёзд…

Р. Чучулина порадовала зрителей своим стихотворением «Зимняя гравюра», обратив внимание на то, что зимой лишь два цвета: белый и чёрный, вот действительно, «противоположности свело» (Андрей Вознесенский). А всё потому, что

Художника Зимою звать,

В её палитре —

Метель, пороша, снегопад

Сумбурно слиты.

Что ж русская поэзия знала всё. были времена, когда в ней правили бал пессимизм и упадничество. Сия планида не минула и больших поэтов, точнее они-то и генерировали такие настроения на потребу пресыщенной публики, разочаровавшейся и уставшей от жизни. М. Титов прочёл стихотворение А. Блока «И опять снега». В этом стихотворении, куда поэт не глянет, ему всюду мерещется смерть: то она «в дали, в дали, в дали между небом и землёй веселится…», то «в полях гуляет», то «глядится с беззакатных звёзд».

А вот А. Ахматова в стихотворении, прочитанном М. Новиковой, восхищается ночной прогулкой на лыжах, несмотря на то, что

Ни тропинки, ни дорожки,

Только проруби темны.

Ива, дерево русалок,

Не мешай мне на пути!

И снова Р. Чучилина читает своё стихотворение «Снежный этюд», как она остро чувствует прелести зимы, согласитесь, ведь здорово звучит

И так волшебно за окошком

Снег опускается с небес,

Немножко сказочно, немножко

Напоминая чью-то песню…

Зимние вечера, ранние, сумрачные всегда навевают грусть, и в голову лезут видения потустороннего мира, особенно, если в том мире оказался твой близкий человек. В стихотворении А. Блока «Тихо вечерние тени…», которое прочёл М. Титов, как раз такая ситуация.

Спишь ты за дальней равниной,

Спишь в снеговой пелене…

Песни твоей лебединой

Звуки почудились мне.

Поэт задаётся вопросом: «Разве воскреснуть возможно?// Разве былое — не прах?» и сам же отвечает, что всё это «Сонмы могильных видений,// Звуки живых голосов…»

М. Новикова прочла стихотворение А. Ахматовой «Высоко в небе облачко серело…». Всё те же горестные размышления и о былом, и о возможной смерти

Мне стало страшнно, стало как-то смутно.

О, как вернуть вас, быстрые недели

Его любви, воздушной и минутной!

Я не хочу ни горечи, ни мщенья,

Пускай умру с последней белой вьюгой.

Но всё-таки не на всех зима наводит грусть. В романсе «Зима» на стихи калужской поэтессы Нины Смирновой, написанным и исполненным В. Наговициным, звучат жизнеутверждающие слова


И, рук твоих едва коснувшись,
Вдруг жар сердечный ощутить,
И, светлым далям улыбнувшись,
Как в юности, с восторгом жить

А завершилась композиция стихотворением Б. Пастернака «Зимняя ночь», которое читала Н. Книга, а все артисты вместе с ней повторяли: «Свеча горела на столе// Свеча горела», а если есть свет, то и жизнь продолжается.

Спектакль закончился и сколько радостных чувств нахлынуло. Как радостно и приятно сознавать, что есть люди, горячо влюблённые в поэзию, в красоту русского слова, стремящиеся донести свою любовь до всех.

Давно знаком с работами Литературного театра и всегда поражаюсь, как Вадиму Николаевичу удаётся сохранить основной состав трупы театра, ведь все они участвуют на общественных началах, а подготовка спектакля требует много времени и много сил.

Как правило все спектакли зрителями воспринимаются с сердечной теплотой и восторгом, что видно по бурным аплодисментам.  В этом большая заслуга принадлежит Вадиму Николаевичу, он всегда составляет сценарий и выступает режиссёром.

 Хочется поздравить всю трупу театра и особенно Вадима Николаевича, истинного русского и советского патриота, с наступающим Новым годом и пожелать им дальнейших успехов в их благородном деле пропаганды достижений русской классической и советской литературы.

Иван Стефанович Бортников, публицист, г. Ленинград, 28 декабря 2023 года.