Вы заметили странность официальной афиши фильма «Москва слезам не верит»?…Почему на первом плане героиня Ирины Муравьевой, а главной героини, которую сыграла Алентова нет? Вернее она есть, внизу, под головой Баталова — обнимается с Табаковым. Присмотрелись, заметили?
Афиша «Москва слезам не верит»
Представляете как удивился режиссер картины и, одновременно, муж Веры Алентовой, когда увидел этот рекламный «шедевр»? А мы на «Мосфильме» не нашли качественной фотографии актрисы Алентовой, — так ему ответили.
Странно, что нашли во Франции. Там для рекламы фильма сделали свою, местную, афишу.
Заграничная афиша ( не французская).
Вот так мстили Меньшову за его успех. А успех был ошеломительный. В своих мемуарах режиссер вспоминает, как вышел из метро на Пушкинской, чтобы забрать жену из театра и не смог пройти вперед. Толкотня на площади. Он было решил, что диссиденты устроили акцию протеста, но не увидел милиции. Начал разбираться. Оказалось это клубятся очереди в кинотеатр «Россия» за билетами на его фильм. Владимир Меньшов честно написал, что испытал 20 секунд абсолютного счастья! Понять его можно и, заодно, порадоваться за человека. «Москва слезам не верит» — это второй фильм Меньшова после «Розыгрыша» и такой фантастический успех. Режиссер — то был еще зеленый по меркам коллег. Но этот «зеленый» получил «Оскара», став вторым после Бондарчука, советским получившим главную кинонаграду мира! ( Простите патриоты за громкие слова об «Оскаре»).
Во время съёмок фильма. ( Фото из свободного доступа в интернете)
И вот эти коллеги обрушили на Меньшова всю свою ненависть. Режиссёр оказался невыездным. Кто-то донес «куда надо», что за год до этого, при посещении Франции, Володя Меньшов повел всю тургруппу в кинотеатр «для взрослых». Это было правдой. Наш режиссёр увидел этот кинотеатр случайно, билеты стоили копейки, время было и он позвал коллег-кинематографистов на, скажем так, другое кино. Переводчица, кстати, сбежала после первых минут просмотра. В итоге, ни на какие кинофестивали и, тем более, в США Меньшов свою «Москву» не возил. Но этого было мало.
Владимир Меньшов / Юлий Райзман
На традиционной встрече председателя Госкино СССР Ф. Т.Ермаша с сотрудниками «Мосфильма» встал Герой соцтуда и лауреат шести Сталинских премий Юлий Райзман ( «Частная жизнь», «Время желаний») и сказал:
— Филипп Тимофеевич, мы считаем , что надо что-то делать с картиной «Москва слезам не верит». Сколько на нее ломится зрителей, а ведь — это позор «Мосфильма». Мы должны что-то сделать, как-то обозначить свою позицию. Ведь это дешёвка, которая…
Сидящий в первом ряду Меньшов, почувствовал как земля уходит у него из под ног. Он начал сползать с кресла. Райзман-то был его кумиром, учителем! Более того, перед началом съёмок «Москвы» Меньшов специально пересматривал райзмановскую «Машеньку» ( 1942 г.) с Валентиной Караваевой. И вот кумир говорит теперь такое о его работе. Ошеломительно!
Более того, в зале послышался гул одобрения. Сливки киносообщества поддержали мэтра — «Правильно!», «Позор!», «Надо принять меры!». Еще немного и кинематографисты потребовали бы бросить киноленту в костер, на котором стоило поджарить самого Владимира Меньшова. Да-да, читатели, дело шло к тому. Прочтите мемуары режиссера «Судьба протягивает руку».
Но президиум собрания дал утихнуть волнениям кинематографистов, заглушив обструкцию в самом ее начале. Ермаш и Сизов ( директор «Мосфильма») так и не выступили. Не стали обозначать свои позиции.
Николай Сизов (стоит).
Расстроенные кинематографисты потянулись к выходу. А Меньшов сидел в кресле, вцепившись руками в подлокотники. Его трясло. К нему подошёл только Александр Митта («Экипаж»): «Ну ты это…Не обращай внимания…».
Несколько позже директор «Мосфильма» Николай Сизов заметил режиссёру, что не стоит тратить нервы на обычную зависть, да и Брежнев в восторге от фильма Меньшова. А если глава государства за тебя, то никто не страшен, правда ведь?
И все же Владимир Меньшов сорвался. По русской традиции выпивать стали «на троих»: он, Александр Фатюшин и Боря Сморчков. Частенько присоединялись Гена Ялович и второй режиссёр Кучинский. А вот Сергей Никитин новыми песнями пытался оторвать Меньшова от бутылки, намекнуть ему, что пора подумать над новым, совместным фильмом. Спасибо Никитину.
Борис Сморчков / Александр Фатюшин
Меньшова заклинило на газетных статьях. Он делал вырезки ругательных и складывал в папочку. Особенно задело его выступление члена ЦРК при ЦК КПСС Михаила Ульянова. Записной «маршал Жуков» назвал историю Катерины сказкой, как будто его собственная судьба не яркий пример движения «социального лифта» вверх. Я писал об этой склоке подробно ранее.
М. Ульянов с делагатами съезда КПСС. Слева В. Терешкова, справа знатная ткачиха В. Голубева.
Короче, не удалось киносообществу в случае с Меньшовым затоптать талант. Меньшов выплыл и сделал «Любовь и голуби»