«Творцы» концепции «Русский мир» и их цели

Аннотация: в статье освещаются вопросы общей концепции Русского мира и ряд сопряжённых с ней и примыкающих к ней тем, а также затрагиваются связи и онтология этой концепции, перспектив и возможностей возрождения мировой системы социализма.

Ключевые термины: термин «Русский мир», «пустой знак», концепция «Русский мир», Московский методологический кружок (ММК), СМД-методология, Манифест «1111 знаков 1111 дней до тысячелетия», «Римский клуб», «Перестройка», диаспоральная политика, «ирредента», рукотворный слом СССР.

Термин «Русский мир» используется для обозначения культурно-цивилизационной, геополитической и религиозной концепции, подразумевающей объединение русскоязычного населения по всему миру, и имеет как глубоко белоэмигрантские, так и перестроечные корни. При этом понятие «Русский мир» не имеет однозначного толкования и юридического определения. Отдельные исследователи, например, Марлен Ларюэль[1], определяют его как «пустой знак», понятие в философии постмодерна, которое называет несуществующие предметы или означающее без конкретного означаемого, или означающее, которое скорее поглощает, чем порождает смысл. Термин «пустой знак» (плавающее означающее, скользящее означающее (англ. floating signifier), пустое означающее (англ. empty signifier)) без определённой трактовки позволяет политическим элитам закреплять за ним тот смысл, который выгоден в той или иной ситуации [1].

Авторами современной концепции «Русский мир» считаются так называемые «методологи» – члены Московского методологического кружка (ММК), философско-методологической и интеллектуально-практической школы Георгия Петровича Щедровицкого[2], центра разработки системо-мыследеятельностной методологии и организационно-деятельностных игр, занимавшиеся в 1990-х годах разработкой направления практической методологии и философии, получившей название СМД-методология. Многие члены Московского методологическогокружка были близки к спецслужбистским элитным группам позднего СССР, а впоследствии – и политической элите Российской Федерации, не всегда достаточно явно, но постоянно и системно выступая против социализма и существования СССР. С 2008 года нарратив о необходимости построения и защиты Русского мира используется нынешней российскими властями в качестве внешнеполитической доктрины [2]. Концепция «Русский мир» подразумевает объединение Российской Федерации, Республики Белоруссия и Украины, а также усиление влияния в государствах с большой долей русскоязычного населения, например, в трёх государствах Прибалтики – в Эстонской Республике, Латвийской Республике и Литовской Республике. В 2014 и 2022 годах доктрина «Русского мира» была использована российскими властями для оправдания вхождения полуострова Крым в состав Российской Федерации и начала Специальной военной операции ([3] и [4]).

История использования концепции «Русский мир» имеет давние исторические корни [4]. В средневековых источниках она определяла локальной цивилизацию Древней Руси ([1], [4] и [5]). В значительной степени исторической доминантой в формировании Русского мира как локальной цивилизации являлись духовно-нравственные основы Русской православной церкви[3] ([5] и [6]).

Самое раннее употребление термина «Русский мир» сохранилось в памятнике древнерусской литературы «Слово на обновление Десятинной церкви» (XI век) при восхвалении великим князем Киевским Изяславом Ярославичем подвига Святого Климента Римского [1]: «…не только в Риме, но и повсюду: и в Херсоне и ещё в русском мире» ([1] и [7]). При этом речь в нём велась о догосударственном периоде в истории восточного славянства [8].

Вслед за Монгольским нашествием 1237 – 1240 годов Русь на протяжении двух столетий была разделена. Южная часть Западной Руси (приблизительно соответствующий территории нынешней Украины) вошла в состав Королевства Польского[4], северная часть Западной Руси (приблизительно соответствующий территории нынешней Республики Белоруссия) находилась в союзе с балтийскими землями и сформировала Великое княжество Литовское, Русское и Жемойтское[5] (позднее территории Западной Руси были объединены в Речи Посполитой[6]), а северо-восточная часть Руси (приблизительно соответствующая Европейской части нынешней Российской Федерации) оставалась под монголо-татарским игом, освободившись от него только в 1480 году. В результате Русский мир как локальная цивилизация претерпел этническую и языковую дифференциацию [9], так как возникло относительное обособление друг от друга трёх его частей, спровоцировавшее частичное формирование трёх познесредневековых народностей:

русских (великороссов), использовавших русский язык,

украинцев (малороссов), использовавших украинский язык,

белорусов (белороссов), использовавших белорусский язык.

В XIX веке термин «Русский мир» использовали отдельные российские интеллектуалы. Например, Александр Николаевич Островский[7] под понятием «Русский мир» понимал «духовную общность православных христиан». Граф Сергей Семёнович Уваров[8]также использовал его в контексте описания теории официальной народности. Однако, в то время термин «Русский мир» не получил широкого распространения. Так, Алексей Степанович Хомяков[9] говорил о «русском духе», а Владимир Сергеевич Соловьёв[10] и Николай Александрович Бердяев[11] – о «русской идее» [1].

С начала 1990-х годов понятие «Русский мир» стало часто трактоваться как культурно-историческая идея международного, межгосударственного и межконтинентального сообщества [10], направленная на объединение разобщённых русскоязычных соотечественников [11].

В 1990-е годы термин начали использовать так называемые «методологи» или члены Московского методологического кружка, занимающиеся разработкой СМД-методологии. В их число входили российские политтехнологи и политики, в том числе, Глеб Олегович Павловский[12], Г.П. Щедровицкий, Юрий Васильевич Крупнов[13]. К кругу методологов также причисляют и Сергея Владиленовича Кириенко[14]. «Методологи» близки к политической элите Российской Федерации. В 1997 году Пётр Георгиевич Щедровицкий[15] и некий политический технолог Островский, точные имя и отечество которого достоверно не известны, совместно написали Манифест «1111 знаков 1111 дней до тысячелетия», в котором охарактеризовали «Русский мир» как «острова русскоязычного населения за рубежом», которые способны обеспечить Российской Федерации экономическое развитие и объединение на базисе общей культуры, основанной на знании русского языка. «Методологи» понимали «Русский мир» как «сетевую структуру больших и малых сообществ, думающих и говорящих на русском языке», чья роль заключалась в помощи Российской Федерации включиться в глобализированный мир ([12], [13], [14] и [15]). По-видимому, «методологи» искренне не понимали, что включение Российской Федерации в глобализированный мир только и было возможно на относительно недолгий исторический период времени. Да и то такое включение Российской Федерации в глобализированный мир было возможно в качестве исключительно только аграрно-сырьевого придатка глобальной власти, транснациональных корпораций и банков с последующим либо восстановлением некоего подобия великого государства типа СССР с одновременным «выключением из глобализированного мира», либо неминуемым распадом Российской Федерации, в чём собственно говоря, и состоял главный план «Римского клуба»[16], приведший СССР к «Перестройке»[17]. В 2000 году «методологи» даже запустили сетевой проект «Русский мир» на интернет-портале «Русский Архипелаг» ([12], [16] и [17]). При этом сам П.Г. Щедровицкий не претендует на авторство термина «Русский мир» [18]. По его мнению, Русский мир сложился «в XX веке под воздействием тектонических исторических сдвигов, мировых войн и революций на планете» и ныне является сетевой структурой больших и малых сообществ, думающих и говорящих на русском языке ([19] и [20]).

А вот что писал его отец и «самый главный методолог» Г.П. Щедровицкий: «Социальный, культурный и общечеловеческий мир есть единство воли и воображения. Если за идеей Русского мира ничего не стоит кроме слов, если нет действий, если нет составляющей воли, то, конечно же, Русского мира не будет. Именно так, как это произошло бы если бы десятки, затем сотни, затем тысячи людей не начали формировать Великую Европу, то и этого, конечно, не получилось бы».

В начале 2000-х годов термин «Русский мир» вошёл в дискурс политических элит Российской Федерации. С избранием В.В. Путина Президентом Российской Федерации в 2000 году российская власть начала применять концепцию «Русский мир» по отношению к так называемым «соотечественникам» или русскоязычным меньшинствам, оставшимся жить за пределами Российской Федерации после распада СССР [1]. Так, на открытии Всемирного конгресса соотечественников[18] В.В. Путин впервые публично упомянул необходимость «консолидировать и структурировать» «единый Русский мир», заявив, что это должно стать одной из первостепенных задачей государственный политики [21]. Идея о «Русском мире» как основе для диаспоральной политики была подхвачена и другими представителями российской власти. Владислав Юрьевич Сурков[19] в 2014 году заявил, что «Русский мир» – это «мир, в котором боятся российского оружия» ([22] и [23]). Окончательно концепция «Русский мир» вошла в политический дискурс в 2006 – 2007 годах и вскоре стала использоваться как в отношении вопроса о распространении русского языка и культуры, так и в качестве внешнеполитической доктрины. В 2006 году В.В. Путин заявил, что «Русский мир может и должен объединить всех, кому дорого русское слово и русская культура, где бы они ни жили, в России или за её пределами. Почаще употребляйте это словосочетание – „русский мир“» [16]. В 2008 и 2013 годах термин «Русский мир» был включён в каждую из двух последовательных редакций официальной Концепции внешней политики Российской Федерации ([12] и [21]).

В центре концепции «Русский мир» лежит идея о защите прав так называемых «соотечественников» – членов русской диаспоры или русскоязычных меньшинств, оставшихся жить на территории других государств после распада СССР. Понятие «соотечественники» не является юридическим, а скорее символическим – кремлёвская идеология исходит из того, что у этих людей есть некая эмоциональная привязка к общим культурным нарративам на основе использования русского языка [3]. Особое значение придаётся «русским меньшинствам» в ближнем зарубежье – европейским государствам бывшего СССР, включая Украину, Республику Молдавию, Эстонскую Республику, Латвийскую Республику, Литовскую Республику, а также территориям со сложным политическим статусом и значительной долей русскоязычного населения – Левобережной Украины, Приднестровской Молдавской Республики, Республики Абхазия и Республики Южная Осетия ([3] и [24]).

Ряд исследователей ([11] и [25]) относит русское зарубежье к введённому Роджерсом Брубейкером[20] этнополитологическому понятию – «диаспоры катаклизма», которые, в отличие от трудовых диаспор, возникли вследствие войн, дезинтеграции бывших государств, распада империй и других негативных процессов [26]. Согласно Р. Брубейкеру проживающих на постсоветском пространстве русских следовало бы называть не термином «диаспора», а термином «ирредента» (итал. Irredenta – «неосвобождённая»), то есть, часть народа, находящаяся под чужим владычеством. В отличие от диаспоры, члены которой рассеяны по территории удалённых от их исторической родины государств, члены ирреденты, как правило, компактно проживают в государствах, граничащих с их исторической родиной. Например, перед Второй мировой войной так проживали фольксдойче в Чехословацкой Республике (Судетская область) и Республике Польша (Силезия, Польский коридор) [27]. С русским зарубежьем, главным образом, это произошло в результате Гражданской войны в России (17 мая 1918 года – 25 октября 1922 года/19 июня 1923 года) (белая эмиграция) и распада СССР в 1991 году. В первом случае люди по своей воле, но в некотором смысле и вынужденно покинули свою Родину, где в первые годы советской власти они считались «недругами советского народа и государства» из-за совершённых военных преступлений [28]. Во втором случае часть русского (или русскоязычного, более 25 млн. человек ([29] и [30])) населения вопреки своей воле оказалось за пределами Российской Федерации в результате рукотворного слома СССР и возникновения границ новых постсоветских государств и продолжает оставаться в получивших независимость государствах постсоветского пространства [31], некогда являвшихся частью нашего Отечества – СССР ([32] и [33]).

Согласно М. Ларюэль, политические элиты Российской Федерации выделяют несколько категорий или групп, которые могут принадлежать к «русскому миру». В первую группу входят граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за границей. Второй круг состоит из людей, которые по собственному выбору решают придерживаться духовной, культурной и правовой связи с Российской Федерацией. Как правило, это люди, связанные родственными связями с народами, исторически проживающими на территории Российской Федерации или СССР. Третья категория состоит из бывших советских граждан и их детей, ныне проживающих в государствах, ранее входивших в состав СССР. В четвёртую группу входят люди без связей с Российской Федерацией или территорией бывшего СССР, однако, они чувствуют принадлежность к «Русскому миру» исходя из культурных или политических мотивов. Таким образом, концепция распространяется на достаточно широкий круг людей, «духовно и культурно» ориентированных на Российскую Федерацию, но не обязательно имеющую этническую связь с ней [1]. При этом отсылки к слову «русский», а не «российский» подчёркивают этнонациональный компонент доктрины «Русский мир» [34] и о некоем превосходстве идеи «русской нации» [35].

Идея и концепция «Русский мир» может иметь важное значение для судеб потомков подданных Российской Империи и граждан СССР, если они станут инструментами мягкой силы Российской Федерации по восстановлению некоего подобия великого государства типа СССР с одновременным «выключением из глобализированного мира», а не будут по-прежнему отстаивать абсолютно провальные цели главного плана «Римского клуба», приведшие СССР к «Перестройке» и способные привести Российскую Федерацию к распаду.

Список литературы

1. Laruelle M. The «Russian World»: Russia’s Soft Power and Geopolitical Imagination (англ.). – Washington: Center on Global Interests, 2015. – 29 p.

2. The new Russian cult of war. The Economist, 26 March 2022, https://www.economist.com/briefing/2022/03/26/the-new-russian-cult-of-war.

3. Russkiy Mir: «Russian World». German Council on Foreign Relations (DGAP), 3 May 2016, https://dgap.org/en/events/russkiy-mir-russian-world.

4. O’Loughlin J., Toalb G., Kolosov V. Who identifies with the «Russian World»? Geopolitical attitudes in southeastern Ukraine, Crimea, Abkhazia, South Ossetia, and Transnistria (англ.) // Eurasian Geography and Economics. – Taylor & Francis, 2016. – Vol. 57, no. 6. – P. 745 – 778. – ISSN 1538-7216.

5. Баркалов В.Я. Русский мир: ретроспектива в древность // Избранные произведения. – Барнаул: Си-пресс, 2016. – С. 108 – 114. – ISBN 978-1-326-84505-6.

6. Журавлёв В.Е. Роль Русской Православной Церкви в политическом процессе: методологические аспекты // Политическая и партийная система современной России: материалы Всероссийской научной конференции (Москва, 2 октября 2009 г.). – М.: Научный эксперт, 2009. – С. 260. – ISBN 978-5-91290-088-4.

7. Назаренко А.В. «Слово на обновление Десятинной церкви», или к истории почитания святителя Климента Римского в Древней Руси. – Архив русской эмиграции. – Москва – Брюссель: Conférence Sainte Trinité du Patriarcate de Moscou ASBL; Свято-Екатерининский мужской монастырь, 2013. – С. 184 – 185. – (Patrologia Slavica, Вып. 2). – ISBN 978-5-904685-07-2.

8. Ишин А.В. Цивилизационное измерение Русского мира // Проблемы постсоветского пространства. – М., 2015. – № 3 (5). – С. 19 – 33. – ISSN 2313-8920.

9. Valliere P. Change and Tradition in Russian Civilization. – 2nd Ed. – Westland, Mich.: Hayden-McNeil Pub, 1995. – 138 p. – (Change and Tradition: Cultural and Historical Perspectives). – ISBN 978-1-57182-075-4.

10. Кравченко П.П. Мир православный (национальная идея многовекового развития России). – М.: Филинъ, 2017. – 518 с. – ISBN 978-5-9216-0528-2.

11. Алейникова С.М. Русский мир: белорусский взгляд. – Мн.: РИВШ, 2017. – 240 с.

12. Mikhail Suslov. “Russian World” Concept: Post-Soviet Geopolitical Ideology and the Logic of “Spheres of Influence” // Geopolitics. – 2018. – С. 330 – 353.

13. Школа Щедровицкого и ее наследие. Часть 3. Полит.ру. (6 апреля 2017 года) https://polit.ru/article/2017/04/06/methodology/.

14. Mikhail Nemtsev. Rethinking the “Russian World”. Riddle (8 April 2019). https://ridl.io/rethinking-the-russian-world/.

15. Oleksiy Bondarenko. ‘Russkij Mir’, Between Diaspora and Public Diplomacy. Russia’s Foothold in Central Asia // NUOVA SERIES. – 2016. – Т. 81, вып. 3.

16. Elena V. Makarova, Nina I. Kryukova, Zhanna M. Sizova, Aleksandr V. Grinenko, Maria A. Erofeeva, Liudmila A. Bukalerova. Divergence of Suoreme Values of Russian World and Western Civilization Social and Philosopgical analysis. – 2019. – Т. 15, вып. 3. – С. 97 – 107.

17. Как секта «методологов» рвалась к власти и уничтожала Советский Союз. Бизнес Онлайн (7 октября 2016). https://www.business-gazeta.ru/article/324973.

18. Кочеров С.Н. Русский мир: проблема определения // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – Н. Новгород: Изд-во ННГУ им. Н. И. Лобачевского, 2014. – № 5 (1). – С. 163 – 167. – ISSN 1811-5942.

19. Щедровицкий П.Г. Русский мир. Возможные цели самоопределения // Независимая газета (14 февраля 2000 года). http://www.shkp.ru/lib/publications/25.

20. Татьяна Полоскова, Виталий Скринник. Русский мир: мифы и реалии. – М.: Московский Фонд «Россияне», 2003.

21. Igor Zevelev. The Russian World in Moscow’s Strategy. CSIS (22 августа 2016). https://www.csis.org/analysis/russian-world-moscows-strategy.

22. Stanislav Kucher. ‘Russkiy mir’: What Putin’s worldview tells us about the war in Ukraine, the Russian people and himself. Grid (7 июля 2022 года). https://themessenger.com/grid/russkiy-mir-what-putins-worldview-tells-us-about-the-war-in-ukraine-the-russian-people-and-the-kremlin-leader-himself.

23. Andrey Makarychev. Russia and/versus the EU: From Post-political Consensus to Political Contestations. Cairn (2014). https://www.cairn.info/revue-l-europe-en-formation-2014-4-page-27.htm.

24. Looking out Five Years: Ideological, Geopolitical, and Economic Drivers of Russian Foreign Policy. Carnegies Endowment for International Peace (22 August 2017). https://carnegiemoscow.org/commentary/72812.

25. Ким А.С. Диаспора как термин этнополитологии // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6: Философия. Культурология. Политология. Право. Международные отношения. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2008. – Вып. 3. – С. 133 – 141. – ISSN 2658-6029.

26. Брубейкер Р. «Диаспоры катаклизма» в Центральной и Восточной Европе и их отношения с родинами (на примере Веймарской республики и постсоветской России) // Диаспоры. – М.: Наталис, 2000. – № 3. – С. 6 – 32. – ISSN 1810-228X.

27. Категория «Соотечественники за рубежом» в модусе этносоциологии и сетевая структура «Русского мира». cyberleninka.ru. https://cyberleninka.ru/article/n/kategoriya-sootechestvenniki-za-rubezhom-v-moduse-etnosotsiologii-i-setevaya-struktura-russkogo-mira/viewer.

28. Батанова О. Н. Русский мир и проблемы его формирования: автореферат диссертации … кандидата политических наук. – РАГС. – М., 2009. – 23 с.

29. Brubaker R. Ethnicity without Groups. – Harvard: Harvard University Press, 2004. – P. 150 – 151. – ISBN 0-674-01539-8.

Брубейкер Р. Этничность без групп [Текст] /пер. с англ. И. Борисовой. Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. – 408 с. – (Социальная теория). – 1000 экз. – ISBN 978-5-7598-0973-9 (в пер.).

30. Астахова Е.В., Астахов Е.М. Россия и «Русский мир» // Вестник МГИМО-Университета. – М.: Изд-во МГИМО (У), 2011. – № 1 (16). – С. 316 – 322. – ISSN 2071-8160.

31. Фокина А.В. К вопросу о Русском мире // Записки философского факультета Орловского государственного университета. – Орёл: Изд-во ОГУ им. И.С. Тургенева, 2014. – № 1 (1). – С. 1 – 8.

32. Тишков В.А. Русский мир: смысл и стратегии // Стратегия России. – М.: Фонд «Единство во имя России», 2007. – № 7. – С. 5 – 15.

33. Тишков В.А. Русский мир // Российский народ: история и смысл национального самосознания. – Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. – М.: Наука, 2013. – С. 519 – 618. – ISBN 978-5-02-037562-8.

34. Doctrine and Ideology of “Russian World” in Bosnia, But Not by Russia. Krug99 (16 April 2022). https://www.krug99.ba/doctrine-and-ideology-of-russian-world-in-bosnia-but-not-by-russia/. 35. Andrey Kolesnikov. Scientific Putinism: Shaping Official Ideology in Russia. Carnegie Endowment for International Peace (21 ноября 2022 года). https://carnegieendowment.org/politika/88451


[1] Марлен Ларюэль (франц.  Marlène Laruelle) – французский историк, социолог и политолог, доктор философии (Ph.D.), директор и университетский профессор Института европейских, российских и евразийских исследований (IERES) Университета Джорджа Вашингтона (англ. The George Washington University, GW, GWU), расположенном в городе Вашингтон (федеральный округ Колумбия, США). Её исследования посвящены трансформации националистических и консервативных идеологий в Российской Федерации и государственному строительству в Средней Азии, а также развитию арктических регионов Российской Федерации.

[2] Георгий Петрович Щедровицкий – советский и российский философ и методолог, общественный и культурный деятель, кандидат философских наук, создатель системо-мыследеятельностной методологии, основатель и лидер Московского методологического кружка, идейный вдохновитель «методологического движения».

[3] В Синодальный период не существовало единообразного (официально или юридически зафиксированного) наименования православной церковной организации на территории нашего Отечества, поэтому в разных источниках встречаются такие варианты, как то: Православная кафолическая греко-российская церковь, Российская Церковь, Русская Церковь, Российская Православная Церковь, Российская Православная кафолическая Церковь, Греко-Российская Церковь, Православная Греко-российская Церковь, Российская Восточно-православная Церковь, а в XVIII веке также и Российская Церковь греческого закона. Во внутренних правительственных документах того времени совокупность органов церковного управления в юрисдикции российского Святейшего Правительствующего Синода именовалась ведомством православного исповедания. В документах Всероссийского церковного собора (1917 – 1918 годы) церковь на территории бывшей Российской Империи, как правило, именуется «Православная Российская Церковь». Название Русская православная церковь применялось издавна, но было принято как официальное лишь осенью 1943 года.

[4] Королевство Польское (пол. Królestwo Polskie, лат. Regnum Poloniae) – западнославянское средневековое государство в северо-восточной части Центральной Европы, образованное 18 апреля 1025 году, когда первым из великопольских князей был коронован Болеслав I Храбрый, и преобразованное 1 июля 1569 года в результате объединения Королевства Польского с Великим княжеством Литовским, Русским и Жемойтским в федеративное государство Речь Посполитая, в составе которого просуществовало до третьего раздела Речи Посполитой (1795 год). В 1025 – 1370 годах во главе Королевства Польского стояла династия Пястов, в 1385 – 1572 годах – династия Ягеллонов.

[5] Великое княжество Литовское, Русское и Жемойтское (з.-рус. Великое Князство Литовъское, Руское, Жомоитъское, лат. Magnus Ducatus Lithuaniae, пол. Wielkie Księstwo Litewskie) – восточноевропейское государство, образованное в середине XIII века и упразднённое в 1795 году на территории современных Литовской Республики (за исключением Клайпедского края), Республики Белоруссия, Украины (бо́льшая часть, до 1569 года), Российской Федерации (западные земли, включая города Смоленск, Брянск и Курск и окрестные земли, до середины XVII века), Республики Польша (Подляшье, до 1569 года), Латвийской Республики (частично, с 1561 года), Эстонской Республики (южная часть, с 1561 по 1629 год) и Республики Молдавия (левобережная часть Молдавского Приднестровья, до 1569 года).

[6] Речь Посполитая (пол. Rzeczpospolita, з.-рус. Рѣч Посполита) – восточноевропейское государство с официальным названием Корона Польская и Великое княжество Литовское (пол. Korona Polska i Wielkie Księstwo Litewskie, лат. Regnum Poloniae Magnique Ducatus Lithuaniae, белор. Каралеўства Польскае і Вялікае Княства Літоўскае, укр. Королівство Польське і Велике князівство Литовське, лит. Lenkijos Karalystė ir Lietuvos Didžioji Kunigaikštystė, нем. Königreich Polen und des Großfürstentums Litauen) – федеративное государство, образованное в результате объединения Королевства Польского и Великого княжества Литовского, Русского и Жемойтского на основе Люблинской унии в 1569 году и упразднённое в 1795 году с разделом его земель между Российской Империей, Королевством Пруссия (нем. Königreich Preußen) и Королевством Галиция и Лодомерия с Великим княжеством Краковским и княжествами Освенцима и Затора (лат. Regnum Galiciae et Lodomeriae, нем. Königreich Galizien und Lodomerien mit dem Großherzogtum Krakau und den Herzogtümern Auschwitz und Zator; пол. Królestwo Galicji i Lodomerii wraz z Wielkim Księstwem Krakowskim i Księstwami Oświęcimia i Zatoru; укр. Королівство Галичини та Володимирії з Великим князіством Краківським і князівствами Освенцима і Затору), которое располагалось преимущественно на территориях современных Республики Польша, Украины, Республики Белоруссия и Литовской Республики, а также частично на территории современных Российской Федерации, Латвийской Республики, Республики Молдавия, Эстонской Республики и Словацкой Республики.

[7] Александр Николаевич Островский – русский драматург, творчество которого стало важнейшим этапом развития русского национального театра.

[8] Граф Сергей Семёнович Уваров – русский антиковед и государственный деятель, министр народного просвещения Российской Империи (1833 – 1849 годы), Сенатор, действительный тайный советник, почётный член Императорской академии наук в Санкт-Петербурге (1811 год), президент Императорской академии наук в Санкт-Петербурге (1818 – 1855 годы), член Академии Российской (1831 год). Наиболее известен как создатель идеологии официальной народности.

[9] Алексей Степанович Хомяков – русский поэт, художник и публицист, богослов, философ, основоположник раннего славянофильства, член-корреспондент Императорской академии наук в Санкт-Петербурге (1856 год).

[10] Владимир Сергеевич Соловьёв – русский религиозный мыслитель, мистик, поэт и публицист, литературный критик, преподаватель; почётный академик по разряду изящной словесности Отделения русского языка и словесности Императорской академии наук в Санкт-Петербурге, академик Императорской академии наук в Санкт-Петербурге (1900 год).

[11] Николай Александрович Бердяев – русский религиозный и политический философ, социолог, представитель русского экзистенциализмa и персонализма. Автор оригинальной концепции философии свободы и (после Первой мировой войны и Гражданской войны) концепции нового средневековья. Был семь раз номинирован на Нобелевскую премию по литературе (1942 – 1948 годы).

[12] Глеб Олегович Павловский – российский политолог и политтехнолог, публицист, журналист, телеведущий и издатель.

[13] Юрий Васильевич Крупнов – российский государственный, политический и общественный деятель, писатель и публицист, член Федерального Совета Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА», председатель Движения Развития, председатель Наблюдательного совета Некоммерческой организации «Институт демографии, миграции и регионального развития», лауреат премии Президента Российской Федерации в области образования, действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса.

[14] Сергей Владиленович Кириенко (фамилия при рождении Израитель) – российский государственный деятель, Председатель Правительства Российской Федерации (24 апреля 1998 года – 24 августа 1998 года), генеральный директор Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» (15 ноября 2005 года – 5 октября 2016 года), первый заместитель Руководителя Администрации Президента Российской Федерации (с 5 октября 2016 года), Герой Российской Федерации (2018 год), член Государственного Совета Российской Федерации (с 21 декабря 2020 года).

[15] Пётр Георгиевич Щедровицкий – российский методолог и политтехнолог, консультант по вопросам пространственного развития, региональной и промышленной политики, инновационной деятельности и подготовки кадров, президент фонда «Институт развития им. Г.П. Щедровицкого» и сын Г.П. Щедровицкого.

[16] Римский клуб (англ. The Club of Rome) – международная общественная организация (аналитический центр), созданная итальянским промышленником Аурелио Печчеи (итал. Aurelio Peccei), ставшим его первым президентом, и генеральным директором по вопросам науки Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР, англ. Organisation for Economic Co-operation and Development, OECD) Александром Кингом (англ. Alexander King) 6 – 7 апреля 1968 года, объединяющая представителей мировой политической, финансовой, культурной и научной элиты. Организация внесла значительный вклад в изучение перспектив развития биосферы и пропаганду идеи гармонизации отношений человека и природы, а также выступила главным инициатором многолетних тайных переговоров с руководством позднего СССР относительно условий вхождения будущих осколков СССР в глобализирующийся мир через запуск процессов «Перестройки».

[17] «Перестройка» – общее название, используемое для обозначения кардинальных перемен в экономической и политической структуре СССР, формально инициированных Генеральным секретарём ЦК КПСС Михаилом Сергеевичем Горбачёвым в 1985 – 1991 годах и приведших к рукотворному слому СССР.

[18] Всемирный координационный совет российских соотечественников, проживающих за рубежом (ВКСРС) – представительный орган Всемирного конгресса соотечественников. ВКСРС координирует деятельность международных и страновых объединений соотечественников и обеспечивает в период между всемирными конгрессами соотечественников и всемирными конференциями соотечественников представительство соотечественников в органах государственной власти Российской Федерации. Заседания ВКСРС проводятся 2 – 3 раза в год.

[19] Владислав Юрьевич Сурков –  российский государственный деятель, действительный государственный советник Российской Федерации 1-го класса (2000 год), помощник Президента Российской Федерации (26 марта 2004 года – 7 мая 2008 года), Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации – Руководитель Аппарата Правительства Российской Федерации (21 мая 2012 года – 8 мая 2013 года), помощник Президента Российской Федерации по вопросам социально-экономического сотрудничества с государствами СНГ, Абхазией и Южной Осетией (20 сентября 2013 года – 7 мая 2018 года, 13 июня 2018 года – 18 февраля 2020 года).

[20] Роджерс Брубейкер (англ. Rogers Brubaker) – профессор социологии Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (округ Лос-Анджелес, штат Калифорния, США) и председатель фонда Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. Он написал научные работы по социальной теории, иммиграции, гражданству, национализму, этнической принадлежности, религии, диаспорам, гендеру, популизму и цифровой гиперсвязи. Учился в Гарвардском университете (англ. Harvard University), расположенном в городе Кембридж (округ Мидлсекс, штат Массачусет, США), и Университете Сассекса (англ. University of Sussex), расположенном в деревне Фалмер (гражданский приход Фалмер, неметрополитенский район Льюис, церемониальное неметропольное графство Ист-Сассекс, регион Юго-Восточная Англия, Англия, Соединённое Королество Великобритании и Северной Ирландии), прежде чем в 1990 году получить степень доктора философии в Университете Колумбия в городе Нью-Йорк (англ. ), расположенном в боро Манхэттен (город Нью-Йорк, округ Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США).