19 сентября 2023 года на заседании Президиума ЦК КПРФ был рассмотрен вопрос о 100-летии со дня рождения выдающегося советского философа Эвальда Васильевича Ильенкова. Проект постановления по данному вопросу представил заместитель Председателя ЦК КПРФ Д.Г. Новиков. Принято соответствующее решение.
***
Родился 18 февраля 1924 года в Смоленске в семье писателя В. П. Ильенкова и учительницы Елизаветы Ильиничны (Ильенковой).
В 1928 году семья переехала в Москву и с 1933 года Ильенковы поселились в доме Первого писательского кооператива[1].
В июне 1941 года окончил московскую среднюю школу № 170, в сентябре поступил на философский факультет МИФЛИ им. Н. Г. Чернышевского. Вместе с институтом в октябре-ноябре 1941 года эвакуировался в Ашхабад, где продолжил учёбу. В декабре 1941 года все факультеты МИФЛИ вошли в состав в МГУ, который также был эвакуирован в Ашхабад; в июле 1942 года МГУ переехал в Свердловск[1].
В августе 1942 года был призван в Красную Армию и направлен в Одесское артиллерийское училище имени М. В. Фрунзе в городе Сухой Лог Свердловской области. По окончании училища в октябре 1943 года в звании младшего лейтенанта направлен на Западный фронт, затем в состав 2‑го и 1‑го Белорусских фронтов. Командовал артиллерийским взводом, принимал участие в боевых действиях на Сандомирском плацдарме, с боями дошёл до Берлина, где встретил День Победы. За боевую доблесть награждён орденом Отечественной войны II степени и медалями. После окончания войны до августа 1945 года служил в составе контингента советских войск в Германии[1].
В августе 1945 года получил командировку в артиллерийский отдел газеты «Красная звезда» в Москве, где работал литературным сотрудником до февраля 1946 года, когда, демобилизовавшись, закончил службу в советской армии. После этого продолжил обучение на философском факультете МГУ, в апреле 1950 года был принят в члены КПСС[2]. На выбор направления научного творчества Ильенкова большое влияние оказал декан философского факультета МГУ профессор Борис Степанович Чернышёв.
В июне 1950 года окончил обучение с отличием и с рекомендацией в аспирантуру МГУ по кафедре истории зарубежной философии. В аспирантуре его научным руководителем стал профессор Т. И. Ойзерман.
В 1953 году защитил кандидатскую диссертацию «Некоторые вопросы материалистической диалектики в работе К. Маркса „К критике политической экономии“»[3], повлиявшую на выделение диалектической логики как направления марксистско-ленинской философии. Как вспоминал В. А. Вазюлин, Ильенков, будучи аспирантом, уже «оказывал влияние, по крайней мере, на часть студентов»[4].
Конфликт на философском факультете МГУ[править | править код]
В 1953 году начал вести на философском факультете МГУ спецсеминар, посвящённый логике «Капитала» Карла Маркса[5].
В апреле 1954 года появились тезисы «К вопросу о взаимосвязи философии и знаний о природе и обществе в процессе их исторического развития», авторами которых были Ильенков и Валентин Иванович Коровиков[6]. В этих тезисах они доказывали, что философия не может решать проблемы специальных наук и может быть только теорией познания, изучая характер и природу научного знания. По их мнению, «философия есть наука о научном мышлении, о его законах и формах»[1]. Реальный мир философия изучает в той мере, в какой он находит своё идеальное выражение в человеческой мысли. Философия представляет собой рефлексию мышления, выражающую логику его собственных действий. Эти заявления оказали большое влияние на некоторых студентов философского факультета, в частности, на ученика Ильенкова В. А. Лекторского. Бывший в то время заведующим Отделом науки ЦК КПСС Алексей Матвеевич Румянцев критически оценил это сужение предмета философии.
В феврале — марте 1955 года на философском факультете МГУ проходила проверка «преподавания общественных наук и идейно-воспитательной работы» комиссии отдела науки и культуры ЦК КПСС. В отчёте комиссии тезисы Ильенкова и Коровикова оценивались как «рецидив давно разгромленного и осуждённого партией меньшевиствующего идеализма»[1]; было выяснено, что «у части студентов и аспирантов имеется стремление уйти от насущных практических задач в область „чистой науки“, „чистого мышления“, оторванного от практики, от политики нашей партии. Некоторые студенты признались, что давно не читают газет»[7]. После проверки состояния дел на философском факультете МГУ комиссией ЦК КПСС взгляды Ильенкова были определены как «извращение философии марксизма».
25 и 29 марта состоялся Ученый совет философского факультета МГУ, на котором обсуждались тезисы Ильенкова и Коровикова, в итоге их обвинили в гегельянстве и лишили права преподавания в МГУ[1]. Коровиков получил партийный выговор и был уволен из университета, Ильенков был отстранён от преподавания[2]. По существу, критиковалось сведение предмета философии к гносеологии, в противовес онтологизации диалектического материализма. Эта позиция впоследствии критиковалась противниками Ильенкова как «гносеологизм». Вместе с тем в защиту Ильенкова высказался лидер итальянских коммунистов П. Тольятти. Первая же статья Ильенкова, посвящённая диалектике абстрактного и конкретного, была переведена и опубликована на итальянском языке в 1955 году[8].
Работа в Институте философии АН СССР[править | править код]
В ноябре 1953 года был принят в сектор диалектического материализма Института философии АН СССР на должность младшего научного сотрудника[9], там он проработал вплоть до конца жизни[1].
В 1956 году им была написана книга «Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении». При подготовке к публикации руководство Института философии настояло на ряде исправлений, в результате итоговый вариант был сокращён более чем на треть. Книга была выпущена в 1960 году под названием «Диалектика абстрактного и конкретного в „Капитале“ Маркса» в издательстве Академии наук[1], а в 1961 году Эвальд Ильенков получил должность старшего научного сотрудника[1][9]. В этом же году он был направлен Институтом философии АН СССР для работы над проектом Программы КПСС в подгруппе «Вопросы науки и народного образования»[10] [1] [неавторитетный источник].
В первой половине 1960-х годов Ильенков участвовал в создании «Философской энциклопедии» в качестве автора; в процессе работы над вторым томом стал редактором раздела «диалектический материализм». В этом томе вышло сразу семь его статей. В этом же томе этого издания осенью 1962 года вышла известная статья Ильенкова «Идеальное». В августе-сентябре 1964 года Ильенков принимал участие в работе Международного Гегелевского конгресса в австрийском Зальцбурге[11].
В 1965 году Президиумом АН СССР Э. В. Ильенкову была присуждена премия им. Н. Г. Чернышевского с формулировкой «за цикл работ по истории и теории диалектики»[1] (альтернативная формулировка: «за исследование актуальных проблем теории познания»[9]).
Участник VI Международного Гегелевского философского конгресса в Праге. В 1968 году в издательстве Политиздат вышла его книга «Об идолах и идеалах», 26 ноября защитил докторскую диссертацию «К вопросу о природе мышления (на материалах анализа немецкой классической диалектики)»[12]. В сентябре 1970 года участвовал в работе Международного философского конгресса в Берлине (ГДР)[1].
В 1974 году выпущена монография «Диалектическая логика. Очерки истории и теории», которая считается исследователями главным историко-философским трудом Ильенкова[13] ; весной 1976 года была написана книга «Диалектика идеального». С 1975 года и до конца жизни Ильенков руководил научным семинаром на психологическом факультете МГУ по приглашению декана А. Н. Леонтьева[1].
Последние годы[править | править код]
В последние годы жизни Э. В. Ильенков много внимания уделял вопросам продуктивной силы воображения, творческой фантазии (в том числе в связи с вопросами эстетической деятельности, искусства).
Злоупотреблял крепким алкоголем[14].
21 марта 1979 года Эвальд Ильенков после затяжной депрессии покончил жизнь самоубийством, перерезав себе сонную артерию ножом для книжных переплётов[15]. Решение о самоубийстве не было спонтанным: о нём он вскользь успел обмолвиться на похоронах А. Н. Леонтьева, декана факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова и друга Эвальда. В конце жизни Ильенков чувствовал духовную опустошённость и внутреннее одиночество[16].
Похоронен рядом с отцом на Новодевичьем кладбище