Поправьте меня, если я ошибаюсь, но ни один Русский (с большой буквы «Р») писатель не мог бы похвастаться такой увлекательной биографией, как Эдуард Лимонов: детство, проведенное с книгами в руках и лезвием под носком одновременно, эмиграция в Америку, жизнь в Париже, возвращение на Родину; бурные романы с молодыми девушками даже в преклонном возрасте; участие в военных действиях; создание политической партии, а вслед за ней попытка политического переворота и тюрьма. О нем говорили почти полвека, и его популярность ничуть не угасала. Именно поэтому его жизнь экранизировали, а французский писатель Эммануил Каррер написал про него роман. Лимонов легко бы мог получить нобелевскую премию, но она обошла его стороной. Впрочем, как мне кажется, она для него была не столь важна.
Может показаться, что я пишу предвзято. Но так и есть. Я ни раз виделся с ним: его всегда одинаково было интересно слушать как на тему литературы, так и на тему политики. Так же Эдуард Вениаминович подписал мне свою трилогию «Книга мертвых», а не так давно в букинистическом магазине я нашел одно из первых российских изданий его дебютного романа «Это я – Эдичка». Читать с бумаги было намного эмоциональней, нежели в электронном формате. Очень грустный роман.
В этом году писателю могло исполниться 79 лет, и он оставил после себя огромное наследство: книги, статьи, стихи, записи эфиров и даже страницы в социальных сетях. Вот только обидно, что многих интересует лишь один вопрос: и многие из вас поняли, что я имею ввиду…
Пригласил Дудь Эдуарда Лимонова на интервью.
«Эти журналисты — коварные подонки, — думает Лимонов. — Наверняка будут провокационные вопросы задавать про то, что я у негра @&!@!. Надо придумать, что отвечать».
Стоит Лимонов перед зеркалом и репетирует:
«Правда, что вы @$%^% у негра? — Ну $%^#@ и &@%@@, вам-то что?.. Нет, так не пойдёт…»
«Правда, что вы @%^#^ у негра? — Нет, что вы, это в моей книге был такой художественный вымысел!.. И это плохой ответ…»
«Правда, что вы %@*@ у негра? — Как вы такое могли подумать? Я же нацист и расист!— «Во! Вот так и отвечу!» — решил Лимонов и пошёл на интервью.
Интервью начинается и Юра задает первый вопрос:
— Эдуард Вениаминович, это правда, что вы нацист и расист?
— Кто, я расист? Да я у негра %@%@!!
Роман «Это я – Эдичка» действительно считается одним из самых скандальных в русской литературе. Настолько скандальный, что за всем тем обилием мата, откровенных сцен и вышеописанного эпизода, никто и не заметил, что этот роман, на самом деле, о любви и одиночестве. И любовь в нем, конечно не такая, о которой любят читать взрослые дамы, шатаясь из стороны в сторону под стук колес в вагоне метро. Эта книга о любви от которой больно и которую, невозможно отпустить и жить дальше.
Если кто не в курсе, то ввиду в курс дела, а то вдруг вы «не читали, но осуждаете» и знаете Лимонова лишь, как, говоря его словами:
«единственный русский поэт, умудрившийся по@$$^$ся с черным парнем на нью-йоркском пустыре»
В романе рассказывается, как молодой Лимонов эмигрирует в Нью-Йорк со своей женой Еленой. Сначала, как это бывает в отношениях, все хорошо и все прекрасно: они безумно любят друг друга, часто занимаются любовью, например, во время телевизионного выступления Солженицына. Но скоро Елене надоедает нищая жизнь и она начинает встречаться с богатыми любовниками, а иногда даже с любовницами, оставляя Эдуарда в полном одиночестве. Лимонову безумно больно от этого, но он даже не против похождений своей возлюбленной и единственное, что хочет, так это то, чтобы она его не бросила окончательно. Однако, не выдержав такие отношения, Лимонов пытается задушить Елену и пара расстается.
В поисках новых партнеров, Эдичка даже пытается экспериментировать с мужской любовью. Примеряя на себя образ Елены, он знакомится с богатым гомосексуалистом Раймоном, у которого вскоре тоже появляется любовник, что конечно сильно сказывается на Эдичке и он, блуждая по ночному Нью-Йорку, замечает крупного афро-американца и бросается к нему объятия.
Только и это не помогает Лимонову забыть Елену. Он даже мечтает о том, что однажды украдет ее, изнасилует, продержит взаперти 9 месяцев, чтобы потом стать отцом-одиночкой для ребенка от любимой женщины.
В конце романа Эдичка находит дневник Елены, где она ругает себя за свое поведение, но не знает, как с собой справиться.
Теперь вернемся к трепещущей теме.
Роман действительно автобиографичен. Да, второй женой Эдуарда Лимонова была Елена Щапова, которая позднее напишет роман «Это я – Елена». Вместе с ней Эдуард часто посещал Лилю Брик, что жила на Кутузовском проспекте и последняя так сильно восхищалась молодой девушкой, что даже хотела подарить ей дорогой браслет, что когда подарили ей на свадьбу, но потом передумала и ограничилась лишь одной фотографией, написав на обороте: «Леночке и Эдику Лимонову – не очень красивая Лиля». Пометка была связана с тем, что Лиля Брик, уже будучи старушкой, сильно комплексовала перед красотой Елены.
Эдуард и Елена
Но «был ли мальчик»?
Начнем с того, что описание гомосексуальных сцен не настолько яркое, нежели описания сцен любви с Еленой. Я бы мог конечно тут провести анализ, но думаю, что политика Яндекс.Дзена этого не одобрит, да еще и высшие органы могут привлечь, так что если хотите анализировать – книгу легко можно найти в свободном доступе.
Хочу обратить ваше внимание на то, что Лимонов – авантюрист, он сам себя считает живой историей. Как будет чувствовать себя человек с подобным самомнением будучи в полном одиночестве, работая мойщиком посуды? Думаю, что отвратительно. Добавьте ко всему прочему один из фактов его биографии еще до того, как он стал писателем. В 1976 году Лимонов приковал себя наручниками к столбу возле здания New York Times и буквально требовал, чтобы его статьи были опубликованы. То есть его поступок был направлен именно на привлечение внимания к себе. А был ли замечен роман на Западе, если бы не этот эпизод? И это в период то холодной войны? Кажется, что если бы Лимонова не существовало бы, то Америка должна была бы его придумать: «Смотрите, советские граждане, к нам бегут ваши же люди, чтобы здесь заниматься утехами с афро-американцами, которые еще недавно у нас рабами считались! Действительно ли у вас все так хорошо, как вы думаете?».
Как вы понимаете, Лимонов начался заниматься самопиаром и построением личного бренда, еще задолго до того, как в современной России появились курсы инфобизнесменов на эту тему.
На презентации книги Захара Прилепина «Обитель» в Петербурге, я познакомился с одним молодым человеком, который, как оказалось позже, охранял Лимонова. В ходе беседы я задал вопрос: что он чувствует, когда Лимонова упрекают за эпизод с негром:
«В это верят только дураки…» — ответил он.