Как стало известно «НГ», позицию КПРФ по плебисциту 1 июля президиум ЦК может утвердить 4 или 5 июня. Пока единого подхода, похоже, нет: часть выступает за бойкот, часть – за протестное голосование. Но уже есть и общее мнение: что необходимо продвигать свои поправки к Конституции, а потому после снятия карантина по ним надо проводить «народный референдум».
Секретарь ЦК КПРФ Сергей Обухов пояснил «НГ»: «Раньше тенденция была такая, что партия склонялась к варианту бойкота, это мнение было доминирующим среди руководства. Сейчас мы видим, что на этом голосовании контроль невозможен, а поправки, кроме обнуления, – это все обман и некая «замануха». После того как власть в условиях пандемии сама показала, что Конституция ничего не стоит, а голосование – это всего лишь сертификат для Путина по поддержке его поправок, участие в этой процедуре становится еще более сомнительным». Обухов считает, что для КПРФ разумнее продвигать свою повестку, например 15 поправок, предложенных в ходе заседаний Госдумы. «Мы можем начать массовый опрос или электронное голосование по ним», – пояснил он.
Член президиума ЦК КПРФ Валерий Рашкин сообщил «НГ», что пока официального решения нет, но московский горком уже постановил, что голосование за обнуление сроков действующего президента для коммунистов неприемлемо. «Поэтому надо либо голосовать «против», либо бойкотировать, но ни в коем случае не голосовать «за». Тем более что все это организовано в цирковом виде: участки на площадях и в парках, голосование без паспорта и наблюдения. Такого не было даже при Ельцине, когда спектакль в театре абсурда делается ради единственного актера», – заявил «НГ» Рашкин. По его мнению, КПРФ должна противопоставить голосованию власти свой, а точнее, «народный референдум», в ходе которого граждане смогут высказаться о поправках КПРФ, получив бюллетень в обмен на свои паспортные данные. Такой референдум вполне мог бы стартовать в регионах сразу после отмены ограничений, то есть в Москве предположительно после 14 июня.
Зампред ЦК КПРФ Юрий Афонин ответил «НГ» привычной фразой: «Позиция партии будет озвучена в ближайшее время, видимо, до конца недели. Сейчас мы обобщаем позицию регионов и сторонников. Мы каждый день на связи с десятками отделений, обобщаем их предложения – и из этого мнения большинства сформируется позиция партии. Мы же не можем высказать мнение лишь от ее руководства, у нас демократическая организация». По мнению самого Афонина, бойкот плебисцита – это неприемлемый вариант для КПРФ, потому что это «самоизоляция от политической активности», а партия должна стремиться донести до избирателей свою позицию: собственные поправки к Основному закону, требование конституционной реформы и созыва Конституционного собрания.
Зампред ЦК КПРФ Дмитрий Новиков рассказал, что уже решено не переносить заседание президиума ЦК с 4–5 июня: «Там будем обсуждать многие рабочие вопросы, в том числе голосование по Конституции. Поэтому теоретически позиция партии может появиться уже в четверг». Вместе с тем он подтвердил, что несколько фундаментальных тезисов уже утверждено. Во-первых, КПРФ никогда не поддерживала действующую Конституцию со времени ее принятия в 1993 году – и эту позицию теперь неожиданно разделила действующая власть. Во-вторых, хотя идеи КПРФ и были учтены при составлении поправок, но в модифицированном виде, а главное, это были не основные предложения, а второстепенные. Так что для партии поддерживать такие поправки особого смысла нет, тем более что вызывает сомнения и сама процедура голосования. Но в то же время, подчеркнул Новиков, и бойкот – это неэффективная позиция, партия должна продвигать свои требования. Так что теоретически КПРФ может устроить соцопрос, например, и по президентским поправкам, и по своим или же действительно предлагать гражданам только собственный вариант конституционных изменений. «Мы в процессе разработки технологии и тактики», – сказал «НГ» зампред ЦК КПРФ.