Завершившаяся на Манежной площади, в шаге от Кремля, гастрономический фестиваль «Рыбная неделя» в Москве, которую торжественно открыли и посетили мэр Москвы С.С. Собянин и руководитель Росрыболовства И.В. Шестаков поразил посетителей, как разнообразием рыбной продукции, так и заоблачными ценами на неё. Одновременно с этой центральной рыбной площадкой по всему городу организовано ещё 26 отделений под этим же брендом и аналогичной рыбной продукцией и ценами на неё. Словом рыба шагнула по Москве!
Цель столь масштабного мероприятия, полагаю, продемонстрировать то обилие, которое производят труженики моря из вылавливаемых водных биоресурсов в своей 200-мильной исключительной экономической зоне, в Мировом океане и одновременно привлечь население города с более 10 миллионов жителей, да и жителей всей России к большему потреблению рыбы, морепродуктов. Словом цель благородная. Но…что из этого вышло об этом ниже.
И если первая часть задачи действительно впечатляет той продукцией, которая была представлена в 5 павильонах, в ресторане и барах. Шута ли только в видовом составе около 50 видов морских и пресноводных рыб, ракообразных и моллюсков. Здесь мороженная, копчёная, солёная, вяленая, консервированная и прочая продукция.
Как подчеркнул мэр Москвы С. Собянин: «По ассортименту торговых шале можно изучать географию России: черноморская барабулька и карельская форель, мурманская треска и каспийская кефаль, дальневосточный кальмар и камчатский краб».
Такой же обильный ассортимент готовой продукции было представлен в расположенных рядом ресторанах и рыбных баров. От ухи — рыбных супов, блинчиков с палтусом, треской до крабовых, устричных супов.
И это было замечено С. Сабаниным: «В этом году акцент был сделан на блюда из трески. Посетителям предложат расстегай с треской, фишстроганов из мурманской трески, камчатскую треску с картофельным пюре, треску с соусом сальса и картофельным пюре и атлантическую треску с мидиями и томатным соусом». Вот таковы впечатления самого мэра столицы!
А как посетители – покупатели этого грандиозного мероприятия? Они тоже восхищены изобилием продуктов моря, однако, ознакомившись с ценами на неё, ещё более удивлены, поражены и…большинство покидает сие зрелище без покупок. Разве что сельдь в ходу. Цены на другую рыбною продукцию не только кусаются, но разорят москвича с его даже средневысоким по стране заработком. О пенсионерах и говорить не чего. Как сказал метко мне один из них: «Нюхал, языком поцокал и долой с это наглой действительности».
Шутка ли полкило красной икры за 4000 руб., лососевые дальневосточные с костями от 1350 до 1800 руб./кг. в зависимости от вида, осетровые 1650 – 1850 руб./кг, камбала калкан 1000 руб./кг, палтус мороженный 730 руб./кг, корюшка 680 руб./кг и так далее – всё за 1000 и выше. Да можно найти и подешевле. Допустим, слабосолёная олюторская сельдь 350 руб./кг, иваси – 450 руб./кг., сом -280, карп -250, скумбрия — 580, минтай- 350, пикша – 330 руб./кг.
Аналогично высокие цены и в ресторанах и барах, где в среднем одно блюда обойдётся 600 -1000 рублей и это за порцию в 100-120 грамм. Предлагают испробовать блюдо из 1 шт. устрицы стоимостью в 350 рублей, а за 6 шт. кильки на гренках — 500 рублей! И не меньше.
Как к этому «ценнику» отнеслись инициаторы фестиваля, высокие гости в лице Сергея Собянин, Ильи Шестакова, а также смотрящие служивые Администрации Президента из окон Кремля? Или им зарплата позволяет ежедневно вкушать эти рыбные, морепродукты с лихвой? Полагаю, что да.
И всё же справедливости ради подчеркну, что мэр Москвы заметил убийственные для рядового москвича цены на рыбу, рыбопродукцию, крабы и моллюски и не нашёл ни чего лучшего, чем призвать торговые площадки к спонсорской деятельности:
«Прошу владельцев сельскохозяйственных рынков и крупных торговых центров подумать над созданием программ лояльности — систем скидок и промоакций – для жителей, проживающих рядом с этими объектами. Будет правильно, если тем самым торговля позаботится о своих соседях – самых близких и верных покупателей».
Не пора ли самому мэру, депутатам Мосгордумы разобраться с проблемой формирования цен на рыбную продукцию и действительно сделать рыбу доступной для москвичей. Ни грех этим же заняться и депутатам Госдумы вместо восхваления правильности проводимой политики в области рыбного хозяйства, которая не находит поддержке населения страны. Причина одна. Это высокая стоимость рыбы и морепродуктов, что ведёт к падению спроса на неё и как следствия снижению потребления рыбы и рыбопродукции в целом по стране.
Напомню, что более 5 лет в Госдуме пылится законопроект, внесённый фракцией КПРФ об ограничении «накруток» торговых сетей на продукцию социально значимую, куда относится и рыба, для населения страны. Как всегда против этого законопроекта выступает фракция «ЕдРоссов». Их заработки, вероятно, достаточны, что бы покупать рыбную, икорную и крабовую продукцию по любой цене. А народ пусть сам выкручивается, либо садится на каши и макароны. Что и происходит.
Как вытекает из приведенных фактов данный фестиваль «Рыбный неделя» в Москве не убедил посетителей больше потреблять рыбы и рыбопродукции отечественного производства только исходя из цен на неё, что не позволяет ввиду низкой платёжеспособности населения приобретать их хотя бы два раза в неделю.
И не случайно потребление рыбы и рыбопродукции в стране продолжает снижаться, о чём недавно подтвердил опрос населения и сведения Росстата.
По данным экспортной оценки эта величина за 2022 год не превышает 14-15 кг/чел/год при рекомендуемой норме Минздрава России не менее 22 кг/чел/год. Справедливости ради следует отметить, что руководители Минсельхоз, Росрыболовства, ориентируясь на данные Росстата, все же в своих публичных выступлениях называют цифру потребления не ниже 20 -21 кг/чел/год. Как так, спросит читатель. Отвечу. Весь фокус этих госчиновников в том, что они считают потребление в сырце: с костями, кишками, плавниками, панцирем и прочими несъедобными частями рыб и морепродуктов. А это не менее 25-30% от веса их. Но, мы то с вами съедаем только мясо рыб и морепродуктов. Уменьшайте на эту величина, и тогда получается, как считают ряд экспертов, действительно 14-15 кг/чел/год. Неужели руководство Минсельхоза, Росрыболовства этого не знают? Полагаю, знают, но им выгодно докладывать «наверх» данные в сырце. Дескать, мы не отстаём от мирового тренда ведущих капиталистических стран мира по потреблению рыбы.
Всё это результат той ошибочной рыбохозяйственной политики России, которая проводится Минсельхозом и Росрыболовством, игнорируя данные в своё время целевые установки для рыбной отрасли Президентом Российской Федерации В.В. Путиным на последнем заседании Президиума Госсовета по развитию рыбной отрасли ещё в 2015 году. Они лаконично и просты. Это насыщение внутреннего рынка разнообразной, качественной рыбной продукцией доступной по цене населению страны. Так эти директивные указания Президента России повисли в воздухе и чиновники их просто игнорируют. Пора бы президенту и власть употребить с тем, что бы его указания неукоснительно выполнялись.
Пора гласно заявить, что главным приоритетом рыбохозяйственной политики России, как социального государства, должно быть обеспечение своего населения рыбой и рыбопродукцией на уровне научно-обоснованных медицинских норм по доступным социальным ценам.
Именно решения этого главного вопроса ждёт населения страны от Правительства Российской Федерации, руководителей Минсельхоза и Росрыболовства вместо пиарских компаний якобы по самообеспеченности страны рыбой и рыбопродукцией отечественного производства и выполнения, различных научно необоснованных стратеги, программ и прочих писаний по развития рыбной отрасли.
Да и на практике они все провалены. Об этом свидетельствует завершившаяся недавно «Стратегия развития рыбохозяйственного комплекса России до 2020 года (далее по тексту Стратегия 2020 – пояснение автор)». Об этом несложно убедиться, взглянув на нижеследующие данные Росрыболовства, дополненные автором.
Сравнение ожидаемых и фактических показателей «Стратегии 2020».
Так вылов составил всего 77%, производство товарной пищевой рыбной продукции – 81%, среднедушевое потребление населением России рыбных товаров – 57% от планируемых.
Всё это прошло мимо «глаз» Кремля и Белого дома. Да и в самом Минсельхозе и Росрыболовстве не вспоминают об этой провальной «Стратегии 2020» и её главных соисполнителях – прежнего руководителя Росрыболовства А.А. Крайнего и действующего, вот уже скоро исполнится как 10 лет, И.В. Шестакова. А жаль!
Пора правительству М.В. Мишустина не только принимать и утверждать различные стратегии, программы по якобы развитию «рыбохозяйственного комплекса», которого и в природе не существует, не говоря уже о нормативной базе, но и спрашивать по всей строгости закона о срыве их выполнения. И делать это надо публично, привлекая профессиональное рыбацкое сообщество.
Не вдаваясь в детали, со своей стороны в рамках данной статьи, кратко замечу, что А. Крайний осуществлял руководство по реализации «Стратегии 2020» на её первоначальном этапе, когда формировалась нормативная база. Надо отдать ему должное он прилагал усилия для создания условий по реализации «Стратегии 2020 года».
Пришедший в 2014 году ему на смену по решению Президентской Администрации И. Шестаков, предположу, пришёл к выводу, что «Стратегия 2020» может быть, в силу ряда причин, провалена. К тому же она не отвечала тем установкам, которые он получил при назначении на должность руководителя Росрыболовства от властных структур и крупных рыбопромышленников. В этих условиях с тем, что бы ни оказаться «крайним» за плачевные ожидаемые результаты «Стратегии 2020», Шестаков и его команда вместо поиска путей её реализации стали её разрушать посредством навязывания «новых целевых установок» для отрасли. Так и оказались рыбопромышленники и рыбаки в сетях «инвестквот и аукционов». Целевая же задача отрасли по обеспечению внутреннего рынка и населения рыбой и рыботоварами подменилась на строительство судов, рыбофабрик и, по существу, к инвестированию рыбопромышленников в развитие отечественного судостроения.
Безусловно, следует продолжить анализ не только причины провала «Стратегии 2020», но и «вклад» в это первых руководителей отрасли. Без такого анализа отрасль окажется в очередной надвигающей провальной «Стратегии 2030 года», которая утверждена Председателем Правительства России М.В. Мишутиным 12 апреля 2020 года №993-р, и которая в большей степени затронет, прежде всего, население страны по потреблению рыбой и рыбопродуктами.
По состоянию на начало 2023 года по ряду основных целевых показателей, определённых «Стратегией 2030» по предложению И.В. Шестакова, отрасль уже отстаёт и значительно. Особенно по вылову, производству пищевой рыбной продукции и потреблению рыбы и рыбопродукции населением страны.
Не радуют и финансово — экономические показатели отрасли за прошедший 2022 год, которые были озвучены на недавней Коллегии Росрыболовства в присутствие Министра сельского хозяйства России Д.В. Патрушева, ведомство которого и формирует и несёт ответственность за политику в рыбной отрасли.
Экспорт рыбы, рыбопродукции и ракообразных за 2022 год составил 2,5 мил тонн, что выше 2021 года на 5%. При этом выручка составила 6,1 млрд. долларов США, что ниже прошлого года на 10%.
Импорт хотя и снизился на 22% всё же остается высок, как в натуральном выражении 547 тыс. тонн, так и в стоимостном – 2,5 млрд. долларов США.
Сальдированный финансовый результат в отрасли оказался на 32% ниже, чем в 2021 г., и составил 158 млрд. рублей.
Прибыль сократилась на 28% — до 172 млрд. рублей.
Общая сумма налогов, сборов и страховых взносов в бюджетную систему от предприятий отрасли сократилась на 10% — до уровня около 63 млрд. рублей.
Попытки списать резкое падение экономико-финансовых показателей на койвид и геополитическую ситуацию, как это пытаются сделать руководители Минсельхоза и Росрыболовства, по меньшей мере, несостоятельны. Значительна в этом роль, прежде всего, закредитованность субъектов хозяйственной деятельности в области рыболовств, вызванные навязанной отрасли политики «инвестквот и аукционов». В этом велика «заслуга» фракции «Единая Россия», которая и продавила в Госдуме соответствующие поправки при возражении всех оппозиционных фракций, включая КПРФ, а также подавляющей части рыбацкой общественности в лице союзов, ассоциаций и объединений.
Кто и когда всё же профессионально разберётся с положением дел на «рыбацком корабле» и вернёт его на курс по насыщению отечественной рыбной продукцией внутреннего рынка страны по доступной цене для населения?
Иначе останемся без рыбы.
Вся уплывёт за рубеж.