Ранее наша газета уже касалась саммита «Китай — Центральная Азия», прошедшего 18—19 мая. У многих читателей он вызвал на удивление живой интерес. И это хорошо. Поэтому предлагаем сегодня поговорить об одном из вероятных и близких по времени его последствий для нашей страны.
Многие в России воспринимают итоги саммита в Сиане ревниво. Однако вопрос не в усилиях КНР, которая расширяет своё влияние в среднеазиатских республиках бывшего СССР. Он в другом: кто, кроме самой Москвы и её корявой и непоследовательной политики в последние три десятка лет, виноват в том, что Средняя Азия «уплывает», как ранее «уплыли» Восточная Европа, Прибалтика, Украина, Закавказье? Не на кого обижаться, кроме самих себя.
Что повлечёт включение в стратегию «Один пояс, один путь» среднеазиатских государств? Деятельность в её рамках с высокой долей вероятности создаст условия для роста их экономики, которая после развала СССР, мягко говоря, стагнировала. Появятся новые предприятия, откроются возможности для ведения бизнеса и возникнут предпосылки для роста уровня жизни населения. Даже если руководство этих стран окажется вконец бездарным, всё равно деятельность Китая будет способствовать их развитию. Ведь даже в РФ при всех «талантах» нашей власти часть «дождя» из нефтедолларов в «тучные 2010-е» дошла в той или иной форме и до производств, и до рядовых граждан.
В то же время в современной РФ путём «реформ» и «оптимизаций» успешно развалили высокоразвитую социальную сферу, доставшуюся в наследство от СССР. В результате демографическая ситуация в нашей стране вошла в штопор: убыль населения идёт теми же темпами, что и в «лихие девяностые». В минувшем апреле специалисты-демографы из Высшей школы экономики «порадовали» результатами исследования: только для сохранения численности населения на нынешнем уровне России в ближайшей перспективе нужно привлекать ежегодно не менее 1,1 млн (!) мигрантов.
Экономике неиллюзорно грозит нехватка рабочих рук, причём не только для низкоквалифицированного труда, как раньше, но и для работы на сложных производствах. Например, ещё в конце 2021 года руководство КамАЗа из-за дефицита рабочей силы впервые привлекло выходцев из Узбекистана, а также рассматривало возможность использовать труд заключённых по программе ФСИН. В этой ситуации российская правящая верхушка ничего лучшего не придумала, как в масштабах страны сделать ставку на дешёвую рабочую силу среднеазиатских мигрантов.
Короче говоря, выбран самый простой способ: не самим чего-то добиться, а попробовать купить по дешёвке. Примерно как с импортозамещением, когда поставки товаров с Запада заменяются завозом с Востока. Вот только с высокой долей вероятности ставка на мигрантов окажется битой. Почему? Потому что в случае успеха стратегии «Один пояс, один путь» среднеазиатская рабочая сила подорожает, да и возможностей для неё найти работу у себя на родине станет гораздо больше.
Совсем недавно в мире рабочая сила в Китае считалась очень дешёвой, что и привлекало западных коммерсантов, переносивших туда производство, а сами китайцы ездили на заработки в Россию. Но теперь всё иначе. КНР — высокоразвитая держава. Напомним: по средней зарплате Китай обогнал РФ ещё в 2014—2015 годах и с тех пор стабильно уходит всё дальше. Уже в 2021 году средний по экономике заработок в КНР (106837 юаней в год) превышал в пересчёте на рубли уровень в 100 тыс. в месяц. Средняя месячная зарплата в РФ, по данным на февраль 2023 года, — 65094 рубля. Минимальная зарплата в Китае составляет сегодня 2590 юаней в месяц, что в переводе на рубли — более 29 тысяч. В РФ минимальная зарплата на сегодня 16242 рубля, то есть почти вдвое меньше.
Так что китайские товарищи очень хорошо, а главное, быстро умеют повышать жизненный уровень. И рост платёжеспособного спроса в государствах Центральной Азии Китаю совсем не помешает.
А что Российская Федерация? Безусловно, встаёт с колен. Но уже где-то глубоко на периферии этих масштабных процессов.