Ленин и Маркс о коммунизме

Если читать Ленина с необходимой вдумчивостью, то нельзя не увидеть полное совпадение, по сути, его взглядов со взглядами Маркса и Энгельса на коммунизм как переходную эпоху, а не как на очередной  способ производства. Как на тип развития, противоположный предысторическому, включая капитализм, в котором общественное бытие определяло сознание людей, а не наоборот. То есть согласно взглядам как Маркса так и Ленина, коммунизм есть эпоха, в которой общество освобождается от власти объективных законов. Иначе говоря, общественное сознание определяет бытие.

Особая и очень актуальная тема – суть социализма. Из всего массива суждений о нём классиков марксизма однозначно вытекает следующее:

1.Социализм есть часть  коммунизма, его первая фаза, неразрывно связанная с диктатурой сознательного, организованного в партию нового типа рабочего класса, которая превращается в нового, сознающего свою миссию, субъекта истории.

2.Целью социализма является последовательное уничтожение трёх слоев частной собственности: распределения, обмена и производственного потребления. Достижение этих целей невозможно без теоретической работы партии, без разработки теории прохождения каждой ступени социализма.

3.Все остальные черты социализма, в т.ч. связанные с национальными особенностями – сопутствующие главному, сути социализма как первой фазы коммунизма.

ТЕЗИСНО

— Предыстория, по Марксу (Энгельсу), было «царством естественной необходимости»,  то есть общество развивалось по объективным, от воли и сознания людей независимым закономерностям.

— Коммунизм, сделали вывод основоположники марксизма в своих ранних рукописях, оставшихся неизвестными обществу до 1932-1933 года, — это эпоха ОБРАТНАЯ всей предыстории, а не только капитализму.

Таким образом, если искусственно не противопоставлять Ленина и Маркса, их взгляды на коммунизм как на целую многоступенчатую эпоху разнятся только в словах.

— Понятия «социализм» и «коммунизм» на первых порах, — утверждал Ленин, —  почти одно и то же, но постепенно разница между ними будет углубляться и достигнет огромных размеров.

— Коммунизм – это не здание, построенное под ключ, а длительный процесс. «Поэтому, — объяснял Ленин в 1920 г. делегатам съезда КСМ, — вы через 15 лет будете не только жить при коммунизме, но и СТРОИТЬ коммунизм.

— Почему через 15 лет, т.е. к 1936 (!) году? Потому что к этому сроку с участием коммунистической молодёжи рабочие и крестьяне создадут все необходимые условия для того, чтобы «открыть дверь коммунизма» как типа развития».

— Но из характеристики коммунизма как типа развития, в котором сознательно участвуют рабочие и крестьяне, следует логически неопровержимый вывод, что коммунизм – это «царство осознанной необходимости». То есть эпоха, в которой люди освобождаются от власти  объективных законов природы, своеобразно проявляющих себя в обществе. 

— Ленинское понимание высшей фазы коммунизма как эпохи, в которой людьми руководит только воспитанная с младых ногтей привычка жить по-людски, быть творцом, не нуждающимся ни в каких внешних ограничениях и контроле, полностью совпадает с взглядами Маркса, считавшего, что ПОСЛЕ КОММУНИЗМА общество войдёт  в «царство свободы», — в эпоху «положительного, начинающего с самого себя гуманизма». (У Ленина в «Философских тетрадях»: «Возвращение человека к самому себе – свобода»).

Итак согласно взглядам Маркса и Энгельса:

— «коммунизм есть становящиеся гуманизм, опосредованный с самим собой необходимостью уничтожения частной собственности».

— производственные отношения есть форма отчуждения, форма частной собственности — форма господства производительных сил над создавшими их людьми.

— Общество присваивает природу не в её первоначальной форме, а в уже очеловеченной. То есть производственные отношения очередного способа производства превращают Основное ПО предыдущего СП в подчиненный уклад, умножая т.о. присущую обществу многоукладность.

Поэтому частная собственность есть сумма всех производственных отношений, существующих в снятом виде, в виде укладов, в господствующем ОПО (основном производственном отношении).

— эпоха коммунизм — это цепочка коммунистических способов производства КСП), каждый из которых означает скачок в развитии  общества, перерыв постепенности, после которого следует возврат к эволюции и подготовка к очередному скачку.

И одновременно уничтожение частной собственности в коммунистической эпохе есть процесс отмирания государства.

— частная собственность должна быть уничтожена потому, что она превращает человека в частичное существо, в раба условий жизни, калечит его и физически, и морально.

— упразднение капиталистической частной собственности есть только первый, не всегда необходимый, шаг к её уничтожению, то есть к «положительному отрицанию». («Коммунист, который не понимает положительного содержания частной собственности, не только её не перерос, а даже ещё до неё не дорос» — К.Маркс)

— в социализме — первой фазе коммунизма организованному в партию и государство сознательному рабочему классу предстоит вслед за снятием капитала снять один за другим ещё два экономических уклада:

отчужденные отношения обмена между товаропроизводящими коллективами и производственное потребление – отраслевое разделение труда.

— Если организованный в компартию рабочий класс пришел к власти в стране с «менее развитым капитализмом» (Ленин о России), то он должен сначала доделать то, что не успела буржуазия – снять все нижележащие по отношению к госкапитализму экономические уклады, чтобы выйти на ступень государственно-монополистического капитализма.. И уже с этой ступени приступить к снятию слоев отчуждения один за другим, начиная с отчужденных производственных отношений распределения.

Так что никакого отхода от позиции Маркса и Энгельса по вопросу о пролетарской революции у Ленина нет, а есть решение проблемы «преждевременного» прихода коммунистов к власти, поставленной Ф.Энгельсом.

— Неизбежный, но разный по длительности, первый переходный период к социализму назван Лениным «социализмом в известном смысле» (СИС). В том смысле, что, овладев властью, рабочий класс получает юридическую возможность направлять развитие страны к социализму как типу общественного развития.

В странах высокоразвитых этот период был бы весьма коротким.

— Финансовый капитал нашел ответ на вызов рабочего класса, вызов коммунизма еще при жизни Маркса и Энгельса, о чем последний писал  Марксу, предсказывая, что британский капитал споосбен превратить рабочий класс в мелкобуржуазную сволочь через подкуп его частью награбленного в колониях. Недаром ни в Англии, ни в США так и не было сколько-нибудь влиятельной компартии.

— А в Европе комдвижение было погублено еврокоммунизмом, возникшем также на почве подкупа европейского рабочего класса.

Поскольку ступень госкапитализма возникла в СССР не органически, не с использованием силы экономики, не через «живое творчество масс» (Ленин), а была сформирована как госмонополия с помощью организационного (ВКПб) и административного (Советская власть) укладов, то, как только госмонополия выполнила свою миссию (к началу 50-х гг.), возникла осознанная Сталиным необходимость приступить к её демонтажу и к возврату полновластия Советской демократии. Но в силу известных причин сделать это не удалось, что положило начало системному кризису КПСС и Советской власти.

—  Компартия при социализме является новым субъектом истории. И от того, насколько глубоко она это осознает, зависит всё. При руководстве вполне осознающей свою роль компартиироль самих трудящихся, их образованность, культура, сознательность, общественная активность закономерно растут.

— Реформа Косыгина позволила некоторым трудовым коллективам выйти на высокий уровень эффективности именно потому, что, активно участвуя в выполнении общегосударственных планов, они были самоуправляемыми, свободными в решении всех вопросов жизни своего коллектива в рамках обязательных государственных производственных и социальных нормативов, в то время — в рамках КЗОТ и поэтому работали как передовые кооперативы.

— Вот пример МНТК «Хирургия глаза» С.Фёдорова. Как писал сам Фёдоров, он добился от Косыгина соответствующего разрешения. Не выходя за рамки госфинансирования, МНТК распоряжался своими дополнительными доходами, полученными за счёт повышения производительности труда коллектива. Новая организация труда и технология изготовления искусственных хрусталиков позволили снизить стоимость лечения и резко увеличить число излечиваемых, а прибыль использовать как для развития МНТК, так и для повышения уровня и качества жизни коллектива.

Отсюда все поразительные успехи МНТК.

Тот же принцип был применен С.Федоровым в «лежачем» колхозе, который стал, по просьбе Косыгина, подсобным хозяйством МНТК. Литр качественного молока при установленной стоимости в 36 копеек покупался у бригады за 16 копеек, в 20 копеек оставались в полном распоряжении бригады. Вскоре в бывшем колхозе исчезло воровство, коровы стали ухоженными и удойными, поскольку, чем больше качественного молока бригада производила и сдавала, тем весомее становилась зарплата работников.

— Таких примеров советская эпоха знает немало, но они были именно отдельными примерами, а не осознанным направлением в работе правительства как всеобщего работодателя. Однако именно осознанная политика превращения отчужденных производственных отношений распределения в производительную силу общества и была необходима. Иными словами, к 50-ым годам необходимость демонтажа госмонополии стал вопросом жизни и смерти социализма.

— Трудящиеся России должны сегодня понять, быть нами убеждены, что после восстановления Советской власти они станут хозяевами своей судьбы на своем предприятии в рамках комплекса обязательных государственных нормативов. Иначе мы их поддержку не завоюем.

— В условиях Советской власти после завершения процесса передачи всем трудовым коллективам отношений распределения труд перестанет быть по его характеру  наёмным. Возникнет единый народно-хозяйственный технологический комплекс, в котором товаропроизводящие коллективы будут находиться друг с другом в отношениях товарообмена через посредство и под контролем Госплана. А экономические интересы коллективов будут защищены денежными счетами в Госбанке. Если при госмонополии формой власти в экономическом смысле является капитал, то после передачи функции распределения трудящимся формой власти становятся деньги.

— Снятие отношений обмена (вторая ступень социализма) приведёт к исчезновению товарно-денежных отношений в области производства. Защита экономических интересов трудовых коллективов будет осуществляться с помощью ПРАВА. Право как форма власти.

— Третья студень социализма — снятие отраслевого разделения труда с выходом на ступень «полного социализма» («страна-фабрика» — Ленин). Место ПРАВА в защите интересов трудящихся (формой власти) займут отношения РЕГЛАМЕНТАЦИИ ч помощью законов..

Сам тип развития, поднимающий всё выше и выше сознательную активность масс, обеспечивающий громадный рост производительности труда станет гарантией несокрушимости социализма.

Л.Сорников

ЛИТЕРАТУРРА

 Маркс К. «Экономические и философские рукописи 1844 г.

Маркс К., Энгельс Ф. «Немецкая идеология».

                                     Святое семейство», «Коммунистический манифест»

Ленин В.И. «Философские тетради». «Очередные задачи советской власти» — оба варианта, «О продовольственном налоге», «О кооперации», «О нашей революции. По поводу записок Суханова», «Первый всероссийский съезд по внешкольному образованию». — ПСС, т.38.