Тамбовщина – оборонительный рубеж

Встречая очередную, 78-ю, годовщину Великой Победы советского народа над германским фашистским милитаризмом и его сателлитами, хотелось бы вновь и на основе неопровержимых архивных данных показать исключительную роль Коммунистической партии в развёртывании гигантской работы по превращению страны в единый боевой лагерь, в мобилизации всех сил партийного и государственного аппарата, всего советского народа на решение архисложнейших политических, организационных, хозяйственных и военных задач. В этом гигантском котле необходимых и неотложных военных решений ответственные задачи встали и перед Тамбовской областной парторганизацией, и перед всеми трудящимися нашего региона. ЦК ВКП(б) поставил перед руководящими партийными и советскими органами задачу скорейшего решения вопросов перестройки всей партийной работы в соответствии с неумолимыми требованиями военного времени.

К июню 1941 года после проведения всех территориально-административных преобразований на учёте в областной партийной организации состояло 25 721 членов и кандидатов в члены ВКП(б). Они были объединены в 1 616 первичных парторганизаций, 252 кандидатские и 3 партийно-комсомольские группы. К тому времени партийным влиянием были охвачены все промышленные предприятия. В сельском хозяйстве они действовали в 49 совхозах, 88 МТС, 191 колхозе.

С началом войны лучшие свои силы партия отправила на фронт. В итоге за первые полгода сражений численный состав нашей тамбовской парторганизации уменьшился до 15 881 человека, значительно сократилось число первичных отделений.

Мы все знаем, что наземные боевые действия на территории Тамбовской области в годы Великой Отечественной войны не велись, но работа по мобилизации, формированию отрядов народного ополчения, трудовых батальонов, организации работы госпиталей, выпуска промышленной и сельскохозяйственной продукции не прекращались ни на минуту.

Когда фашиствующие орды выдвинулись в 1941-м к Ельцу и Воронежу, область объявлялась дважды прифронтовой зоной. Чуть более 100 км до линии фронта – это опасное соседство. Над Тамбовом и всем регионом нависла смертельная опасность. От массированных бомбёжек врага никто застрахован не был.

Продвижение войск противника определило необходимость строительства укрепрубежей на западном направлении. В соответствии с решениями ГКО СССР и областного комитета обороны областной центр начал усиленно готовиться к отражению атак противника. В этот период Тамбовская область стала иметь большое стратегическое значение. Архивные материалы позволяют чётко определить на основе постановлений и распоряжений властей мероприятия по мобилизации населения на строительство укрепрубежей.

Так, 2 октября 1941 года принимается решение о мобилизации 4 тысяч человек из областного центра. 27 октября объявлена трудовая повинность для проведения работ по строительству оборонительных рубежей вокруг Мичуринска. 28 октября начинается сооружение оборонительной линии в районе Котовска. 3 ноября 1941 года отдаются распоряжения об организации обороны Мичуринска в связи с приближением линии фронта. Причём плановые задания по привлечению населения на строительство оборонительных рубежей постоянно росли. Об этом свидетельствуют телеграммы-шифровки членов ГКО СССР. Так, Л.П. Берия в шифровке от 14 ноября потребовал начать строительство укрепрубежа Грязи–Добринка–Щучье–Архангельское–Восточная Таловая–Калач–Богучар и мобилизовать в порядке трудовой повинности физически здоровое население области в количестве 75 тыс. человек.

Физически здоровые – это мужчины в возрасте от 18 до 55 лет и женщины в возрасте от 18 до 50. При этом мобилизованные по трудовой повинности должны были иметь тёплую

одежду, тёплую исправную обувь, запас белья. За счёт колхозов их снабжали лопатами, пилами, топорами, ломами и прочими необходимыми инструментами. Население районов в результате трудовой мобилизации группировалось в рабочую колонну, которой руководил один из секретарей райкома.

А вот на строительство оборонительного рубежа, проходящего по Тамбовской области, во исполнение указаний Государственного комитета обороны, Бюро Тамбовского обкома ВКП(б) и облисполком привлекли уже более 105 тыс. человек. В их постановлении от 3 декабря 1941 года было сказано: «Направить к 8 декабря в распоряжение 15-го и 16-го управлений оборонительных работ НКО для работы на рубеже 400 человек инженерно-технических и административных работников, мобилизовав их на предприятиях и в учреждениях города и области. В распоряжение 16-го управления для работ по строительству обвода г. Тамбова направить следующие строительные организации со всем персоналом, транспортом и потребным оборудованием: Горстройтрест, 10-ю контору «Моспромстрой», 46-й стройучасток, «Вяземлаг». Персональная ответственность за проведение столь ответственных мероприятий – мобилизации 105 тыс. человек, организацию рабочих колонн, обеспечение питанием и инвентарем мобилизованного населения возлагалась на первых секретарей райкомов ВКП(б) и председателей райисполкомов. Тем постановлением ставилась задача и начальнику управления НКВД по Тамбовской области о направлении на строительство 7 тыс. заключённых.

Необходимо отметить, что тогда, невзирая на сложность и критичность положения, власти заботились и о здоровье, и о приемлемом быте мобилизованных в трудовые колонны. Вместе с ними по распоряжению партийных органов на рубеж направлялись врачи, средний медперсонал. Укомплектовывались по потребному количеству аптечки, дезкамеры, душевые установки.

Не забывали партия и облисполком о передвижных ларьках-фургонах, про торговлю предметами ширпотреба и продтоварами. А в районах дислокации населения отдел агитации и пропаганды обкома обеспечивал их центральными и местными газетами. На места стройки оборонительных рубежей направлялись библиотеки-передвижки, лекторские и художественные группы, кино- и радио- передвижки. Советская власть, несмотря ни на что, проводила принципиальную политику всесторонней заботы о жизни людей.

Да, всё это была ответственная работа партийных и советских органов. Это была мобилизация на борьбу с врагом. Претворение в жизнь лозунга «Всё для фронта! Всё для победы!» требовало неимоверного напряжения сил и средств. Это вам не мобилизация на выборы с заданными цифрами. Там, за цифрами, в той войне стоял один выбор – жизнь или смерть!

В канун нового 1942 года, 31 декабря 1941-го, в соответствии с телеграммой наркома внутренних дел, члена ГКО Л.П. Берии и решением Верховного Совета Брянского фронта Тамбовскому обкому было приказано начать строительство оборонительного фронтового рубежа по линии Сосновка–Левые Ламки–Стежки–Челновая-Рождественская–Челновая-Покровская–Лысые горы–Селезни–совхоз «Комсомолец», а также в пунктах Незнановка, Эксталь, Покрово-Марфино, Ново-Знаменка, Михайловка.

Жители Тамбовщины, не щадя себя, сооружали окопы с ходами сообщения, гнёзда для пулемётов, орудий и миномётов, блиндажи, противотанковые рвы и сооружения. И это в ужасно суровую и снежную зиму 1941/1942 года. Так завершался первый этап мобилизации тамбовчан на строительство укрепрайонов.

Второй этап активного строительства оборонительных рубежей пришёлся на конец мая 1942 года. 20 тысяч тамбовчан и 3 800 подвод были направлены в Воронежскую область. А когда начались бои за Сталинград и Кавказ, на строительство рубежей Брянского фронта было направлено ещё 25 тыс. человек и 800 подвод.

В отличие от первой мобилизации теперь, летом 1942 года, мобилизованным производили оплату за выполненные работы по действующим государственным расценкам и нормам и оплату суточных и командировочных за время пути к месту работ и обратно в порядке, установленном наркоматом обороны.

Последняя трудовая мобилизация населения области была организована в соответствии с постановлением обкома ВКП(б) и Тамбовского облисполкома от 18 ноября 1942 года «О привлечении сельского населения в порядке платной трудгужеповинности к работам по укреплению городов и крупных населённых пунктов». Организационная структура последней, так скажем, тамбовской трудовой мобилизации несколько отличалась от предыдущих. Во-первых, увеличивались сроки мобилизации до двух месяцев, во-вторых, привлекалось население, не работающее на предприятиях и в учреждениях, в-третьих, упор был сделан на эвакуированных. По последнему постановлению на работы было привлечено 40 тыс. 740 человек и 850 подвод с возчиками из числа единоличников и колхозников.

Параллельно с этими важнейшими вопросами партия решала и массу других, столь же неотложных и требующих к себе пристального внимания. Уже в июле 1941 года началось формирование отрядов народного ополчения и групп самообороны. Всей работой в тот период руководил городской комитет обороны под председательством первого секретаря обкома ВКП(б) Н.А. Логинова. Данный орган объединил под партийным руководством гражданскую и военную власть в Тамбовской области. Именно областной комитет обороны стал тем военно-организаторским и мобилизационным центром, который подчинил интересам войны всю деятельность партийных, советских, комсомольских и профсоюзных организаций. К октябрю 1941 года численность отрядов народного ополчения достигла 24 662 человек. Их штабы подчинялись непосредственно секретарю обкома Н.И. Невежину.

Когда фронт максимально приблизился к границам Тамбовской области, на её территории ускоренным темпом начали создаваться партизанские и разведывательно-диверсионные школы и группы, а также истребительные отряды для организации борьбы с немецкими агентами разведки и диверсантами. В лесах Тамбовщины развернулась работа по созданию партизанских баз. К октябрю 1942 года отряды и группы были созданы во всех районах области. В 118 созданных партизанских подразделениях в штате числилось 3 006 бойцов. Их руководителями были назначены начальники районных отделов НКВД. Общее руководство ими осуществляли начальник областного управления НКВД С.Т. Митряшов и его заместитель В.П. Пресняков.

Это в наше время всякая либеральная свора да их недалёкие подпевалы, судя по себе, любят представлять сотрудников НКВД отпетыми негодяями, которые якобы только и делали, что ломали судьбы честным людям. Так и хочется спросить у этих умников: «А кто принял на себя первый удар фашистов?» Пограничные войска НКВД! «А кто ловил шпионов и разоблачал агентов и диверсантов?» Сотрудники СМЕРШа. «А кто боролся с воровством и бандитизмом в тылу?» Всё они же, сотрудники НКВД. Эти люди были буквально на передовой борьбы с врагом и на фронте, и в оккупации, и в тылу – гибли не только от рук фашистов, но и предателей-коллаборационистов, и криминального антисоветского элемента, но везде долг свой перед страной и народом выполнили с честью. Сегодня же мы видим, как ведёт себя либеральный сброд, когда вновь над страной нависла угроза. Сколько подлых, лживых фильмов и статей проникло в души и сердца наших людей благодаря попустительству или с согласия властей на обливание грязью истинных героев той войны.

Сотрудники НКВД к концу 1942 года сформировали в области также и 48 подпольных диверсионных групп, в которых числилось 216 коммунистов и комсомольцев. Областное НКВД сформировало спецотряды для организации охраны населённых пунктов, объектов связи, складов, зернохранилищ, предприятий, железнодорожных путей и сооружений на них. В результате за годы войны разведка фашистской Германии, как ни пыталась, но так и не смогла дезорганизовать работу оборонных предприятий области.

Когда фронт начал приближаться к Тамбовщине, участились и налёты на её территорию фашистской авиации. К октябрю 1941 года они усилились и достигли своего пика летом 1942 года. Враг рвался к Воронежу и Сталинграду. Ещё в ноябре 1941 года постановлением Совнаркома Тамбов был включён в число пунктов противовоздушной обороны. Тамбовская область, несмотря на все предпринимаемые меры, постоянно подвергалась бомбовым ударам фактически более полутора лет в 1941–1943 годах. В первую очередь немцы бомбили промышленные центры области и железнодорожные узлы – Тамбов, Мичуринск, Котовск, Кочетовку. В указанных городах создавались пункты противовоздушной обороны, формировались бомбоубежища и укрытия. Повсюду были сформированы пожарные роты, и работы у них хватало.

Специалисты усиленно работали по подготовке инструкторов противовоздушной и химической обороны. Уже к августу было подготовлено более 4 тыс. человек. Рассматривая этот материал, я прошу всех читателей нашей газеты обратить внимание на ту гигантскую работу партийных и советских органов нашей области, проделанную ими по подготовке к отражению агрессивных планов фашистской Германии и её европейских подстилок.

При этом хотелось бы задать простой вопрос, актуальный в любое время: а сегодня знает ли кто из читающих этот материал, куда ему бежать и где укрываться в случае воздушной тревоги? Умеет ли он пользоваться противогазом и другими средствами индивидуальной защиты? Да и вообще, есть ли в Тамбове какие-либо убежища? А раньше каждый знал свой манёвр. В школах и училищах, на заводах и фабриках всех инструктировали, куда прибыть в случае воздушной тревоги, кто к какому убежищу должен направиться, какое предприятие и откуда осуществляет эвакуацию людей.

Теперь информация о потерях бесценных жизней наших земляков в результате воздушных атак люфтваффе. Первый авиационный удар был нанесён по Тамбову 11 октября 1941 года. Жертвами стали трое детей. В результате следующих трёх налётов погибло 25 человек и 57 были ранены. Налёт 25 ноября унёс жизни ещё 20 человек. Был разрушен ряд зданий. После захвата врагом Орла немецкие самолёты начали бомбить Тамбовщину с орловского аэродрома.

Наиболее от налётов пострадала узловая станция Кочетовка. Немцы бомбили её ежесуточно с 8 по 29 июня 1942 года. Через эту узловую станцию в тот период шли наши эшелоны в район Сталинграда. В ночь с 28 на 29 июня был нанесён самый массированный удар, жертвами стали 456 человек.

8 июля 1942 года на пороховом заводе г. Котовска вследствие налёта фашистской авиации случился крупный пожар. Завод был стратегически важным объектом и для фашистов являлся целью для уничтожения. И вот прорвавшийся из-за линии фронта вражеский самолёт сбросил на Котовск несколько бомб. Одна из них попала на территорию завода, угодила прямо в вагонетку с порохом. Взрыв, и мощное пламя ударило в небо, перебросилось на здание №123, где работала одна из смен. Погибли 33 человека. Ещё одна работница скончалась через несколько дней в военном госпитале от полученных ожогов. Это были преимущественно женщины и молодые девчонки, которых война заставила прийти на опасное производство вместо мужчин. Ещё ряд бомб не взорвались, упав недалеко, в окрестностях Котовска.

Г.Н. Балашов, сторонник нашей партии, рассказал, как его отец позже указывал военным места, куда упали неразорвавшиеся бомбы, – он специально наблюдал за налётом и всё примечал. Военные поблагодарили мужчину за наблюдательность и смекалку.

Всего жертвами бомбардировок в нашей области стали более 2 тысяч человек, раненых свыше 6 тысяч. 5,5 тыс. зданий и сооружений были разрушены. «Юнкерсы» и «Хейнкели» принесли много горя области в прифронтовой зоне. Всего Тамбовщина потеряла в той страшной войне свыше 240 тысяч человек.

Сегодня на нашей малой родине в каждом её уголке в память о погибших поставлены памятники. Область дала 250 Героев Советского Союза, 50 полных кавалеров ордена Славы. Десятки тысяч награждённых орденами, сотни тысяч – медалями. Но до Победы нужно было ещё дойти.

В марте 1943 года бомбёжки Тамбова прекратились. В мае того же года ЦК ВКП(б) принял решение о ликвидации у нас чрезвычайных органов партийного руководства – они в полном объеме выполнили возложенные на них ответственные задачи. В 1943 году в результате успешных наступательных операций родной Красной Армии, когда были освобождены Воронежская, Курская, Орловская области и окружён враг в Сталинграде, Тамбовская область перестала быть прифронтовой.

В целом за годы войны, несмотря на первоначальную убыль, тамбовская парторганизация укрепила и расширила свои связи с широкими массами трудящихся. Удивительно, но в эти годы постоянно возрастал приём в партию. Вот цифры. Во втором полугодии 1941 года в партию кандидатами было принято 613 человек, в 1942 году – 2 594, в 1943-м – 4 179, в 1944-м – 4 373. Всего кандидатов и членов 22 211 человек.

Тысячи наших земляков, рабочие, колхозники, интеллигенция доверили свою жизнь партии Ленина, они верили Сталину, они хотели защищать советский строй будучи коммунистами и, если надо, умереть ими! ВКП(б) была поистине сражающейся партией. Она была настоящим организатором Победы советских людей над фашистской Германией. Пройдут годы, и они обязательно заставят грядущие поколения поставить в нашей стране памятник Коммунисту – бойцу и созидателю!

Е. КОЗОДАЕВА,

секретарь Тамбовского ОК КПРФ