С.М. Фишман: «Беда, коль пироги начнет печь сапожник, а сапоги тачать пирожник…»

С огромным вниманием ознакомился с отчетным докладом руководителя «Русского лада» В.С. Никитина, с которым он выступил на съезде этого движения.

Надо прямо сказать, Владимир Степанович не разочаровал, представив в очередной раз что-то неудобоваримое из намеков на национализм и черносотенных лозунгов.

В докладе и я удостоился его вниманием, обозначив мою фамилию как «фишман» с прописной буквы. Думаю, что здесь, не смотря на весь пафос «собирателя земли русской», изнутри у проповедника-объединителя, прорвалось его истинное антисемитское естество. Вот только хочется напомнить этому поборнику русскости и русскомыслия, что если он заглянет в список советских ученых лауреатов Нобелевской премии, то обнаружит там достаточно много «фишманов», которые сделали для страны в сотни раз больше, чем его могучий «Русский лад».

Я приветствую, когда люди, объединенные некой идеей, совместно пытаются ее реализовать. Вот и «Русский лад», как объединение, стремящееся сохранить народные традиции, обычаи, дух народного творчества и т.д., проводит соответствующие конкурсы, фестивали, литературные представления и т.п., сплачивает людей, укрепляет в них национальный дух. Хотя я сторонник все же интернационального содержания подобной деятельности.

Но не это главное в отчетном докладе. Смешно было бы надеяться, что Владимир Степанович ограничится изложением итогов подобной культурно-просветительской деятельности. Слишком мелко для такой фигуры, как Никитин. Как говорилось в одном из советских фильмов: «А не замахнуться ли нам на самого Шекспира?!» Вот и Никитин ни много, ни мало преподносит аудитории свои изыски в области новой теории обустройства общества. Поражает широта поднятых тем, порой суженных до любимого им «русскомыслия».

Главную задачу, которую ставит Никитин, в том числе и перед КПРФ, — спасти нацию и «уникальную русскую цивилизацию», для чего надо объединить необъединимое, а именно «коммунистов и патриотов, верующих и атеистов, русских и другие коренные народы России, всех русскомыслящих людей». Владимир Степанович, провозглашая лозунги, не указав как это сделать на практике, забывает, что уже подобные попытки предпринимались и с треском проваливались. Забыл автор этой «благородной» цели и слова Ленина, который учил нас, что для того, чтобы объединиться надо сначала размежеваться. Объединить людей можно только на понятной для людей идее, которая совпадает с их интересами, как это случилось в 1917 году. Не надо играть словами «уникальная», «единственная», «неповторимая»: в этом мире все уникально, в том числе и каждый человек, включая Никитина.

Посоветовавшись с «выдающимися» мыслителями А.А. Зиновьевым, А.П. Федотовым, Н.М. Чуриновым и зарубежных «мыслителями» Стендингом, Пикетти, Хокингом, Владимир Степанович приходит к выводу, что «современный мир находится на крутом переломе истории. Сейчас коренным образом меняется вся картина мира, а вслед за ней идёт глобальная смена мировоззрения. Главными политическими игроками на планете уже стали не национальные государства, а целые цивилизации. Поэтому современная война носит ярко выраженный цивилизационно-мировоззренческий характер. В ней цивилизации бьются между собой за право осуществлять дальнейшую эволюцию человечества не стихийно, а управляемо по своему проекту в соответствии со своим мировоззрением». И обратно-таки, одни словеса. В чем именно идет смена мировоззрения? Ведь мировоззрение — это представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества. Где в этой системе общественного бытия и общественного сознания произошел и происходит перелом? Да, картина мира меняется, но система ценностей остается прежней, пусть даже и с китайской спецификой. Что касается войн цивилизаций, то, во-первых, Никитин ни разу не объяснил, что же он понимает под термином «цивилизация». Рассуждая логически, можно сказать, что цивилизация – это общность людей, объединенных территорией, языком, культурой, психологическим складом и общей экономической деятельностью. «Так это же сталинское определение нации», — скажет марксист. И будет прав. Вот почему ни Ленин, ни Сталин практически не оперировали этим понятием, поскольку оно представляет лишь внешнюю оболочку, под которой скрыта борьба противоречий, а в классовом обществе еще и классовая борьба, определяющая развитие общества по своим объективным законам, открытым Марксом и Энгельсом. Но что для Никитина Маркс и Энгельс с их марксизмом: пора их отправить на свалку. Интересно, мог ли Никитин задать себе вопрос: а что же это были за войны, когда Невский отбивался от псов-рыцарей, или когда татаро-монголы пришли на Русь? Разве здесь не сталкивались цивилизации, или это были разборки между пацанами? Единственное отличие прошлых войн от нынешних заключается в том, что тогда и смерды, и бояре сражались в одном строю. Сегодня, подгоняемые капиталом, воюют и убивают друг друга простые нищие русские ваньки ради приумножения капитала. И ничего нового в этом нет!

Богата фантазия у Владимира Степановича на всякие выдумки и придумки. Чего только не пришло в голову пережденного марксиста: здесь и антропокосмизм, и сталинское русскомыслие, и даже русскость ленинизма. Это напоминает мне еще одного «ученого», любителя новшеств в определениях, Субетто. Думаю, он легко мог подхватить почин Никитин, добавив к его словам свою приставку — ноосферный космизм, ноосферный русский космизм, ноосферный ленинизм и т.д. Вот так сегодня делается «прорыв» в науке. Верно когда-то сказал профессор Преображенский из «Собачьего сердца»: «Разруха не в клозетах, а в головах».

Ну, и не могу обойти молчанием еще один шедевриальный пассаж доклада. Он касается некоего понятия «хронополитика». Под ним, кажется, поскольку Владимир Степанович, как всегда, не утруждает себя раскрытием смысла вводимых им терминов, понимается способность человека управлять временем. До сих пор, как известно, никому не удавалось управлять временем. Единственный человек, который посягнул на это – А. Эйнштейн, из общей теории вероятности которого следует, что на объекте, движущемся со скоростью, близкой скорости света, время замедляется. Но для чего приписывается такая возможность Ленину и Сталину, которые «успешно применяли законы хронополитики для управления советским обществом и успешного достижения заявленных целей». Во-первых, что это за законы? Ответа нет! Во-вторых, ключ успешного руководства вождями обществом заключался в их глубоким знаниии материалистической диалектики, в отличие от Никитина. Эти знания давали возможность рассматривать текущую ситуацию всесторонне, в ее развитии, видеть возможные итоги и последствия, и принимать в итоге правильные решения, избегая ошибок.

И вот всю эту галиматью предлагается партии и всем нам взять на вооружение. «Мы считаем, что надо вооружить Левопатриотический народный фронт новыми знаниями о современном мире. Для этого необходимо подняться на цивилизационно-мировоззренческий уровень осмысления мира и создать обновлённый понятийный аппарат для современного мышления. Этот понятийный аппарат и будет основным оружием русскости» — с пафосом вещает Никитин. Вот так – ни много, ни мало! При этом лозунгами Русского лада» остаются: «Мир, Державность, Народовластие, Разум, Труд, Достаток, Справедливость». Все очень знакомо. Не хватает для полноты еще добавить и «Самодержавие».

Трудно поверить, что такой бред может привести Россию к социализму.

Прав был Крылов: «Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник дело не пойдет на лад. Да и примечено стократ, что кто за ремесло чужое браться любит, тот завсегда других упрямей и вздорней: он лУчше дело всё погубит…»

С.М. Фишман,

д.т.н.