Метрополитен-музей в Нью-Йорке без лишнего шума переклассифицировал некоторые картины в своей коллекции из русских в украинские, сообщает Си-Эн-Эн. Произошло это под давлением украинских «экспертов», которые посчитали старое описание «ошибочным». Под раздачу попали в том числе Репин и Куинджи, теперь они фигурируют в каталогах как украинцы.
Журналистка и историк искусства Оксана Семеник уже много месяцев проводит «активную кампанию отмщения», призванную убедить галереи и музеи в США в необходимости переклассифицировать предметы искусства, которые, по её словам, ошибочно преподносятся как русские.
Теперь Репин, известный художник XIX века, родившийся на территории современной Украины, значится в каталоге Метрополитен-музея как «украинец, родившийся в Российской империи», а в начале описаний каждой его работы теперь говорится, что «Репин родился в провинциальном украинском городе Чугуев, когда тот ещё был частью Российской империи».
На своей странице в Твиттере под названием «Ukrainian Art History» («История украинского искусства»), на которую подписаны более 17 тысяч пользователей, Семеник утверждает, что «все знаменитые пейзажи Репина — об Украине, Днепре и степях. Но они также об украинском народе».
Куинджи, один из современников Репина, родился в Мариуполе в 1842 году, когда этот украинский город входил в состав Российской империи. Данные о его национальности в каталогах Метрополитен-музея тоже были обновлены. Теперь в описании картины Куинджи под названием «Красный закат» говорится, что «в марте 2022 года Художественный музей Куинджи в Мариуполе, Украина, был разрушен в результате авиаудара».
В интервью Си-Эн-Эн Семеник призналась, что она постаралась перенаправить свой гнев, вызванный российской специальной военной операцией, в русло усилий по продвижению художественного наследия Украины. Теперь она использует свою страницу в Твиттере, чтобы рассказывать всему миру об украинском искусстве.
Семеник очень повезло, что она жива. В марте прошлого года сия дама несколько недель находилась в ловушке в Буче. Пряталась в подвале здания детского сада, прежде чем ей и её мужу удалось выбраться оттуда и спастись, пройдя пешком около 20 километров.
Она начала свою кампанию после визита в Ратгерский университет в Нью-Джерси в прошлом году. Помогая кураторам, Семеник с удивлением обнаружила, что художников, которых она всегда считала украинскими, там называли русскими.
«Я поняла, что работы многих украинских художников попали в коллекцию произведений русского искусства. Из 900 так называемых русских художников 70 были украинцами, а 18 — уроженцами других стран», — пояснила она.
Семеник изучила коллекции других американских музеев, в частности Метрополитен-музея и Музея современного искусства в Нью-Йорке и Филадельфии, и — о, ужас! — обнаружила ту же тенденцию: украинские художники и украинские пейзажи были представлены как русские. Тогда она начала писать письма в музеи и галереи. Поначалу приходившие ей ответы были формальными и уклончивыми. «И тогда я по-настоящему разозлилась», — сказала она. За этим последовал долгий диалог с кураторами, который длился несколько месяцев.
Семеник не одинока, есть и другие украинцы, которые публично призывают к внесению изменений. В прошлом году Олеся Хромейчук, чьего брата убили на фронте на востоке Украины в 2017 году, написала в немецком журнале «Шпигель»: «Каждый поход в лондонскую галерею или музей с экспонатами из мира искусства или кино Советского Союза обнаруживает сознательную или излишне упрощённую ошибочную интерпретацию этого региона как одной бесконечной России — каким его хотелось бы видеть нынешнему президенту Российской Федерации».
Под давлением нескольких украинских учёных Национальная галерея в Лондоне (на снимке) изменила название находящейся в её коллекции работы французского импрессиониста Эдгара Дега, на которой изображены две женщины в жёлтых и синих лентах, то есть лентах цветов украинского флага, с «Русские танцовщицы» на «Украинские танцовщицы». В апреле прошлого года представители галереи сообщили британской газете «Гардиан», что это был «подходящий момент для того, чтобы обновить название картины, дабы оно лучше отражало её тему».
По словам Семеник, она всё ещё ведёт диалог с Музеем современного искусства в Нью-Йорке, представитель которого сказал в интервью, что они рады любой информации о работах, собранных в коллекции музея: «Описания национальности могут оказаться очень сложной задачей, особенно если речь идёт о посмертной атрибуции. Мы применяем строгие передовые методы исследования и составляем описания с учётом установленной национальности художника на момент смерти и рождения, динамики эмиграции и иммиграции, а также меняющихся геополитических границ».
Семеник хотелось бы, чтобы Музей современного искусства обновил информацию и по Александре Экстер, которая на сайте музея значится как русская художница. «Она жила в Москве с 1920 по 1924 год. Она жила на Украине с 1885 по 1920 год, то есть целых 35 лет. А ещё она 25 лет прожила во Франции. С какой стати художница русская?» — говорит она.
По словам Семеник, развёрнутая кампания сделала её мишенью агрессивных нападок со стороны российских пользователей соцсетей, но она считает это своего рода комплиментом. Семеник утверждает, что её работа — это её собственный способ оказывать сопротивление России.