В последние 5-7 лет я прочитал много художественной литературы. Ежедневно по два часа провожу в метро. Чтобы не было скучно – читаю. Если я начну перечислять, что я прочел за последние годы – получится очень-очень длинный список. В основном – это классическая литература, в том числе из школьной программы.
Я, кстати, и в школьные годы много читал художественной литературы. Например, в первый раз «Войну и мир» прочитал еще в шестом классе. Во второй раз – в десятом классе. И в третий раз – совсем недавно.
На некоторые литературные произведения у меня кардинально поменялось мнение. Порой с плюса на минус, и наоборот.
Недавно возобновилась дискуссия о том, какие произведения следует включить в школьную программу по литературе. Выскажу и я свою точку зрения.
Я считаю, что надо тщательно подойти к изданию детской библиотеки. Издать большим тиражом детскую библиотеку в едином оформлении одной серией. Привлечь к этой работе лучших художников и оформителей. Но надо отобрать в эту серию только самое лучшее!
Детям начинают читать книги, начиная с шестимесячного возраста. Необходимо отобрать лучшие детские стихи (Барто, Чуковский, Михалков и т.д) и сказки (русские и зарубежные) и издать сборниками. Типа «Для одного года», «Для двух лет», «Для трех лет», «Для четырех лет», «Для пяти лет» и «Для шести лет».
Для начальной школы (1-3 классы) также нужно издать красочно оформленные хрестоматийные сборники с рассказами и сказками лучших писателей. Не только русских, но и зарубежных писателей. «Сборник для первого класса», «Сборник для второго класса», «Сборник для третьего класса».
Я полагаю, что нужно отобрать самые лучшие стихи русских поэтов о любви к Родине, к родителям. О любви к природе родного края, о том, что надо быть примерными детьми, хорошо учиться, помогать старшим, заботиться о младших и т.д. Считаю, что будет разумным издать эти стихи одной книжкой. В течение 10 лет ученики обязаны выучить эти стихи наизусть. Это будет полезно для развития памяти.
Далее. Вот этим сборником стихов и следует ограничить изучение поэзии в школе. Я считаю, что в школьной программе должен быть минимум стихов (чтобы развить память, и знать главных русских поэтов). Все эти поэмы, которое мы изучали раньше в школе, надо убрать. Все равно ведь это никто не читал!
Точно также я полагаю, что надо убрать из школьной программы все пьесы. Я, конечно, признаю гениальность «Горе от ума» и «Ревизора», но все это лучше посмотреть на театральной сцене, чем читать.
Знаете вы хотя бы одного человека, который в школьные годы прочитал всего «Гамлета»? Я такого не знаю.
А что же тогда оставить в школьной программе? Я считаю, что правильно будет оставить рассказы, повести и романы. Причем, в начальной школе достаточно ограничиться рассказами, для средней школы – повестями, а в старших классах – не только повести, но и большие романы.
Завершить школьный курс лучше романом «Война и Мир». Я считаю, что это книга на все времена, и навряд ли кто-то из писателей сможет эту книгу превзойти.
Но какие книги и романы нужно отобрать для школьной программы? Я считаю, что только те книги, в которых есть положительный главный герой (герои), с которых читателям следует брать пример.
Я противник книг, в которых главные герои — супергерои, со сверхчеловеческими способностями, фанатики и психически нездоровые люди.
Школьникам нужна увлекательная история с положительными героями (которые не сверхчеловеки), но которые преодолевают трудности, которые стремятся к совершенству, которые честно выполняют свой долг.
На мой взгляд, отличные и увлекательные книги для школьников «Робинзон Крузо», «Пятнадцатилетний капитан», «Два капитана», «Кортик», «Судьба барабанщика», «Том Сойер». «Четвертая высота» (про Гулю Королеву), «Сын полка», «Сильные духом», «А зори здесь тихие», «Судьба человека». Вот оно отличное и увлекательное чтение. Не обязательно, чтобы это были русские авторы. Почему бы не включить в школьную программу «Приключения Оливера Твиста» Диккенса. Это очень трогательная и поучительная история подростка. Андре Моруа — отличный писатель и благородный человек. Зоя Воскресенская, Всеволод Кочетов — я считаю, недооцененные писатели.
Но зачем в школьной программе история женщины, которая изменяла своему мужу, а потом бросилась под поезд? Я уважаю Льва Толстого, но его история про Анну Каренину не для школьников. Суицидное поведение – это патология.
Зачем мне истории от Достоевского. У него же нет ни одного положительного персонажа. В его книгах одни психопаты, зависимые игроманы. Говорят, что Достоевский и сам был такой.
Зачем мне приникать во внутренний мир Раскольникова? Он — убийца. Он совершил поступок за гранью дозволенного. Не имеют никакого значения его мотивы, школьникам незачем в это вникать. Школьникам достаточно знать, что Раскольников преступник, и поэтому должен быть наказан.
Я считаю, что нужно оставить за рамками школьной программы историю полоумного Дон Кихота. Чему должна научить эта история детей?
Или возьмем писателя Гончарова. У него есть увлекательная «Обыкновенная история». Очень полезное чтение для молодого человека. Эту книгу желательно включить и в школьную программу. А вот другая история Гончарова «Обломов» чему она научит наших детей? Главный персонаж в этой книге ничего не делает, вконец обленился, зарос грязью. Зачем наши школьники должны вникать в эту патологию?
Или другой психопат (или педофил) – главный персонаж книги Набокова «Лолита». Это, вообще, полное извращение. Зачем это нужно давать для чтения нашим школьникам?
В последние годы нахваливают Булгакова. Я трижды пытался прочесть его книгу «Мастер и Маргарита». И всякий раз бросал. Это просто какой-то бред! Зачем такие книги навязывать нашим детям?
Хороших писателей очень много, но надо отобрать по одной их самой лучшей книге, чтобы включить в школьную программу. Лучше шире представить школьникам русских и зарубежных писателей. Надо знать вкратце биографию этих писателей и хотя бы одно произведение.
Очень много достойных произведений отечественной и зарубежной литературы, которые остались за рамками школьной программы.
Вот недавно я прочитал книгу советского писателя В.М. Глинки «Судьба дворцового гренадера». Положительный герой, который прошел войну 1812 года. Потом судьба его забрасывает на службу дворцовым гренадером в Зимний дворец. На его глазах происходят важнейшие события в истории нашей страны. Он видит выдающихся современников. У этого человека очень благородная цель. Он копит деньги, чтобы выкупить своих родных из крепостной зависимости. И он решает эту проблему. В конце книги главный герой гибнет на тушении пожара в Зимнем дворце, но он оставляет о себе добрую память. Его жене и дочери назначают пожизненную пенсию. Кстати, у этого литературного героя есть реальный исторический прототип. Вот с какой историей надо познакомить наших школьников. Чтобы они с таких целеустремленных и положительных героев брали пример.
А нас знакомили с историями Печорина и Онегина. К чему мне история этих безумств? Зачем мне было знакомиться с этими «лишними людьми», с этой психической патологией?
К слову, у Лермонтова хорошие стихи «Бородино», а у Пушкина замечательная повесть «Капитанская дочка». Вот в этой книге есть положительные герои, такую книгу следует рекомендовать нашим школьникам.
Или возьмем «Первую любовь» Тургенева. Я напомню, что в этой книге подросток влюбляется в более старшую женщину, а потом случайно узнает, что эта женщина — любовница его родного отца (а папаша женат). Вы считаете, что школьникам нужна такая история?
У Тургенева замечательные «Записки охотника», но я бы оставил в школьной программе его «Отцы и дети». Причем, когда я недавно перечитывал эту книгу, меня больше заинтересовала не история Базарова, а история любви его друга — Аркадия. Вот положительный герой в этой книге и весьма поучительная история настоящей любви.
Мог бы привести и другие примеры, но не буду отнимать ваше драгоценное время. Думаю, что смысл моих предложений понятен. Также понимаю, что мои предложения могут кому-то показаться неожиданными и спорными, но все-таки рассчитываю найти единомышленников. Это мое личное мнение, которое я никому не навязываю.