Как-то раз Георгий Мартынюк гостил в родном Оренбурге у родителей. А тут телеграмма: надо срочно вылетать в Москву на киностудию.
В авиакассе билетов для простых людей не было. Табличка на окошке висела. В те времена авиабилеты еще не стоили как крыло самолета, но достать их было не просто. Или стой несколько часов на удачу в большой очереди таких же бедолаг, или ищи знакомства с кассиршей Людочкой или Ниночкой. Времени у Георгия Яковлевича на очереди не было, а вылетать надо было срочно. К тому времени его героя Пал Палыча Знаменского знала вся страна. Каждую новую серию «Следствие ведут ЗнаТоКи» ждали с нетерпением.
Поборов природную скромность, актер прямиком пошел в кабинет к какому — то чиновнику в аэропорт. Тот расплылся в улыбке, срочно вызвал Людочку или Ниночку. Велел ей срочно выписать уважаемого актеру авиабилет.
Не успел Георгий Яковлевич допить чашку чая, как кассирша принесла ему заветный авиабилет. Но на нем были правильно указаны его паспортные данные. А вот в графе ФИО значилось: «Знаменский Павел Павлович». Актер был тронут и долго хранил тот билет. А нужным рейсом он в тот день улетел. Похихикав и взяв автограф у артиста, Ниночка или Людочка быстро выписала ему новый билет.
Его Пал Палыча обожала вся страна, а сам актер не очень любил эту роль.
«Вы, может быть, удивитесь, но эта роль у меня, как бы это помягче выразиться, не самая любимая, хотя и сделала меня очень известным. Играя Знаменского, я чувствовал себя очень скованно, какой-то куклой. Каждый раз, когда выходила новая серия, переживал и надеялся, что в следующей обязательно буду играть по-другому» — делился актер.
Хотя именно она сделала его знаменитым. Актеру писали письма со всей страны, но не в театр. А на Петровку, 38. Кому — следователю Знаменскому П. П. Чаще писали женщины.
Одни просили его посадить хоть на 15 суток своего мужа-алкоголика, а другие вытащить из тюрьмы Ваню или Петю, который ни в чем не виноват. Писали ему и работники предприятий. Просили, чтобы он с Шуриком Томином и Зиночкой быстрей вылетали к ним на фабрику или завод и выяснили: куда и как просто фантастически исчезают доски, гвозди, вазы, колбасы, нитки, пуговицы. Кто где работал, тот от туда и нес производимую продукцию. С несунами и приписками тогда активно боролись.
Чтобы лучше вжиться в роль работы следователей, ЗнаТоКам приходилось проходить инструктаж в МУРе. Были они и на реальных допросах.
Вот как об этом вспоминал Георгий Яковлевич:
«Как всегда, заключенному, молодому парню, нас представили сотрудниками милиции. В какой-то момент следователь не выдержал и накричал на парня, несколько раз даже стукнул кулаком по столу. Заключенный неожиданно повернулся в мою сторону и сказал: “А вот следователь Знаменский с подследственными всегда разговаривает только вежливо”. Оказывается, в тюрьме уже посмотрели первые серии “Знатоков”.
Каневский, Мартынюк и Леждей были героями того времени. С такими ЗнаТоКами было нестрашно жить. Но у этой всенародной любви была и другая сторона. Актер хотел в кино играть классику, комедийных героев, даже бандитов. Но в кадре почти всегда он был в пиджаках или при погонах.
А когда сериал длиной двадцать лет наконец-то завершился, то никому бравые следователи оказались не нужны. Уже была другая страна,
были другие герои.
- Георгий Яковлевич Мартынюк всю жизнь прослужил в московском театре на Малой Бронной, на сцене которого сыграл десятки самых разноплановых ролей. Играл даже криминальных авторитетов.
«Много лет в Театре на Малой Бронной шла пьеса “Обвинительное заключение”. Ее поставил Лев Дуров. Мы с Леней Каневским играли заключенных. Мне досталась роль вора-рецидивиста по кличке Лимон. Можете представить, открывается занавес, и на сцене зритель видит сидящих на нарах Знаменского и Томина. Каждый раз минут пятнадцать мы не могли начать спектакль: в зале стоял сплошной хохот. Но зато потом зрители уже напрочь забывали о “Знатоках” и сопереживали героям пьесы.»
Свою первую заметную роль в кино актер сыграл у Владимира Басова в фильме «Тишина».
Чуть позже он снимется у того же Басова в «Метели».
Потом будут еще «Щит и меч», «Жили-были старик со старухой», «Гибель эскадры», «А зори здесь тихие», «День моих сыновей», «Слушать в отсеках», актер сыграет в десятке кино-спектаклей.
Георгий Яковлевич был дважды женат. Он не любил, когда лезли в его личную жизнь, и сам не лез в чужие дела. Он был тактичным человеком, у которого на первом месте была профессия.
Он пережил самое страшное. Похоронил свою единственную дочь Лизу, которой было всего 20 лет. Из-за неразделенной любви девушка добровольно ушла из жизни. Это случилось в 1985 году. Георгию Яковлевичу в тот год было 45 лет. Эта боль была с ним до самых последних дней. Врут люди, что время лечит…
Он сам себя «вытаскивал» из горя. Спасался работой. Помогала ему справиться с болью и вторая супруга, врач по профессии, Ниёле Прановна.
Они поженились в 1979 году. Ее дочку он воспитывал как родную. Да и годы спустя он души не чаял во внуках от приемной дочери. Он был замечательным дедушкой! Друзья и близкие потом говорили, что именно внуки хоть немного помогли ему справиться с душевной болью.
Звание «Народный артист Российской Федерации» ему было присвоено только в 63 года… Георгий Яковлевич не был нахрапистым. Он никогда ничего для себя не выбивал от властей. Да и ролей не выпрашивал.
О своих недостатках журналистам говорил открыто:
– У меня их сколько угодно. Основным своим недостатком считаю неуверенность в себе, я имею в виду в творческом плане. Постоянно какие-то колебания, сомнения. Мне кажется, что я делаю что-то не так. Это во многом мешает работе. Другой мой недостаток – то, что я уже больше сорока лет курю. Не хватает силы воли бросить. Так что, как говорится, основной мой враг – это я сам.
Еще в 2000 году актеру диагностировали рак легких с метастазами. Была операция, на которую он долго не соглашался. Мол, у меня тут спектакли, некогда мне по больницам лежать… Он выкарабкался и еще больше десяти лет играл на сцене, снялся в двух сериалах: «Тайны дворцовых переворотов» и опять примерил роль полковника Знаменского в «Следствие ведут ЗнаТоКи. Десять лет спустя».
За полтора года до кончины он тяжело заболел пневмонией. В родной Театр на Малой Бронной, которому отдал полвека, он уже не вернулся.
Умер Георгий Яковлевич Мартынюк 13 февраля 2014 года. Ему было 73 года. Похоронен актер на Троекуровском кладбище.