А ведь настоящее, всенародное празднование в государственном масштабе этого величайшего исторического события могло бы стать мощной идеологической акцией в условиях сегодняшнего противостояния с Западом. Но в Кремле снова верх взяли антисоветские, антикоммунистические настроения. Там боятся социализма и отказываются от советского наследия, вместо того чтобы им гордиться и продолжать. От чего же они отказываются?
С точки зрения историзма временной отрезок советской цивилизации был коротким. Тем убедительнее выглядят достижения первого социалистического государства в истории человечества. Приведём лишь самые обобщённые цифры. До революции экономика России характеризовалась слаборазвитой промышленностью и достаточно крепким, но децентрализованным сельским хозяйством. Стартовый экономический потенциал, с которого РСФСР начинала социалистическое строительство, был крайне низким: Первая мировая война поставила хозяйственную систему России на грань катастрофы, а иностранная интервенция и Гражданская война повергли страну в состояние глубокой разрухи. В 1920 году промышленной продукции выпускалось в 7 раз меньше, чем в 1913-м, а уровень сельскохозяйственного производства составлял немногим больше половины довоенного.
Аналогичным образом складывалась ситуация и в социально-культурном отношении. В европейской части СССР среди русского населения грамотность в начале 20-х годов ХХ века составляла около 25% (тогда как в странах Западной Европы в этот период грамотность взрослого населения превышала 90%). Что же касается так называемых национальных окраин Советского Союза — бывшей Российской империи (за вычетом Польши и Финляндии), — то безграмотность среди населения здесь была практически поголовной. В среднеазиатских регионах, в зависимости от этнического состава, грамотой владели религиозные деятели, но их число было ничтожно малым. На национальных окраинах также полностью отсутствовали элементы даже начальной системы образования (имели место единичные религиозные учебные заведения). Таким образом, Коммунистической партии и государству необходимо было решить с чистого листа масштабные социальные задачи в сфере культуры, обозначенные В.И. Лениным ещё в 1918 году: в первую очередь ликвидировать поголовную неграмотность, создать эффективную систему образования, подготовить современные кадры национальной интеллигенции, сформировать у «угнетённых трудящихся Востока» новое «социалистическое общественное сознание». Именно эти задачи ознаменовали колоссальный цивилизационный вызов молодому Советскому государству, с которым оно не только справилось на «отлично», но и сделало это в ничтожно короткий по историческим меркам срок.
Ещё 26 декабря 1919 года Совет Народных Комиссаров (СНК) принял декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР», который обязывал всё взрослое население страны от 8 до 50 лет ликвидировать свою неграмотность. Работа по тотальной ликвидации неграмотности в стране имела перспективный, многолетний общегосударственный характер, проводилась на жёсткой плановой основе со строгой периодической отчётностью, дисциплинарной практикой. Эта работа требовала огромных финансовых и кадровых вложений, разработки целой системы методик (практика массовой ликвидации неграмотности не имела аналогов в мире), масштабной управленческой деятельности на общегосударственном уровне.
Накануне Великой Отечественной войны безграмотность среди взрослого населения была в основном ликвидирована. За 20 лет, с 1920 по 1940 год, в Советском Союзе было обучено грамоте до 60 миллионов взрослых. В целом по Советскому Союзу грамотность среди взрослых в возрасте от 16 до 50 лет достигла 50%. Особенно глубоки были изменения в национальных республиках СССР. В Казахстане, Узбекистане, Киргизии и Таджикистане к 1939 году грамотность среди мужчин составляла более 80%, среди женщин — более 75%. Результат титанической работы всего государства и общества по преодолению неграмотности оказался поистине грандиозным: в течение 20 лет на 1/7 части суши было покончено с массовой неграмотностью.
Приведённый исторический пример является крайне показательным и, не побоимся утверждать, — уникальным! Менее чем за три десятилетия мирным путём была сформирована современная культура на территории, сопоставимой по размерам с континентом, да ещё и в условиях широчайшей национальной, культурной и религиозной палитры. Сопоставимые по масштабам (но не по срокам реализации!) примеры англо-саксонской цивилизации в качестве идеи подразумевали колониальное «освоение» той или иной территории и её социального пространства. В качестве методологии же зачастую применялось культурное подавление (как в британской Индии), а в ряде случаев — почти тотальное истребление коренного населения, как это имело место в Северной Америке с целью «освобождения» территории для пришлых европейцев.
Ещё одним проектом, не имевшим прецедентов по своей масштабности ни в Европе, ни в США, стал Государственный план электрификации Советской России (ГОЭЛРО), разработанный в 1920 году по заданию и под руководством В.И. Ленина. Это был план развития не только энергетики, но и всей экономики, и именно электрификация заложила основу последующей индустриализации в СССР. Рассчитанный на 15 лет, план пре-дусматривал строительство 30 районных электрических станций (20 ТЭС и 10 ГЭС) общей мощностью 1,75 млн кВт. В числе прочих намечалось построить Штеровскую, Каширскую, Горьковскую, Шатурскую и Челябинскую районные тепловые электростанции, а также ГЭС — Нижегородскую, Волховскую, Днепровскую, две станции на реке Свирь и др.
В рамках проекта было проведено экономическое районирование, выделен транспортно-энергетический каркас территории страны. Предусматривались коренная реконструкция на базе электрификации всех отраслей народного хозяйства страны и преимущественно рост тяжёлой промышленности, рациональное размещение промышленности по всей территории страны. План ГОЭЛРО в основном был перевыполнен к 1931 году. Выработка электроэнергии в 1932 году по сравнению с 1913 годом (пик развития в дореволюционной России) увеличилась не в 4,5 раза, как планировалось, а почти в 7 раз — с 2 до 13,5 млрд кВт-ч. Результат: уже с 1947 года СССР занимает 1-е место в Европе и 2-е в мире по производству электроэнергии.
По итогам только первой пятилетки 1928—1932 годов в СССР были введены в эксплуатацию Беломоро-Балтийский канал и Туркестано-Сибирская железная дорога (Турксиб).
Но, что более важно, в стране фактически с нуля были созданы целые отрасли промышленности: автомобильная, авиационная, тракторная, металлургия, станкостроение, точное машиностроение, химическая промышленность. В результате Советский Союз заложил промышленно-технологический фундамент, который используется и по сей день.
В связи с этим неудивительно, что за период, прошедший с момента образования СССР в 1922 году до начала перестройки, национальный доход СССР увеличился более чем в 100 раз, продукция промышленности — в 320 раз, в том числе предметов народного потребления — в 101 раз. Если в год образования Союза Советских Социалистических Республик на его долю приходился примерно 1% мировой промышленной продукции, то спустя 60 лет — 20% всего мирового промышленного производства. Только один Казахстан к середине 1980-х годов выпускал промышленной продукции в 5 раз больше, чем давала её вся дореволюционная Россия.
Великая Отечественная война нанесла колоссальный ущерб советскому народному хозяйству. По самым приблизительным подсчётам, в годы войны были разрушены до основания более 1700 советских городов и 70 тысяч сёл, уничтожены более 30 тысяч промышленных предприятий и почти 100 тысяч колхозов, а также около 3 тысяч МТС, составлявших одну из основ советского сельского хозяйства. С лица земли были стёрты 65 тысяч километров железных дорог, сотни тысяч километров линий электропередачи и связи. В общем и целом СССР лишился не менее трети своего национального достояния, но самой тяжёлой утратой были 27,5 млн советских граждан, погибших на полях сражений или в нацистской оккупации.
Однако СССР смог не только выстоять и победить в самой беспощадной войне в истории человечества, но и за рекордные 7—8 лет восстановить и приумножить национальное хозяйство, при этом ещё и оказывая существенную экономическую помощь странам Восточной Европы, освобождённым Красной Армией от германской оккупации. При этом Советский Союз категорически отказался от участия в предложенном США послевоенном «плане Маршалла». И.В. Сталин усмотрел в этой инициативе путь к экономическому закабалению заокеанскими «благодетелями», превратившимися во всемирных ростовщиков, тех, кому они собрались «помогать». Более того, СССР также не стал участвовать в Бреттон-Вудской системе, ознаменовавшей собой начало эры финансового господства на планете ФРС США. Вместо этого по решению И.В. Сталина советский рубль не «привязали» к доллару, а вернули к золотому стандарту, проведя в стране эффективную денежную реформу.
Не ставя перед собой задачу перечислить все достижения советского народа и государства в построении социалистической экономики, приведём лишь самые показательные цифры. К 1975 году СССР прочно вышел на 1-е место в мире по производству более чем 50 наименований промышленной продукции, в том числе по добыче угля (701 млн т), железной руды (295 млн т), нефти (491 млн т), по производству стали (141 млн т), цемента (122 млн т), минеральных удобрений (90 млн т).
СССР первым запустил в космос искусственный спутник Земли. Первым человеком, побывавшим в космосе, стал советский гражданин Юрий Алексеевич Гагарин. Колоссален советский вклад в мировую культуру: от балета до кинематографа, от спорта до признания Советского Союза ООН самой читающей страной в мире.
Настоящим прорывом в истории человечества стали социальные права советских граждан. Перечислим лишь часть из них:
— невозможность увольнения работника по инициативе администрации или хозяина без согласия профсоюзной и партийной организации;
— гарантированное право на работу, на возможность зарабатывать себе на жизнь своим трудом. Причём выпускники профессиональных учебных заведений имели право на обязательное трудоустройство по трудовому направлению с предоставлением жилья в виде общежития или квартиры. Сюда же можно отнести и право на бесплатное санаторно-курортное лечение трудящихся (ст. 39—40 Конституции СССР 1977 года);
— право на бесплатное общее и профессиональное образование. Причём как среднее профобразование, так и высшее (ст. 45 Конституции СССР 1977 года);
— право на бесплатное пользование детскими дошкольными учреждениями: детскими яслями, детсадами, пионерлагерями;
— право на бесплатное жильё (ст. 44 Конституции СССР 1977 года). Подобная практика была применена в столь широких масштабах впервые в мире. Также впервые в мировой правовой казуистике данный социальный аспект закреплялся конституционно.
Отдельного упоминания заслуживает декрет ВЦИК от 22 декабря 1917 года «О страховании на случай болезни», предоставляющий женщинам право на отпуск по уходу за ребёнком. Столь обыденный в наши дни документ — в революционном 1917-м был первым в мире правовым актом, учитывающим право женщины на достойный отпуск вне привязки к профессии и месту работы супруга, как это было общепринято ранее. Интересно отметить, что само понятие «декретный отпуск», который сегодня автоматически подразумевает уход за ребёнком, своим названием как раз и обязан решению ВЦИК, то есть декрету. И если процесс уравнивания женщин в правах завершился в «передовых» странах Запада лишь к середине 1960-х годов, то в СССР этот вопрос едва ли мог вызвать дискуссию даже в неспокойный период становления Советского государства.
С момента подписания Декларации и Договора об образовании СССР прошло 100 лет… Анализируя реалии сегодняшнего дня и оглядываясь назад, мы непременно должны уяснить для себя ключевую философскую константу: СССР являл собой не просто пример уникальной государственной системы или альтернативной политической идеологии. СССР — это цивилизация в философском понимании этого слова! Причём цивилизация, основанная на высочайшем уровне духовности общества: великая советская литература, советское кино, советская эстрада, советская живопись, советская музыка и драматургия были мировым камертоном высокой морали и нравственности, являясь тем удерживающим началом, которое не давало человечеству регрессировать до уровня культурной олигофрении и псевдоценностных ориентиров в годы «холодной войны». Но всё вышеперечисленное, все эти величайшие достижения являются настолько классово чуждыми современной российской власти, что она предпочитает отказаться от великого советского наследия.