Советский Союз иногда называют империей. Причём называют не только антикоммунисты и русофобы, но и люди, уважающие советское прошлое. Имеется в виду, конечно, не монархия, а сильное и могущественное государство, состоящее из разных национальных образований, управляемых единым центром.
Да, СССР был сильным и могущественным государством, по территории — самым большим на Земле. СССР боялись враги и уважали все остальные, но империей он не был. Не был хотя бы потому, что главным принципом существования Советского Союза была ДРУЖБА НАРОДОВ. А семья народов, чем и было наше общество в 1922—1991 годах, и империя — несовместимы.
Дружба народов СССР, на мой взгляд, — это всестороннее братское сотрудничество и взаимопомощь наций и народностей, ставших на социалистический путь развития. Реальным олицетворением дружбы народов явилось добровольное их объединение в Союз Советских Социалистических Республик. Подчеркну: не только таких государственных структур, как союзные и автономные республики, но и народов. А это предполагало их сближение, взаимный обмен материальными и культурными ценностями, подлинно братские отношения между людьми разных национальностей. Это предполагало воспитание советских людей в духе дружбы народов.
Одной из первых книг, прочитанных мною в детстве, была повесть Сергея Липкина «Манас Великодушный». Повесть о древних киргизских богатырях. Книга была выпущена в издательстве «Детгиз» тиражом 100 тысяч экземпляров в 1958 году.
«Манас» — это героический эпос киргизского народа. Как отметил автор предисловия народный поэт Киргизской ССР Аалы Токомбаев, «до Великой Октябрьской социалистической революции и установления в Киргизии Советской власти поэтическое наследие «Манаса» почти не собиралось, не записывалось. Никто об этом не заботился.
Великую поэму киргизского народа спасла от забвения Советская власть. В 1922 году по поручению правительства Киргизии началась запись «Манаса» со слов сказителей.
«Киргизский народ никогда не знал свободы, — пишет далее А. Токомбаев. — Он мог лишь мечтать о ней в песнях и сказаниях. Только Великая Октябрьская социалистическая революция, только великий русский народ осуществили заветную мечту киргизов. Русский народ помог киргизам создать своё национальное социалистическое государство. Вместе с благосостоянием народа выросла его культура. В Советской Киргизии созданы школы, высшие учебные заведения, университет, Академия наук, театры, музеи, появились талантливые учёные, инженеры, художники, поэты, артисты, и среди них почётное место занимают сказители древней, всем народом любимой героической поэмы «Манас» — национальной гордости киргизов».
В СССР «Манас» стал достоянием не только киргизского, но и всего советского народа. Очень важно, что с «Манасом» знакомились в детском и юношеском возрасте. Именно в это время человек учится понимать, что хорошо, а что плохо, различать добро и зло. Отмечу, что упомянутая мною повесть о Манасе автором была написана с учётом детского восприятия и прекрасно оформлена рисунками Л. Фейнберга.
Тогда, более полувека назад, эта повесть о киргизских богатырях произвела на меня неизгладимое впечатление. Они принадлежали к другому народу и даже к другой расе. Я жил в Европе, а они — в Азии. Моими предками были землепашцы, а они представляли кочевой народ. Но Манас и его богатыри — во многом, наверное, благодаря таланту и мастерству поэта-переводчика С.И. Липкина — стали для меня своими, близкими. И хорошим в себе я обязан, безусловно, и великому киргизскому эпосу «Манас».
Каждому возрасту соответствуют свои книги. Став взрослее, я начал читать книги из библиотеки моих родителей. А они в первую очередь покупали и читали книги о Великой Отечественной войне.
Мне повезло. Одной из первых таких книг, прочитанных мной, стало «Волоколамское шоссе» Александра Бека — одна из лучших книг о той войне.
Через двадцать лет после её окончания Константин Симонов писал о «Волоколамском шоссе»: «Когда я первый раз (во время войны. — А.П.) читал эту книгу, главным чувством было удивление перед её непобедимой точностью, перед её железной достоверностью. Я был тогда военным корреспондентом и считал, что я знаю войну… Но, когда я прочитал эту книгу, с удивлением и завистью почувствовал, что её написал человек, который знает войну достоверней и точней меня…»
Повесть А. Бека посвящена сражению за Москву в 1941 году. Её герои — бойцы знаменитой Панфиловской дивизии. Эта дивизия формировалась в Казахстане, в Алма-Ате. В центре повествования — командир батальона, казах по национальности, Баурджан Момыш-Улы (реальное лицо, в дни битвы под Москвой — старший лейтенант, а в конце войны — гвардии полковник; после войны он и сам написал роман о событиях, связанных с Московской битвой).
Это умный, волевой руководитель, командир-воспитатель. И автором в книге Бека он, Момыш-Улы, показан не как «идеальный герой», а как живой человек — со своими индивидуальными чертами. Он резок, не склонен обходить острые углы, даже себе не прощает слабостей и ошибок, не терпит пустословия.
Так, вот как и Манас, Баурджан Момыш-Улы стал для меня образцом настоящего человека. Но всё-таки по-иному, чем герой киргизского эпоса. И дело не в том, что «Манаса» я читал в детстве, а «Волоколамское шоссе» в юношеском возрасте. Подчеркну особенность: Манас боролся за свободу своего народа, то есть киргизов, а герой романа А. Бека боролся и за казахов, и за русских, и за киргизов, и за все другие народы СССР.
Вот как говорит об этом сам Баурджан:
«Для чего я живу? Ради чего воюю? Ради чего готов умереть на этой размытой дождями земле Подмосковья? Сын далёких-далёких степей, сын Казахстана, азиат — для чего я дерусь здесь за Москву, защищаю эту землю, где никогда не ступала нога моего отца, моего деда и прадеда?
Казахи говорят: «Человек счастлив там, где ему верят, где его любят».
Вспоминаю ещё одну казахскую поговорку: «Лучше быть в своём роду подмёткой, чем в чужом роду султаном». Советская страна для меня свой род, своя Родина.
Я, казах, гордящийся своим степным народом, его преданиями, историей, теперь гордо ношу звание офицера Красной Армии, командую батальоном советских солдат — русских, украинцев, казахов.
Мои солдаты, обязанные беспрекословно исполнять каждый мой приказ, всё же равные мне люди. Я для них не барин, не человек господствующего класса. Наши дети бегают вместе в школу, наши отцы живут бок о бок, делят лишения и горе тяжёлой годины.
Вот почему я дерусь под Москвой, на этой земле, где не ступала нога моего отца, моего деда и прадеда!»
С середины XIX века и до 1991 года казахи и русские были в составе единого большого государства. До 1917 года это была Российская империя, и отношения кочевых народов и земледельческого русского населения были далеко не безоблачными. Широко известно о набегах крымских татар на Русское государство. Менее известно, что набегам подвергалось население России и со стороны Средней Азии. Вплоть до второй половины XIX века на невольничьих рынках Хивы и Бухары торговали русскими пленниками.
Но виноваты ли в этом простые люди, труженики? Плодами набегов на русские поселения пользовалась формировавшаяся феодальная верхушка. И именно духовными, а зачастую и кровными наследниками тех, кто грабил русские селения, уводил отсюда людей в рабство, были вожди басмачества, воевавшие против Советской власти, убивавшие коммунистов, советских работников, женщин, которые противились патриархальному гнёту.
Беднякам разных национальностей нечего делить друг с другом. И именно во взаимоотношениях русских трудящихся, и в первую очередь формирующегося рабочего класса, с беднотой Казахстана и Средней Азии и началось формирование дружбы народов.
Серьёзным испытанием для межнациональных отношений в регионе стала Первая мировая война, обострившая все противоречия общества. В 1916 году в Средней Азии и Казахстане вспыхнуло восстание, охватившее миллионы людей и огромную территорию, которое возглавил казах, будущий герой Гражданской войны Амангельды Иманов. Поводом к восстанию послужил царский указ, мобилизовавший население Средней Азии на военно-строительные работы. В ходе подавления восстания царскими войсками и казаками, которые показали себя не защитниками рубежей Родины, а карателями, погибли десятки тысяч людей, включая детей и женщин.
В 1917 году донельзя обострившиеся противоречия — экономические, социальные, классовые, межнациональные — взорвали общество. В резуьтате упорной борьбы началось строительство общественной и государственной жизни на принципиально новых основах.
В 1918 году казахский народ впервые получил свою государственность: в составе РСФСР была создана Казахская Автономная Советская Социалистическая Республика. В 1936 году она была преобразована в союзную республику. Да, Казахстан вошёл в состав единого большого государства, но, как отметил историк А. И. Вдовин, «это не означает, что национальная политика в СССР представляла собой возврат к политике великорусского национализма и восстановления империи. С этим не согласуется отсутствие признаков господства русских над «порабощёнными» народами. Эксплуатация русскими объединённых с ними была напрочь исключена… Русские, как и до революции, оставались главной опорой, государствообразующей нацией и во многом обеспечивали модернизацию всех советских республик».
К концу 30-х годов двадцатого века процесс социалистической модернизации общества в СССР был в основном завершён. На месте прежней Российской империи утвердилось многонациональное социалистическое государство. «Совместное строительство новой жизни в едином государстве на общей основе при ведущей роли Российской Федерации (РСФСР) сближало нации и народности, формировало в них дружбу и сотрудничество в достижении общих целей» (профессор Л.И. Ольштынский).
Серьёзным испытанием стала для страны Великая Отечественная война. И советский социалистический строй это испытание выдержал. Выдержала его и дружба народов союзных республик.
Напомню: в Первой мировой войне поражение Российской империи в 1916 году привело к социальной катастрофе, вызвало две революции и распад государства.
А батальон, которым командовал Баурджан Момыш-Улы, на одну треть состоял из казахов, остальные были русские и украинцы. Батальон, как и вся дивизия генерала Панфилова, в тяжелейших боях остановил немецко-фашистский натиск, который поддерживали почти все европейские страны…
Готовясь писать эти заметки, я узнал, что «Волоколамское шоссе» было любимой книгой Че Гевары, а также изучалось в военных академиях ряда стран, в частности ГДР и Израиля.
Интересно, что на это скажут те, кто внушал нам мысль, будто советские солдаты и офицеры не умели воевать, а побед добивались только большой кровью.
Но нам повесть А. Бека интересна в первую очередь не как рассказ о воинском воспитании. «Мир хочет знать, кто мы такие. Восток и Запад спрашивают: кто ты такой, советский человек? Мы об этом сказали на войне» — так размышляет Момыш-Улы.
Сейчас всё больше говорят о восстановлении Советского Союза. Похоже, что на территории бывших Российской империи и Советского Союза центростремительные силы возрастают над центробежными. Но объединение возможно либо на капиталистической, либо на социалистической основе. Безусловно, мы, коммунисты, приветствуем сближение стран СНГ. Рады будем и сближению с Украиной. Только это новое сближение само по себе ещё не станет возрождением СССР. Страна под этим названием была Союзом социалистических республик. СССР был государством дружбы народов. Только поворот к социализму позволит восстановить то великое государство, которое мы потеряли.