В.К. Зиланов: «Законодательные рыбные страсти по переделу рыбно-крабовых квот»

Завершился рыбный резонансный марафон по принятию проекта федерального закона №173016-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (в части совершенствования механизма распределения инвестиционных квот добычи водных биологических ресурсов), внесённого правительством Российской Федерации по предложению Минсельхоза и Росрыболовства. Среди рыбаков и в СМИ именуется, как второй этап «инвестквот и аукционов по крабу».

Напомню, что против упомянутого законопроекта выступило подавляющее большинство союзов, ассоциаций, объединений рыбопромышленников малого и среднего бизнеса и все приморские регионы Дальневосточного и Северного бассейнов. А это Чукотский автономный округ, Камчатский край, Магаданская, Сахалинская, Хабаровская области, Приморский край, Мурманская, Архангельская области и Карельская Республика.

Такого единства региональных властей и рыбацких объединений не было на протяжении последних 20 лет.

Для «усмирения» протестующих федеральные власти, правящая партия «Единой России» бросились во все тяжкие. Это и лживые сведения об «успехах» первого этапа «инвестквот», о якобы освобождающих стапелях на российских верфях, обещаниях оградить во втором этапе «инвестквот и аукционов по крабу» малый и средний бизнес. Более того, обещано было направить часть средств, полученных от аукционов по крабу на развитее сельских местностей (а почему не рыбных посёлков?), отслеживать формирование подзаконных актов и т. д.

Чтобы всё это донести до «не понятливых в большой политике» рыбаков и региональных приморских властей было организовано в Москве (замечу, не в отдаленных приморских рыбацких регионах) в Государственной думе и в Совете Федераций Федерального Собрания Российской Федерации несколько рабочих совещании. Не обошлось даже без специального парламентского слушания под председательством заместителя председателя Госдумы А.В. Гордеева с приглашением рыбаков и органов власти «с протестных мест». Для большей солидности была даже создана Согласительная комиссия.

На всех этих ритуальных девствиях были приняты обнадёживающие резолюции, рекомендации и поправки к законопроекту, которые при их реализации действительно могли бы в определённой степени «сгладить» отрицательные последствия законопроекта.

Однако, как показали последующие шаги инициаторов законопроекта, федеральных органов власти в тесном взаимодействии с ведущей в Госдуме фракцией «Единая Россия» все эти совещания, слушания, решения, резолюции, поправки оказались своеобразной «дымовой завесой» для отвлечения обеспокоенности рыбацких объединений, властей приморских регионов с тем, что бы «под шумок» ускоренно принять законопроект.

В чём причина такой спешки? Сейчас и немедленно? В кулуарах на эти вопросы инициаторы молчаливо показывали пальце вверх. Дескать, указание свыше, от самого. Понимай, в силу своей веры. Толи от БОГА, толи от ВВП? Опустимся с высот мистики за землю российскую с её капиталистической действительностью. По моему мнению, такая спешка может быть вызвана совокупным действием трёх реальных обстоятельств.

Первая — это требования собственников крупных рыбодобывающих компаний к федеральным органам власти по очередному переделу рыбных и крабовых квот, посредством изъятия их у малого и среднего бизнеса и выставления их на аукцион или распределение под определённые обязательства. Таких финансовых обязательств, которые сможет выполнить только крупный бизнес. К тому же собственники крупного бизнеса, ввязавшись в первый этап «инвестквот и аукционов по крабу» погрязли в кредитных долгах пред банками и стремятся получить определённые новые «квотовые» гарантии в ходе второго этапа о своей дополнительной платёжеспособности.

Вторая — она проста и кроется в срочном проведении федеральными органами, начиная с января 2023 года, аукционов по крабу. Именно от них ожидается поступление в государеву казну не менее, по оценкам инициаторов, около 150 — 200 млрд рублей. Дармовых рублей! Постучал молоточком на аукционе и…получай Минфин. Но все эти 150-200 млрд рублей фактически они будут изъяты из нашего с вами кошелька, поскольку на эту сумму, как минимум, будет увеличена стоимость рыбопродукции. Только так частные рыбопромышленники смогут покрыть свои затраты на аукционных торгах.

Третья — это стремление руководства Минсельхоза и Росрыболовства за суетой по реализации второго этапа «инвестквот и аукционов по крабу» скрыть провал первого этапа «инвестквот и аукционов по крабу». Этому свидетельствует и замалчивание итогов проверки Счётной Палатой Российской Федерации результатов первого этапа «инвестквот и аукционов по крабу». А они таковы, что ни одна из заявленных целей «инвестквот» не реализована в ранее определённые сроки. Из 105 запланированных к строительству на российских верфях рыбодобывающих судов, фактически за 5 лет построено всего 10 единиц. Сроки строительства остальных судов сдвигаются не менее, чем на 3-5 лет и то при условии наличия комплектующих, большая часть из которых зарубежного производства и находящегося в настоящее время под санкциями.

По состоянию на сегодняшний день ни одно из построенных на российских верфях судов под первый этап «инвестквот и аукционов по крабу» не отработало хотя бы один промысловый сезон. А это крайне необходимо с тем, чтобы можно было оценить его экономико-социальную эффективность.

У всех рыбодобывающих компаний, которые вовлечены в программу первого этапа «инвестквот и аукционов по крабу» произошло ухудшение финансового состояния ввиду увеличения задолженностей по банковским кредитам. Они к 2021 году достигли 273 млрд рублей. Это почти увеличение в три раза за период реализации этой программы; показатель долговой нагрузки также увеличился в 2,5 раза, что обусловило ухудшение финансового состояния рыбодобывающих компаний, осуществляющих инвестиции в обновление флота, как и всей рыбной отрасли.

Не мене важен и такой факт, который замалчивается Минсельхозом и Росрыболовством, полагаю сознательно. Это осуществлённое рядом компаний, которые отказались от участия в первом этапе «инвестквот и аукционов по крабу», строительство все же рыбопромысловых судов на российских и зарубежных верфях.

Вне рамок первого этапа «инвестквот» было введено в состав флота 19 новых судов, построенных в России и за рубежом. Добавьте сюда продолжающую, рядом компаний, модернизацию действующих судов и становится очевидным, что вне программы «инвестквот» построено в два раз больше судов, чем при реализации этого механизма.

По существу все последние годы именно существующий рыбопромысловый флот, наряду с новым и модернизируемым, осуществлёнными вне первого этапа «инвестквот и аукционов по крабу» обеспечивают ежегодный вылов около 4,8-5 млн тонн, о которых пафосно рапортует президенту Владимиру Путину, как о рекордных, руководитель Росрыболовства Илья Шестаков. Вклад в это «инвестиционного» флота пока нулевое. Одни фанфары о будущих «победах», точнее о предстоящих бедах рыбопромышленников и отрасли.

И всё же, не смотря на всё это, Госдума 20 декабря 2023 года приняла законопроект № 173016-8 голосами 289 депутатов (64,2% от числа депутатов) всего одной фракции — «Единой России».


Результаты голосования по поправкам в закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов». Duma.gov.ru

Не дюжинные ораторские способности при проталкивании законопроекта проявил председатель Госдумы В.В. Волошин (член партии «Единая Россия»). Он в частности заявил и такое: «У нас эта отрасль должна формировать бюджет Российской Федерации и регионов…». Вот так безапелляционно и директивно! Не так давно этот же председатель обязывал рыбаков «поднимать отечественное судостроение…». Сегодня одним махом ЕдРос Волошин отменил главенствующую веками задачу, да и предписание президента России В.В. Путина — рыбной отрасли – насыщение внутреннего рынка высококачественной отечественной рыбной продукцией. Подавайте рыбаки волошиным и им подобным не сельдь, треску, минтай и даже не лососевых и осетровых, а деньжат и по более.

Все другие оппозиционные фракции в Госдуме: КПРФ, «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ — ПАТРИОТЫ-ЗА ПРАВДУ», ЛДПР, «НОВЫЕ ЛЮДИ» и не присоединившиеся к фракциям депутаты – все они выступили против законопроекта и голосовали против. Надо отдать должное фракции КПРФ, которая ранее при первом чтении поддержала данный законопроект. Но разобравшись в неё, а главное услышав голоса своих избирателей-рыбаков, нашла в себе мужество и отвергла его, как противоречащий практике и развитию рыбной отрасли в приморских отдалённых регионах.

В свою очередь Совет Федерации Федерального Собрания, несмотря на неоднократные заверения её председателя Валентины Матвиенко в отстаивании интересов рыбной отрасли в приморских регионов, 23 декабря 2022 года одобрил законопроект о втором этапе «инвестквот и аукционов по крабу» 152 голосами сенаторов (85,4% от числа сенаторов).

Последствия данного преступного решения фракции «Единой России», давшей зелёный свет второму этапу «инвестквот и аукционов по крабу» неминуемо вызовут рост оптовых и розничных цен на рыбопродукцию отечественного производства. Как следствие снизится потребление ею населением страны, что вызовет банкротства, прежде всего малых и средних рыбодобывающих и рыбоперерабатывающих компаний, расположенных в отдалённых приморских регионах.

В этих условиях с учётом продолжающего санкционного давления на отечественное морское рыболовство необходимо срочно выработать новую рыбохозяйственную политику России (далее НРЗПР). С временным лагом планирования на 3-5 лет вперёд.

Следует поставить перед рыбной отраслью четкую цель: насыщение внутреннего рынка отечественной рыбной продукцией, способной обеспечить рекомендованную Минздравом норму среднедушевого потребления по доступным ценам для населения с разным уровнем дохода.

К сожалению, сейчас руководство отрасли, или как его именуют «отраслевой регулятор», ориентируется на то, чтобы побольше «железа» построить на отечественных верфях, побольше денег выдавить из рыбаков на аукционах по крабу и побольше рыбы направить на экспорт. В существующей стратегии рыбной отрасли даже установлены целевые показатели по объему добычи рыбы новыми судами, построенными на отечественных верфях, объёму экспорта рыбы и валютной выручке.

Необходимо уйти от такого подхода и отменить все законодательные акты, предусматривающее «инвестквоты». Нужно отменить аукционы и платности за пользование ресурсов отечественными рыбаками.

Взамен предложить только налоговую систему для рыбного хозяйства — так, чтобы денежные поступления от отрасли регулировались только налогами.

И дальше начинать работать в новых условиях, внося необходимые коррективы в НРЗПР каждые 3-5 лет.

Можно ли такую программу разработать быстро? Считаю, можно, если опираться на рыбацкую общественность, отраслевую науку и с учётом наших национальных особенностей и бассейнового принципа управления отраслью.

Что же касается обновления рыбодобывающего, транспортного флота, то это должно осуществляться самими собственниками компаний с использованием существующих нормативов в области безопасности мореплавания и долгосрочных кредитов, которые можно было бы получить в отечественных банках под эти цели под 2-4% годовых.

Главное принять и следовать на практике целевой установки: постепенное наращивание потребления отечественной рыбы населением страны по доступной цене с разным уровнем дохода.

Для управления новой рыбохозяйственной политикой России в особых санкционных условиях следует на федеральном уровне осуществить корректировку управление отраслью.

Напомню, что еще III Всероссийский съезд работников рыбного хозяйства обратился к президенту России Владимиру Путину о преобразовании Росрыболовства в Министерство рыбного хозяйства с соответствующими полномочиями.

Надо сосредоточить в Минрыбхозе России все те функции, которые в последние тридцатилетие «растащили» по разным ведомствам. Об это не раз обращались как ветераны рыбной отрасли, так и действующие рыбопромышленники к властным структурам. Пока положительного решения не принято.

Будем, надеется, что санкционный фактор заставит власть всё же с повышенным вниманием отвестись к рыбной отрасли. В противном случае останемся, как в известной сказке, у разбитого рыбного корыта.