Депутаты КПРФ задали вопросы и выступили на отчете в Госдуме Министра просвещения России

16 ноября в Госдуме состоялся правительственный час с участием Министра просвещения Российской Федерации С.С. Кравцова. Он выступил на тему: «О ходе реализации национального проекта «Образование». Ему задали вопросы и выступили после его доклада депутаты фракции КПРФ.

Кравцов С. С., официальный представитель Президента Российской Федерации Министр просвещения Российской Федерации:

— Уважаемые депутаты Государственной Думы, прежде всего, хотел бы поблагодарить вас, Вячеслав Викторович, а также все фракции за возможность выступить с парламентской трибуны, предметно обсудить с вами сложные вопросы, проблемы, тем более что в этом зале немало настоящих экспертов в нашей сфере, профессионалов с большим педагогическим опытом.

И сразу хочу сказать, коллеги, что всем вам спасибо за справедливую критику, которая нередко звучит в наш адрес. Она нужна нам. Помогает работать лучше. И, конечно, мы признательны парламенту за поддержку при рассмотрении важнейших законодательных актов в области государственной образовательной политики, особенно тех, что имеют первоочередной, срочный характер.

По многим нашим профильным вопросам ситуация действительно требует принятия неотложных мер. Это прямо вытекает из документов стратегического планирования. Включая, недавно утверждённые президентом, Основы государственной политики по вопросам укрепления духовно-нравственных ценностей. 

В одном из своих выступлений Владимир Владимирович сказал: «Сегодня мы сражаемся, чтобы никому и никогда не пришло в голову, что Россию, наш народ, наш язык, нашу культуру можно взять и вычеркнуть из истории. Поэтому наша задача защитить ценностные основы российского общества и воспитать человека, который всем сердцем любит Родину».

Именно так мы видим сегодня главную миссию, ту стратегическую и государственную задачу, за выполнение которой несём прямую ответственность».

И в этой связи, уважаемые коллеги, позвольте доложить вам о том, как… что конкретно сделано и делается по линии Министерства просвещения, в частности, в рамках реализации национального проекта «Образование».

Начну с содержания образования. Здесь ключевой вектор был определён уже с первых дней моей работы в должности министра — это создание и укрепление единого образовательного пространства. Мы существенно обновили федеральные государственные образовательные стандарты, обозначили в них чёткие ориентиры в части духовного, патриотического, личностного развития детей, а также ожидаемые результаты.

Новые федеральные основные программы задают целостный, и вновь повторю, единый подход к преподаванию истории, обществознания, литературы, других дисциплин, которые формируют само мировоззрение детей, учат жизненным принципам, высоким идеалам.

Соответствующий закон был подписан президентом в сентябре. Благодарю вас, уважаемые коллеги, за его глубокую проработку и своевременное принятие.

И отдельную благодарность от всех моих коллег должен передать Ирине Анатольевне Яровой, Петру Олеговичу Толстому, Ольге Михайловне Казаковой. Спасибо за вашу принципиальную позицию, настойчивость в продвижении закона, который крайне важен для всей системы образования.

Добавлю, что в настоящее время программы уже разработаны, а их утверждение завершится к 1 января 2023 года.

В День народного единства на встрече с историками президент отметил, что историческое просвещение должно начинаться уже с детского сада, и в этом направлении мы активно работаем. Стандарты здесь тоже качественно обновляются, естественно, с адаптацией к возрасту. Единая федеральная образовательная программа дошкольного образования уже разработана и нацелена на воспитание и образование детей дошкольного возраста в национально-культурных традициях России. В частности, предлагается целый список знаковых, выдающихся, познавательных кинематографических, литературных, музыкальных произведений для совместного просмотра со взрослыми, обсуждения с родителями.

Теперь что касается учебников. Вопрос этот исключительно важный, поэтому будет изменён сам порядок формирования федерального перечня учебников. В ходе экспертиз, специалисты особенно внимательно отнесутся к ценностям, к смысловым вопросам. Здесь абсолютно неприемлемы разрушительные, дикие для нашего многонационального общества вещи, такие как расизм, отрицание значимости семьи и другие.

Мы обязаны и будем защищать наших школьников от псевдоценностей, выстраивая здесь свои надёжные рубежи обороны, тем более что в отношении нашей страны ведётся, вы знаете, активная информационная война, информационная агрессия.

Уже создан перечень организаций, осуществляющих научно-методическое, методическое обеспечение образовательной деятельности. Поясню: только вошедшие в него организации могут работать со школами. Казалось бы, очевидная вещь, так ведь и должно быть. Но мы реализовали это решение впервые, уважаемые коллеги. 

Вновь вернусь к вопросам изучения истории, а именно истории родной страны. Разработан новый учебный курс для 9 классов «Введение в новейшую историю», о чём вы, Вячеслав Викторович, говорили. Он для 9 классов и посвящён переломным событиям XX и начала XXI века, включая, конечно же, Великую Отечественную войну, а также, обращаю ваше внимание, совсем недавние события, это и специальная военная операция и принятие в состав России новых регионов.

Да, специалисты правильно говорят: история, как наука, не может оценивать текущий период, учёным нужна долгая временная дистанция, — никто с этим и не спорит. Но наши дети живут не через сто лет, а сегодня и сейчас, и школа должна дать им ответы на актуальные вопросы, предоставлять выверенную, достоверную информацию о том, что они видят собственными глазами, обсуждают друг с другом каждый день на переменах, во дворах.

Что здесь очень важно? Предмет «История» является обязательным для изучения, в него входит, как уже я сказал, «Введение в новейшую историю», а также «История России» и «Всеобщая история». Думаю, уважаемые коллеги, вы согласитесь, что в основе самой концепции всеобщей истории, да и во многом истории России по сути до сих пор доминирует так называемый европоцентричный подход. Пора выправить этот давно возникший перекос. 

(Аплодисменты.)

История Европы весьма интересна и поучительна, будем и дальше её внимательно изучать, но для наших детей в центре исторического образования её несущим стержнем должна стать Россия.

(Аплодисменты.)

В этих же целях вводится и отдельный новый курс «Россия — моя история» для старших классов.

Отмечу, что в федеральные основные образовательные программы включены элементы начальной военной подготовки в рамках предмета «ОБЖ» на базовом уровне и для специализированных классов — кадетские, казачьи и другие.

Дополнительно разработали курс внеурочной деятельности, включение которого в учебный план определяется решением педагогического коллектива и родителей.

Особенно скажу о качестве образования.

Да, содержание учебного курса, единство образовательного пространства — это важные фундаментальные условия, но вопрос о том: а как учащиеся усваивают материал, насколько глубокие и востребованные знания они у нас получают. Конечно, здесь ещё только много предстоит сделать, проблем немало. Но хочу сказать, что на государственной итоговой аттестации наши ребята показывают стабильно высокие результаты по русскому языку, растёт средний балл по профильной математике, истории, обществознанию.

Только в нынешнем году российские сборные показали блестящие результаты на пяти международных олимпиадах, завоевав 23 медали. Молодцы! Вся страна ими гордится.

Уважаемые коллеги, несколько слов еще раз о воспитании. С 2020 года мы плотно занимаемся воспитательной составляющей образовательного процесса. И сегодня видим, насколько это актуально, как важно и значимо для наших детей, для всего российского общества, для всей страны, которая вступила в жестокое противоборство с западным миром, с Соединенными Штатами Америки за право быть собой, чтить своих предков — героев, развиваться свободно и суверенно. Мы стремимся и здесь создать единое пространство воспитательной работы.

В 2022 году единая рабочая программа воспитания для школ актуализирована, приведена в соответствие со Стратегией национальной безопасности России. А со следующего года благодаря вашей, уважаемые коллеги, поддержке она получит статус обязательной.

Учитывая, насколько это тонкая и чувствительная сфера, где, с одной стороны, не хочется упустить ничего важного, а с другой — нельзя, что называется, переусердствовать, мы постоянно дорабатываем, улучшаем концепцию воспитания. Используем ваши советы, замечания профессионального сообщества, родительского актива. И только на этой основе совместно с заинтересованными органами власти и организациями ежегодно формируем календарный план воспитательной работы.

Учебная неделя начинается с «Разговоров о важном». На этих занятиях с ребятами обсуждают ключевые исторические события, важные даты, различные волнующие их темы, говорят о непреходящих ценностях, близких и понятных каждому человеку, о нашей огромной стране, ее культуре, историческом пути нашего народа. Кстати, по опросам, такие нововведения в школах, как уроки «Разговоры о важном» и торжественное поднятие Государственного флага Российской Федерации, исполнение Государственного гимна Российской Федерации, поддерживает подавляющее большинство граждан нашей страны.

Системность этой работе придает введение в школах должности советника директора по воспитанию. Сейчас советники работают в 17 тысячах школ в 45 регионах, а со следующего года они будут работать во всех субъектах нашей страны.

Большие надежды возлагаем мы на закон о создании в России Всероссийского детского движения детей и молодёжи. Уверен, оно станет одним из основных прочных звеньев в широкой воспитательной работе, поможет развивать ученическое самоуправление. Добавлю, что с 1 сентября в регионах стартовала программа просветительской деятельности для родителей.

В целом будем строго и последовательно проводить воспитательную, патриотическую, ценностную линию в сфере образования и просвещения. Например, усилению этой важнейшей составляющей, безусловно, способствуют и такие решения как возвращение в школьную программу романа Александра Фадеева «Молодая гвардия».

По инфраструктуре. Все плановые показатели, уважаемые коллеги, здесь достигнуты, несмотря на пандемию, санкционное давление, с 2019 года введено более 900 новых школ. В следующем году мы ликвидируем третью смену. Построено тысяча 500 детских садов, что практически позволило ликвидировать очереди в детские сады. Около 14 тысяч сельских школ оснащено лабораторным оборудованием, и 15 тысяч школ и колледжей — компьютерной техникой. К 2024 году в каждой школе, повторяю, в каждой школе появится свой школьный театр и спортивный клуб.

По инициативе президента и вашей, уважаемые коллеги, поддержке идёт масштабная программа капитального ремонта школ. Здесь активно вовлечены депутаты, и я хотел бы Валентину Владимировну Терешкову… 

Валентина Владимировна, вас поблагодарить, Валентину Владимировну Терешкову за ту помощь и поддержку в ремонте школы номер 32 Ярославской области. Сегодня эта фактически новая современная школа оформлена в космической тематике, и туда с удовольствием идут ребята.

В части среднего профессионального образования. Совместно с Министерством торговли мы начали адресно готовить кадры под конкретные задачи и потребности российской экономики, укрепляем прямые связи колледжей и предприятий, компаний реального сектора. Наш ключевой здесь проект — «Профессионалитет», уже создано порядка 140 кластеров.

Уважаемые коллеги, уже назвал несколько ключевых, принятых вами законодательных решений, которые существенно меняют, улучшают качество нормативно-правовой базы, над которой мы работаем. В этом же ряду исключение законодательства России самого понятия «образовательная услуга», оно принижало высокую миссию: призвание учителя, государственное значение его труда. Еще раз спасибо, уважаемые коллеги, за это решение. А также за поддержку вопроса снижения бюрократической нагрузки на учителей, это одна из самых болезненных тем. Учителей, порой, буквально заваливают пустой, никому ненужной писаниной, а главное, отвлекающей их от основного дела — учить детей. 

С 1 сентября 2022 года перечень документов, который должен заполнить учитель, жестко ограничен. Ожидаем, что уже в нынешнем учебном году учителя почувствуют эти перемены. Если потребуется, предложим новые дополнительные шаги. Этот вопрос обязательно дожмем. Очень надеюсь, уважаемые коллеги, и на вашу поддержку. Ведем работу по совершенствованию механизмов оплаты труда педагогических работников, ищем оптимальные, справедливые для всех формы.

Уважаемый Вячеслав Викторович, хочу поблагодарить вас лично за то, что законодательно закреплено право регионов на дополнительное финансирование присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня. Этот закон очень давно ждали. Многие семьи позитивно, практически все восприняли этот закон. Уже он реализуется в наших школах.

Другой, во многом резонансный вопрос о недопустимости использования на уроках мобильных телефонов. Важно, чтобы федеральные нормы четко работали на региональном и муниципальном уровнях в школах. В дальнейшем считаем важным вместе найти законодательное решение относительно, первое — дополнительного обеспечения статуса русского языка, как государственного.

Второе. Введение школьной формы. Пусть каждая школа самостоятельно определит, какой ей быть. 

И третье. Передача школ на региональный уровень с целью централизации управленческих механизмов и повышения эффективности управления системы образования. Знаю, что уже такой законопроект внесен в Государственную Думу всеми фракциями.

Огромная благодарность, Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги. Мы поддерживаем этот законопроект.

Теперь важнейшая тема об организации образовательного пространства, обучения, процесса в новых территориях. Как правильно отметил Вячеслав Викторович, необходимо начать с единого правового пространства. Все школы Донецкой и Луганской Народных Республик, Запорожской, Херсонской областей субъектовые, управление организовано на региональном уровне. В каждом новом регионе будут созданы педагогические университеты федерального подчинения, которые в своей структуре будут иметь институты повышения квалификации учителей и педагогические колледжи. То есть это единая система будет выстроена подготовки педагогических кадров.

Кроме того, для новых регионов мы разработали и внедрили нормативные методические документы, установили пятилетний период перехода на российские стандарты, предусмотрели особенности прохождения государственной итоговой аттестации, провели масштабную подготовку учителей к новому учебному году, в первую очередь, учителей русского языка, истории, обществознания.

Важно отметить проведённый нами совместно с Рособрнадзором, уважаемые коллеги, обратите внимание вот на эти слайды, конечно, волосы дыбом встают, когда их видишь — детей не учили. Вот в освобождённых территориях 75 процентов двоек, это предыдущий год, биологию и математику взяли. Фактически формирование шло трудовых ресурсов и антироссийских настроений.

Поэтому ключевая задача — выравнивание качества образования в новых субъектах Российской Федерации. В частности введение в учебные планы курса «Моя история», который устранит тотальное незнание истории и тех вопиющих провалов и подмен, которых много было в украинских программах. Например, о мифической стране Гетманщина, которой никогда не было.

Уважаемые депутаты, уважаемые коллеги, опросы общественного мнения показывают, что в 2022 году происходят позитивные изменения в отношении многих людей к деятельности педагогов, к работе школ. Сами учителя чаще называют ситуацию в своей школе хорошей, отмечают, что отношение к ним в последние годы улучшилось, а бюрократическая нагрузка постепенно снижается. 

Повторю, у нас, конечно же, очень много сложных, проблемных ситуаций. Но убежден, что мы на верном пути и с вашей поддержкой обязательно решим все задачи, которые стоят перед системой образования. Важно, что следующий год объявлен президентом Годом педагога и наставника. Приложим все усилия, чтобы система образования была передовой, эффективной и суверенной.

Благодарю за внимание и готов ответить на ваши вопросы. Спасибо.

Зайцев Д. А., аудитор Счётной палаты Российской Федерации:

— Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты!

Счётная палата проводит регулярно проверку и исполнения, и мониторинг национального проекта «Образование». С министерством у нас рабочее взаимодействие, и коллеги оперативно устраняют выявленные Счётной палатой нарушения и эффективно внедряют наши рекомендации. Ключевые показатели нацпроекта в целом исполняются, однако есть вопросы, требующие особого внимания. 

Первое — это создание новых учебных мест. Мы фиксируем крайне низкие показатели освоения субсидий федерального бюджета по стройке школ, по состоянию на 1 ноября 2022 года это всего 61,9 процента. Одновременно постоянно сдвигаются вправо целевые значения показателей федерального проекта «Современная школа». В итоге за два с небольшим года — в 2022-2024 годах должно быть введено в 4,4 раза больше мест в школах, чем было введено за три предыдущих года с 2019 по 2021 год.

Мы фиксируем проблемы и по линии проведения капитального ремонта зданий школ, проблемы сроков проведения работ, которые, как правило, не завершаются к началу учебного года. В рамках мероприятий по созданию новых мест в целях ликвидации третьей смены в 2021 году введено только 66,9 процента запланированных новых мест.

Еще одна группа вопросов, требующих особого внимания, — это кадровое обеспечение системы общего образования. Здесь мы фиксируем и рост вакантных должностей учителей, и дефицит высококвалифицированных кадров на отдельных территориях и в отдельных категориях школ.

Результаты наших проверочных мероприятий свидетельствуют о том, что квалификация преподавателей — это один из основных факторов, определяющий различие в успеваемости между обычными и специализированными школами, а также между городскими и сельскими 

школами. Поэтому вопрос привлечения высококвалифицированных педагогов в различные категории школ и на разных территориях является крайне важным, в том числе на условиях обеспечения конкурентного уровня заработной платы.

Наконец, ряд важных вопросов также касается материально¬технического обеспечения образовательных организаций особенно в части цифровой инфраструктуры и технологий.

Очевидный прогресс по данному направлению присутствует. В рамках федерального проекта развития цифровой образовательной среды компьютерным оборудованием оснащено уже 18 тысяч 838 организаций. Подключение к сети «Интернет» в 2020 году имели 85,4 процента школ. Скорость подключения неравномерна: 37 процентов школ подключены к сети «Интернет» со скоростью выше 50 мегабит.

Для преодоления этих вызовов надо планомерно выполнять целевые установки стратегических документов правительства и президента и концентрировать усилия на задачах национального проекта.

На заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам президент дал установку — сделать всё, чтобы каждый молодой человек независимо от того, где он родился, какой доход у его семьи, мог получить качественное образование, раскрыть свой дар, заложенный природой талант. И насколько успешно реализовывается национальный проект «Образование», настолько эффективно и неформально будет выполнена поставленная задача.

Спасибо за внимание.

Останина Н. А., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей, фракция КПРФ:

— Спасибо. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемый Сергей Сергеевич, коллеги! Вячеслав Викторович, вы же сами предложили перейти к проблемной повестке дня, к обсуждению, поэтому, невзирая на то, что федеральный проект «Образование» включает в себя 10 задач и 9 федеральных проектов, я (бы хотела остановиться на тех дополнительных позициях, которые требуют либо включения до окончания исполнения нацпроекта (до декабря 2024 года) в него, либо особого к себе внимания.

Задача первая — это, конечно, доступность образования. Де-юре это есть. И, судя по докладу министра, и Счетная палата о количестве образовательных учреждений, которые строятся, и учреждений дошкольного образования.

Де-факто. Де-факто у нас сельская школа скоро, наверное, исчезнет как форма образования детей, потому что скорость, с которой эти школы объединяются, скорость, с которой они становятся филиалами маленьких городских школ и районных школ, она просто поражает. Но, вы знаете, изобретательность чиновников, она границ не знает от образования. Причины, конечно, кроются в безденежье. Но вот за много лет своей депутатской практики такого я еще не видела. Может быть, вы видели. Тогда давайте поделимся опытом.

Оренбургская область, село Новоархангельское, школа великолепная, сделали капитальный ремонт летом текущего года. Но за три предшествующих года ни одного молодого учителя директор школы не принял. А школа стала филиалом Шарлыкской районной школы. Когда 

спросили: зачем филиалом делаете? Закрывать будете? Нет, что вы, что вы, — убедил всех директор, что школа закрываться не будет.

Но учителя-пенсионеры ежегодно взяли себе такую практику, они в период школьных каникул увольняются, пишут заявления, для того чтобы прошел перерасчет пенсий. Им добавляют 2-3 тысячи, конечно, для деревни это значительная сумма. А потом, когда каникулы заканчиваются, они снова пишут заявления и снов а трудоустраиваются.

В этом году они написали заявление, пришли 31 августа, а директор школы не подписал эти заявления. В итоге дети пришли, а ни одного учителя нет, учителей 11.

42 ребёнка стали ездить за 9 километров в районную школу по бездорожью. Я проехала — это действительно так. Самое интересное, что в этом селе есть ещё 22 ребёнка, которые скоро пойдут в детский сад. Что вы думаете: на предшкольное образование бабушки возят их за эти же 9 километров на такси туда и обратно. Вот представьте себе: деревенская пенсия и бабушка, которая возит детей.

Но лучше ли это районная школа? Районная школа требует капитального ремонта: деревянный туалет на улице, дети питаются на подоконниках. Вот кто от этого выиграл? 

Вы, Сергей Сергеевич, сказали, что отдельно обсудим проблемы сельской школы и даже губернатора пригласим Оренбургской области, не надо этого делать, потому что во всех регионах подобная ситуация. До тех пор пока будет в сельской школе подушевое финансирование, ничего не изменится, поэтому предложение… (Аплодисменты.) Спасибо. Предложение, которое звучало здесь о переводе на региональное, всё-таки есть и ещё одно предложение, второй шаг сделать, отказаться от подушевого финансирования.

Задача вторая и, пожалуй, главная — воспитание патриота, гражданина. Ну советник у нас в 45 регионах появился, но без включения воспитательной функции во всю сферу образования, я права, вы правы были, Сергей Сергеевич, когда процитировали указ президента от 9 ноября об укреплении и сохранении традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Конечно, надо перерабатывать все… и учебники по всем предметам.

Но давайте вспомним хорошие советские годы, и не только Николай Михайлович Харитонов их вспоминает, а все мы: алгебра, физика, химия, а на полях обязательно рубрика: это интересно. Коротко рассказывается о великих наших отечественных учёных, о достижениях, которые были сделаны в нашей стране. Поэтому хорошо, если бы наши дети знали не только Илона Маска, но и Циолковского, как вы сказали, Вячеслав Викторович.

И ещё одна проблема. У нас просветительская работа в школе законом возвращена, больше того — это в полномочиях вашего министерства. Мы очень просим: давайте исключим требования этого закона для ветеранов Великой Отечественной, для участников специальной операции, для патриотических организаций. Ну зачем им лицензия? Ну зачем ветерану идти в муниципальные… в муниципалитет, просить, чтобы его направили в школу, дали разрешение и ещё за 30 дней представить план своего выступления? Да это неуважение к ветерану. Напротив, пригласить его, увести с цветами, букетами и так далее.

И ещё. В полномочиях вашего министерства вопросы детей-сирот. Ну мы защитили многих: банки защитили, предпринимателей. А дети-сироты у нас так и усыновляются гражданами недружественных государств. Только в 2021 году таких детей было 69: Франция, Италия, Испания. Закон внесли три депутатские фракции. Заключения вашего министерства нет, заключения правительства нет. Очень просим вас всё-таки заключение на этот закон представить и высказать свою позицию на эту тему. 

Берулава М. Н., фракция КПРФ:

— Уважаемый Сергей Сергеевич, я последнее время очень часто встречаюсь с педагогами, а педагоги это люди, которые всё замечают и плюсы, минусы в нашей работе. Сегодня они вам говорят большое спасибо за… вам за постоянную работу по формированию единого образовательного пространства. В сентябре министерство решительно почистило перечень школьных учебников. Исключены тысячи учебных книг, не соответствующих ФГОС. Проблем ещё много.

Одна из проблем — это индикаторы выполнения национального проекта по направлению патриотического воспитания носят формальный характер.

Как министерство собирается контролировать… (Микрофон отключён.)

Кравцов С. С.:

— Спасибо. Спасибо, уважаемые коллеги. 

Михаил Николаевич, важнейший вопрос. В отличие от обучения, процесса обучения, когда мы можем проверить и по итогам контрольных работ, делая срезы знаний. Что касается воспитания, здесь важно выстроить сам процесс, чтобы он был эффективный и чтобы это было в единой системе.

Если говорить о конкретных, мы будем параметры, здесь очень важно в формализм не скатиться, чтобы это не было для галочки, поэтому здесь должны быть и социологические исследования. По советникам мы видим — на 15 процентов уменьшилось количество правонарушений, по данным Министерства внутренних дел, в тех регионах, где ставки введены советника, то есть это тоже важный показатель.

Совместно с Рособрнадзором мы создали такой центр оценки эффективности воспитательной работы, и будем точечно вместе с регионами, с педагогическими вузами работать. Но хочу сказать, что задача системная, она касается не только, надеюсь, вы согласитесь, системы образования, это и кинофильмы, и театр. Мы здесь вместе с Министерством культуры активно работаем, чтобы был такой целостный результат.

Останина Н. А.:

— Вячеслав Викторович, мы, конечно, за консенсус, но мы за то, чтобы это были профессиональные уроки труда в школе, мы против того, чтобы снижать возраст до 14 лет без разрешения органов опеки, иначе это превратится в эксплуатацию детского труда. К чему это может привести со стороны отдельных недобросовестных родителей, — мы тоже понимаем. Поэтому, конечно, это требует внимательного отношения, этот законопроект.

Сергей Сергеевич, уважаемый, ни одна встреча с вами, ни одно обсуждение здесь, в Госдуме, главного финансового документа страны — бюджета — не обходилось без того, чтобы мы не говорили о проблеме жилья детям-сиротам.

Мы немного продвинулись вперёд, но только благодаря политической воле не всегда соглашаюсь с Вячеславом Викторовичем, а в данном случае человек, который продвинул этот закон о прописке детей-сирот по месту… по адресам муниципальных образований на основе устной договорённости, потому что правительство так и не соизволило в срок нам прислать заключение по этому закону, Екатерина Стенякина, которая убедила наш комитет, наш комитет поддержал, Вячеслав Викторович сказал, что мы… Очередь из детей-сирот 292 тысячи 125 вот на сегодняшний день. Депутаты разработали 27 законопроектов, четыре только принято из них. Ваше министерство ничего не предложило. В итоге Анна Юрьевна Кузнецова, не могу не похвалить, рабочую группу очень энергично провела, но вы ни одного предложения не приняли и в бюджете снова заложили 10 миллиардов рублей.

Что будем делать с обеспечением жильём детей-сирот, Сергей Сергеевич?

Кравцов С. С.:

— Спасибо, Нина Александровна. 

Первое (это то, что вы сказали) — деньги есть в бюджете, и это очень важно. И эта программа сегодня… В Минстрой, да? Да, передана в Минстрой. Это тоже важное решение. Поэтому здесь готовы вместе с вашим комитетом. Мы постоянно же обсуждали этот вопрос и проговаривали. Давайте отдельно еще раз вернемся, и те проблемы, и те вопросы, которые есть, с удовольствием обсудим.

Спасибо.

Осадчий Н. И., фракция КПРФ:

— Вопрос о среднем профессиональном образовании. Подготовка квалифицированных кадров, особенно для таких отраслей как металлообработка, машиностроение, сельское хозяйство, электронная промышленность — это важнейшие условия роста экономики России, реального импортозамещения,    развития оборонно-промышленного комплекса, успехов в противостоянии с Западом.

Каков удельный вес обучающихся по этим специальностям в общем количестве учащихся в организациях среднего профобразования? Насколько достаточной является материальная база образовательных организаций для наращивания масштабов подготовки? По имеющимся данным, из общего количества учебно-лабораторных зданий (11,5 тысячи) 8,4 тысячи введены в эксплуатацию до 1980 года. Капитальный ремонт в 600 зданиях проводился в период с 1900 по 2000 год.

И ещё, кроме того, насколько регулярно обновляется необходимое для обучения оборудование… (Микрофон отключён.)

Кравцов С. С.:

— Да, Николай Иванович, спасибо за вопрос.

Ну, конечно, здесь есть нам, над чем работать. И вот то, что Вячеслав Викторович сказал, в свое время передали школы… колледжи, извините, на региональный уровень, особенно колледжи военно-промышленные, обеспечивающие военно-промышленный комплекс, и вот мы видим результат. 

Поэтому сегодня с Министерством промышленности мы работаем над тем, чтобы синхронизовать те программы в колледжах, которые нужны экономике, региональной экономике, экономике страны, потому что многие колледжи так же, как и вузы в свое время стали готовить экономистов, юристов, и качество преподавания и обучения оставляло желать лучшего.

В рамках «Профессионалитета» мы в том числе выбрали направления и легкая промышленность, фармацевтика, те ключевые отрасли, и тяжелая промышленность, которая… где необходимы кадры, уменьшаем срок подготовки до 2,5 лет, чтобы это были уже качественные, подготовленные специалисты. Сразу, с первого года обучения начинается практическая подготовка. И отрасли участвуют в разработке и реализации программ, очень важно.

Также, надеюсь, то решение, которое принято Государственной Думой, — закон о налоговом вычете, когда предприятия могут инвестировать в систему образования, в том числе колледжи, тоже принесет свой результат. И поддержанная вами, уважаемые коллеги, инициатива о создании учебно-производственных комплексов, комбинатов при колледже. В первую очередь будем создавать при колледжах, которые ориентированы на те отрасли, о которых вы сказали. Спасибо. 

Смолин О. Н., фракция КПРФ:

— Уважаемые коллеги, уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемый Сергей Сергеевич, Анзор Ахмедович!

Как конструктивная оппозиция, фракция положительно оценивает многие действия Министерства просвещения.

В сельских школах министерство благодарят за точки роста, но хотят больше, в средних профучебных заведениях за оборудование для демонстрационных экзаменов, но тоже, увы, не везде, в педвузах также за современное оборудование и кванториумы.

Мы приветствуем заявление министра о готовности перевести большую часть программ педобразования на специалитет.

Мы благодарны министерству за поддержку нашего законопроекта о праве человека с инвалидностью получить второе профессиональное образование, он поможет, между прочим, и участникам военных действий на Украине.

Мы поддерживаем многие шаги министерства в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, отказ от так называемых необучаемых, увеличения числа студентов с инвалидностью и так далее.

Теперь о проблемах, которые удалось решить, но очень частично. 

Первое. Мы поддержали закон о частичном изгнании из законодательства так называемых образовательных услуг. Большинство школьных учителей теперь учат и воспитывают, а не обслуживают. Но этот закон сделал шаг вперёд и одновременно вбок. Президент требовал, чтобы услуги остались только в финансовых документах, но они остались и в законодательстве об образовании. Всё, что бесплатно — образование, всё, что платно — услуги. Как только у учителя появляется платный факультатив, у преподавателя платные студенты, они из педагогов вновь превращаются в обслуживающий персонал. Давайте сделаем второй шаг и изгоним услуги из образования окончательно. Законопроект внесён.

Второе. Шаги по частичной дебюрократизации образования. Мы поддержали законопроект о сокращении отчётности, но педагоги говорят, что они этого уменьшения, увы, не почувствовали.

Третье. Мы поддерживаем шаги министерства по переориентации школьного образования в национальных интересах, но считаем, что нужно идти дальше. Напоминаю, по сравнению с советскими временами в базисном учебном плане школы на 18-й год предметы, необходимые будущему инженеру, учёному, агроному, врачу, «Математика», «Физика», «Химия» и «Биология» сокращены от 14 до 37 процентов, а «Технология трудового воспитания» более чем вдвое. 

Вячеслав Викторович, мы поддерживаем предложение по возвращению трудового воспитания.

Предметы, призванные обеспечить воспитание гражданина и патриота, «Русский язык», «Литература», «История» и «География», сокращены от 14 до 33 процентов. Взамен более чем вдвое увеличено преподавание иностранного языка.

Учебный план явно был ориентирован на тех, кто будет работать за рубежом либо в иностранных компаниях.

Мы считаем правильными решения Минпросвещения — отказаться от обязательного изучения второго иностранного языка в школе, отказаться от обязательного ЕГЭ по иностранному языку, который оставил бы без аттестатов добрую половину сельских ребят, и вернуть в школу воспитательную работу. При этом мы прекрасно понимаем, что патриотизм воспитывается не отдельными уроками, а всей системой образования.

Теперь о некоторых проблемах, которые не может решить министерство, но должны решать совместно правительство и парламент.

Первое — катастрофическое недофинансирование образования. Коллеги, согласно данным ЮНЕСКО и Мирового банка, по доле расходов на образование от валового внутреннего продукта в 2012 году мы занимали 98-е место, а в 2018-м — 120-е. Комментарии излишни. Надо тратить на образование не 3,5, а 7 процентов от валового внутреннего продукта, и всё будет нормально.

Второе — ЕГЭ как антипод воспитанию. У ЕГЭ есть плюсы и минусы, но воспитанию гражданина и патриота он явно мешает. Жажда знаний и воспитание чувств заменяются погоней за оценками.

Мы неоднократно предлагали законопроект о переводе ЕГЭ в добровольный режим, как это было сделано в период пандемии, но в порядке компромисса предлагаем вернуться к вопросу о том, чтобы по гуманитарным предметам в ЕГЭ была введена устная часть. Гораздо важнее, чтобы ученик знал хотя бы по одному-два стихотворения из классической русской поэзии, чем требовать умения определять, какие художественные приемы применил такой-то поэт в таких-то строках. Как говорила моя любимая учительница, «литература — не учебный предмет, а воспитание души». По большому счету это можно сказать и про историю, и обществознание.

Третье — вытеснение бесплатного среднего профобразования. Уважаемые коллеги, в настоящее время 43 процента всех ребят в СПО принимаются на платной основе. При этом набор на юридические специальности платный, практически 92 процента, на фармацию – 87 процентов. Между тем, по закону общее среднее образование у нас общедоступно, обязательно и бесплатно. По Конституции и закону бесплатно и среднее профессиональное образование. Как это совмещается с тем, что почти половина ребят в системе СПО платят за обучение?

Четвертое и главное — Кадровый кризис.

По данным Общероссийского народного фронта, за 2018 год опрошенные учителя отметили нехватку в школах: математика — 44 процента, учителей иностранного языка — 39, учителей русского языка и литературы — 30, и так далее. С тех пор ситуация только усугубилась.

По данным опроса Высшей школы экономики, 80 процентов всех учителей получают зарплату ниже 40 тысяч рублей, а 40 процентов вынуждены экономить на всём, кроме еды. По любым методикам, кроме Росстата, это прямая бедность. Коллеги, бедный учитель не создаст богатой страны.

Но вот работает учитель, что называется, за себя и за того парня. По данным Высшей школы экономики, в прошлом году средняя нагрузка учителя по стране — 30 уроков. Это не 30 часов в неделю, это 60 или 70 часов. Средняя нагрузка учителя в Омской области — 32 часа в неделю. В городе Омске 2,01 ставки. При этом Омская область умудряется быть в пятёрке лучших по индексу развития человеческого потенциала в части образования. Падение качества образования неизбежно, уважаемые коллеги, если ничего не произойдёт.

Без поддержки федерального бюджета регионы эту проблему решить не смогут. Вячеслав Викторович, я абсолютно согласен с тем, что если мы хотим экономического прорыва, надо начинать с образования, без этого национальную безопасность страны обеспечить невозможно.

Напомню, что наша фракция вносила неоднократно проект закона об образовании для всех. В настоящее время на рассмотрении находится наш законопроект, который предусматривает реализацию указа президента номер 597 при работе учителя на одну ставку. Нашей фракцией внесён законопроект о горячем питании во всей школе. Давайте будем принимать, уважаемые коллеги, а не только ставить вопрос.

Мы убеждены, если страна хочет обеспечить экономический прорыв и национальную безопасность, нам нужна новая образовательная политика, новый курс. В заключение процитирую Бисмарка, который не любил Россию, но никому не советовал с нею воевать. «Отношение государства к учителю — это государственная политика, которая свидетельствует либо о силе государства, либо о его слабости». Давайте поможем нашему государству быть сильным. Спасибо. (Аплодисменты.)

16 ноября в Госдуме состоялся правительственный час с участием Министра просвещения Российской Федерации С.С. Кравцова. Он выступил на тему: «О ходе реализации национального проекта «Образование». Ему задали вопросы и выступили после его доклада депутаты фракции КПРФ.

Кравцов С. С., официальный представитель Президента Российской Федерации Министр просвещения Российской Федерации:

— Уважаемые депутаты Государственной Думы, прежде всего, хотел бы поблагодарить вас, Вячеслав Викторович, а также все фракции за возможность выступить с парламентской трибуны, предметно обсудить с вами сложные вопросы, проблемы, тем более что в этом зале немало настоящих экспертов в нашей сфере, профессионалов с большим педагогическим опытом.

И сразу хочу сказать, коллеги, что всем вам спасибо за справедливую критику, которая нередко звучит в наш адрес. Она нужна нам. Помогает работать лучше. И, конечно, мы признательны парламенту за поддержку при рассмотрении важнейших законодательных актов в области государственной образовательной политики, особенно тех, что имеют первоочередной, срочный характер.

По многим нашим профильным вопросам ситуация действительно требует принятия неотложных мер. Это прямо вытекает из документов стратегического планирования. Включая, недавно утверждённые президентом, Основы государственной политики по вопросам укрепления духовно-нравственных ценностей. 

В одном из своих выступлений Владимир Владимирович сказал: «Сегодня мы сражаемся, чтобы никому и никогда не пришло в голову, что Россию, наш народ, наш язык, нашу культуру можно взять и вычеркнуть из истории. Поэтому наша задача защитить ценностные основы российского общества и воспитать человека, который всем сердцем любит Родину».

Именно так мы видим сегодня главную миссию, ту стратегическую и государственную задачу, за выполнение которой несём прямую ответственность».

И в этой связи, уважаемые коллеги, позвольте доложить вам о том, как… что конкретно сделано и делается по линии Министерства просвещения, в частности, в рамках реализации национального проекта «Образование».

Начну с содержания образования. Здесь ключевой вектор был определён уже с первых дней моей работы в должности министра — это создание и укрепление единого образовательного пространства. Мы существенно обновили федеральные государственные образовательные стандарты, обозначили в них чёткие ориентиры в части духовного, патриотического, личностного развития детей, а также ожидаемые результаты.

Новые федеральные основные программы задают целостный, и вновь повторю, единый подход к преподаванию истории, обществознания, литературы, других дисциплин, которые формируют само мировоззрение детей, учат жизненным принципам, высоким идеалам.

Соответствующий закон был подписан президентом в сентябре. Благодарю вас, уважаемые коллеги, за его глубокую проработку и своевременное принятие.

И отдельную благодарность от всех моих коллег должен передать Ирине Анатольевне Яровой, Петру Олеговичу Толстому, Ольге Михайловне Казаковой. Спасибо за вашу принципиальную позицию, настойчивость в продвижении закона, который крайне важен для всей системы образования.

Добавлю, что в настоящее время программы уже разработаны, а их утверждение завершится к 1 января 2023 года.

В День народного единства на встрече с историками президент отметил, что историческое просвещение должно начинаться уже с детского сада, и в этом направлении мы активно работаем. Стандарты здесь тоже качественно обновляются, естественно, с адаптацией к возрасту. Единая федеральная образовательная программа дошкольного образования уже разработана и нацелена на воспитание и образование детей дошкольного возраста в национально-культурных традициях России. В частности, предлагается целый список знаковых, выдающихся, познавательных кинематографических, литературных, музыкальных произведений для совместного просмотра со взрослыми, обсуждения с родителями.

Теперь что касается учебников. Вопрос этот исключительно важный, поэтому будет изменён сам порядок формирования федерального перечня учебников. В ходе экспертиз, специалисты особенно внимательно отнесутся к ценностям, к смысловым вопросам. Здесь абсолютно неприемлемы разрушительные, дикие для нашего многонационального общества вещи, такие как расизм, отрицание значимости семьи и другие.

Мы обязаны и будем защищать наших школьников от псевдоценностей, выстраивая здесь свои надёжные рубежи обороны, тем более что в отношении нашей страны ведётся, вы знаете, активная информационная война, информационная агрессия.

Уже создан перечень организаций, осуществляющих научно-методическое, методическое обеспечение образовательной деятельности. Поясню: только вошедшие в него организации могут работать со школами. Казалось бы, очевидная вещь, так ведь и должно быть. Но мы реализовали это решение впервые, уважаемые коллеги. 

Вновь вернусь к вопросам изучения истории, а именно истории родной страны. Разработан новый учебный курс для 9 классов «Введение в новейшую историю», о чём вы, Вячеслав Викторович, говорили. Он для 9 классов и посвящён переломным событиям XX и начала XXI века, включая, конечно же, Великую Отечественную войну, а также, обращаю ваше внимание, совсем недавние события, это и специальная военная операция и принятие в состав России новых регионов.

Да, специалисты правильно говорят: история, как наука, не может оценивать текущий период, учёным нужна долгая временная дистанция, — никто с этим и не спорит. Но наши дети живут не через сто лет, а сегодня и сейчас, и школа должна дать им ответы на актуальные вопросы, предоставлять выверенную, достоверную информацию о том, что они видят собственными глазами, обсуждают друг с другом каждый день на переменах, во дворах.

Что здесь очень важно? Предмет «История» является обязательным для изучения, в него входит, как уже я сказал, «Введение в новейшую историю», а также «История России» и «Всеобщая история». Думаю, уважаемые коллеги, вы согласитесь, что в основе самой концепции всеобщей истории, да и во многом истории России по сути до сих пор доминирует так называемый европоцентричный подход. Пора выправить этот давно возникший перекос. 

(Аплодисменты.)

История Европы весьма интересна и поучительна, будем и дальше её внимательно изучать, но для наших детей в центре исторического образования её несущим стержнем должна стать Россия.

(Аплодисменты.)

В этих же целях вводится и отдельный новый курс «Россия — моя история» для старших классов.

Отмечу, что в федеральные основные образовательные программы включены элементы начальной военной подготовки в рамках предмета «ОБЖ» на базовом уровне и для специализированных классов — кадетские, казачьи и другие.

Дополнительно разработали курс внеурочной деятельности, включение которого в учебный план определяется решением педагогического коллектива и родителей.

Особенно скажу о качестве образования.

Да, содержание учебного курса, единство образовательного пространства — это важные фундаментальные условия, но вопрос о том: а как учащиеся усваивают материал, насколько глубокие и востребованные знания они у нас получают. Конечно, здесь ещё только много предстоит сделать, проблем немало. Но хочу сказать, что на государственной итоговой аттестации наши ребята показывают стабильно высокие результаты по русскому языку, растёт средний балл по профильной математике, истории, обществознанию.

Только в нынешнем году российские сборные показали блестящие результаты на пяти международных олимпиадах, завоевав 23 медали. Молодцы! Вся страна ими гордится.

Уважаемые коллеги, несколько слов еще раз о воспитании. С 2020 года мы плотно занимаемся воспитательной составляющей образовательного процесса. И сегодня видим, насколько это актуально, как важно и значимо для наших детей, для всего российского общества, для всей страны, которая вступила в жестокое противоборство с западным миром, с Соединенными Штатами Америки за право быть собой, чтить своих предков — героев, развиваться свободно и суверенно. Мы стремимся и здесь создать единое пространство воспитательной работы.

В 2022 году единая рабочая программа воспитания для школ актуализирована, приведена в соответствие со Стратегией национальной безопасности России. А со следующего года благодаря вашей, уважаемые коллеги, поддержке она получит статус обязательной.

Учитывая, насколько это тонкая и чувствительная сфера, где, с одной стороны, не хочется упустить ничего важного, а с другой — нельзя, что называется, переусердствовать, мы постоянно дорабатываем, улучшаем концепцию воспитания. Используем ваши советы, замечания профессионального сообщества, родительского актива. И только на этой основе совместно с заинтересованными органами власти и организациями ежегодно формируем календарный план воспитательной работы.

Учебная неделя начинается с «Разговоров о важном». На этих занятиях с ребятами обсуждают ключевые исторические события, важные даты, различные волнующие их темы, говорят о непреходящих ценностях, близких и понятных каждому человеку, о нашей огромной стране, ее культуре, историческом пути нашего народа. Кстати, по опросам, такие нововведения в школах, как уроки «Разговоры о важном» и торжественное поднятие Государственного флага Российской Федерации, исполнение Государственного гимна Российской Федерации, поддерживает подавляющее большинство граждан нашей страны.

Системность этой работе придает введение в школах должности советника директора по воспитанию. Сейчас советники работают в 17 тысячах школ в 45 регионах, а со следующего года они будут работать во всех субъектах нашей страны.

Большие надежды возлагаем мы на закон о создании в России Всероссийского детского движения детей и молодёжи. Уверен, оно станет одним из основных прочных звеньев в широкой воспитательной работе, поможет развивать ученическое самоуправление. Добавлю, что с 1 сентября в регионах стартовала программа просветительской деятельности для родителей.

В целом будем строго и последовательно проводить воспитательную, патриотическую, ценностную линию в сфере образования и просвещения. Например, усилению этой важнейшей составляющей, безусловно, способствуют и такие решения как возвращение в школьную программу романа Александра Фадеева «Молодая гвардия».

По инфраструктуре. Все плановые показатели, уважаемые коллеги, здесь достигнуты, несмотря на пандемию, санкционное давление, с 2019 года введено более 900 новых школ. В следующем году мы ликвидируем третью смену. Построено тысяча 500 детских садов, что практически позволило ликвидировать очереди в детские сады. Около 14 тысяч сельских школ оснащено лабораторным оборудованием, и 15 тысяч школ и колледжей — компьютерной техникой. К 2024 году в каждой школе, повторяю, в каждой школе появится свой школьный театр и спортивный клуб.

По инициативе президента и вашей, уважаемые коллеги, поддержке идёт масштабная программа капитального ремонта школ. Здесь активно вовлечены депутаты, и я хотел бы Валентину Владимировну Терешкову… 

Валентина Владимировна, вас поблагодарить, Валентину Владимировну Терешкову за ту помощь и поддержку в ремонте школы номер 32 Ярославской области. Сегодня эта фактически новая современная школа оформлена в космической тематике, и туда с удовольствием идут ребята.

В части среднего профессионального образования. Совместно с Министерством торговли мы начали адресно готовить кадры под конкретные задачи и потребности российской экономики, укрепляем прямые связи колледжей и предприятий, компаний реального сектора. Наш ключевой здесь проект — «Профессионалитет», уже создано порядка 140 кластеров.

Уважаемые коллеги, уже назвал несколько ключевых, принятых вами законодательных решений, которые существенно меняют, улучшают качество нормативно-правовой базы, над которой мы работаем. В этом же ряду исключение законодательства России самого понятия «образовательная услуга», оно принижало высокую миссию: призвание учителя, государственное значение его труда. Еще раз спасибо, уважаемые коллеги, за это решение. А также за поддержку вопроса снижения бюрократической нагрузки на учителей, это одна из самых болезненных тем. Учителей, порой, буквально заваливают пустой, никому ненужной писаниной, а главное, отвлекающей их от основного дела — учить детей. 

С 1 сентября 2022 года перечень документов, который должен заполнить учитель, жестко ограничен. Ожидаем, что уже в нынешнем учебном году учителя почувствуют эти перемены. Если потребуется, предложим новые дополнительные шаги. Этот вопрос обязательно дожмем. Очень надеюсь, уважаемые коллеги, и на вашу поддержку. Ведем работу по совершенствованию механизмов оплаты труда педагогических работников, ищем оптимальные, справедливые для всех формы.

Уважаемый Вячеслав Викторович, хочу поблагодарить вас лично за то, что законодательно закреплено право регионов на дополнительное финансирование присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня. Этот закон очень давно ждали. Многие семьи позитивно, практически все восприняли этот закон. Уже он реализуется в наших школах.

Другой, во многом резонансный вопрос о недопустимости использования на уроках мобильных телефонов. Важно, чтобы федеральные нормы четко работали на региональном и муниципальном уровнях в школах. В дальнейшем считаем важным вместе найти законодательное решение относительно, первое — дополнительного обеспечения статуса русского языка, как государственного.

Второе. Введение школьной формы. Пусть каждая школа самостоятельно определит, какой ей быть. 

И третье. Передача школ на региональный уровень с целью централизации управленческих механизмов и повышения эффективности управления системы образования. Знаю, что уже такой законопроект внесен в Государственную Думу всеми фракциями.

Огромная благодарность, Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги. Мы поддерживаем этот законопроект.

Теперь важнейшая тема об организации образовательного пространства, обучения, процесса в новых территориях. Как правильно отметил Вячеслав Викторович, необходимо начать с единого правового пространства. Все школы Донецкой и Луганской Народных Республик, Запорожской, Херсонской областей субъектовые, управление организовано на региональном уровне. В каждом новом регионе будут созданы педагогические университеты федерального подчинения, которые в своей структуре будут иметь институты повышения квалификации учителей и педагогические колледжи. То есть это единая система будет выстроена подготовки педагогических кадров.

Кроме того, для новых регионов мы разработали и внедрили нормативные методические документы, установили пятилетний период перехода на российские стандарты, предусмотрели особенности прохождения государственной итоговой аттестации, провели масштабную подготовку учителей к новому учебному году, в первую очередь, учителей русского языка, истории, обществознания.

Важно отметить проведённый нами совместно с Рособрнадзором, уважаемые коллеги, обратите внимание вот на эти слайды, конечно, волосы дыбом встают, когда их видишь — детей не учили. Вот в освобождённых территориях 75 процентов двоек, это предыдущий год, биологию и математику взяли. Фактически формирование шло трудовых ресурсов и антироссийских настроений.

Поэтому ключевая задача — выравнивание качества образования в новых субъектах Российской Федерации. В частности введение в учебные планы курса «Моя история», который устранит тотальное незнание истории и тех вопиющих провалов и подмен, которых много было в украинских программах. Например, о мифической стране Гетманщина, которой никогда не было.

Уважаемые депутаты, уважаемые коллеги, опросы общественного мнения показывают, что в 2022 году происходят позитивные изменения в отношении многих людей к деятельности педагогов, к работе школ. Сами учителя чаще называют ситуацию в своей школе хорошей, отмечают, что отношение к ним в последние годы улучшилось, а бюрократическая нагрузка постепенно снижается. 

Повторю, у нас, конечно же, очень много сложных, проблемных ситуаций. Но убежден, что мы на верном пути и с вашей поддержкой обязательно решим все задачи, которые стоят перед системой образования. Важно, что следующий год объявлен президентом Годом педагога и наставника. Приложим все усилия, чтобы система образования была передовой, эффективной и суверенной.

Благодарю за внимание и готов ответить на ваши вопросы. Спасибо.

Зайцев Д. А., аудитор Счётной палаты Российской Федерации:

— Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты!

Счётная палата проводит регулярно проверку и исполнения, и мониторинг национального проекта «Образование». С министерством у нас рабочее взаимодействие, и коллеги оперативно устраняют выявленные Счётной палатой нарушения и эффективно внедряют наши рекомендации. Ключевые показатели нацпроекта в целом исполняются, однако есть вопросы, требующие особого внимания. 

Первое — это создание новых учебных мест. Мы фиксируем крайне низкие показатели освоения субсидий федерального бюджета по стройке школ, по состоянию на 1 ноября 2022 года это всего 61,9 процента. Одновременно постоянно сдвигаются вправо целевые значения показателей федерального проекта «Современная школа». В итоге за два с небольшим года — в 2022-2024 годах должно быть введено в 4,4 раза больше мест в школах, чем было введено за три предыдущих года с 2019 по 2021 год.

Мы фиксируем проблемы и по линии проведения капитального ремонта зданий школ, проблемы сроков проведения работ, которые, как правило, не завершаются к началу учебного года. В рамках мероприятий по созданию новых мест в целях ликвидации третьей смены в 2021 году введено только 66,9 процента запланированных новых мест.

Еще одна группа вопросов, требующих особого внимания, — это кадровое обеспечение системы общего образования. Здесь мы фиксируем и рост вакантных должностей учителей, и дефицит высококвалифицированных кадров на отдельных территориях и в отдельных категориях школ.

Результаты наших проверочных мероприятий свидетельствуют о том, что квалификация преподавателей — это один из основных факторов, определяющий различие в успеваемости между обычными и специализированными школами, а также между городскими и сельскими 

школами. Поэтому вопрос привлечения высококвалифицированных педагогов в различные категории школ и на разных территориях является крайне важным, в том числе на условиях обеспечения конкурентного уровня заработной платы.

Наконец, ряд важных вопросов также касается материально¬технического обеспечения образовательных организаций особенно в части цифровой инфраструктуры и технологий.

Очевидный прогресс по данному направлению присутствует. В рамках федерального проекта развития цифровой образовательной среды компьютерным оборудованием оснащено уже 18 тысяч 838 организаций. Подключение к сети «Интернет» в 2020 году имели 85,4 процента школ. Скорость подключения неравномерна: 37 процентов школ подключены к сети «Интернет» со скоростью выше 50 мегабит.

Для преодоления этих вызовов надо планомерно выполнять целевые установки стратегических документов правительства и президента и концентрировать усилия на задачах национального проекта.

На заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам президент дал установку — сделать всё, чтобы каждый молодой человек независимо от того, где он родился, какой доход у его семьи, мог получить качественное образование, раскрыть свой дар, заложенный природой талант. И насколько успешно реализовывается национальный проект «Образование», настолько эффективно и неформально будет выполнена поставленная задача.

Спасибо за внимание.

Останина Н. А., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей, фракция КПРФ:

— Спасибо. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемый Сергей Сергеевич, коллеги! Вячеслав Викторович, вы же сами предложили перейти к проблемной повестке дня, к обсуждению, поэтому, невзирая на то, что федеральный проект «Образование» включает в себя 10 задач и 9 федеральных проектов, я (бы хотела остановиться на тех дополнительных позициях, которые требуют либо включения до окончания исполнения нацпроекта (до декабря 2024 года) в него, либо особого к себе внимания.

Задача первая — это, конечно, доступность образования. Де-юре это есть. И, судя по докладу министра, и Счетная палата о количестве образовательных учреждений, которые строятся, и учреждений дошкольного образования.

Де-факто. Де-факто у нас сельская школа скоро, наверное, исчезнет как форма образования детей, потому что скорость, с которой эти школы объединяются, скорость, с которой они становятся филиалами маленьких городских школ и районных школ, она просто поражает. Но, вы знаете, изобретательность чиновников, она границ не знает от образования. Причины, конечно, кроются в безденежье. Но вот за много лет своей депутатской практики такого я еще не видела. Может быть, вы видели. Тогда давайте поделимся опытом.

Оренбургская область, село Новоархангельское, школа великолепная, сделали капитальный ремонт летом текущего года. Но за три предшествующих года ни одного молодого учителя директор школы не принял. А школа стала филиалом Шарлыкской районной школы. Когда 

спросили: зачем филиалом делаете? Закрывать будете? Нет, что вы, что вы, — убедил всех директор, что школа закрываться не будет.

Но учителя-пенсионеры ежегодно взяли себе такую практику, они в период школьных каникул увольняются, пишут заявления, для того чтобы прошел перерасчет пенсий. Им добавляют 2-3 тысячи, конечно, для деревни это значительная сумма. А потом, когда каникулы заканчиваются, они снова пишут заявления и снов а трудоустраиваются.

В этом году они написали заявление, пришли 31 августа, а директор школы не подписал эти заявления. В итоге дети пришли, а ни одного учителя нет, учителей 11.

42 ребёнка стали ездить за 9 километров в районную школу по бездорожью. Я проехала — это действительно так. Самое интересное, что в этом селе есть ещё 22 ребёнка, которые скоро пойдут в детский сад. Что вы думаете: на предшкольное образование бабушки возят их за эти же 9 километров на такси туда и обратно. Вот представьте себе: деревенская пенсия и бабушка, которая возит детей.

Но лучше ли это районная школа? Районная школа требует капитального ремонта: деревянный туалет на улице, дети питаются на подоконниках. Вот кто от этого выиграл? 

Вы, Сергей Сергеевич, сказали, что отдельно обсудим проблемы сельской школы и даже губернатора пригласим Оренбургской области, не надо этого делать, потому что во всех регионах подобная ситуация. До тех пор пока будет в сельской школе подушевое финансирование, ничего не изменится, поэтому предложение… (Аплодисменты.) Спасибо. Предложение, которое звучало здесь о переводе на региональное, всё-таки есть и ещё одно предложение, второй шаг сделать, отказаться от подушевого финансирования.

Задача вторая и, пожалуй, главная — воспитание патриота, гражданина. Ну советник у нас в 45 регионах появился, но без включения воспитательной функции во всю сферу образования, я права, вы правы были, Сергей Сергеевич, когда процитировали указ президента от 9 ноября об укреплении и сохранении традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Конечно, надо перерабатывать все… и учебники по всем предметам.

Но давайте вспомним хорошие советские годы, и не только Николай Михайлович Харитонов их вспоминает, а все мы: алгебра, физика, химия, а на полях обязательно рубрика: это интересно. Коротко рассказывается о великих наших отечественных учёных, о достижениях, которые были сделаны в нашей стране. Поэтому хорошо, если бы наши дети знали не только Илона Маска, но и Циолковского, как вы сказали, Вячеслав Викторович.

И ещё одна проблема. У нас просветительская работа в школе законом возвращена, больше того — это в полномочиях вашего министерства. Мы очень просим: давайте исключим требования этого закона для ветеранов Великой Отечественной, для участников специальной операции, для патриотических организаций. Ну зачем им лицензия? Ну зачем ветерану идти в муниципальные… в муниципалитет, просить, чтобы его направили в школу, дали разрешение и ещё за 30 дней представить план своего выступления? Да это неуважение к ветерану. Напротив, пригласить его, увести с цветами, букетами и так далее.

И ещё. В полномочиях вашего министерства вопросы детей-сирот. Ну мы защитили многих: банки защитили, предпринимателей. А дети-сироты у нас так и усыновляются гражданами недружественных государств. Только в 2021 году таких детей было 69: Франция, Италия, Испания. Закон внесли три депутатские фракции. Заключения вашего министерства нет, заключения правительства нет. Очень просим вас всё-таки заключение на этот закон представить и высказать свою позицию на эту тему. 

Берулава М. Н., фракция КПРФ:

— Уважаемый Сергей Сергеевич, я последнее время очень часто встречаюсь с педагогами, а педагоги это люди, которые всё замечают и плюсы, минусы в нашей работе. Сегодня они вам говорят большое спасибо за… вам за постоянную работу по формированию единого образовательного пространства. В сентябре министерство решительно почистило перечень школьных учебников. Исключены тысячи учебных книг, не соответствующих ФГОС. Проблем ещё много.

Одна из проблем — это индикаторы выполнения национального проекта по направлению патриотического воспитания носят формальный характер.

Как министерство собирается контролировать… (Микрофон отключён.)

Кравцов С. С.:

— Спасибо. Спасибо, уважаемые коллеги. 

Михаил Николаевич, важнейший вопрос. В отличие от обучения, процесса обучения, когда мы можем проверить и по итогам контрольных работ, делая срезы знаний. Что касается воспитания, здесь важно выстроить сам процесс, чтобы он был эффективный и чтобы это было в единой системе.

Если говорить о конкретных, мы будем параметры, здесь очень важно в формализм не скатиться, чтобы это не было для галочки, поэтому здесь должны быть и социологические исследования. По советникам мы видим — на 15 процентов уменьшилось количество правонарушений, по данным Министерства внутренних дел, в тех регионах, где ставки введены советника, то есть это тоже важный показатель.

Совместно с Рособрнадзором мы создали такой центр оценки эффективности воспитательной работы, и будем точечно вместе с регионами, с педагогическими вузами работать. Но хочу сказать, что задача системная, она касается не только, надеюсь, вы согласитесь, системы образования, это и кинофильмы, и театр. Мы здесь вместе с Министерством культуры активно работаем, чтобы был такой целостный результат.

Останина Н. А.:

— Вячеслав Викторович, мы, конечно, за консенсус, но мы за то, чтобы это были профессиональные уроки труда в школе, мы против того, чтобы снижать возраст до 14 лет без разрешения органов опеки, иначе это превратится в эксплуатацию детского труда. К чему это может привести со стороны отдельных недобросовестных родителей, — мы тоже понимаем. Поэтому, конечно, это требует внимательного отношения, этот законопроект.

Сергей Сергеевич, уважаемый, ни одна встреча с вами, ни одно обсуждение здесь, в Госдуме, главного финансового документа страны — бюджета — не обходилось без того, чтобы мы не говорили о проблеме жилья детям-сиротам.

Мы немного продвинулись вперёд, но только благодаря политической воле не всегда соглашаюсь с Вячеславом Викторовичем, а в данном случае человек, который продвинул этот закон о прописке детей-сирот по месту… по адресам муниципальных образований на основе устной договорённости, потому что правительство так и не соизволило в срок нам прислать заключение по этому закону, Екатерина Стенякина, которая убедила наш комитет, наш комитет поддержал, Вячеслав Викторович сказал, что мы… Очередь из детей-сирот 292 тысячи 125 вот на сегодняшний день. Депутаты разработали 27 законопроектов, четыре только принято из них. Ваше министерство ничего не предложило. В итоге Анна Юрьевна Кузнецова, не могу не похвалить, рабочую группу очень энергично провела, но вы ни одного предложения не приняли и в бюджете снова заложили 10 миллиардов рублей.

Что будем делать с обеспечением жильём детей-сирот, Сергей Сергеевич?

Кравцов С. С.:

— Спасибо, Нина Александровна. 

Первое (это то, что вы сказали) — деньги есть в бюджете, и это очень важно. И эта программа сегодня… В Минстрой, да? Да, передана в Минстрой. Это тоже важное решение. Поэтому здесь готовы вместе с вашим комитетом. Мы постоянно же обсуждали этот вопрос и проговаривали. Давайте отдельно еще раз вернемся, и те проблемы, и те вопросы, которые есть, с удовольствием обсудим.

Спасибо.

Осадчий Н. И., фракция КПРФ:

— Вопрос о среднем профессиональном образовании. Подготовка квалифицированных кадров, особенно для таких отраслей как металлообработка, машиностроение, сельское хозяйство, электронная промышленность — это важнейшие условия роста экономики России, реального импортозамещения,    развития оборонно-промышленного комплекса, успехов в противостоянии с Западом.

Каков удельный вес обучающихся по этим специальностям в общем количестве учащихся в организациях среднего профобразования? Насколько достаточной является материальная база образовательных организаций для наращивания масштабов подготовки? По имеющимся данным, из общего количества учебно-лабораторных зданий (11,5 тысячи) 8,4 тысячи введены в эксплуатацию до 1980 года. Капитальный ремонт в 600 зданиях проводился в период с 1900 по 2000 год.

И ещё, кроме того, насколько регулярно обновляется необходимое для обучения оборудование… (Микрофон отключён.)

Кравцов С. С.:

— Да, Николай Иванович, спасибо за вопрос.

Ну, конечно, здесь есть нам, над чем работать. И вот то, что Вячеслав Викторович сказал, в свое время передали школы… колледжи, извините, на региональный уровень, особенно колледжи военно-промышленные, обеспечивающие военно-промышленный комплекс, и вот мы видим результат. 

Поэтому сегодня с Министерством промышленности мы работаем над тем, чтобы синхронизовать те программы в колледжах, которые нужны экономике, региональной экономике, экономике страны, потому что многие колледжи так же, как и вузы в свое время стали готовить экономистов, юристов, и качество преподавания и обучения оставляло желать лучшего.

В рамках «Профессионалитета» мы в том числе выбрали направления и легкая промышленность, фармацевтика, те ключевые отрасли, и тяжелая промышленность, которая… где необходимы кадры, уменьшаем срок подготовки до 2,5 лет, чтобы это были уже качественные, подготовленные специалисты. Сразу, с первого года обучения начинается практическая подготовка. И отрасли участвуют в разработке и реализации программ, очень важно.

Также, надеюсь, то решение, которое принято Государственной Думой, — закон о налоговом вычете, когда предприятия могут инвестировать в систему образования, в том числе колледжи, тоже принесет свой результат. И поддержанная вами, уважаемые коллеги, инициатива о создании учебно-производственных комплексов, комбинатов при колледже. В первую очередь будем создавать при колледжах, которые ориентированы на те отрасли, о которых вы сказали. Спасибо. 

Смолин О. Н., фракция КПРФ:

— Уважаемые коллеги, уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемый Сергей Сергеевич, Анзор Ахмедович!

Как конструктивная оппозиция, фракция положительно оценивает многие действия Министерства просвещения.

В сельских школах министерство благодарят за точки роста, но хотят больше, в средних профучебных заведениях за оборудование для демонстрационных экзаменов, но тоже, увы, не везде, в педвузах также за современное оборудование и кванториумы.

Мы приветствуем заявление министра о готовности перевести большую часть программ педобразования на специалитет.

Мы благодарны министерству за поддержку нашего законопроекта о праве человека с инвалидностью получить второе профессиональное образование, он поможет, между прочим, и участникам военных действий на Украине.

Мы поддерживаем многие шаги министерства в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, отказ от так называемых необучаемых, увеличения числа студентов с инвалидностью и так далее.

Теперь о проблемах, которые удалось решить, но очень частично. 

Первое. Мы поддержали закон о частичном изгнании из законодательства так называемых образовательных услуг. Большинство школьных учителей теперь учат и воспитывают, а не обслуживают. Но этот закон сделал шаг вперёд и одновременно вбок. Президент требовал, чтобы услуги остались только в финансовых документах, но они остались и в законодательстве об образовании. Всё, что бесплатно — образование, всё, что платно — услуги. Как только у учителя появляется платный факультатив, у преподавателя платные студенты, они из педагогов вновь превращаются в обслуживающий персонал. Давайте сделаем второй шаг и изгоним услуги из образования окончательно. Законопроект внесён.

Второе. Шаги по частичной дебюрократизации образования. Мы поддержали законопроект о сокращении отчётности, но педагоги говорят, что они этого уменьшения, увы, не почувствовали.

Третье. Мы поддерживаем шаги министерства по переориентации школьного образования в национальных интересах, но считаем, что нужно идти дальше. Напоминаю, по сравнению с советскими временами в базисном учебном плане школы на 18-й год предметы, необходимые будущему инженеру, учёному, агроному, врачу, «Математика», «Физика», «Химия» и «Биология» сокращены от 14 до 37 процентов, а «Технология трудового воспитания» более чем вдвое. 

Вячеслав Викторович, мы поддерживаем предложение по возвращению трудового воспитания.

Предметы, призванные обеспечить воспитание гражданина и патриота, «Русский язык», «Литература», «История» и «География», сокращены от 14 до 33 процентов. Взамен более чем вдвое увеличено преподавание иностранного языка.

Учебный план явно был ориентирован на тех, кто будет работать за рубежом либо в иностранных компаниях.

Мы считаем правильными решения Минпросвещения — отказаться от обязательного изучения второго иностранного языка в школе, отказаться от обязательного ЕГЭ по иностранному языку, который оставил бы без аттестатов добрую половину сельских ребят, и вернуть в школу воспитательную работу. При этом мы прекрасно понимаем, что патриотизм воспитывается не отдельными уроками, а всей системой образования.

Теперь о некоторых проблемах, которые не может решить министерство, но должны решать совместно правительство и парламент.

Первое — катастрофическое недофинансирование образования. Коллеги, согласно данным ЮНЕСКО и Мирового банка, по доле расходов на образование от валового внутреннего продукта в 2012 году мы занимали 98-е место, а в 2018-м — 120-е. Комментарии излишни. Надо тратить на образование не 3,5, а 7 процентов от валового внутреннего продукта, и всё будет нормально.

Второе — ЕГЭ как антипод воспитанию. У ЕГЭ есть плюсы и минусы, но воспитанию гражданина и патриота он явно мешает. Жажда знаний и воспитание чувств заменяются погоней за оценками.

Мы неоднократно предлагали законопроект о переводе ЕГЭ в добровольный режим, как это было сделано в период пандемии, но в порядке компромисса предлагаем вернуться к вопросу о том, чтобы по гуманитарным предметам в ЕГЭ была введена устная часть. Гораздо важнее, чтобы ученик знал хотя бы по одному-два стихотворения из классической русской поэзии, чем требовать умения определять, какие художественные приемы применил такой-то поэт в таких-то строках. Как говорила моя любимая учительница, «литература — не учебный предмет, а воспитание души». По большому счету это можно сказать и про историю, и обществознание.

Третье — вытеснение бесплатного среднего профобразования. Уважаемые коллеги, в настоящее время 43 процента всех ребят в СПО принимаются на платной основе. При этом набор на юридические специальности платный, практически 92 процента, на фармацию – 87 процентов. Между тем, по закону общее среднее образование у нас общедоступно, обязательно и бесплатно. По Конституции и закону бесплатно и среднее профессиональное образование. Как это совмещается с тем, что почти половина ребят в системе СПО платят за обучение?

Четвертое и главное — Кадровый кризис.

По данным Общероссийского народного фронта, за 2018 год опрошенные учителя отметили нехватку в школах: математика — 44 процента, учителей иностранного языка — 39, учителей русского языка и литературы — 30, и так далее. С тех пор ситуация только усугубилась.

По данным опроса Высшей школы экономики, 80 процентов всех учителей получают зарплату ниже 40 тысяч рублей, а 40 процентов вынуждены экономить на всём, кроме еды. По любым методикам, кроме Росстата, это прямая бедность. Коллеги, бедный учитель не создаст богатой страны.

Но вот работает учитель, что называется, за себя и за того парня. По данным Высшей школы экономики, в прошлом году средняя нагрузка учителя по стране — 30 уроков. Это не 30 часов в неделю, это 60 или 70 часов. Средняя нагрузка учителя в Омской области — 32 часа в неделю. В городе Омске 2,01 ставки. При этом Омская область умудряется быть в пятёрке лучших по индексу развития человеческого потенциала в части образования. Падение качества образования неизбежно, уважаемые коллеги, если ничего не произойдёт.

Без поддержки федерального бюджета регионы эту проблему решить не смогут. Вячеслав Викторович, я абсолютно согласен с тем, что если мы хотим экономического прорыва, надо начинать с образования, без этого национальную безопасность страны обеспечить невозможно.

Напомню, что наша фракция вносила неоднократно проект закона об образовании для всех. В настоящее время на рассмотрении находится наш законопроект, который предусматривает реализацию указа президента номер 597 при работе учителя на одну ставку. Нашей фракцией внесён законопроект о горячем питании во всей школе. Давайте будем принимать, уважаемые коллеги, а не только ставить вопрос.

Мы убеждены, если страна хочет обеспечить экономический прорыв и национальную безопасность, нам нужна новая образовательная политика, новый курс. В заключение процитирую Бисмарка, который не любил Россию, но никому не советовал с нею воевать. «Отношение государства к учителю — это государственная политика, которая свидетельствует либо о силе государства, либо о его слабости». Давайте поможем нашему государству быть сильным. Спасибо. (Аплодисменты.)