Слова в заглавии взяты из бессмертной поэмы Александра Блока «Двенадцать». Известно, что Блок, в отличие от многих интеллигентов, всем сердцем принял Социалистическую революции. Ей он посвятил поэму «
Двенадцать». Он очень точно избрал символами революции ветер и вьюгу. Вьюга сметает на своём пути всё что ей мешает, ветер очищает воздух от всякой нечисти. А разве не так действует революция?
В канун 105 — й годовщины Великого Октября в Красноярске Литературный театр показал музыкально-литературную композицию по поэме «Двенадцать». Сразу скажу, что сие событие волнующе, завораживающее, побуждает к размышлению. Представьте: полутёмный зал, вой метели за стеной и откуда-то издалека слышится песня «Варшавянка», а через зал в это время чётким шагом проходят на сцену матрос и солдат.
Матрос начинает читать первую часть поэмы и создаётся впечатление, что там в самой гуще событий. Вскоре из тьмы появляется бабушка, да та самая, которой жалко куска материи для лозунга и которая сокрушается: «Ох, большевики загонят в гроб!» Так обыватель воспринял революцию. А затем ветер гонит старый мир — ищущих, где спрятаться: буржуя, писателя, попа, барыню в каракуле. И в груди у них «кипит чёрная злоба», но и у восставших кипит, но «святая злоба».
Воплощением святой злобы – сквозь ветер и снег «идут двенадцать человек». Эта фраза много раз повторяется в поэме. Но на сцене действие продолжается и сыгравшие свою роль сцену не покидают.
Сильно прозвучала сцена возмущения перебежавшим в стан буржуев Ванькой и Катькой, развратной женщиной. Но как затем убивается Петруха по ошибке, застрелившей её. И веришь его словам, что он искренне любил. Очень сильная сцена.
Но жизнь продолжается и желание «на горе всем буржуям» раздуть мировой пожар. заставляет забыть личное горе. И раздаётся призыв, который наши поколения забыли в восьмидесятые годы прошлого века: «Революцьонный держите шаг!
Неугомонный не дремлет враг!» он еще не однажды прозвучит в поэме. Этот призыв произносят все артисты. И поэтому «опять идут двенадцать, за плечами- ружьеца».
Победе восставших рада голытьба. Символизируя радость, артисты пускаются в разухабистую пляску. Сильно впечатляет. А старый мир как пёс безродный, голодный, паршивый, поджавший хвост стоит, за буржуем. А издалека доносится: «Крутится вертится шар голубой» и артисты пускаются в пляс.
Поэт дальше развивает своё видение революции:
Разыгралась чтой-то вьюга,
Ой, вьюга́, ой, вьюга́!
Не видать совсем друг друга
За четыре за шага».
И вновь со сцены все артисты хором бросают слова-призывы:
«Шаг держи революцьонный!
Близок враг неугомонный!
Вперед, вперед, вперед,
Рабочий народ!»
Вот и идут без имени святого в ночи метельной, такой что добрый хозяин собаку не выгонит, все двенадцать, ко всему готовы и ничего им не жаль.
«Так идут державным шагом —
Позади — голодный пес,
Впереди — с кровавым флагом,
И за вьюгой невидим,
И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз —
Впереди — Исус Христос».
Этими словами Блок заканчивает поэму. Они очень значимы. Христос изгоняет старый мир и благославляет новый, но предупреждает путь его будет нелёгким, не зря же в руках Христа «флаг кровавый».
Композиция вызвала шквал аплодисментов у зрителей, они долго сидели на своих местах, потом вскочили бросились к сцене, бурно обмениваясь мнениями, начали обнимать и благодарить артистов и художественного руководителя В.Н. Наговицына.