К чему примерно может совсем скоро прийти «коллективная хевра»?
Как-то принято говорить, что правительство плохо справляется с экономикой, но речь обычно идёт не об экономике, а о хрематистике (др.-греч. χρηματιστική – «обогащение» от χρήματα «деньги»). Этим термином Аристотель обозначал науку об обогащении, искусство накапливать деньги и имущество, накопление богатства как самоцель, как сверхзадача, как поклонение прибыли.
Аристотель противопоставлял хрематистику – экономике как целенаправленной деятельности по созданию благ, необходимых для естественных потребностей человека. Ну, кто о такой экономике говорит сейчас «наверху»? Там говорят ведь исключительно о хрематистике. При этом роль экономики Аристотель видел в удовлетворении насущных потребностей и в создании средств, необходимых для поддержания хозяйства. Деньги при этом служат исключительно для обеспечения удобства обмена. Хрематистика же – деятельность для получения прибыли и накопления денег: например, ростовщичество, спекулятивная торговля, рынок ценных бумаг, рынок forex… Деньги выступают в качестве богатства и цели, теряя своё предназначение средства обмена. К хрематистике Аристотель относился отрицательно. Полагаю, что и большинство наших сограждан также отрицательно относятся к хрематистике, которая стала синонимом термина «экономика», которая у нас вообще ранее называлась термином «народное хозяйство».
Так как хрематистика расположена относительно близко от экономики, люди принимают её за саму экономику; но ни в коем случае не надо путать хрематистику с экономикой. Потому что хрематистика не является имманентностью общества, а направлена на эксплуатацию целого общества «коллективной хеврой» (ивр. חֶבְרָה – «товарищество, компания», хевра – крим. жарг., собир. воровская компания; во время кражи группа помогающих друг другу воров из 2 – 3 человек). На неё работает ростовщичество, которое по понятным причинам ненавидится, так как оно черпает свою прибыль из самих денег, а не из вещей, к распространению которых были введены деньги. Деньги должны были облегчить торговлю, но ростовщический процент увеличивает сами деньги. Поэтому этот вид обогащения самый извращённый.
Аристотель также полагал, что из-за хрематистики у людей появилось представление о безграничном имуществе и богатстве, однако он уже в те времена предупреждал, что скатывание в хрематистику – губительно для общества.
Современные экономические школы не выделяют хрематистику в отдельную науку, а рассматривают отдельные экономические категории «капитал», «прибыль», «рента» в рамках общей экономической теории.
Термин хрематистика употреблялся для обозначения капитализма в работе «Капитал» Карла Маркса. В этом же значении понятие хрематистики применяется у Арно Петерса в его теории эквивалентной экономики и у Хайнца Дитериха в его концепте «Социализм XXI века». Имеются примеры использования термина «хрематистика» и в публицистике.
Но «коллективная хевра» настроена на сохранение своей власти над постсоветскими обществами. А власть – это искусственное отсоединение как бы «высших» от как бы «нижних», соответственно, учитывая, что все люди примерно одинаковые, «высшим» нужно обязательно доказать свой божественный генезис, поэтому практически любая власть должна иметь эзотерическую (оккультную) подоплёку и пытаться манифестировать собственную инаковость и сакральное происхождение. Практически не бывает власти без заговора, потому что её берут (и удерживают) группы, которые между собой договариваются вне чужих ушей, а это и есть conspiracy, дающая рождение конспирологии.
Когда большевики перехватывали власть у белогвардейцев, они заявляли о себе как о власти народной, и они действительно были близки к народу, это было движение масс, люди устали от бесконечного унижения и уничтожения Российской Империи! Устали и от этих иностранных концессионеров всех мастей, которые даже по-русски далёко не всегда разговаривали, но и доморощенные мироеды делали всё, чтобы не быть похожими на простых русских людей. А сейчас происходит ресакрализация российской «коллективной хевры», которая ищет себе тот иррациональный фундамент, который ей позволит управлять российским народом легитимно бесконечно долго.
Но не будем упускать и тот момент, что ключевые идеи мифологического дискурса российского капитализма второй половины XIX века – XX начала века – теософия, гностицизм, герметизм, неоплатонизм, оккультизм. Формально из Российской Империи берут начало сообщества последователей идей философа-мистика российского немца Н.К. Рериха и религиозно-философского учения Живая этика (Агни-йога), которые формировали рериховское движение. Также формально из Российской Империи берёт начало учение другой российской немки Е.П. Блаватской (в девичестве – Ган). Как идеи Н.К. Рериха, так и учение Е.П. Блаватской оказали значительное влияние на возникновение, формирование и развитие движения «Нью-эйдж» в 1970-х и 1980-х годах из теософских групп. Ещё одна важная вещь, которую оккультисты используют при ресакрализации власти, – способность черпать энергию из точек силы, которые находятся на священных пиках. Эта концепция мест силы противопоставлена единому божеству, то есть, это – другие, параллельные, источники энергии. Ближе по значению к пирамидам и курганам, за вычетом нерукотворности происхождения. А сейчас не будем фантазировать о возможных путях «коллективной хевры» в достижении своих целей собственной легитимации и ресакрализации власти. Вспомним лишь основные моменты, которые уже имели место в истории у её самых ближайших «партнёров», развязавших две мировые войны в XX веке, приведшие к утрате советским народом 27 миллионов своих граждан. И при этом держим в уме ещё два разрушения в XX веке «коллективной хеврой» нашего государства, сначала Российской Империи, потом – СССР.
Священная Римская империя (с 1512 года – Священная Римская империя германской нации, лат. Sacrum Imperium Romanum Nationis Germanicae или Sacrum Imperium Romanum Nationis Teutonicae, нем. Heiliges Römisches Reich Deutscher Nation) – надгосударственный союз итальянских, немецких, балканских, франкских и западно-славянских государств и народов, существовавший с 962 года по 1806 год. В период наивысшего расцвета в состав империи входили: являвшаяся её ядром территория Германии, северная и центральная части территории Италия, Нижние Земли, Чехия, а также некоторые регионы Франции. С 1134 года Священная Римская империя формально состояла из трёх королевств: Германии, Италии и Бургундии. С 1135 года в состав Священной Римскойимперии вошло Королевство Чехия, официальный статус которого в её составе был окончательно урегулирован в 1212 году. Чем-то совсем уж отдалённо Священная Римская империя германской нации может быть уподоблена Государству Российскому, так как и та, и другое существовали около тысячи лет в той или иной государственной форме на многонациональной основе. Но с развитием капитализма неподалёку от их границ волей-неволей в них обеих запускались процессы государственного распада из-за формирования групп орденского типа с принципиально иными от христианских смысловыми метафизиками и ценностями.
Начавшаяся Великая Французская революция первоначально привела к консолидации Священной Римской империи германской нации. В 1790 году был заключён Райхенбахский союз между императором и Пруссией, на время прекративший австро-прусское противостояние, а в 1792 году подписана Пильницкая конвенция, по которой оба государства обязались оказать военную помощь французскому королю. Однако целями нового австрийского императора Франца II были не укрепление Священной Римской империи германской нации, а реализация внешнеполитических планов Габсбургов, расширение Австрийской монархии, в том числе за счёт немецких княжеств, и изгнание французов из Германии. Аналогичные стремления имел и прусский король. 23 марта 1793 года рейхстаг объявил имперскую войну Франции.
«Заключительное постановление имперской депутации» 1803 года предусматривало кардинальную реорганизацию состава и структуры Священной Римской империи германской нации. Церковные владения на территории Германии были секуляризированы и большей частью вошли в состав крупных светских государств. Прекращали также своё существование в качестве субъектов имперского права почти все (за исключением шести) имперские города. Всего было упразднено, не считая аннексированных Францией земель, более 100 государственных образований в составе Священной Римской империи германской нации, а численность населения секуляризированных земель достигала трёх миллионов человек. Причём наибольшие приращения в отношении территории и численности населения получили французские сателлиты Баден, Вюртемберг и Бавария, а также Пруссия, под власть которой перешла большая часть владений церкви в Северной Германии. После завершения территориального размежевания к 1804 году в составе Священной Римской империи германской нации осталось около 130 государств, не считая владений имперских рыцарей.
Ликвидация вольных городов и церковных княжеств – традиционно основной опоры Священной Римской империи германской нации – привела к потере ею устойчивости и полному падению влияния императорского престола. Священной Римской империи германской нации окончательно превратилась в конгломерат фактически независимых государств и утратила перспективы своего выживания как единого политического образования.
Объединение Германии (1871 год) – создание в 1871 году вокруг Королевства Пруссия федеративного государства Германская Империя из нескольких десятков независимых государств с немецким населением, стало итогом возникновения на территории Германии некоей организации орденского типа, ценности и смысловая метафизика которой основывались как не на немецком идеализме, или немецкой классической философии (этапе развития немецкой философии XVIII – XIX веков, представленном учениями И. Канта, И.Г. Фихте, Ф.В.Й. фон Шеллинга и Г.В.Ф. Гегеля (с причислением в советской философской литературе к этому понятию также философского учения Л.А. фон Фейербаха)), так и не на Франкфуртской школе (критической теории современного (индустриального) общества, разновидности неомарксизма, основными представителями которой являются Т.Л.В. Адорно, М. Хоркхаймер, Г. Маркузе, Э.З. Фромм, В. Беньямин, Л. Лёвенталь, Ф.Л. Нейман, Ф. Поллок, из «второго поколения» – Ю. Хабермас, О. Негт).
Объединение Германии традиционно рассматривают как политический процесс на протяжении 1864 – 1870 годов, в ходе которого Королевство Пруссия провело ряд военных кампаний против Дании, Австрии и Франции. Датой объединения Германии считается 18 января 1871 года, когда после провозглашения Германской Империи прусский король Вильгельм I принял присягу в качестве германского императора. Но появление на карте Европы Германской Империи как национального немецкого государства запустило ряд процессов, которые привели к двум мировым войнам в XX веке и 60 млн. человеческих жертв, не говоря уже о разрушениях, не имевших аналогов в истории, а также преступлениях против человечества и человечности. Здесь тоже можно усмотреть некоторую параллель между Германской Империей и Российской Федерацией, которая стала попыткой построения национального русского государства на 120 лет позднее.
В том же 1871 году (кода объединилась Германия) как бы случайно появилось одно из первых произведений научной фантастики «Грядущая раса» (англ. The Coming Race) – роман английского писателя, члена общества английских розенкрейцеров, интересовавшегося оккультизмом, Э.Дж.Э.Л. Булвер-Литтона, 1-го барона Литтон, опубликованный анонимно в 1871 году. В нём рассказывалось о сверхцивилизации, живущей под поверхностью Земли. Тут впервые появляется придуманное автором понятие «Врил» для обозначения магической энергии; тот, кто овладевает ей – становится хозяином своей судьбы и всего мира. Роман также был опубликован как «Врил, сила грядущей расы» (англ. Vril, the Power of the Coming Race).
Некоторые читатели поверили в рассказ о подземной расе господ и энергетической форме, называемой «Врил», по крайней мере, публично и частично; некоторые теософы, особенно Е.П. Блаватская, У. Скотт-Эллиот и Р. Штайнер, частично приняли книгу как основанную на оккультной истине, что всегда свойственно психически больным личностям. В книге 1960 года «Утро магов» (франц. Le Matin des magiciens) бельгийско-французского (фламандского) журналиста и писателя Л. Повэля и участника французского Сопротивления, эмигранта из Российской Империи еврейского происхождения, инженера-химика, шпиона, журналиста и писателя Ж. Бержье (настоящее имя Яков Михайлович Бергер) говорилось, что в Берлине времён Веймарской Республики существовало тайное «Общество Врил», хотя нет никаких объективных доказательств данного утверждения.
История оккультного нацизма начинается с народного движения (нем. Völkische Bewegung, Фёлькише) – националистического, а также расистского движения, политической идеологии, распространённых в Германской Империи и Австро-Венгерской Империи конца XIX – начала XX века. Фёлькише использовало идеи учения ариософии, введённого австрийским поэтом, рунологом и оккультистом, ариософом, одним из основателей арманизма, оказавшим серьёзное влияние на нацистский оккультизм Г.К.А. Листом, сочетаясь с идеями пангерманизма, националистического романтизма и социал-дарвинизма. В Фёлькише входили различные группы объединений.
Ведущую роль в создании идей Фёлькише играли произведения Г.К.А. Листа и австрийского публициста и журналиста, бывшего монаха, основателя журнала «Оштара» (нем. «Ostara») А.Й. Ланца. Большое влияние на формирование Фёлькише как единого движения оказали идеи голландско-немецкого учёного и мистика, изучавшего древние религии, символы и языки Г. Вирта, будущего первого руководителя зарегистрированного объединения «Фонд исследований „Немецкое наследие предков“» (или «Аненербе») (нем. Forschungsgemeinschaft Deutsches Ahnenerbe e. V.), являвшегося научно-исследовательским учреждением СС (нем. SS, Эскадрон защиты, нем. Die Schutzstaffel) – национал-социалистической организации в Веймарской Республике и во времена национал-социализма, которая служила НСДАП и А. Гитлеру в качестве мощного и деспотичного инструмента подавления.
Ариософы, начавшие свою деятельность в Вене, незадолго до Первой мировой войны, соединили народнический (нем. volkisch) немецкий национализм и расизм с оккультными идеями, заимствованными из теософии Е.П. Блаватской, – с целью предсказания и оправдания грядущей эры немецкого мирового порядка, глубоко убогими по своим сути и содержанию, отражавшими ущербность и глубокие социально-психологические комплексы австро-немецкой неполноценности и национальной несостоятельности. Уже в предшествующие времена среди австрийцев и немцев было много выдающихся личностей с мировым именем, но в организации орденского типа доминировали совершенно иные ценности и смысловая метафизика.
В январе 1902 года немецким публицистом и издателем Э.Т. Фричем в Лейпциге было организовано издательство, выпускавшее антисемитский журнал «Молот» (нем. «Der Hammer»). Подобный журнал «Оштара» организовал А.Й. Ланц, который в своём манифесте провозгласил, что его журнал – это первый и единственный расово-экономический журнал, который намерен практически использовать антропологические данные для того, чтобы научным образом сломить восстание низших рас и защитить благородство расы европейской.
Дальнейшим шагом стало создание тем же Э.Т. Фричем в 1912 году в Лейпциге Фёлькиш союза – организации «Имперский союз „Молот“» (нем. Der Reichshammerbund), объединившей все группы «Молот». В 1911 году в Лейпциге также была создана и официально названа в 1912 году подпольная организация, немецкое тайное общество – «Германский (или Тевтонский) орден» (нем. Der Germanenorden), преследовавшая антисемитские цели, сходная с «Имперским союзом „Молот“» по идеологии и организационной структуре и сыгравшая роль в становлении доктрины национал-социализма.
Немецкое оккультное и политическое «Общество Туле» (Thule-Gesellschaft) первоначально было «немецкой учебной группой» во главе с В. Наухаузом, ветераном, раненым в годы Первой мировой войны, ставшим студентом художественного факультета из Берлина, который стал хранителем родословных для тайного общества «Германский (или Тевтонский) орден».
В 1917 году В. Наухауз переехал в Мюнхен; его «Общество Туле» было прикрытием для мюнхенского отделения тайного общества «Германский (или Тевтонский) орден», но события развивались иначе в результате раскола Ордена. В 1918 году с В. Наухаузом связался в Мюнхене Р. фон Зеботтендорф, оккультист и недавно избранный глава Баварской провинции раскольничного отростка, известного как «Тевтонский орден Святого Грааля» (нем. Der Germanenorden vom Heiligen Gral). «Общество Туле» В. Наухауза стало прикрытием для его мюнхенской ложи «Тевтонский орден „Вальватер“ Святого Грааля» (нем. Der Germanenorden Walvater vom Heiligen Gral) на его официальном посвящении 18 августа 1918 года.
«Общество Туле» привлекло около 250 последователей в Мюнхене и около 1500 в других местах в Баварии. В 1918 году «Общество Туле» приобрело местную еженедельную газету «Мюнхенский наблюдатель» (нем. Münchener Beobachter) и изменило её название на «Мюнхенский наблюдатель и спортивная газета» (нем. Münchener Beobachter und Sportblatt) в попытке увеличить тираж. Когда она стала главной нацистской газетой, последовало ещё одно её переименование на «Народный наблюдатель» (нем. Völkischer Beobachter), редактировавшейся К. Харрером.
Последователи «Общества Туле» были очень заинтересованы в расовой теории и, в частности, в борьбе с евреями и коммунистами. Р. фон Зеботтендорф планировал, но не смог похитить социалистического первого премьер-министра Свободного государства Бавария К. Эйснера в декабре 1918 года. Во время Баварской революции в апреле 1919 года тулеры были обвинены в попытке проникнуть в его правительство и в попытке государственного переворота. 26 апреля 1918 года правительство Баварской Советской Республики в Мюнхене совершило визит в помещения «Общества Туле» и арестовало семерых его членов, казнив их 30 апреля 1919 года. Среди них были В. Наухауз и четыре известных аристократа, в том числе графиня Х. фон Вестарп, которая выполняла функции секретаря группы, и принц Турна и Таксиса Густав, который был связан с несколькими европейскими королевскими семьями. В ответ «Общество Туле» организовало восстание граждан, когда Правительственные войска и соединения Свободного корпуса вошли в Мюнхен 1 мая 1919 года.
В 1919 году немецкий националистический политик, социолог и публицист М.Х. Бём совместно с Р.А.Г.Ф. фон Гляйхен-Руссвурмом и немецким писателем, переводчиком, младоконсервативным публицистом А.М. ван ден Брукком основал фёлькиш-национальный «Июньский клуб» (нем. Juniklub) – дискуссионную площадку младоконсерваторов.
А. Дрекслер установил связи между «Обществом Туле» и различными правозащитными организациями в Мюнхене. 5 января 1919 года он вместе с К. Харрером из «Общества Туле» учредили Немецкую рабочую партию (ДАП, нем. Deutsche Arbeiterpartei (DAP)). А. Гитлер вступил в эту партию в сентябре 1919 года. К концу февраля 1920 года ДАП была преобразована в Национал-социалистическую немецкую рабочую партию (НСДАП, нем. Nationalsozialistische Deutsche Arbeiterpartei (NSDAP)), которую часто также называют нацистской партией.
К тому времени Р. фон Зеботтендорф покинул «Общество Туле» и никогда не вступал ни в ДАП, ни в НСДАП. Родившийся в семье СС-овца и в течение 18 лет бывший Федеральным секретарём Союза свободнонерелигиозных общин Германии (нем. Bundessekretär im Bund der Freireligiösen Gemeinden Deutschlands) Д. Брондер в своей работе «До прихода Гитлера» (нем. Bevor Hitler kam, 1964 год) утверждал, что другие члены «Общества Туле» были позже видны в нацистской Германии: в список вошли немецкий журналист, драматург, поэт и политик, один из основателей ДАП Д. Эккарт, который вместе с австро-еврейским публицистом, шарлатаном и ясновидящим исполнителем Э.Я. Хануссеном (урождённым Германом Штайншнайдером) тренировали А. Гитлера по овладению им навыками публичных выступлений, и которому посвящена его книга «Моя борьба» (нем. Mein Kampf), а также немецкий инженер-строитель, самоучка экономист и один из первых ключевых членов нацистской партии Г. Федер, немецкий военный преступник и адвокат, который работал на НСДАП в течение 1920-х и 1930-х годов (а затем стал личным адвокатом А. Гитлера) Г.М. Франк, одна из самых влиятельных фигур в НСДАП Г.В. Геринг, немецкий генерал, географ и политик К.Э. Хаусхофер, немецкий политик нацистской Германии и ведущий член НСДАП Р.В.Р. Гесс, рейхсфюрер СС, ведущий член НСДАП Г.Л. Гиммлер и военный преступник во время нацистской Германии и имперский министр по оккупированным восточным территориям А.Э. Розенберг. Британский историк и профессор западного эзотеризма в Университете Эксетера, наиболее известный своим авторством нескольких научных книг по межвоенной немецкой истории и эзотерическим традициям Н. Гудрик-Кларк описал роль этого членства и подобные заявления как «ложные» и «причудливые», отметив, что Г. Федер, Д. Эккарт и А.Э. Розенберг были не более чем гостями, которым «Общество Туле» оказало гостеприимство во время Баварской революции 1918 года, хотя он совсем недавно признал, что Р.В.Р. Гесс и Г.М. Франк были его членами, прежде чем они стали известными в НСДАП. Также утверждается, что сам А. Гитлер был членом «Общества Туле». Свидетельство об обратном свидетельствует о том, что он никогда не посещал собрания, о чём свидетельствует дневник общественных собраний Й. Геринга. Совершенно очевидно, что сам А. Гитлер мало интересовался и уделял мало времени «эзотерическим» вопросам. В. Лафорс и М. Зессельманн сотрудники газеты «Мюнхенский наблюдатель» были членами «Общества Туле», которые позже присоединились к НСДАП.
В начале 1920 года К. Харрера выгнали из ДАП, когда А. Гитлер решил разорвать связь партии с «Обществом Туле», которое впоследствии пришло в упадок и распалось примерно через пять лет, задолго до прихода к власти А. Гитлера. Р. фон Зеботтендорф вышел из «Общества Туле» в 1919 году, но вернулся в Германию в 1933 году в надежде возродить его. В 1933 году он опубликовал книгу под названием «До прихода Гитлера» (нем. Bevor Hitler kam), в которой он утверждал, что «Общество Туле» проложило путь фюреру: «Тулеры были теми, к кому впервые пришёл Гитлер, и тулеры были первыми, кто объединился с Гитлером». Это утверждение не было положительно воспринято нацистскими властями: после 1933 года эзотерические организации были подавлены (включая оккультистов Фёлькиш), многие из которых были закрыты в соответствии с антимасонским законодательством в 1935 году. Книга Р. фон Зеботтендорфа была запрещена, а сам он был арестован и заключён в тюрьму на короткий период в 1934 году, после чего отправился в изгнание в Турцию.
Тем не менее, утверждалось, что некоторые члены «Общества Туле» и их идеи были инкорпорированы в Третий Германский рейх. Некоторые из учений «Общества Туле» были выражены в книгах А.Э. Розенберга. Согласно Хоне (нем. Hohne), многие оккультные идеи получили одобрение у Г.Л. Гиммлера, который, в отличие от А. Гитлера, проявлял большой интерес к мистике, но СС при Г.Л. Гиммлере подражала структуре Ордена Святого Игнатия Лойолы (лат. Societas Jesu, «Общества Иисуса»), а не «Общества Туле».
Зарегистрированное объединение «Фонд исследований „Немецкое наследие предков“» (или «Аненербе») было мозговым центром, который действовал в Третьем Германском рейхе между 1935 и 1945 годами. Эта организация была придатком СС и была создана Г.Л. Гиммлером, рейхсфюрером СС. Её деятельность была посвящена задаче пропаганды расовых доктрин, поддерживаемых А. Гитлером и его правящей НСДАП, в частности, путём поддержки идеи о том, что современные немцы произошли от древней арийской расы, которая биологически превосходила другие расовые группы. В состав группы вошли учёные из широкого круга академических дисциплин.
А. Гитлер пришёл к власти в Германии в 1933 году, и в последующие годы превратил Германию в однопартийное государство, находящееся под контролем его нацистской партии и управляемое его личной диктатурой. Он поддержал идею, что современные немцы произошли от древних ариев, которые, как он утверждал, в отличие от устоявшихся академических представлений о предыстории, были ответственны за большинство важных событий в истории человечества, таких как сельское хозяйство, искусство и письменность. Его расовые теории и утверждения о предыстории не были приняты большинством мирового научного сообщества, ввиду чего было принято решение предоставить большую научную поддержку его идеям. «Аненербе» был создан с целью предоставления доказательств нацистской расовой доктрины и популяризации этих идей среди немецкой общественности посредством книг, статей, выставок и конференций. Учёные «Аненербе» интерпретировали доказательства, чтобы соответствовать убеждениям А. Гитлера, и некоторые сознательно сфабрикованные доказательства для этого; многие их идеи расцениваются как лженаука. Организация разослала различные экспедиции в другие части света, чтобы найти доказательства древней арийской экспансии.
Нацистское руководство использовало исследования «Аненербе», чтобы оправдать многое из своей политики. Например, утверждение аналитического центра о том, что археологические свидетельства указывают на то, что древние арийцы жили по всей Восточной Европе, было приведено в оправдание немецкой военной экспансии в этот регион. Исследования «Аненербе» также приводилось в оправдание будущего Холокоста, массовых убийств евреев и других групп, в том числе цыган и гомосексуалистов, с помощью лагерей смерти и других методов. В 1937 году проект был переименован в Научно-исследовательское и преподавательское сообщество наследия предков (нем. Forschungs- und Lehrgemeinschaft des Ahnenerbe). Некоторые из расследований группы были приостановлены во время начала Второй мировой войны в 1939 году. К концу Второй мировой войны члены «Аненербе» уничтожили большую часть документов организации, чтобы избежать обвинения их в грядущих трибуналах по военным преступлениям.
Многие члены «Аненербе» избежали политики денацификации в ФРГ и оставались активными в археологическом учреждении страны в течение послевоенных десятилетий. Это несколько притушило научные исследования «Аненербе», которые только усилились после воссоединения Германии в 1990 году. Идеи «Аненербе» остаются популярными в некоторых неонацистских и ультраправых кругах, а также оказали влияние на последующих псевдо-археологов.
В финансовом отношении «Аненербе» был отделён от казначейства НСДАП и должен был найти финансирование из других источников, включая членские взносы и пожертвования. После 1938 года «Аненербе» получил средства от Немецкого научно-исследовательского общества (нем. Deutsche Forschungsgemeinschaft). Кроме того, был создан фонд «Наследство предков – Союз карандашей» (нем. Ahnenerbe – Stifterverband), созданный за счёт средств лидеров бизнеса. Одно из самых крупных пожертвований, около 50 000 рейхсмарок, поступило от членов совета директоров Немецкого банка (нем. Deutsche Bank) Э.Г. фон Штаусса, включая БМВ (нем. BMW) и Даймлер-Бенц (нем. Daimler-Benz). Фонд также получил роялти от патентов, частично принадлежащих СС. Во время Второй мировой войны «Аненербе» также получал деньги от других департаментов СС и получал прибыль от «арианизации» (нем. Arisierung) или «деевреизации» (нем. Entjudung) еврейской собственности – штаб-квартира «Аненербе» в Далеме была куплена за половину его рыночной стоимости. В 1940 году было добавлено ещё одно поместье в Мюнхене.
В 1936 году СС сформировал совместную компанию Anton Loibl GmbH с А. Лойблем, машинистом и инструктором по вождению. СС слышал о педалях-отражателях для велосипедов, которые разрабатывал А. Лойбль и другие. Убедившись, что А. Лойбль получил патент сам, Г. Гиммлер затем использовал свой политический вес, чтобы обеспечить принятие закона 1939 года, требующего использования новых отражающих педалей, из которых «Аненербе» получил долю прибыли, 77 740 рейхсмарок в 1938 году.
Результаты исследований, проведённых под эгидой «Аненербе», широко публиковались в специализированных журналах или публикациях для широкой общественности.
Таким образом, публиковались немецкие журналы «Северная земля» (нем. Nordland) и «Знак молнии» (нем. Das Zippenzeichen) для широкого распространения материалов исследований, финансируемых «Аненербе», в то время как публикуется множество журналов или специализированных книг.
«Аненербе» публиковал под своим руководством ряд журналов, все из которых непосредственно контролировались Г. Гиммлером и разработаны как научные или популяризационные, но предназначенные для распространения идеалов СС, «подтверждённых» «Аненербе». Наконец, «Аненербе» пытается выйти в академический мир, во многих случаях успешно предлагая преподавателям и исследователям должности руководителей департаментов, связанных со званиями в СС.
После окончания Второй мировой войны последний управляющий имперский директор (райхсгешефтсфюрер) «Аненербе» В. Зиверс был арестован и 20 августа 1947 года приговорён к смертной казни на Нюрнбергском процессе над нацистскими врачами за преступление против человечности из-за медицинских исследований Института морских свинок, несмотря на заступничество своего друга, руководящего сотрудника «Аненербе», оккультиста, участника движения «консервативная революция», работавшего над воссозданием древнегерманского мировоззрения, национал-революционного публициста в Веймарской Республике, основавшего как религиозный философ нехристианскую свободную церковь, Ф. Хильшера. В. Зиверс повешен (а не расстрелян, как ошибочно указывается в некоторых источниках) 2 июня 1948 года в тюрьме в Ландсберге. Немецкий врач концлагеря и массовый убийца, представивший прототип нацистского медицинского преступника для послевоенной общественности, особенно в американских СМИ, доктор З. Рашер из Института анатомических исследований Имперского университета в Страсбурге (нем. Institut für Anatomieforschung der Reichsuniversität Straßburg) впал в немилость ещё до конца войны и был казнён 26 апреля 1945 года по приказу Г. Гиммлера в Дахау. Большинство сотрудников «Аненербе» восстановили свои позиции в своей области после более или менее короткого перерыва в карьере в ФРГ уже во второй половине 1940-х годов.
Почему учёные так охотно работали в «Аненербе», можно только догадываться. Не все были убеждёнными нацистами, многие из них, такие как центральный исследователь и сотрудник «Аненербе», немецкий биолог, теоретик науки и натурфилософ Э. Май, вообще не принадлежали ни к какой нацистской организации. Для многих, решающее значение имело обширное финансирование исследований, а также возможность заниматься научной археологией, которая была профинансирована; более того, исследования без каких-либо препятствий этического характера кажутся привлекательными, хотя следует сказать, что в научном смысле это исследование было лишь частично.
С точки зрения истории науки работа СС-овского «Аненербе» детально проработана с 1960-х годов, в частности, благодаря работам немецко-канадского историка и одного из всемирно известных исследователей в области немецкого национал-социализма М.Х. Катера, учившегося у немецкого историка, основоположника структурной (социальной) истории В. Конце. Впервые была видна широкая кадровая база, на которой могла основываться «научная» деятельность «Аненербе». Многие из интеллектуалов, вовлечённых в деятельность «Аненербе», смогли продолжить свою карьеру беспрепятственно после 1945 года, часто даже прибегая к своим полевым работам в контексте войны.
В течение XX века было проведено лишь небольшое научное исследование «Аненербе». Многие учёные обсуждали эту тему, потому что бывшие члены «Аненербе» занимали видные академические должности в ФРГ и не хотели, чтобы молодые историки или археологи исследовали их связи с CC. Основным исследователем этой темы в этот период является немецко-канадский историк М.Х. Катер, который проводил свои исследования в ФРГ. Опубликовать тезисы М.Х. Катера по этой тематике в 1966 году безуспешно пытался юридически помешать осуществить немецкий индогерманист и один из самых активных национал-социалистических функционеров науки В. Вюст. Исследование М.Х. Катера было опубликовано в 1974 году как «„Аненербе“ из СС 1935 – 1933 годы» (нем. Das «Ahnenerbe» der SS 1935 – 1945).
После воссоединения Германии в 1990 году восточногерманский учёный, историк-предысторик (историк доисторического и раннеисторического периода) А. Лёйбе начал изучать сохранившиеся исторические свидетельства по «Аненербе», большая часть которых находилась в ФРГ. В ноябре 1998 года А. Лёйбе наблюдал за участниками международной научной конференции, посвящённой отношениям нацистов с предысторией в Берлине.
Многие из идей, унаследованных или разработанных «Аненербе», остаются влиятельными. Признанный канадский автор научной литературы и журналист, специализирующийся на археологии, Х. Прингл обратила внимание на влияние различных «теорий психов» немецкого псевдоархеолога, писателя и архитектора Э. Кисса, касающихся таких вопросов, как «мировая теория льда» и «происхождение Тиуанако (Tiwanaku)», на последующих авторов, таких как австрийский исследователь и автор Х.С. Беллами, англо-французский учёный, писатель и телеведущий по широкому кругу тем, включая объяснение французского общества и культуры англичанам и то, что он назвал «философской поэзией», Д. Сора, а затем британский писатель и журналист, специализирующийся на псевдонаучных теориях, включающих древние цивилизации, изменения земли, каменные памятники или мегалиты, изменённые состояния сознания, древние мифы и астрономические или астрологические данные из прошлого, Г.Б. Хэнкок.
Художественно ориентированная проработка преуспела с 2014 года, благодаря ирландскому художнику Г. Кеннеди, который сделал интенсивную работу СС-овского «Аненербе» в Южном Тироле – в контексте так называемого варианта – отправной точкой для его усилий стало выяснение мотивов.
Много дезинформации об «Аненербе» распространено, в частности, из-за её адаптаций в художественной литературе и в исторически сомнительных теориях заговора, которые иногда путают «Аненербе» с примерно одновременно существующим «Обществом Туле» или исторически неподтверждённым и непроверенным «Обществом Врил».
Да простят меня мои читатели за столь длинный и изобилующий относительно малозначительными фактами экскурс в историю немецкой «коллективной хевры». Но описанные события на объективно-субъективном изломе зашедших в тупик многих процессов мирового проекта «Мировая глобализация» и провале идеологии неолиберализма во всемирном масштабе могут послужить старту реванша фашистского проекта на постсоветском пространстве, что приведёт к ещё большим страданиям и трагедиям народов Большой России.