Интервью с победителем Всероссийского конкурса «Лучший учитель России 2022 года» Дмитрием Владимировичем Лутовиновым, талантливым педагогом, преподающем историю и обществознание в Орехово-Зуевской общеобразовательной школе №16 (Московская область).
Беседовала Галина Платова.
2022-10-26 17:33
Лутовинову — 32 года, 10 лет педагогического стажа, море авторитета у детей, родителей, у коллег, друзей. Он играет на гитаре и фортепиано, увлекается волейболом. Энергичен, оптимистичен, даже в ЕГЭ находит положительные стороны и стремится дать школьникам такие знания, чтобы любой экзамен был им нестрашен. Учитель, считает Лутовинов, должен «нести свет знаний, рассеивать тьму невежества, личным примером прививать человечность, тягу к наукам и искусствам».
Своё педагогическое мастерство он продемонстрировал на Всероссийском профессиональном конкурсе, который проводился в 33-ий раз. Но, прежде чем стать в нём победителем, получить главный приз — «Большого хрустального Пеликана» и в придачу путевку от корпорации «Росатом» на участие в просветительской экспедиции на атомном «Ледоколе знаний» на Северный полюс, молодому учителю пришлось пройти многоэтапные испытания. Сначала в родном городе, потом в области, тогда только был Всероссийский… Решающим и успешным для Лутовинова стал финал конкурса. Был он, по словам Дмитрия Владимировича, сложным:
— Испытание называлось «Педагогический совет». В нём участвовало из 88, в финале было всего 5. По сути, это были уже призёры, но победитель должен быть один. Каждому из нас надо было предложить министру просвещения РФ образовательную инициативу, которая могла бы заинтересовать всех.
В чём была сложность?
— Нам предлагалось сконцентрироваться на проблемах образования и предложить свои решения, а это непросто учителю, который должен быть вне политики. К тому же, когда вас остаётся только 5, взгляды все прикованы к вам. Это ответственно и напряжённо. По-моему, вся пятёрка достойно справилась с заданием.
Но, именно ваша инициатива была высоко оценена. Что вы предложили?
— Предложил создать централизованную площадку для размещения медиа-контента, схожего с социальной сетью, для школьников. Я её назвал «Информационное поле со знаком плюс (+)», сравнив с магнитным полем, которое бывает заряженным положительно и отрицательно. А проблема в том, что дети в интернете сталкиваются с нежелательным контентом. Необходима площадка для школ с контролируемым контентом, где ребята могли бы общаться, получать полезную для них – и познавательную, и развлекательную информацию, где медиа-центры разных школ рассказывали бы об успехах учеников, проводили бы дискуссии. Это мотивировало бы учащихся создавать свои видео, информационные странички, а потом, возможно, объединились бы медиа-центры всех школ в большую площадку… Моё предложение живо обсуждалось, в том числе и членами жюри.
В День учителя в Государственном Кремлевском дворце, в Москве, в 33-й раз был назван победитель конкурса «Лучший учитель России 2022 года». И в этот же знаменательный день указом президента 2023-ий год был объявлен Годом учителя и наставника — в знак высочайшей общественной значимости профессии учителя и в связи с 200-летием со дня рождения одного из основателей российской педагогики К.Д. Ушинского.
Дмитрий Владимирович – у вас полоса побед. В прошлом году вы победили в конкурсе среди педагогов Московской области. Расскажите, как вы оказались в этой соревновательной круговерти?
— Перед областным конкурсом был ещё городской. Поучаствовать в нём меня подвигли школьный завуч по воспитательной работе и директор. Завуч позвала меня в кабинет и сказала: «Дима, не волнуйся, присядь… Отказаться нельзя…». Я согласился, хотя раздумья были.
Через три месяца после муниципального был областной конкурс, и я его выиграл. Из нашего Орехово-Зуево никто ещё не побеждал на Подмосковном конкурсе за все 30 лет его существования. Хотя, я даже не надеялся, что смогу занять какое-то место. Потом последовал Всероссийский конкурс. О победе не думал, воспринял своё участие, как возможность показать, чего я стою в профессиональном смысле.
Как он проходил?
— Проходил в Тюмени на протяжении двух с половиной недель в три тура. Нас было 88 педагогов со всей России. Во время первого тура мы провели 88 уроков, 88 воспитательных событий, по его итогам было отобрано 15 педагогов для второго тура. Мы давали мастер-классы и прошли испытание «Вопрос учителю года». О третьем я уже рассказал.
Что произвело на вас самое сильное впечатление на конкурсе?
— Выступление Шалвы Александровича Амонашвили. Он — живая легенда нашей отечественной педагогики. Шалва Александрович — психолог, новатор, исследователь, работает с учениками по системе личностно-гуманного подхода. Он сказал, что одни учителя берут свой предмет и несут его детям, а другие идут рука об руку с детьми к этому предмету. Амонашвили идёт вместе с детьми… Такой подход мне близок, его стараюсь придерживаться в своей работе.
У каких ещё педагогов учитесь?
— У тех, кто видит в детях личность. Это Януш Корчак, воспитывавший в детях навыки самопознания, самоконтроля. Это Василий Александрович Сухомлинский, который считал личность ребёнка высшей ценностью и на неё ориентировался, обучая и воспитывая своих учеников.
Вы сказали, что посвятили свою победу бабушке Зинаиде Павловне, проработавшей всю жизнь учителем русского языка и литературы, была директором школы. Чему она вас научила?
— Внутренней интеллигентности, любви к детям, к своему делу, к предмету, честности, великодушию, внутренней самодисциплине. Она не могла себе позволить выйти в неопрятном виде, всегда была красиво одета – туфли, пальто, статной была. На неё хотелось равняться.
В моей привязанности к истории тоже сказалось влияние бабушки. У нас в семье – брат, мама, папа, бабушка с дедушкой – мне часто рассказывали об исторических событиях. Бабушка с дедушкой были детьми войны и трепетно относились к военной тематике. Годы Великой Отечественной были для них не просто страницами истории, а их жизнью, судьбой. Они многое пережили. Дед в 16 лет стал единственным кормильцем в семье. Меня всё это очень интересовало, и я решил изучать историю. Поступил на исторический факультет нашего Орехово-Зуевского пединститута, сейчас он уже университет. Этот же вуз ранее закончила моя бабушка и почти всю жизнь проработала учителем в сельской местности.
Ей пришлось учить ребят, которые, как и она, были детьми войны. В военные годы они не могли учиться, и уже на уроках Зинаиды Павловны навёрстывали упущенное, будучи уже почти взрослыми. В классах за партами сидели разновозрастные ученики. Бабушка вспоминала, что процесс обучения был непростым. Я слушал её рассказы и думал, какая невероятно сложная миссия выпала на её долю – учить молодёжь, выжившую в страшной войне. Ей удавалось давать им знания. Потом она стала директором школы, была очень уважаемым человеком.
Пример Зинаиды Павловны и привёл вас в педагогику?
— Пример бабушки всегда со мной. Но, решение стать учителем пришло не сразу, несмотря на то, что я всегда работал с детьми, либо в лагере, либо в школе. Поначалу шёл в вуз за дипломом историка. А когда во время практики поработал с детьми, понял, что у получается, что мне нравится работать с детьми. Проходил педпрактику в детском оздоровительном лагере «Шишкин лес» под Подольском, — там познакомился с прекрасными людьми, они ловко управлялись с детьми. И меня работа педагога очень увлекала. Эту увлечённость укрепили вузовские преподаватели, которые до сих пор обучают студентов, когда я ехал на конкурс, советовался с ними. Педпрактика в школах окончательно меня убедила: буду учителем.
Да, работать в школе сложно, но интересно. Я бы сказал, — это вызов! И я его принял. В 2012 году, получив диплом, пришёл в свою школу, ей как раз нужен был историк. Принял меня мой учитель истории, он же директор, Леонид Николаевич. Интересно так получилось…
Вы говорите, детей надо зажечь. Как можно зажечь историей? К тому же она нередко подтасовывается, а то и искажается. Специалисты отмечают, что в учебниках ограниченно представлена история Великой Отечественной войны, неточны материалы, касающиеся 1917 года, советского периода. Как сегодня эту науку преподнести ученикам без лжи?
— История – это наука, стремящаяся к объективности. Хотя самим историкам трудно избежать субъективности, они по-разному оценивают события, произошедшие в нашей истории, особенно новейший период. Мы остро чувствуем это. Задача учителя истории – подвести детей к пониманию того, что значит быть объективным.
Как это можно сделать?
— Учить школьников смотреть на события с разных сторон, работать с разными источниками, в том же интернете. Сама наука учит не соглашаться с чьим-то мнением, а проверять его. Конечно, в интернете школьники могут прочитать разное. Но, я стараюсь научить их отличать зёрна от плевел, развить в них критическое мышление. Чтобы, например, ученик, наткнувшись на какую-то точку зрения, обязательно поинтересовался, что за человек её излагает? Авторитетный ли это историк? Это очень важно. Может, он из тех, кто намеренно очерняет нашу историю? Может, он стремится к скандальной известности, хочет «хайпануть»? Когда узнаёшь об авторе, становится понятна его точка зрения. Учитель истории обязан раскрыть детям, что значит быть объективным. Сегодня это важнее, чем когда-то бы ни было…
К каким источникам рекомендуете обращаться своим ученикам, к каким авторам?
— К разным… Историки часто специализируются на отдельных эпохах. Если речь идёт о правлении Ивана Грозного, то советую обратиться к советскому историку Владимиру Кобрину. Есть известный историк Егор Николаевич Яковлев, который специализируется на 20-ом веке, на военной истории. У него есть документальные видеоролики об Октябрьской социалистической революции, они опровергают мифы, появившиеся после развала Советского Союза. Борис Юлин хороший историк, он же колумнист, автор видеороликов и лекций, транслируемых в интернет-пространстве, эксперт в области военной тематики, экономики и политики. Есть Клим Жуков, сотрудник Эрмитажа, военный историк, пишет об истории вооружений. Материалы этих авторов рекомендую читать, смотреть ученикам, и сам использую их, готовясь к урокам.
От классических историков — Ключевский, Костомаров, Карамзин — тоже не отходим. Нужно коррелировать историографию и новейшие исследования. Оценки исторических событий неоднозначны. Есть западники и славянофилы, норманисты и антинорманисты. Споры в исторической науке не угасают, а по современным событиям споров ещё больше, причём очень острых.
История трудный предмет. Вы как-то упомянули о применении карточек для лучшего усвоения ребятами материала. Что это за метод?
— Это игровой метод, один из приёмов для запоминания исторических дат. Мы нередко с ребятами в них играем. Разноцветные карточки делаем вместе, что тоже важно. Вместе подбираем события, а ученики сами заполняют карточки: на одной стороне – дата, на другой — событие. Если речь о датах правления, то это карточки жёлтого цвета, даты войн, договоров – оранжевого, даты реформ – фиолетовые. Карточек получается штук 60. С ними можно поиграть на перемене, после уроков, или перед консультацией по подготовке к ЕГЭ. Берём стопку карточек, вытаскиваем их по очереди, записываем очки на доске…
Игровые приёмы – основа вашей методики?
— Нет. Я использую такие приёмы, но основа моей методики в том, чтобы приблизить историю к детям, так её преподнести, чтобы она вызывала какие-то эмоции. Как это можно сделать, я показывал на конкурсе в своём мастер-классе. Можно использовать приёмы, вызывающие у детей удивление, приёмы антитезы, противопоставления. Обязателен юмор, как же учителю без него? Исторический анекдот в данном случае неплохой источник. Посмеяться все любят.
Если сделать историю эмоциональной, вызвать у школьников удивление, восхищение, обиду, научить их сопереживать, — тогда, полагаю, история станет более понятной, запоминающейся детям.
Вы же ещё и обществознание преподаёте?
— Да. Но, обществознание, в отличие от истории, не наука. Это школьный предмет, который включает в себя разные стороны жизни – право, политику, политологию, социологию, основы философии. Эти знания нужны детям, чтобы они могли стать полноправными членами общества. Выйдя из школы, ребята должны понимать, как устроено общество, государство, как происходит становление человека, значение науки, искусства, религии, основы правовой системы. Всё это заложено в обществознании.
Преподавая этот предмет, важно опираться на личный социальный опыт ребят. На уроках мы нередко говорим о своей жизни через призму обществознания.
Социальное неравенство сказывается в детской среде?
— Конечно. Было такое в моём классе, который я уже выпустил. Это сглаживалось толерантностью детей друг к другу. Мы их воспитывали такими, чтобы смотреть больше не на материальное, — у кого какой телефон, кто во что одет, а на то, какой это человек, как он поступает. Если он внутри, по своим человеческим качествам ничтожен, то какой из него гражданин?
Мы с ребятами любим поговорить на такие темы, как «Богатство равно счастье?». Я могу такую проблему поставить на уроке и спросить: если посадить человека в золотую клетку, обеспечивать всем необходимым, будет ли ему хорошо? Если мы не будем трудиться, что с нами случится?
Учёные говорят, что труд – это одна из потребностей человека, но, мы же любим отдыхать. Обсуждаем, моделируем ситуацию, и приходим к выводу, что без труда нельзя. Мы с ними говорим о моральных ценностях. Да, есть право, есть закон. Так, может достаточно соблюдать только законодательные нормы, а моральные не обязательно, раз они не прописаны в законе? Ребята мне подсказывают, какие моральные нормы нужно сделать законом.
Вы им подсказываете выводы?
— Люблю, чтобы выводы делали дети. Конечно, стараюсь, чтобы их точка зрения совпадала с разумным, добрым, вечным, чему хочется их научить. Например, в разговоре про деньги они пытаются меня убеждать, что богатство очень важно, что без денег никуда. Но, после споров приходим к выводу, что счастье всё-таки в другом, оно иное.
Спрашиваю: ребята, вспомните, когда вы были по-настоящему счастливы? И часто оказывается, что эти светлые дни и часы не были связаны с чем-то материальным. Это были семейные радости, маленькие победы, общение с друзьями.
Понятно, что материальная составляющая важна. Но, богатство духовное важнее, в нём проявляется человек, как высшее создание природы. Эти выводы в итоге слышу от детей.
Дмитрий Владимирович, среди педагогов вашей школы, не только вы из числа её выпускников. Ваш директор Ольга Александровна Глазнева тоже училась в этой же школе, и тоже недавно стала призёром конкурса «Лучший директор школы». У вас уникальная школа?
— Да, наш директор стала призёром. И это абсолютно заслуженно. Она не просто назначенный на высокую должность человек. У неё большой опыт. Ольга Александровна заряжает нашу учительскую команду энтузиазмом, вдохновением. А мы стараемся её не подвести. И что примечательно, у нас треть педагогов – выпускники нашей школы. Такие вот мы особенные. Все работаем с максимальной отдачей на результат. Наши ученики показывают высокие результаты на экзаменах, многие успешно участвуют в олимпиадах, конкурсах. В прошлом году было 19 призёров и победителей на региональном уровне. Один мальчик стал призёром заключительного этапа Всероссийской Олимпиады школьников, ездил в Казань.
По какому предмету?
— По технологии. У нас учитель технологии, по-простому трудовик, разбивает все стереотипы об учителях этой дисциплины. Он очень креативный.
В прошлом году я выпускал мой 11А, был там классным руководителем, так четверо моих ребят стали стобалльниками, трое — по русскому языку и один – по литературе. У нас уникальный учитель русского языка и литературы.
Где Пеликан хранится?
– В школе, конечно. Это победа всех нас, поэтому Пеликан перелетел в кабинет директора. Там самое сохранное место.
Ему, наверное, тоскливо одному?
— Хочется надеяться, что недолго ему скучать в одиночестве.
Спасибо вам за разговор, дальнейших творческих удач и крепкого здоровья.