В.А. Попович: «Правда и кривда о запорожцах и Запорожской Сечи»

       Запорожская Сечь вошла в историю как символ мужества и стойкости украинского и других народов в борьбе с врагами славян на юге Украины, прежде всего с турками, крымскими татарами, а также польской шляхтой,  литовскими завоевателями  и шведами.    Однако до настоящего времени нет единого  мнения,   о возникновении и последовательного стремления  казаков  Запорожской Сечи с целью  объединения славянских народов. Борьба  запорожских казаков  была длительной, кровопролитной и велась   за свободу и независимость Украины. В течении столетий  были смуты, измены и предательство, победы и поражения. Предательство гетмана Мазепы осуждается, но многие считают, что   Екатерина II жестоко поступила с запорожским казачеством, ликвидировала  Запорожскую Сечь и  расправилась с ее руководством. Одни считают казаков бандитами, грабителями, а другие храбрыми, смелыми, последовательными  и последовательными  защитниками  христианства,  православной  веры, украинского, славянского   народа от  крымчан,  турок, поляков, литовцев и других врагов Отечества. Среди историков и учёных немало тех, кто осуждает  поступок Екатерины II по отношению к запорожцам предательством, сведением личных счётов и стремление показать  «кто в государстве хозяин».  

    Впервые  казацкая Сечь упоминается в 1492 году  – укреплённое поселение в низовьях Днепра. Понятие «казак» (в древнерусском и малороссийском чтении – «козак») давно оторвалось о своей почвы и превратилось  в один из самых узнаваемых исторических брендов, связанных с загадочным и опасным степным миром Восточной Европы – Тартарии. А самый узнаваемый образ казачьего мироустройства, конечно же, Запорожская Сечь. (Справка: Тарта́рия, или русский вариант — Татария (лат. Tartaria, фр. Tartarie, англ. Tartary, нем. Tartarei) — географический термин, использовавшийся в западноевропейской литературе и картографии в отношении обширных областей от Каспия до Тихого океана и до границ Китая и Индии. Активное использование топонима прослеживается с XIII до XIX вв. В европейских источниках Тартария стала наиболее распространённым обозначением Центральной Азии и Сибири в ряду негативно окрашенных названий, которые не имели связи с реальным населением региона. Вплоть до XIX века европейские сведения о регионе оставались крайне скудными, отрывочными и полумифическими. Пространство, ранее называвшееся Тартарией, в современной англоязычной традиции также называют Внутренней или Центральной Евразией. Эти территории отчасти представляют собой засушливые равнины, население которых занималось скотоводством).

    Как пишет Сергей Илюшин: «Большинство специалистов сегодня сходится во мнении, что слово «казак» — тюрского происхождения. Его значение одни авторы выводили от корней, обозначавших «вольный человек», «бродяга», отделившийся от своего рода, искатель собственной доли и/или приключений». Другое … турецко – татарский корень «как- «гусь». Гусь, как и лебедь, был символом силы, независимости, поиска удачи. А ещё —  священной птицы у ряда восточных народов. Искали разгадку и в сочетании монгольских слов «ко» (броня, защита) и «зах» (рубеж) (козак – защитник границы). Ссылались и на половецко – персидско — латынский словарь…где слово «казак» обозначает передового стража». (1). 

      Идеалом привольной  и сытной жизни, в которой ответ даётся только Богу, стал казак Мамай – излюбленный персонаж малороссийских лубков. (Справка: Лубо́к — вид графики, изображение с подписью, отличающееся простотой и доступностью образов. Первоначально вид народного творчества). Казачьим мифом мы обязаны русской и украинской культуре: гоголевской «Тарас Бульба», репинские запорожцы, знаменитые слова Льва Толстого: «Вся история России сделана казаками. Недаром нас зовут европейцы казаками». В народной памяти казак с одной стороны смелый воин, защитник от басурман. С другой стороны, казачий образ жизни – это своего рода крестьянская утопия, недостижимая мечта о воле и «самостийности». «Народ казаком хочет быть, — записал Лев Толстой в блокноте в апреле 1870г. Желали «уйти в казаки», конечно, не для того, чтобы нести тяжёлую ратную службу на само обеспечении и подчинятся жестокому патриархальному укладу казацких обществ…». В русской летописи слово «казак» появилось довольно поздно. Одно из первых упоминаний датировано 1444г.: рязанские казаки пришли на помощь москвичам и рязанцам  против татарского царевича Мустафы.  (Справка: Выбор места для создания военно-политического центра казачества обусловливался как природными условиями, необходимостью его успешной обороны, так и привязкой к Днепру — главного пути морских походов против Турции и Крымского ханства).

       Первая Сечь построена на острове Хортица, недалеко от Крарийской переправы, служившей татарам при их нападениях на Украину. Жилые помещения разместили на скале, с Юга и Запада их защищал ров глубиной более 20 метров. Эта Сечь, названная Совутиной, существовала с середины XV до первой половины XVI века. Строительными работами здесь руководили гетманы В. Свентольдович и П. Лянцкоронский. По другим данным, первая Сечь под названием Комаровская, сформировалась еще в XIV веке на среднем Приднепровье — на территории нынешнего Переяслав-Хмельницкого района. С 1554 до 1557 гг. на острове Малая Хортица площадью около 500 гектаров возникла Сечь, которой руководил князь Д. Вишневецкий (Байда). Она защищалась валами и редутами, высота которых даже через 400 лет составляла 12 метров. На острове Большая Хортица длиной 12 и шириной 2,5 км сохранились до нашего времени остатки Сечи П. Сагайдачного, О. Голуба и М. Жмайла (1617–1626гг.). Всего зафиксировано восемь Запорожских Сечей, в т.ч. пять — на территории Никопольского района  Днепропетровской обл.). Есть и другие мнения.

      В первой половине XVI в. несколько «Сечей» объединяются в общую политическую единицу. Казаки защищали Украину от набегов крымских татар, и местные магнаты покровительствовали казакам. Православный князь Дмитрий Вишневецкий (Бойда) в 1552г. заложил Сечь на острове Хортица ниже Днепровских порогов, она с тех пор и известна. Во время походов московского царя Ивана IV против крымских татар, запорожцы оказали ему помощь. Все больше людей из Украины, презирая опасность рискованного военного житья в степи, уходило в вольные казаки от произвола магнатов и шляхты, от ограничений православного исповедания. Польские короли (Украина с 1569г. перешла от Великого княжества Литовского в непосредственное владение польской короны) пытались контролировать этот процесс    Недовольные такими переменами бежали на юг, на земли в нижнем течении Днепра, где была образована Запорожская Сечь. Объединение отдельных сечей в общее образование под названием Запорожская Сечь произошло примерно в те же годы, что и Брестская уния. Прототипом Запорожской Сечи считается Хортицкая крепость, заложенная Волынском князем Дмитрием Вишневецким, который  хотел  на Хортице создать форпост для продвижения на юг, в Крым.

    Административный и военный центр днепровского казачества не раз переезжал. Этому свидетельствует  хронология  восьми Сечей и их название:  1. Хортицкий замок (1556-1557гг.); 2.Томаковская (1563-1593 гг.);  3. Базавлуцкая (1593-1638гг.); 4. Никитинская (1639-1652гг.); 5. Чертомлыцкая (1652-1709гг.); 6. Каменская (1710-1711гг.  1728-1734гг.); 7. Алешковская (1711-1734гг.); 8. Новая (Подпольнкнская) (1734-1775гг.). Хронология  (образование) Сетей и их подданство: 1. Королевство польское – Хотицкий замок (1556г.). 2. Речь Посполитая – Томаковская Сечь, Безавлуцкая Сечь, Никитинская Сечь, Чертомлинская Сечь (1568-1667гг.). 3. Россия/Речь Посполитая – Четромлыцская Сечь  (1667-1686гг.) 4. Россия  — Чертлмлыцкая Сечь  (1686-1711гг.). 5. Крымское ханство – Каменская Сечь и Алешковская Сечь (1711-1735 гг.); 6. Россия – Новая (Подпольненская) Сечь (1735-1775гг.). В тоже время,  историк Д. Яворницкий насчитывает 10 Сечей. При строительстве Днепро ГЭС  отдельные территории    бывших Сечей оказались в зоне затопления.  («Дилетант». №9. 2014г. с.21-23).

        Речь Посполитая слабо  охраняла южные границы государства и не смогла организовать настоящего отпора татаро – турецкой агрессии, хотя русские земли были защищены, чертами с острожками и пушками. Украинские земли оставались открытыми для кочевников. Господство польских панов и постоянные набеги татар угрожали самому существованию   украинского народа, его культуры. Борьба украинского народа против социального гнёта не прекращалась, они отказывались от выполнения повинностей, бежали на земли Южной Киевщины, Брацлавщины, Подолии, а также в низовье Днепра. Оседавшее здесь население, в основном украинцы, хотя были и белорусы, русские, поляки, литовцы. Казаки  выступали против польских магнатов, католицкой церкви и боролось против татарских набегов. В условиях  постоянной борьбы  складываться украинское казачество. Во второй половине  ХVI в. на днепровских островах, расположенных ниже порогов, возникла Запорожская Сечь. Учитывая вольнодумство и стремление к самостийности, самобытности   к казакам  относились по  — разному.  Но, как  польские паны, так   литовцы и татары понимали, что  казаки это военная  сила, поэтому с ними  не следует конфликтовать, а использовать в своих интересах.  С ростом военной мощи, уже в конце ХVI в., начале ХVII в Сечь не признавала власть Польши. Запорожские казаки   поддерживала связь с донским казачеством и Россией, сами  организовывали походы против Крымского ханства и Турции. (2).

      Это понимал Великий князь Литовский  Александр поэтому в своей грамоте   от 1499г.  признаёт казаков как самостоятельную силу  и указывает, что они  обязаны давать десятую часть своей добычи киевскому воеводе (обратим внимание — десятую часть). Польский историк М. Бельский пишет о создании в конце ХV в. первых «казацких» укреплений в низовьях Днепра. Опираясь на эти сведения в 1990г. отпраздновали 500-летие «Запорожского казачества». По мнению учёных  говорить о серьезных укреплениях следует  применительно к городку построенному в 1550-е годы в Украине, на днепровском острове Малая Хортица. (Справка: Запорожская Сечь получила своё название  от географического положения в низовьях Днепра, южнее труднопроходимых порогов – выходов гранитных пород.  В старину таких порогов насчитывалось девять. В 1932г. практически все они были затоплены при строительстве Днепро ГЭСа. Слово Сечь говорит о характере казачьих укреплений – это была «засека», деревянный частокол на земляном валу».

    Среди первых организаторов казацких походов немало аристократических фамилий (Гедаминовичи, Дашкевич, Ружинский, князья Бельские, Вишневецкий)  и другие, но основное казацкое войско было  выходцами из низов. Сечь выработала эффективную систему управления, элементами которой были войсковые и административно – территориальные  единицы (курени и паланки), а также ежегодные перевыборы кошевого атамана, старшины, судьи, писаря, есаула. При этом полноправными были  только неженатые сечевики; женщинам вообще вход на территорию  этого мужского братства был строго заказан. Правда многие запорожцы имели   «военно-полевых подруг» за пределами Коша. Суд в сечи был скорым, а наказания  — убедительными. Смертная казнь грозила за прелюбодействие, за содомский грех, за совращение женщины, воровство, убийство казака. Теперь сравните сколько лет у власти постсоветские вожди: 20 -30 лет и более,  сколько горя и страданий принесли нашему народу, какую воровскую,  разгульную, развратную жизнь ведут? Выходит, 500 лет  назад люди были мудрее, справедливее и порядочнее. Высшими должностными лицом в среде казачества были:   старшина,  кошевой атаман,    куренной атаман и другие. В своей среде  казаки были «лыцарями» и умели добиваться  почтительного  уважения   атаманов..

     В социальном отношении казачество не  было однородным. Его верхушку составляли старшие казаки или старшина. Они владели землёй на Киевщине, Брацлавщине, Полтавщине, эксплуатировали бедных казаков и крестьян. Старшие казаки выбирались как правило на командные должности. Среди них выходило немало мелких и средних шляхтичей. Подавляющее большинство   казаков не была в списках (реестре) и пополняли   бедных крестьян и городских жителей, они  выступали против   польско-литовского гнёта. (Справка: Старшина — высшие должностные чины (военные и административные),  в Украинском гетманстве и Войске Запорожском В Сечи включала в себя кошевого атамана, куренных атаманов, есаулов, судей, казначеев, писарей. Общего старшину выбирала Сечевая рада,  в которую входили все казаки сечи; куренные старшины, соответственно куренные рады. Официально старшина не обладала какими – то  привилегиями по сравнению с обычными казаками, но влияние на внутреннее управление Сечью оказывал. Представители старшины  постепенно превратились в отдельное сословие, обладавшее  немалыми землями.   С XV в. основное пополнение для Запорожских Сечей шло из территории Киевщины, Сиверщины, Волыни, Галиции, в XVII столетии —  из Подолии, Черкащины, Левобережной Украины. В составе запорожских казаков сражались  и  Подкарпатцы (Закарпатские русины). Социально-политическое содержание идеи основателей Запорожской Сечи состояло:

   а). Признание Польшей особого статуса казачества с предоставлением ему экономических и социальных льгот; — отказ польской шляхты и ополяченной украинской знати от колонизации киевского Поднепровья; —  оборона украинских земель от турецко-татарской агрессии (с 1479 г. Крымское ханство стало вассалом Оттоманской Порты); —  защита украинско-белорусского (в современном понимании этих этнических терминов — В. С., Л. Р.) населения от католической экспансии, помощь братствам. Несколько тысяч казаков жили на Сечи в куренях размером 40 на 12 метров. До конца XVI столетия они строились из хвороста, покрывались конскими шкурами, позже применялось дерево. Имелись служебные помещения — амбары длиной до 24 метров для хранения различных запасов, оружия и боеприпасов; а также пекарни, церковь, дом для пожилых казаков. Формально высшая власть принадлежала всеобщей казачьей раде, созывавшейся ежегодно в начале января для выборов гетмана (кошевого атамана) и других старшин. Первое свидетельство о такой раде датировано 1581 годом, когда гетманом был избран авантюрист польского происхождения С. Зборовский. Он тут же приступил к формированию отряда для похода на Москву. Несогласное с решением рады меньшинство принуждалось к покорности большинству не только угрозами, но иногда и избиениями, даже убийствами. Чтобы подчеркнуть зависимость кошевого атамана (гетмана) от власти толпы, его голову посыпали грязью. Демократизм в Запорожской Сечи —  это классическая охлократия (власть толпы), опасная для укрепления идей государственности. То есть, с мнением запорожских казаков в Сечи считались.

     б). Являясь оппозицией государственности, казачество игнорировало важность иерархической структуры, их вожди часто превращались в заложников, которых выдавали победителям в случае поражения или карали смертью за ошибочные решения, повлекшие тяжелые последствия. Специалист истории казачества Г. де Боплан отмечал, что за 17 лет ни один гетман не избежал такой трагической участи. Не считая себя подданными ни Великого княжества Литовского, ни Польши (Речи Посполитой), не реестровые казаки постоянными нападениями на соседние государства вызывали дипломатические конфликты и ответные удары. Именно по этой причине польский сейм в 1593 г. объявил их врагами отечества, а с 1597г. до 1601 гг. формально запрещал казачество. В то же время польские власти не останавливались перед использованием казачьих отрядов в войнах с Московским государством и Турцией. Так,  в феврале 1609 г. по приказу короля 7 тыс. запорожцев совершили рейд по территории России, а осенью от 30 до 40 тыс. казаков под руководством атамана Олевченко прибыли под Смоленск, чтобы в дальнейшем занять такие города, как Путивль, Козельск, Вязьму, Брянск, Дорогобуж, Мещерск и другие. Во время польско-русской войны 1613–1614 гг. запорожские отряды доходили почти до Архангельска и Холмогор, где объединились с английскими, ирландскими и шведскими войсками. В походе Самозванца на Москву в сентябре 1604 — мае 1605 гг. в его отрядах насчитывалось примерно 11 тыс. украинских казаков, до 1400 донцов, не более тысячи польских гусар. За более чем 300-летнюю историю существования Запорожской Сечи казачество так и не выработало частную собственность на землю, поэтому часть угодий предоставлялась пользователям пожизненно, а большая часть распределялась ежегодно по жребию. Право на земельные участки фиксировалось согласно праву первого занятия данной территории, и оно признавалось как в Речи Посполитой, так позднее и царскими властями.

   в). С середины XVII в. в международном плане Запорожская Сечь не признавалась в качестве собственника своих земель, так как они принадлежали государствам-протекторам. В течение XVI–XVII столетий запорожцы  держали в своих руках  торговлю Великого княжества Литовского, Польши и юга Московского княжества с Османской империей, татарами и турецким вилайетом в Крыму (прибрежная зона полуострова). В Турцию экспортировали ткани из России, пушнину, кожи, рыбу, масло, табак, а ввозили вина, бакалейные товары, оливковое масло, шелковые и хлопчатобумажные ткани, оружие, свинец, лошадиную упряжь. По получаемым у запорожцев разрешениям, украинские чумаки брали соль в Крыму, причем ярлыки на ее добычу принадлежали именно Сечи. В Кинбурнских озерах казаки добывали свою соль, продавая ее затем жителям украинских и польских сёл и городов. Для московских купцов запорожцы доставляли в Киев воск, мёд, рыбу, скот, кожи; вели торговлю с донскими казаками. На территории Сечи и в паланках было много шинков —  только за 1740 г.- 370 питейных заведений. Запорожское войско формировалось по принципу добровольчества, а новобранцев на протяжении нескольких лет обучали более опытные казаки. Славилась казачья пехота, а первые конные отряды появились у запорожцев только после 1576 г., когда Стефан Баторий передал в Сечь две тысячи лошадей. В то время как в Западной Европе и Польше в последней четверти XVI в. исчезло рыцарство и появилась кавалерия, украинские земли оказались вне этого процесса. Известны морские походы запорожцев, происходившие, как правило, в июле. На гребных судах, именуемых чайками и вмещавших по 50–70 казаков, несколько пушек-фальконетов, каждая весом 96 килограммов, они достигали Кафы, Варны, Стамбула и других городов на побережье Черного моря. К середине XVII в. национальный состав казачества Украины (в %): украинцев, белорусов, русских  —  34,2, азиатов — 27,4,  среднеземноморских народов — 21, других народов —  17,4. (Справка: 1. Войско Запорожское, или низовые казаки – это не состоящие на службе  у какого-либо государства. В отличие от них казаки, принятые в 1572 г.  на службу польскому королю, назывались реестровыми. Низовые казаки делились на сечевых  и зимовых. Сечевые казаки не имели семьи, жили в казармах (куренях), и назывались «лыцарством» или «товарыством». Только они имели право жить на самой Сечи, получать жалование, избирать кошевого атамана и других представителей старшины. Зимовые казаки были семейными,  на Сечь не допускались, жили в паланках (полковых поселениях рядом с Сечью), но тоже входили в Войско Запорожское.  2. Кош – так казаки называли одновременно и главный военный орган Сечи, и главную военную ставку (или лагерь). В ХVIII в. Запорожский Кош, возглавляемый кошевым атаманом, состоял  из 38 куреней, в каждый их которых входило  от нескольких десятков до нескольких сотен казаков. 3. Курень – войсковая единица запорожских казаков. По организационно – военной структуре ближе всего подходит к нынешнему понятию батальона. Одновременно куренем называлось жилое здание в котором располагались кошевые казаки. Жилой курень — это казарма длиною 25-30 метров и шириною около 4-х  метров. Если курень как войсковая единица  был многочисленный, мог иметь несколько жилых куреней. Каждый курень имел своё хозяйство.

      Запорожское войско шло в бой под множеством  хоругвий. Малиновые, синие, белые знамёна развивались на ветру, на полотнищах красовались кресты, изображения святых и небесных светил.  До наших дней дошла малость. В Запорожье войсковые знаки носили название  «клейноды»  — от немецкого KIeinod, «сокровище». Главным среди клейнодов считались хоругвь (корогва). Войску полагалась большая хоругвь, гетману – малая Хоругви, как и другие клейноды, хранились с особым тщанием,  выносились и выносились только по особому распоряжению,  держали в сечевой  Покровской церкви.     Своя хоругвь была у каждого полка, сотне полагалось меньшего размера знамя – значёк.    До нас дошло  немного хоругвей, больше  сохранилось в Швеции  (увезены с Польши как трофей).  После Переяславской Рады (с 1654г.), запорожцы стали постепенно утрачивать самостийнисть, Гетман назначался русским монархом, прежние, старые знамёна уходили в прошлое. Когда  Украина обрела независимость в (1991 г.), Запорожская обл. вновь получила малиновый флаг  с изображением фигуры казака.  (3).

      Запорожская сечь  была  субъектом и одновремённо объектом в большой игры с участием Речи Посполитой, Московии и Османской империи с её сателлитом Крымским ханством. Турки и татары стремились  заиметь в лице казаков союзника с целью грабежа Молдавии, Валахии, Галичины, Подкарпатья и других  земель. Запорожцы категорически не приняли Брестскую унию 1596г. Сечь стала опорой  борьбы за восстановление на Украине православной иерархии. Фактор единой веры всегда признавался главным при заключении союза с Москвой  и при переходе в подданство «Царя восточного правителя православного». У запорожцев было верование, что чем больше кто убьёт «бусурменов», тем вернее он войдёт в царствие Божье – пишет историк Сечи Д. Яворницкий. Богослужение в Коше совершалось каждый день. Один из самых любимых героев казацких преданий  был Пётр Сагайдачный  который командовал «казацким войском» в польской армии во время похода  королевича Владислава на Москву в 1618г. Казаки  под руководством Сагайдачного разорили   Путивль, Рыльск, Курск, Елец, Лебедин, Скопин, Ряжск, дошли до стен Донского монастыря. Однако поляки не заплатили казакам и в 1620 г. Сагайдачный направил в Москву своего посланника П. Одинца «бить челом государю, что они, запорожцы, хотят ему, великому государю, служить головами своими по прежнему…». В ответ царь послал Сагайдачному 300 руб.

    Другой любимый  вождь казаков И. Сирко несколько раз переходил от русских к поляками и обратно, заключал союзы с турками и крымскими татарами, хотя ненавидел мусульман. Его любимое изречение было «нужда закон зминяе». Такое непостоянство не осуждалось казаками, Сирко ценили и уважали. Православие, воля и корпоративные интересы были их главными ценностями. Империя мирилась с существованием на её окраинах автономной сечевой республики, пока сохранялись крымская и турецкая угроза, казаки при всем их неустойчивости, были необходимы как заслон и стража на степном фронтире. Создание при Петре1 регулярной армии и продвижение России в глубь Новороссии обесценивали запорожское казачество, как военно – политическую силу. Это суть происходящего вчера и сегодня.  Были нужны казаки с ними заигрывали, старались привлечь на свою сторону, стали не нужны – уничтожили. Так было тогда, так и сегодня.  

      Для населения Украины Запорожская Сечь  стала олицетворением свободы и равенства, защитником православной веры, бастионом против внешних и внутренних врагов, «политическим народом». Занятием казацких ватаг по Днепру было «лупление чабанов татарских». Они старались «разгромить татарскую ватагу, застигнув ее где-нибудь в удобном месте, отбив татарский табун или стадо овец, или разграбить караван турецких или армянских купцов, какого-нибудь московского или литовского гонца, посланного с подарками к хану, а то и городок турецкий или татарский», – писал украинский историк М. Грушевский. Вначале казачество было сезонным промыслом, которым занимались украинские шляхтичи, мещане, крестьяне. Но с течением времени возникает класс людей, целиком и полностью посвящающих себя «казакованию», поселяющихся в степи и формирующих свой вольный политический организм. Тяжёлые положение украинских крестьян, нищета и бесправие чинимое со стороны   польско — литовских панов — угнетателей приводило к  недовольству, бунтам  и восстаниям. В 1648-1654 гг. восстания  вылилась в широкомасштабную  освободительную войну. Возглавил эту борьбу Богдан Хмельницкий. 6 мая 1648г. Хмельницкий полностью уничтожил передовой отряд польских войск. В результате победы значительная часть Украины была освобождена.

     В середине ХVI в. на юго —  западной окраине Речи Посполитой формируется казачество, неспокойной пограничной области, где выжить можно только при  вертуальном владении оружием, войсковой спайке, хитрости и жестокости.  Главную роль в этом сыграет  черкасский и каневский староста Д. Вишневецкий. Он  — же заложил крепость Малая Хортица на Днепре которую ныне принято считать прототипом Запорожской Сечи. Он – то н будет заключать союз с русским царём в борьбе с крымцами. Через столетие его дальний родственник Иеремия Вишневский станет самым жестоким гонителем запорожского казачества. Род Вишневецких по легенде  из потомков великого князя литовского Ольгерда был разветвлён и  богат. Они роднились с многими знатными фамилиями – Потоцкими, Сапегами, Чарторыйскими и другими. Но от этого украинскому народу лучше не стало. Поляки жестоко эксплуатировали украинский народ. В 1637 году на Украине вспыхнуло восстание не реестровых казаков под предводительством Павлюка. Это не первое восстание. На сторону восставших стало часть реестровых казаков, борьба заполыхала по всей Украине. В то время Вишневецкий командовал карательным отрядом и  восстание подавили. Предводителя восстания  Павлюка казнили  в Варшаве. С восставшими жестоко расправились. Вся дорога от Днепра до Нежина (ставки командующего армией) Н. Потоцкого (около 120 км.), была устлана кольями  с посаженными на них казаками.

    В 1948 г. начинается знаменитое восстание под руководством Зиновия – Богдана Хмельницкого. Он участвовал в восстании Павлюка в качестве писаря, имел авторитет среди казачества Сечи. Восстание характеризовалось жестокостью. Как пишет историк Х1Хв. Н. Костомаров, «убийства» сопровождались варварскими истязаниями: сдирали с живых кожи, распиливали пополам, забивали до смерти палками, жарили на угольях, обливали кипятком…». («Дилетант». №9. 2014г.). Особенно пострадало от восставших мирное  население. Многие поляки хлынули на Запад  и Север; практически никто из польских землевладельцев Левобережья сопротивления казацкому мятежу не оказывал. Иеремий Вишневский имея собственный регулярный отряд численностью  в 6-8 тыс. сабель  уходит из своего города –Лубны на правый берег и начал борьбу с Хмельницким  с жестокостью как казаки. На стороне Хмельницкого сражались многие народы, в том числе выходцы из  Подкарпатья (Закарпатья).  В период  освободительной войны украинского народа под руководством Б. Хмельницкого в реестре войска Запорожского сражались казаки И. Венгер, Х. Ференц, Й. Венгрин, М. Угрин и другие – действительно выходцы из Закарпатья. В период пребывания Б. Хмельницкого в Галичине, активизировалась деятельность опришков в Карпатах, конкретно в сёлах Быстрый, Лютый, Загорби, Ставному, Ужку, Поляне и других. (Справка:  Опришки — это народное повстанческое движение, существовавшее с XV по XIX веках  в Галиции, Подгалье, Прикарпатье, Надсанье, Буковине и Покутье). Оно было направлено против крепостного права и произвола мелких и крупных феодалов). В 1648-1654гг. в крае активно действовали отряды Ф. Фаркаша, П. Варги, И. Сивохопа, которые нападали на  дома (имущество) Дрыгай.  Посланцы Богдана хмельницкого были в городе Мукачево  и договорились о совместных действиях против Польши с трансильванским князем Дердем II Рокоци. В рукописном  евангелии  Великих Комъят есть запись сделанная в 1648г.: «… По смерти…короля Владислава извоёвали казаки Польшу …Старшому казакови було имья…Хмель». (4). В ХVII столетии  Угорщина (Венгрия) освобождается из под гнёта Оттоманской империи, но в конце столетия попала в зависимость  от габсбурской   монархии.  (Справка: Габсбурги — династия, представители которой владели испанским престолом в 1516–1700 гг. Во времена правления Габсбургов был утвержден герб Испании: чёрный орёл (символ императоров «Священной Римской империи»), вокруг головы которого сияет золотой нимб — символ святости власти). Положение народа ухудшилось, Закарпатья было охвачено крестьянскими восстаниями, которые жестоко подавлялись.  После поражения под Зборовым в 1649г. поляки подписали  с казаками Зборовской  мирный договор.  Хмельницкий внёс  в договор условия запрещающие И. Вишневецкому занимать, пожизненно  в Речи Посполитой какие-либо должности.  

         Освободительная борьба Украинского народа началась в 1648г. и продолжалась шесть лет, аж до 1654 г. и привела к  воссоединению наших  народов и объявлении войны Польше. В долгой и сложной истории взаимоотношений Русского царства с Украиной и Запорожской Сечью особое место занимает Земский собор 1653 г., созванный в Москве по указу царя Алексея Михайловича. На этом соборе 11 (1) октября было вынесено решение «гетмана Богдана Хмельницкого и все Войско Запорожское з городами и з землями принять», что фактически означало присоединение к России всей Левобережной Украины. Удовлетворить казацкие просьбы. Решение Земского собора 1653 г.  поставило точку в  долгом процессе (начало положило посольство гетмана Петра Сагайдачного). 22 марта 1654 года посольство от Богдана Хмельницкого привезло в Москву проект договора о воссоединении Украины с Россией.   Воссоединение Украины с Россией — основные даты:  1591-1593 гг. – восстание реестровых казаков против польской шляхты и первое обращение гетмана Криштофа Косинского за помощью к русскому царю. 1622г., 1624 г. – обращение епископа Исаия Копинского, а затем митрополита Иова Борецкого к царю принять православных Малой Руси в российское подданство. 1648 г. – Б. Хмельницкий поднимает всеукраинское восстание против шляхты и 8 июня пишет первое письмо царю Алексею Михайловичу о помощи и Союзе. Первые победы казачьего войска и подписание Зборовского мирного договора, предоставлявшего автономию Войску Запорожскому. 1651 г. – возобновление боевых действий, тяжелое поражение казаков под Берестечком. 1653 г. – новое обращение Б. Хмельницкого с просьбой помочь казачеству и прошение о принятии Левобережной Украины в подданство. 1 октября собрался Земский собор. 1654 г. – 8 января собралась Переяславская рада, всенародно постановившая объединиться с Россией. 27 марта Земский собор и царь удовлетворили большинство просьб, выдвинутых старшинами и гетманом, предусматривавших широкую автономию. Этот документ окончательно закрепил воссоединение Левобережной Украины с Россией. Так,  8 января 1654г. Переяславская рада  окончательно приняла решение о воссоединении Украины с Россией. Осуществилась  многолетняя мечта двух славянских народов  жить вместе, в мире и согласии. (5). Воссоединение Укрепило и повысило мощь страны, и  авторитет России на международном уровне. Народ был избавлен от порабощения Польшей и Турцией. Были созданы благоприятные условия для политического, экономического и культурного уровня. Сплоченность наших народов укрепилась в совместной борьбе с классовыми врагами. Наши  братские народы вместе выступали против врагов, защищали нашу единую землю. Однако, через более чем триста лет жизни в едином государстве,  враги разрушили наш Союз,  и вместо дружбы довели  наши отношения до братоубийственной войны.

   В конце  1654г. русскими и украинскими войсками  был освобождён Смоленск и часть Белоруссии, а затем Подолия и большая часть Галиции. Только вступление в войну крымских татар заставило русские и украинские войска отступить в Подолию. В 1656г. началась русско – шведская война за Прибалтику. В 1657-1658гг. вспыхнуло  крестьянское восстание под предводительством М. Пушкаря и Я. Барабаша. После смерти Богдана Хмельницкого 6 августа 1657г. начался новый виток борьбы за власть (Умер Б. Хмельницкий в возрасте 61 г.  в Чигирине, ныне Черкасская обл.). Смерть Хмельницкого стала поворотным моментом в истории Украинской национальной революции. Находясь у власти, гетман заботился о создании такой формы государственности, которая обеспечит  единство элиты, консолидацию общества, стабильность государства. По мнению Хмельницкого, этим требованиям оптимально отвечала наследственная монархия. Однако трагическая гибель во время молдавского похода его сына Тимофея, талантливого военачальника, способного политика, помешала осуществлению планов гетмана.

     Ситуацию не спасло и решение старшинского казацкого совета (апрель 1657г.) об установлении наследственности гетманства — передачи власти после смерти Б. Хмельницкого его младшему сыну Юрию. Польские паны  стремились вернуть Украину под своё влияние. Поначалу Украинским гетманом стал И. Выговский но  под давлением народных масс он был вынужден бежать в Польшу. Гетманом был избран Юрий Хмельницкий но вскоре противники Союза сумели  настроить  Юрия против России. Юрий  Хмельницкий оказался орудием в руках старшин ориентировавшихся на Польшу. Вскоре  после воссоединения  с Украиной русские войска были размещены во всех крупных городах: Киеве, Чернигове, Нежине, Полтаве и других. В 1666г. царское правительство направило войска для подавления восстания казаков Переяславского полка.

     Период после смерти Б. Хмельницкого оказался  резким обострением социально-политической борьбы и усилением вмешательства соседних государств во внутренние дела Украины. Руина — период истории Украины конца XVII в., Характеризующаяся распадом украинской государственности и общим упадком. Этот периода, некоторые историки (Н. Костомаров) связывают с правлением трех гетманов — ставленников Москвы (Брюховецкого, Многогрешного и Самойловича) и ограничивают хронологически 1663-1687гг. территориально-Левобережной Украины. Другие историки (Б. Крупницкий) считали, что Руина относилась как к Левобережья, так и к Правобережья, и продолжалась от смерти Б. Хмельницкого до начала правления Мазепы — 1658- 1687 гг.  (Справка: Руина — период в истории Украины между 1657 и 1687 гг., фактически являвшийся гражданской войной. В это время Русское царство, Речь Посполитая, Османская империя, Крымское ханство и эпизодически Швеция вели борьбу за контроль над территориями, подконтрольными войску Запорожскому).

    Около 350 лет назад Султан Турецкий Мухаммед IV обратился с письмом к Запорожским казакам, в котором пишет: «Я, султан, сын Мухаммеда, брат Солнца и Луны, внук и наместник Бога, владелец  царств Македонского, Вавилонского, Великого  и Малого Египта, царь над царями, властитель над властителями, необыкновенный рыцарь, никем не победимый  воин, неотступный хранитель гроба Господня, попечитель самого Бога,   надежда и утешенье мусульман, смущение и великий защитник христиан – повелеваю вам, запорожским казакам сдаться мне добровольно без всякого сопротивления  и меня вашим нападкам не заставлять беспокоится». (Султан Турецкий Мухаммед IV). Угрозы Турецкого султана ничуть не напугали запорожцев.  Наоборот, дали повод для  ответного письма. В ответе  Турецкому султану Мухаммеду IV Запорожские казаки пишут: «Ты, султан чёрт турецкий, и проклятого чёрта брат, и товарищ самого Люцифера секретарь. Какой ты к чёрту рыцарь, когда голой ж…й ежа не убьёшь. Чёрт выс…ет, а твоё войско пожирает. Не будешь ты, сукин ты сын, сынов христианских под собой иметь, твоего войска мы не боимся, землёй и водой   будем биться  с тобой, распро…б твою мать. Вовилонский ты повар, Македонский колесник, Иерусалимский пивовар, Александрийский козолуп, Большого и малого Египта, Царь над Царями свинопас, Армянский ворюга, татарский сагайдак, Каменецкий палач, всего света и подсвета дурак, самого оспида внук и нашего х… крюк. Свинная ты морда, кобылиная ср…, мясницкая собака, некрещённый лоб, мать твою б… Вот так тебе запорожцы ответили, плюгавому. Не будешь ты даже свиней у христиан пасти. Этим кончаем, поскольку числа не знаем и календаря не имеем, месяц в небе, год в книге, а день твой у нас, какой и у вас, за это поцелуй в ж… нас!». (Подпись: Кошевой атаман Иван Сирко со всем лагерем Запорожским).   В годы Великой Отечественной войны  на мотив запорожцев партизаны Украины писали письма А. Гитлеру. Вот выдержки  одного из них (июль 1943г.): «Гитлерови  — …   скаженому собаци!   Кобель тебе зачинав, а с…ка сплодила, на билый свит пустила.  Ото ж, курвий сину  (осиновый кил тоби в спину), прописуем,  що ми живи   то здорови,   як ти дуби у диброви, кланяемось тоби голим    задом и просимо вас поцелувать  в ср…ку нас … и т.д. и т.п.). (6).

        Положение  народа  Украины находящегося на перепутье между католической и православной верой  было и остается тяжёлым, а судьбы народа обильно политы кровью. За многовековую историю своего существования Украина знала немало гетманов, однако,  самым  известным и загадочным был Иван Степанович Мазепа, вокруг  имени  которого  множество легенд, мифов и художественных вымыслов.  Мазепа, гетман Войска Запорожского – одна из самых заметных фигур петровской эпохи. Мазепе удалось объединить под своей властью Левобережную и Правобережную Украину, ограничить политическую автономию Запорожской Сечи.   В начале 1690-х Мазепа помог подавить на юге Малороссии восстание Петрика (Петро Иваненко), выступавшего одновременно против гетмана и русской власти, участвовал в обоих походах Петра к Азову, стал его другом — приближённым.  8 февраля 1700 г.  Петр1 вручил Мазепе учреждённый им орден Андрея Первозванного «за многие его в воинских трудах знатные и усердно-радетельные верные службы». Он говорил: «Без крайней, последней нужды я не переменю моей верности к царскому величеству», — такую фразу произнёс Мазепа 17 сентября 1707 г. Однако после военного совета в Жолкве в марте 1707 г. гетман затаил на Петра  обиду. На этом совете было предложено существенно ограничить автономию Малороссии, а также полномочия самого гетмана. (Справка: Мазепа И.С. – Украинский военный, политический и дипломатический деятель Войска Запорожского. Гетман Войска Запорожского с изменением титула на «Войска Запорожского обеих сторон Днепра гетман»,  под протекторатом Российского царства.   Родился   20 марта 1639 г., близи Белая Церковь, Киевское воеводство, Корона Королевства Польского, Речь Посполитая. Умер 2 октября 1709 г. (70 лет), Бендеры, Молдавия, Османская империя).

      1706 год для России не удачный. После поражения саксонской армии, король Польши и курфюрст Саксонии Август II отрёкся от польского престола в пользу С. Лещинского, который был ставленником шведов, разорвав при этом союз с Россией. У Петра не осталось союзников в Северной войне. Мазепа рассчитывал отдаться под власть нового польского монарха, который, предоставит Малороссии достаточную самостоятельность. 16 сентября 1707 г. Лещинский прислал гетману письмо, в котором просил, чтобы тот «намеренное дело начинал», когда шведское войско приблизится к границам Украины. Гетман обещал предоставить шведам зимние квартиры и провиант, а также склонить на сторону шведского короля запорожских и донских казаков и калмыцкого хана Аюку. Получив (осенью 1708 г.) от Петра приглашение присоединиться к русским войскам под Стародубом, гетман не поехал,  сославшись на свои недуги и смуты, связанные с продвижением шведов на юг. В конце октября сподвижник Петра князь А. Меншиков решил навестить «болящего», тот, захватив гетманскую казну и полторы тысячи казаков, бежал в стан Карла XII, на юго-востоке от Новгорода-Северского. К  шведам присоединилось часть запорожского войска во главе с кошевым атаманом К. Гордиенко. В шведском лагере собралось около 10 000 казаков. Месть Петра за измену была страшной. 11 мая 1709 г. русские войска взяли Сечь и разрушили ее до основания. Многие были убиты и казнены. Некоторых  повесили на плотах, а плоты пустили по Днепру в назидание другим. 12 ноября 1708 г. в Троицком соборе города Глухова в присутствии Петра I Мазепу и его сторонников предали анафеме.  Новым гетманом Украины стал Иван Скоропадский. 27 июня (8 июля) 1709 г. русская армия разгромила войска шведов под Полтавой. Мазепа вместе с Карлом XII бежал на юг к Днепру, потом  переправился в Бендеры. Османская империя наотрез отказалась выдать беглеца русским властям. 22 сентября 1709г. Мазепа скончался. Тело его по распоряжению племянника перевезли в Галац и там устроили пышное погребение в церкви Святого Георгия. Он почитаем в  нынешней Украине.

     В конце ХVIII века существование вольного казачества, в котором люди жили по собственным законам, а своим главным делом считали защиту христианского мира от неверных, выглядело анахронизмом. Геополитические реалии складывались так, что Запорожье должно было прекратить своё существование. То есть, царствующие особы    Российской империи больше не нуждалась в защите южных земель от крымских татар и турок. Умная,  хитрая,  коварная  немка Екатерина II решила нанести удар по вольному Запорожскому казачеству, а заодно ударить по Украине, православию и христианской вере, невольно  настроить часть казаков   против России.  Н.В. Гоголь в рассказе  «Ночь перед Рождеством» писал: «Помилуй мамо! Зачем губишь верный народ? разве держали мы руку поганого татарина, разве соглашались в чём — либо с турчином; разве изменили тебе делом или помышлением? За что ж немилость? Прежде слышали мы, что приказываешь везде строить крепости от нас; после слышали, что хочешь поворотить в карабинеры; теперь слышим новые напасти. Чем виновато Запорожское войско? Тем ли, что перевело твою армию через Перекоп  и помогло твоим енералам порубить крымцев?..».  («Д». №9. 2014. с. 40). Но Екатерина не слышала слова Запорожских казаков.

     Укор в адрес Екатерины II справедлив. Маскируя многое от царской  цензуры Гоголь поднял далеко не шуточный вопрос: за что императрица уничтожила славную Запорожскую Сечь? Как отмечает Татьяна Таирова-Яковлева:  «Запорожцам изначально не повезло с Екатериной. Немецкая принцесса, на очень шатких основаниях  провозгласившая себя императрицей  и в целях пиара переписывавшаяся  с Вальтером, с первых шагов своего прихода к власти, стремилась уничтожить все очаги автономий и инакомыслия  в доставшейся ей державе. В своей  известной инструкции генерал – прокурору Александру Вяземскому в 1764г. она высказала непреклонное решение «привести к обрусению», имевшие свои местные законы, — Украину, Лифляндию и Финляндию. Относительно Украины императрица считала необходимым принять меры к тому, «чтобы век и имя  гетманов исчезло, не токмо б персона какая была произведена  в оное достоинство».. На отношение Екатерины  к Украине наложил отпечаток ряд факторов. Украинское духовенство высказывалось категорически против ее плана секуляризации монастырских  владений. В результата епископу Мациевичу Екатерина лично приказала, забить  в рот деревянный кляп, (вот так правила немка).  Затем – «заговор Мировича», представителя известного украинского старшинского рода, который попытался освободить и возвести на престол содеращегося в Шлиссельбурге  сверженного императора Иоанна Антоновича, В итоге Екатерина в 1764г. ликвидировала гетманское правление на Украине.   На очереди было Запорожье ибо с Оттоманской империей  воевать Екатерина не собиралась (именно для этого Анна Иоанновна восстановила Запорожскую Сечь).

     К этому времени запорожцам составляли конкуренцию появившиеся еще при Елизавете Петровне колонисты на огромных земельных территориях Дикого Поля, находившимся между Украинским гетманством и Крымом и издавна считавшихся «запорожскими землями». В 1752г. образовалось первое поселение австрийских сербов  и венгров – Новая Сербия. За ними последовали болгары, волохи и другие. Русское правительство охотно принимало их предоставляя пособия и льготы. Эти земли разделили на две части: Новая Сербия (от Днепра до Синюхи), граничившая с польскими землями и турецко – татарской степи, и Славяно — Сербия, к востоку от Днепра, вдоль Украинской линии, до станиц донских казаков, со столицей в Бахмуте.  Управлял эти краем генерал Глебов. Население края (1760г.) составляло около 26 тыс. чел. Всё  мужское население поселенцев было записано в гусарские полки. Численность колонистов с каждым годом росла. Они были более надежные и послушные чем запорожцы, которых планировали постепенно заменить. Но обстановка сложилась не так, как планировала Екатерина II.

     В Речи Посполитой была организована Барская конфедерация, направленная против политики Екатерины,  защиту православных Правобережной Украины. Поляки стали огнём и мечом устанавливать главенство католической церкви среди местного населения. В ответ украинцы подняли гайдамаковское движение которое возглавил послушник Мотроненского монастыря бывший запорожец Максим Железняк. Многие запорожцы приняли участие в восстании, считая своим долгом защитить братьев по крови, от поляков – католиков. К тому же восставшие верили, что православная императрица поддержит их в этой борьбе. Они не знали, что вся политика Екатерины была направлена на то, чтобы создать внутреннюю оппозицию в речи Посполитой и превратить ее в послушное орудие  своей политики. Любые выступления она воспринимала как неоправданным фанатизмом. Однако отряд гайдамаков в который входили и запорожцы преследуя поляков в районе пограничного местечка Балта, напал на них на татарской территории, разорив селение Галту, которое находилось во владении Оттоманской Порты. Это стало поводом начала русско – турецкой войны 1768-1774гг.  Когда Турция объявила войну России Екатерина II была в ужасе, ожидая разгрома.

    В то время турецкий флот, считался значительно превосходящий русский. Она приказала использовать запорожских казаков «против неприятеля». Запорожцы храбро сражались – отличились при взятии Очакова и Кинбурна, принимали партизанские набеги на татарские кочевья, их флотилия успешно сражалась на Днепре. Запорожский полковник Третьяк в 1770г.  в устье Дуная  разбил турецкую флотилию потопив 11 кораблей. Другой запорожец, Ковпак, в 1771г. захватил Кафу и другие селения. Запорожцы  сыграли важную роль при взятии перекопа. Они форсировали Сиваш через его мели, в обход вала, вошли на Крымский полуостров, открыв дорогу русской кавалерии. За заслуги кошевой атаман П. Калныневский  был награждён медалью с бриллиантами.

    В 1774г. заключён  Кучюк – Кайнарджинский мир, по которому Россия получила земли между Днепром и Бугом, Большую и Малую Кабарду, Азов, а также Керчь в Крыму.  Крым был объявлен независимым от Турции. После этого всё изменилось не в пользу запорожцев, ибо  Запорожская Сечь была нужна Российской империи, пока существовала опасность от Крымского ханства, а после его разгрома нужда отпала. В 1770г. была установлена новая Днепровская линия крепостей: Захарьевская, св. Петра, Алексеевская, Григорьевская, Кириловская, Никитинская и Александровска.  Таким образом Запорожская территория превратилась во внутреннюю территорию Российской империи – она оказалась не нужна. Несмотря, что запорожцы сыграли важную роль в победе над турками, Екатерина оказалась не благодарной. К тому же, запорожцы считали эти земли своей неотъемлемой собственностью, но  Екатерина  преследовала свои политические, экономические, личные  и интересы крупнейших российских аристократов. Запорожцы трижды направляли   в 1771, 1773 и 1774гг.  делегации   добиваясь возврата своих земель. В связи с этим вступили в конфликт с генерал-губернатором Новороссии фаворитом  царицы Григорием Потёмкиным. Некоторое время Екатерина и её фаворит Потёмкин  заигрывали с запорожцами, а потом дала указание историку Г. Миллеру подготовить справку о Запорожье. В ней было сказано: «Сечь не имеет права на существование, «злодейский умысел и т.д. ». 5 июня 1775г. генерал – поручик П. Текелли с войсками (пехота, кавалерия и донские казаки), окружили Сечь и объявили запорожцам, что запорожское казачество упраздняется. После небольшого колебания запорожцы во главе с кошевым П. Калинышевским  и запорожским архивариусом Владимиром покорились. Сечь была разрушена.

    3 августа 1775г. Екатерина II издала манифест о ликвидации  Запорожской Сечи, в котором сказано: «с истреблением на будущее время  и самого названия запорожских казаков…, через поступки и дерзновение, оказанные от сих казаков в неповинности нашим высочайшим повелениям». Жестокость немки,  оказавшейся   путём заговора и предательства на русском престоле очевидна. Её слова: «чтобы век и имя гетманов исчезло», активно применяли её  одноверцы, наследники   и единомышленники  против славян, прежде всего русского народа.  Ныне вместо  «гетманов», они  истребляют   братские народы — русских и украинцев. Запорожцам было разрешено перейти в карабинерские полки или переходить в крестьянские звания. Кошевого и некоторых других старшин Г. Потёмкин (видимо опасаясь  бунта), отправил в пожизненную ссылку в монастырь. Калнышевский ничем перед царским режимом  не провинившийся, содержался в одиночной камере в Соловецком монастыре, почти 25 лет, пока не был освобождён Александром 1 в 110 лет (Екатерина жестоко обошлась с казаками  за службу и помощь в завоевании Крыма).  После ликвидации Запорожской Сечи началась интенсивная раздача их  земель,  Г. Потёмкин, А. Прозоровский, и А. Вяземский получили каждый по 100 тыс. десятин. В том же году Запорожье вошло  в состав Новороссийской губернии.  5 октября 2022г. Запорожская область снова вошло (включена) в состав Российской Федерации.  История повторяется.

    Яркий образ Запорожского казака показан в фильме В. Бортко «Тарас Бульба». Его  сыграл  выдающийся  украинский актёр  Б. Ступка. В одном из интервью Ступка говорил: «История тех времён тоже не была столь однозначной, Когда читал первый вариант повести «Тарас Бульба» (1835г. сборник «Мирогород»), нашёл там объяснение: «Свитка – верхняя одежда южных малороссиян». А во строй редакции  — 1851г.- уже было, что свитка – верхняя одежда для южных россиян». За 15 лет всё переменилось. И это меня чрезвычайно удивило, даже больше чем тот факт, что в первом варианте повести Тараса Бульбу не сжигают,  как во втором. Ведь этой маленькой поправкой украинцев лишили аутентичности. Имперская традиция существовала и в Речи Посполитой, где наши земли именовались Малой Польской.  Даже сейчас мои знакомые в Варшаве говорят, что Львов — мало польский. А для северного соседа мы стали малороссами. И сразу  же у нас родился комплекс  «меньшевартости» (неполноценности); одни великие, другие – малые. Так, что вопросы поднятые в «Тарасе Бульбе» до сих пор актуальны. Думаю,  Гоголь в повести многое закодировал, у нас его невнимательно читали. Говорит  же Бульба, что у нас будет свой русский царь».(7). Ныне народы России и Украины переживают трудные, драматические времена. Невольно вспоминаешь слова Вера Деревьянко

«Ми розвели котів собак он гризуться вони як

Один одного загризають

І сильнішого їх загризе щодня чекають

Більший меншого стусає бьє бо в нього сила є».

Хочется верить, что трагедия постигшая наши народы  скоро закончится.

Литература:

  1. Кузьмин Г.В., Лукашова О.М., Мавродин В.В. и др. У.П. История СССР. М., 1973. С. 232-233.
  2. Всемирная История. Т.V. –М., 1958. с. 190.

3. «Дилетант», №7, июнь2014г. с. 56-57..

4. История городов Украины. Хар. УССР. 1968г. с.15.

5. Большая Советская энциклопедия. –М., 1977. с. 540.

6. «Дилетант». №9. 2014. сентябрь. с. 38.

7. «Собеседник». 19 января 2010г.

Член Президиума ЦС РУСО, профессор, писатель и журналист

                                                                             В.А. Попович

11.Х. 2022г.