Выступая с докладом о прошедших выборах в Московской области на Бюро Красногорского отделения КПРФ поделился своими мыслями по изменению законодательства о выборах в России. Партийное отделение меня поддержало. Делюсь своими предложениями.
Согласно статье 3 Конституции РФ, носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
Из этих положений однозначно можно сделать вывод о том, что институт выборов в России имеет очень важное значение. От выборов зависит легитимность власти, но в последнее время, в результате постоянного изменения законодательства, в частности 131-ФЗ «О местном самоуправлении», фактически отменены прямые выборы глав муниципалитетов. Они заменены проведением конкурса, на итог которого народ, как источник власти, что сказано в Конституции, непосредственно не влияет.
Мне могут возразить на это, что на основании решения конкурсной комиссии принимают решение по кандидатуре главы депутаты, которых народ избрал. Да, это конечно так, но в том, то и дело, что в Конституции есть такое слово – непосредственно! Что означает – напрямую, без посредника. В нашем случае как раз и получается, что депутаты являются посредниками, поэтому конкурсной комиссии, в том виде и с той процедурой которая есть, по моему мнению, быть не должно.
Эта мысль так же подтверждается статьёй 23 ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», которая гласит, что: Муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Поэтому считаю, что необходимо внести во все региональные законы субъектов РФ:
— Прямые выборы глав муниципальных образований.
С 2006 года отменён при выборах всех уровней нижний порог явки, что, по моему мнению, привело к кризису доверия народа к власти, отсутствию у последней заинтересованности в подготовке и проведении выборов.
На прошедших выборах в Московской области явка в среднем составила всего 21,38%.
Вот отдельная явка по округам Подмосковья:
— Серебряные Пруды — 49,85%
— Зарайск — 31,55%
— Электрогорск – 30,36%
— Ступино – 26,94%
— Клин – 24,99%
— Шаховская – 24,73%
— Руза – 23,57%
— Наро-Фоминск – 22,98%
— Люберцы – 22,19%
— Павловский Посад – 21,82%
— Домодедово – 17,35%
— Чехов – 17,17%
Причём рекордно низкая явка была зафиксирована на дополнительных выборах в Ленинском городском округе – 8,34%!
На дополнительных выборах в Мособлдуму по Воскресенскому избирательному округу №2 явка была тоже низкой и составила 18,12%.
Всё это в совокупности говорит о реальном падении интереса народа к выборам и институту местного самоуправления. Получается, что активность избирателей не имеет никакого значения. Выборы любого уровня теперь признаются состоявшимися, фактически при любой явке, даже если на них придёт один гражданин имеющий право голоса.
Считаю, что требование статьи 3 Конституции РФ просто не выполняется даже, не смотря на введённое многодневное голосование, которое не смогло показать свою эффективность.
На основании этого, считаю необходимым ввести в ФЗ-67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» нижний порог явки на выборы:
— Муниципальные – 25%
— Региональные – 30 %
— Выборы губернатора – 50%
— Государственная дума – 50%
— Президента – 50%
Кроме того, считаю, что для того, чтобы нижний порог явки работал более эффективно, необходимо ввести ответственность для комиссий, организующих выборы прямую ответственность, за несостоявшиеся выборы при низкой явке.
Думаю, что именно от организации работы избирательных комиссий зависит явка граждан на избирательные участки. Мера наказания – рублём. Пусть возмещают средства, выделенные государством на проведение выборов. Мне кажется, это будет довольно честным, а для избирателей выгодным, так как будут перерезаны границы участковых избирательных комиссией, чтобы обеспечить шаговую доступность до избирательных участков, а не гонку на упряжи с тремя пересадками до места голосования.