Доклад Заместителя Председателя ЦК КПРФ, Председателя Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, академика РАН В.И. Кашина на совместном заседании Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам и Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.
Кашин Владимир Иванович
Заместитель Председателя ЦК КПРФ, академик РАН, Председатель Комитета Госдумы по аграрным вопросам
5 июля 2022 года
г. Москва
Уважаемые товарищи!
Комитет в сегодняшнем совещании принимает участие в полном составе, и мы отмечаем плодотворную работу с Министерством. За эту сессию мы многократно встречались, в разных форматах, несколько раз в Государственной Думе, причем таким же большим составом, и обсуждали все актуальные вопросы, в том числе по предстоящей посевной кампании.
И сегодня очень приятно, что на полях зреет достаточно большой урожай, и многие прогнозы сходятся в достойных цифрах 132-133 млн. тонн зернобобовых.
Мы приняли с вами достаточно большое количество нужных законов.
![](https://kprf.ru/m/310/240/t/img/2022/07/1_uR93gFb.jpg)
В период осенней сессии 2021 года – 8, и еще 9 за период весенней сессии 2022 года. Для сравнения за весь шестой созыв аграрным Комитетом было принято всего 15 законов.
![](https://kprf.ru/m/310/240/t/img/2022/07/2_7nKp9O8.jpg)
В том числе Федеральный закон «О побочных продуктах животноводства», это была наша большая совместная работа с вами, с Советом Федерации. Я когда докладывал этот закон, особо отметил взаимопонимание по этому важному вопросу с руководством обеих палат Федерального Собрания, В.И.Матвиенко и В.В.Володиным.
Мы также приняли участие как соисполнители в подготовке 14 законодательных инициатив.
![](https://kprf.ru/m/310/240/t/img/2022/07/3_3PZBb4a.jpg)
Большинство подготовленных Комитетом к принятию Государственной Думой законодательных инициатив было внесено Правительством, Министерство здесь отлично поработало. И в этой связи хочу обратить особое внимание членов Коллегии Министерства на то, что в рамках работы с поступающими замечаниями, предложениями участников законодательного процесса на площадке Государственной Думы совершенствуется до 85% текста закона. Мы находимся на стыке позиций не только правительственных и думских структур, но также Администрации Президента, заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, регионов, в обязательном порядке науки, отраслевого бизнес сообщества. Поэтому более 350 поправок было внесено депутатами Государственной Думы, из которых 270 были приняты. В среднем 30 принятых поправок на один закон.
Конечно, мы отрабатываем все предложения совместно с вами, и должны отметить, что это очень большая и творческая, тяжелая работа. Поэтому хочу также поблагодарить аппарат Комитета и аппараты профильных департаментов Министерства.
Большой перечень законодательных инициатив нам еще только предстоит рассмотреть.
![](https://kprf.ru/m/310/240/t/img/2022/07/4.jpg)
Здесь и уже внесенные в Государственную Думу законопроекты, и те инициативы, которые только разрабатываются.
![](https://kprf.ru/m/310/240/t/img/2022/07/5_ydBjF0Y.jpg)
Поэтому в предстоящий летний период, когда Дума будет в отпуске, нам отдыхать не придется.
Уважаемы товарищи!
Текущую работу мы с вами обсуждаем часто, и поэтому я хотел бы в большей степени остановиться на перспективе.
![](https://kprf.ru/m/310/240/t/img/2022/07/6_yEucE0l.jpg)
Вы знаете, что 26 апреля 2022 года вышло поручение Президента Российской Федерации, на которое мы сегодня должны все вместе обратить особое внимание. Вопросы импортозамещения, широкого внедрения средств механизации, внесения минеральных удобрений и другие обозначены в поручении, как средство достижения основной цели – роста производства продукции АПК на 3% ежегодно.
Если рассматривать этот вопрос на примере производства зернобобовых, то к 2025 году мы должны выйти на устойчивый уровень в 141,2 млн. тонн.
![](https://kprf.ru/m/310/240/t/img/2022/07/7_AJjVb8r.jpg)
Можно увидеть, если константой сделать токующую посевную площадь, то для достижения этой цели необходимо будет вывести среднюю урожайность на уровень 30,1 ц/га. А если же урожайность оставить на текущем уровне, то потребуется увеличение посевных площадей до 52,9 млн. га.
Оптимальным же сценарием будет синхронная работа и по увеличению площади посевов и над повышением урожайности.
Поэтому сегодня мы должны в первую очередь обратить внимание на эффективность использования нашего земельного фонда.
![](https://kprf.ru/m/310/240/t/img/2022/07/8_b7MnsgV.jpg)
Законодательное обеспечение использования земель сельскохозяйственного назначения мы, наконец, забрали в наш Комитет, и теперь стоящие на этом направлении задачи нам вместе решать стало гораздо легче, в том числе по сохранению площадей сельскохозяйственных земель и увеличению посевного клина.
Исполняя же поручение Президента, мы должны четко зафиксировать эти цели в новой редакции Стратегии развития агропромышленного комплекса.
За этим встает вопрос качества земель.
![](https://kprf.ru/m/310/240/t/img/2022/07/9_3FVOPYy.jpg)
Опустынивание пашни – большая беда, и если мы не проникнемся пониманием этой проблемы, то окажемся под грузом всей тяжести грядущих за этим последствий. Признаки опустынивания прослеживаются уже на площади 50 млн. га в 27 регионах России. При этом мы видим, насколько активно протекают и другие процессы деградации – закисление, засоление, заболачивание, и т.д.
Поэтому борьба с деградацией почв, восполнение и повышение ее плодородия должно стать следующим стратегическим ориентиром. Об этом черным по белому написано в поручении Президента. Конкретные же целевые показатели должны определяться следующим.
Химическая мелиорация.
![](https://kprf.ru/m/310/240/t/img/2022/07/10_pYpvANG.jpg)
Мы знаем, что одна тонна зерна выносит из почвы 37 кг. азота, 13 кг. фосфора и 23 кг. калия. Значит 8,6 млн. тонн действующего вещества минеральных удобрений должно быть внесено в почву, чтобы только скомпенсировать урожай в 120 млн. тонн зернобобовых. Исходя из этого, мы видим ориентир по количеству вносимых минеральных удобрений. Рядом с этим стоят вопросы сохранения водно-физических свойств почв и содержания гумуса, а значит необходимости увеличения внесения органических удобрений.
Все представленные цифры выверенные, научно обоснованные, и поэтому также должны быть погружены в систему целевых показателей Стратегии.
Что касается гидромелиорации. Министр об этом в своем докладе говорил.
![](https://kprf.ru/m/310/240/t/img/2022/07/11_FjE0uAy.jpg)
Мы были на выездном заседании в Ставропольском крае, где предметно смотрели все эти вопросы. У нас 72 водохранилища, 240 гидроузлов, 1,2 тыс. км. дамб и валов, которые нуждаются в реконструкции. Ко многим из них с 1952 года руку ни кто не прикладывал.
И посмотрите, как на этом направлении движутся другие страны.
То, насколько эти вопросы важны, хорошо демонстрирует анализ урожайности в Поволжье.
![](https://kprf.ru/m/310/240/t/img/2022/07/12_CjcL6al.jpg)
К примеру, в Самаре в 1990 году урожайность была 18,9 ц/га, и в прошлом году 17,5 ц/га. За период с 2012 года лишь два года этот показатель составлял 26-26,1 ц/га. Аналогичная ситуация и в Саратове, и в Татарстане, по всему Поволжью. Без орошения там мы не сможем продвинуться к целевым показателям урожайности, которые обеспечат заданную Президентом динамику роста. И вообще снятие по природно-климатическим зонам лимитирующих факторов раскрытия генетического потенциала сортов – архиважная задача.
Далее – энергетическая вооруженность, текущий уровень которой определяет высокие потери урожая.
![](https://kprf.ru/m/310/240/t/img/2022/07/13_Jswx3uZ.jpg)
Убираем 20 дней – теряем четверть урожая. Поэтому от биологической зрелости до момента уборки не должно проходить больше 10 дней!
У нас в 2021 году было 52,6 тысяч зерноуборочных комбайнов, а посевная площадь – 47 млн. га.
Получается всего один комбайн на 1000 га, а ведь много из них изношено. Конечно, по если смотреть регионам, то картина в каждом субъекте отличается, но в целом ситуация такова. И тут же можем видеть, как обеспечены сельскохозяйственной техникой другие страны.
Мы все вместе должны понимать стоящие перед нами задачи, и стараться решать их, формируя через новую Стратегию развития АПК и новую государственную аграрную политику. Поэтому далее предлагаю взглянуть на наши государственные программы, как механизм реализации этой политики.
Вот – Государственная программа эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации.
![](https://kprf.ru/m/310/240/t/img/2022/07/14_86MPQE5.jpg)
Мы видим в рамках парламентского контроля на то, в каком направлении движется перспектива ее финансирования — минус 410 млрд. рублей! Соответственно меняются и целевые ее показатели.
![](https://kprf.ru/m/310/240/t/img/2022/07/15_0IZWjHa.jpg)
Важнейший показатель, площадь вовлеченных в оборот земель, с 13,2 млн. га снижается до 4,8 млн. га. Темпы обследования земель снижаются в два раза, больше чем в два раза урезаются показатели сохранения сельскохозяйственных угодий и химической мелиорации.
Аналогичная ситуация с государственной программой комплексного развития сельских территорий.
![](https://kprf.ru/m/310/240/t/img/2022/07/16_U9VSVd1.jpg)
Ее финансовое обеспечение предлагают сократить с 3,3 трлн. рублей до 791 млрд. рублей. И ссылаются при этом на то, что через другие ФОИВы на цели развития сельских территорий направляются большие средства, но на деле это всего 22-24 млрд. рублей в год!
Поэтому мы можем потерять все наши целевые показатели.
![](https://kprf.ru/m/310/240/t/img/2022/07/17_4r2bNPJ.jpg)
Посмотрите, если такие параметры бюджета будут утверждены, то доля сельского населения, проживающего на сельских территориях, на которых реализованы проекты комплексного развития, у нас упадет с 44,2% до 7,3%.
Этого допустить мы не можем!
Мы вместе с Вами, Дмитрий Николаевич, были на заседании Совета Законодателей Российской Федерации в апреле текущего года в Санкт-Петербурге.
![](https://kprf.ru/m/310/240/t/img/2022/07/18_S4wYvyZ.jpg)
Я там выступил по теме финансирования наших государственных программ. И все, включая В.И.Матвиенко и В.В.Володина, поддержали сделанные мной выводы и предложения. Это слышал и Министр экономического развития Российской Федерации, и Министр финансов Российской Федерации. Итоговое решение Совета все эти задачи зафиксировало. Более того, соответствующие рекомендации содержатся в целом перечне Постановлений Государственной Думы, а главное – в поручениях Президента Российской Федерации!
Поэтому я хочу заострить на этом внимание всех наших депутатов, чтобы во всех фракциях самым серьезным образом эти решения были еще раз озвучены с тем, чтобы помочь Министерству сельского хозяйства вырваться из этого колеса недофинансирования.
О чем мы должны говорить?
![](https://kprf.ru/m/310/240/t/img/2022/07/19_PcETtDE.jpg)
О финансировании трех наших госпрограмм на уровне 4% расходной части бюджета. Это вполне подъемные для бюджета средства, которые позволят решить все задачи, поставленные Президентом Российской Федерации на направлении обеспечения продовольственной безопасности.
Поэтому, уважаемые товарищи, работа с проектом федерального закона «О федеральном бюджете на 2023 год и плановый период 2024-2025 годов» для нас в осеннюю сессию должна быть особой. Те успехи, которые демонстрируют крестьяне на абсолютном большинстве направлений, в том числе по защищенному грунту, должны быть поддержаны.
В помощь нам и те 11 научно-исследовательских организаций, которые пришли в ведение Министерства, специализирующиеся по картофелю, сое, кукурузе, зерновым, сахарной свекле, маслосеменам, и другие.
В заключение хочу сделать одну ремарку.
Когда мы были в Ставрополье, нам с депутатами показали уникальный семеноводческий завод по кукурузе. И когда они нам назвали, сколько производят семенных единиц, то получилось под 40% потребности нашей страны. На вопрос же куда все эти семена идут, мы получили ответ – транснациональным корпорациям, которые потом куда хотят, туда их продают. Получается, что наши люди работают, на нашей земле выращивают, а пользы для страны нет.
И ведь такая ситуация у нас не только по кукурузе. Точно так же и по сахарной свекле – при потребности в 1,2 млн. т. семенных единиц, мы производим 260 тыс. (больше 20% потребности), а по факту реализуем нашим сельскохозяйственным товаропроизводителям всего 5-6% от потребности. Давайте здесь наводить порядок. Это тоже важнейший элемент импортозамещения и обеспечения продовольственной безопасности.
Хочу пожелать нам всем успешно решать те большие задачи, которые стоят перед АПК в это суровое время. Министр, профильные структуры Министерства, депутаты здесь едины в понимании целей и средств.
И завершая, уважаемые товарищи.
Приближается профессиональный праздник работников водной нивы. Министерство, Росрыболовство проводит большую работу для динамичного развития этой отрасли, мы вместе активно работаем в законотворчестве, реализуем хорошие проекты, обновляем флот. Считаю уместным сегодня на совместном заседании поблагодарить наших рыбаков за трудную, но достойную работу, за хорошую динамику, и пожелать им дальнейших успехов, здоровья и удачи.
В целом еще раз хочу отметить плодотворную совместную работу Министерства и Комитета в решении вопросов продовольственной безопасности.
Спасибо за внимание!